Работа менеджера. Специфика и критерии оценки

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы:
 анализ деятельности менеджера, специфики и критериев ее оценки.
Задачи курсовой работы:
 рассмотреть основные профессиональные и личностные качества современного менеджера;
 изучить лидерские качества менеджера;
 проанализировать требования, предъявляемые к менеджеру;
 дать оценку профессии менеджера;

Содержание

Введение
1. Профессиональные и личностные требования к менеджеру
1.1 Профессиональные и личностные компетенции
1.2 Особенности труда руководителя, критерии оценки труда
1.3 Развитие карьеры менеджера
2. Анализ деятельности управленческого персонала
2.1 Анализ деятельности управленческого персонала в туристических организациях
2.2 Анализ деятельности менеджеров в русских турфирмах. Обслуживание клиентов
Заключение
Библиография
Приложение 1

Работа содержит 1 файл

работа менеджера.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

Таким образом, структура личности менеджера проецируется на деятельность управляемой им организации, поэтому для успешности управления важны все качества менеджера. Их нельзя разделить на профессиональные и индивидуальные качества, имеющие значение для эффективности управления. В этом состоит одна из особенностей профессии менеджера.

Некоторые качества человека имеют особое значение для разных сфер деятельности менеджера (практическое руководство, управленческое консультирование, научная деятельность в области социального управления), в их числе: лидерство, организаторские способности, коммуникативные качества.

Профессия менеджера  не только требует для эффективности  управления некоторых качеств у  человека, но и сама формирует со временем эти качества.

В условиях современного управления организацией менеджер должен обладать рядом необходимых ему  качеств, как личных так и профессиональных.

К профессиональным относят  те, которые характеризуют любого грамотного специалиста. Обладание  ими является лишь предпосылкой успешного  выполнения служебных обязанностей.

Такими качествами являются:

  1. высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей профессии;
  2. широта взглядов, эрудиция, глубокое знание не только своей, но и смежных сфер деятельности;
  3. стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;
  4. поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим в овладении ими, их обучение;
  5. умение рационально использовать время, планировать свою работу.

Личностные качества менеджера также мало чем должны отличаться от качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались. Здесь можно упомянуть:

  1. высокие моральные стандарты;
  2. физическое и психологическое здоровье;
  3. внутренняя и внешняя культура, справедливость, честность;
  4. отзывчивость, заботливость, доброжелательность к людям;
  5. оптимизм, уверенность в себе.

Но обладание ими  — тоже всего лишь предпосылка  успешного руководства, ибо менеджером делают человека не профессиональные или личностные, а деловые качества, к которым необходимо отнести:

  1. умение организовать деятельность подчиненных, обеспечить ее всем необходимым, ставить и распределять задания, координировать и контролировать их выполнение;
  2. доминантность, честолюбие, высокий уровень притязаний, стремление к независимости, власти, лидерству в любых обстоятельствах, а порой и любой ценой, смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность;
  3. контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения (специалисты полагают, что 80 процентов знаний менеджера должны составлять знания о человеке);
  4. инициативность, оперативность в решении проблем, способность сконцентрироваться на главном;
  5. умение управлять собой, своим поведением, отношениями с окружающими;
  6. стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск и увлекать за собой подчиненных.

Требования к менеджерам в отношении этих качеств на различных  уровнях управления неодинаковы.

На низких уровнях  ценятся решительность, коммуникабельность, некоторая агрессивность; на средних - в большей степени умение общаться, отчасти концептуальные навыки; на высших уровнях на первое место выдвигаются умение стратегически мыслить, оценивать ситуацию, ставить новые цели, осуществлять преобразования, организовывать творческий процесс подчиненных.

Поскольку менеджер любого уровня не только организует и направляет работу сотрудников, но и при необходимости оказывает влияние на их поведение, в том числе и внеслужебное, он должен быть достаточно хорошо подготовлен педагогически.

1.2 Особенности труда руководителя, критерии оценки труда

 

Основное содержание деятельности менеджера, - это управление, руководство людьми и это является главной особенностью профессии  менеджера. Управление выступает как  важнейший и наиболее эффективный  в современном мире способ осуществления  власти. В общем случае власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее влияние на поведение и деятельность отдельных людей и их групп с использованием авторитета, права, насилия, денег и т.д. В свою очередь, наличие власти является необходимым условием эффективного руководства [13, с. 49].

Основные особенности  профессиональной управленческой деятельности обусловлены следующим [7, с. 92]:

  1. неопределенностью условий принятия решений (дефицит информации и времени для выработки обоснованных критериев выбора управленческого решения);
  2. высоким уровнем рисков, имеющих значение не только для самого руководителя, но и для подчиненного ему коллектива, а также организации в целом;
  3. повышенной ответственностью субъекта управления за последствия принимаемых решений. В случае негативных последствий речь идет об ответственности не только административной (иногда и уголовной), но главным образом моральной;
  4. положением, при котором субъект управления является одновременно руководителем и подчиненным;
  5. особыми (повышенными) требованиями, предъявляемыми к уровню профессионализма субъекта управления, — к знаниям, навыкам, уровню образования и качеству воспитания, а также к нравственным и деловым качествам руководителя;
  6. наличием значительного конфликтного потенциала во взаимодействии руководителя и подчиненного, руководителя и коллектива, между руководителями, между различными организациями. Этот потенциал требует нейтрализации, а ситуации конфликта — гармонизации и разрешения без ущерба для участвующих сторон;
  7. весьма высокой интенсивностью контактов субъекта управления с другими людьми. Каждый из подобного рода контактов требует от руководителя внимания, определенного психического напряжения и больших затрат энергии;
  8. определяющим влиянием, которое оказывают на содержание решений личные качества и интересы лиц, принимающих это решение;
  9. конкурентным характером взаимодействия интересов представителей различных звеньев и уровней управления деятельностью организации, которые в большинстве случаев не совпадают;
  10. уникальностью управленческих ситуаций. Каждая управленческая ситуация существенно отличается от всех других, несмотря на то, что существуют и так называемые типовые и стандартные ситуации. Неповторимость реальной, даже стандартной, ситуации определяется уникальностью ее участников, каждый раз новым сочетанием условий и факторов, имеющих значение для ее разрешения. Успешное разрешение любой управленческой ситуации предполагает использование руководителем своего творческого потенциала.

Для характеристики профессии менеджера важными являются также следующие основания общей классификации профессий:

  1. содержание труда (по предмету, цели, средствам, способам, условиям), т.е. характеристика объекта труда;
  2. характер требований к психике человека, т.е. характеристика субъекта труда.

По объекту труда  профессию менеджера следует  отнести к числу профессий, ориентированных  на взаимодействие «человек- человек». Вместе с тем менеджер может руководить и группой людей, профессионально  ориентированных на взаимодействие «человек - живая природа» (инженеры, механики), «человек - знаковая система» (редакторы, чертежники), «человек - художественный образ» (артисты, телеведущие).

По целям профессия  менеджера - преобразующая, причем объектом преобразования выступает социальная реальность (различные ее аспекты).

По средствам труда  менеджер относится преимущественно  к числу профессий умственного  труда, используются при необходимости  средства обработки информации - вычислительная и организационная техника.

По условиям труда  профессия менеджера относится, скорее, к числу профессий, связанных с работой в микроклимате, близкому к комфортному, нередко в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей.

Профессия менеджера  требует высококвалифицированного труда и длительной дорогостоящей подготовки кадров, наиболее высокой степени активности и уровня ответственности человека, а также требующая сочетания у человека многих качеств, прежде всего коммуникативных и организационных.

По мере повышения уровня должностного положения менеджера характер требований к психофизическим особенностям человека изменяются от относительной профессиональной пригодности (отсутствие необходимых качеств может компенсироваться мотивацией, опытом) до абсолютной профессиональной пригодности, для которой необходимы определенные природные данные (качества лидера, организаторские способности и т.д.).

Труд менеджера с повышением его должностного положения изменяется также от самостоятельного (в пределах задачи предоставляется простор  для самостоятельного выбора приемов работы) до свободного творческого труда (характерен для «топ-менеджеров» - работник самостоятельно выбирает не только приемы деятельности, но и задания).

Важная особенность профессии  менеджера заключается в том, что он может руководить работой  групп людей, профессия которых связана с иными [2, с. 342]:

  1. целями (гностическими профессиями - эксперт, ревизор; изыскательскими - научный работник);
  2. объектами (взаимодействие «человек - живая природа» - инженер, механик и др.; «человек- человек»- врач, учитель, продавец и др.);
  3. средствами (ручного труда - представители ремесел; машинно-ручного труда - машинист, водитель; с применением автоматизированных систем - оператор);
  4. условиями - с работой в необычных условиях (пожарный, водолаз), с экстренными и экстремальными ситуациями (сотрудники МВД, МЧС и др.);
  5. степенью квалификации (профессии с простым квалифицированным трудом, профессии, не требующие специальной подготовки);
  6. характером труда (автоматический труд - строго регламентированный, с однотипными мелкими операциями в течение дня, задания и приемы однообразны, в частности рабочий-сборщик; полуавтоматический труд - действия не всегда строго регламентированы, перечень заданий и приемов однообразен, но возможно разнообразие в ритме и стиле, в частности машинистка; шаблонный исполнительский труд - задания и приемы разнообразны, но строго оговорены инструкциями, в частности швея).

Существует четыре типа профессии управленца (менеджера  организации) [8, с. 32]:

  1. руководитель. Его основная деятельность- управление конкретным коллективом людей (организацией), принятие управленческих решений для решения практических задач в рамках своей компетенции;
  2. консультант в области управления. Здесь его деятельность также связана с решением практических задач, однако она ограничивается консультированием, т.е. подготовкой и представлением руководителю (организации) конкретных советов по решению проблем в области социального управления. Принятие решения с учетом полученного совета остается за руководителем. Он же несет и всю полноту ответственности за принятое решение;
  3. ученый в области управления. Суть его основной деятельности - научные исследования, направленные на поиск и формирование знаний в области управления, изучение закономерностей социального управления, выявление, объяснение, обоснование и прогнозирование событий и явлений в сфере менеджмента;
  4. преподаватель менеджмента. Смысл деятельности преподавателя заключается в обучении, передаче знаний в области управления, руководстве самообразованием менеджеров, управленческом просвещении.

С каждым из указанных  типов профессии управленца связаны  специфичные требования к профессиональной подготовке и индивидуальным качествам  специалиста [13, с. 162]. Так, для руководителя особенно важны лидерские качества, свободное владение управленческим инструментарием на практике. Для ученого в области управления - творческие способности, склонность к анализу, обобщению информации, к поиску новых знаний в сфере научного управления. Для преподавателя менеджмента - его способности методиста и дидактика, умение заинтересовать учащихся решением проблем управления, направить его самостоятельное обучение, навыки передачи знаний.

Любая профессия требует  опыта и мастерства, по мере профессионального  роста человек может расширять  сферу своих профессиональных интересов или искать новые сферы приложения своих способностей и знаний, специализироваться в более узких или новых областях. Так, ротация управленцев высшего звена управления является основой для формирования так необходимого сейчас России корпуса «топ-менеджеров» (высшего менеджмента). В качестве более широкой сферы приложения сил и способностей менеджера федерального уровня можно рассматривать, в частности, руководство межведомственной комиссией. Как более узкая сфера деятельности управляющего крупным предприятием может выступать руководство федеральной целевой программой.

В связи с реформированием  экономики России до настоящего времени  возникают новые области, в которых  требуется квалифицированное управление, в их числе риск-менеджмент, антикризисное  управление, создание единой системы благотворительности, разработка и внедрение новых социальных идей (связанных с экологией, распространением здорового образа жизни и т.д.) [7, с. 9].

Роль менеджера в  организации - направляющая, формирующая, структурирующая, и в целом организующая. Деятельность менеджера направлена на то, чтобы работники стали не просто арифметической суммой людей со своими проблемами и интересами, но сплоченным коллективом, нацеленным на созидание, на выполнение общественной задачи, чтобы проявились все позитивные эффекты социальной организации, ради которых люди и объединятся в ней, чтобы организация стала действительно организацией.

Структурирующее воздействие  менеджера касается работников организации, самой организации, ее связей с внешним  миром и даже фрагментом внешнего мира, представляющего собой сферу деятельности организации.

Менеджер организации (руководитель) выполняет также многообразные  иные, дополняющие друг друга функции (рис.3).

 

                                        Функции менеджера:

 

Админис

тратор

Организатор

Профессионал

Общественный деятель

Преподаватель

Психолог

Воспит

атель


Рис. 3.

 

Руководитель (менеджер) организации использует свои административные полномочия для достижения целей  организации, действует в строгом  соответствии с нормативно-правовыми актами, участвует в реализации кадровой политики.

В роли организатора руководитель проявляет способность квалифицированно определить предпосылки и цели деятельности, подобрать исполнителей, распределить между ними функции в соответствии с их способностями, опытом и склонностями, поставить перед ними задачи, распределить ответственность, правильно расставить акценты в деятельности, выделить необходимые ресурсы, а затем координировать деятельность подчиненных.

Информация о работе Работа менеджера. Специфика и критерии оценки