Пути повышения эффективности менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 20:48, реферат

Описание работы

В условиях современной рыночной экономики менеджмент является одним из основных элементов успешной деятельности предприятия. Существует большое количество определений менеджмента. Приведем одно из них. Менеджмент – это область управленческой и хозяйственной деятельности, направленной на достижение целей организации путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 30.91 Кб (Скачать)

     Если  в результате рационализации управления удается достичь высокого уровня указанных выше показателей, то происходит положительный сдвиг в организации  системы управления и достигается  экономический эффект. Совершенствование  управления организацией, внедрение  компьютерных информационных технологий требуют определенных капиталовложений, инвестиций, что также требует  оценки управления данными проектами.

     При оценке эффективности инвестиционных проектов применяются: коммерческая (финансовая) эффективность, определяющая финансовые последствия реализации проекта  для его непосредственных участников; бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления  проекта для федерального, регионального  и местного бюджетов; экономическая  эффективность, учитывающая затраты  и результаты, связанные с реализацией  проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного  проекта и допускающие стоимостное  измерение. Основу оценки эффективности проектов составляют определение и соотнесение затрат и результатов от их осуществления.

     При оценке эффективности инвестиционных проектов необходимо приведение (дисконтирование) показателей к стоимости момента  сравнения, так как денежные поступления  и затраты в различные временные  периоды неравнозначны. Развиваются  и другие подходы к оценке эффективности  менеджмента, в частности, ресурсно-потенциальный  подход к оценке эффективности системы  управления. В нем абсолютная эффективность  управления представляется соотношением потенциальных возможностей производства с фактическим значением его  использования. Относительная эффективность  определяется как отношение полного  эффекта управления к затратам. 
 
 

     Таким образом, в обобщенном виде можно  выделить следующие критерии эффективности  менеджмента:

1. Действенность  – степень достижения целей  организации.

2. Экономичность  – соотношение необходимого и  фактического расхода ресурсов.

3. Качество  – соответствие характеристик  продукции (услуг) стандартам  и требованиям потребителей.

4. Прибыльность  – соотношение между доходами  и суммарными издержками.

5. Продуктивность  – соотношение объема продукции  (услуг) за определенный период  в натуральных, стоимостных и  других показателях и затрат  ресурсов, соответствующих данному  объему продукции (ресурсов: трудовых, материальных, финансовых и др.).

6. Качество  трудовой жизни – условия труда  работников

7. Инновационная  активность – внедрение новшеств  в различных функциональных областях  деятельности организации [1].

     Анализ  категории эффективности, факторов, ее определяющих, содержания и результатов  управленческого труда позволяет  сделать вывод, что адекватными  содержанию и формам проявления эффективности  являются группы показателей, которые  могут выступать в качестве измерителя, критерия эффективности в зависимости  от назначения организации и условий  ее функционирования.

     Каждому варианту системы управления соответствует  определенное значение критерия эффективности и задача управления состоит в том, чтобы найти такой вариант управления, при котором соответствующий критерий принимает наивыгоднейшее значение.

Пути  повышения менеджмента

     Повышение эффективности управления является необходимой составляющей успешной деятельности любого предприятия. В  настоящее время существует множество  способов повышения эффективности  менеджмента, каждый из которых направлен  или на самого руководителя, его  личные и профессиональные качества, или на какой-либо элемент управленческой деятельности. Работа над повышением эффективности управления может  начинаться с любого элемента, того, совершенствование которого является для организации наиболее актуальным. Важно лишь иметь при этом в  виду взаимосвязь элементов друг с другом. Рассмотрим наиболее общие  пути повышения эффективности управления:

1. Совершенствование  структуры управления, максимальное  ее упрощение, децентрализация  большинства функций, определение  полномочий руководства с учетом  квалификаций и личных качеств.

2. Выработка  стратегии развития организации  на основе анализа ее сильных  и слабых сторон, разработка философии  и политики организации, охватывающей  все ее функциональные области.

3. Разработка  информационной системы организации,  обеспечивающей эффективную коммуникационную  связь между сотрудниками и  подразделениями.

4. Разработка  системы принятия решений, правил  и процедур управления, системы  стимулирования.

5. Система  постоянного повышения квалификации  работников на основе обучения, переподготовки, развития инициативы, творчества.

6. Разработка  системы подбора, обучения, оценки  и перемещения руководящих кадров, планирование карьеры руководителей,  применение стиля руководства,  адекватного внутренним и внешним  факторам, воздействующим на организацию.

7. Применение  наиболее эффективных методов  подбора персонала, его оценки, формирование работоспособного, совместимого  состава работников, создание максимально  благоприятного социально-психологического  климата.

8. Работа  по созданию культуры организации,  выработке совместных ценностей,  признаваемых и одобряемых сотрудниками [2].

     Рассмотрим  более детально некоторые из путей  повышения эффективности менеджмента. В современных рыночных условиях для эффективности управленческого  процесса необходимо, чтобы любой  менеджер не только имел глубокие и  разносторонние знания, но и отличался  оперативностью и деловитостью, обладал  чувством нового, постоянно проявлял инициативу. На развитие эффективности  трудовой деятельности работника, в  том числе и в сфере управления, можно воздействовать. Важным стимулом квалификационного роста руководящего работника и развития его инициативы является систематическое продвижение  по службе. Менеджер должен твердо знать, что вопрос о его продвижении  подлежит обязательному периодическому рассмотрению. Однако это продвижение  будет зависеть во многом от того, как  он повышает деловую квалификацию, насколько активен в работе.

     Продвижение менеджеров может осуществляться в  форме:

1) перемещения  в рамках той же должностной  категории и размеров заработной  платы, но с расширением выполняемых  функций;

2) повышения  заработной платы без повышения  в должности;

3) продвижения  его по ступеням должностной  лестницы [7] .

     Росту эффективности менеджмента способствует система повышения квалификации с отрывом и без отрыва от производства. Повышение квалификации направлено на совершенствование и углубление знаний, умений и навыков работника  в конкретном виде деятельности. Стимулирующая  роль в повышении эффективности  труда руководящих работников выполняет  их периодическая аттестация. Основная цель аттестации – выявить, на что  способен тот или иной работник, чего он заслуживает. Но при этом проявляется  и ее вторая сторона. Чувство ответственности  перед предстоящей аттестацией  побуждает менеджера к более  полному использованию своих  способностей, к достижению лучших результатов в труде. Одним из наиболее важных путей повышения  эффективности управления считается  активная поддержка новаторства  в организации. Создание и поддержка  атмосферы творческого поиска –  прямая задача руководителей компании [4].

     Факторами, поддерживающими новаторство, считают: предоставление необходимой свободы  при разработке новшества, обеспечение  новаторов необходимыми ресурсами  и оборудованием, поддержка со стороны  высшего руководства; ведение дискуссий  по обмену идеями; поддержание эффективных  коммуникаций с коллегами, другими  подразделениями, вузами и внешними научными организациями; углубление взаимопонимания  между работниками. Одним из наиболее действенных путей повышения  эффективности управления является мотивация [6].

     Мотивация – стимулирование к деятельности, процесс побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение  человека для достижения личных, коллективных и общественных целей. Существует определенная система мотивов к труду. В  нее входят мотивы: содержательности труда, его общественной полезности; статусные, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности; получения материальных благ; ориентированные  на определенную интенсивность работы.

     Одной из основных задач менеджера для  повышения эффективности управления является определение мотивов деятельности каждого сотрудника и согласование этих мотивов с целями предприятия.

     Важную  роль в обеспечении эффективного управления играет делегирование, которое  означает поручение выполнения определенных задач подчиненным. Преимуществами делегирования являются:

- высвобождение  руководителя для выполнения  наиболее важных работ;

- расширение  объема выполняемых организацией  заданий;

- развитие  у подчиненных инициативности, умения  и навыков, профессиональной компетенции;

- расширение  уровня принятия решений.

     Менеджеру следует помнить о том, что  делегирование заданий и полномочий не освобождает его от ответственности. Делегирование – это не способ уйти от ответственности, а форма  разделения управленческого труда, позволяющая повысить его эффективность [3].

     Эффективность или неэффективность управления в значительной степени определяется организационной структурой менеджмента  на предприятии. От правильного выбора организационной структуры зависят  быстрота и экономичность принятия решений, результативность выполнения поставленных руководством задач, а, следовательно, и общая эффективность менеджмента  на предприятии.

     Для повышения эффективности управления предприятию можно внести какие-либо изменения в уже существующую структуру управления или полностью  изменить ее.

     Организационная структура формируется, как правило, с учетом специфики и масштабов  деятельности предприятия, количества рынков сбыта, размера управленческого  штата и т.д. Процесс деления  организации на отдельные блоки, связанные с организационным  выделением и обособлением групп  сложных работ называют департаментизацией.

Виды  организационных  структур управления

     В настоящее время существуют следующие  виды организационных структур управления:

1. Линейная департаментизация – характеризуется простотой, одномерностью связей (только вертикальные связи) и возможностью самоуправления; эффективна при выполнении организацией однотипных работ без дифференциации специалистов (например, в низовых производственных звеньях, семейном и малом бизнесе и т.д.)

2. Функциональная департаментизация – процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную задачу и обязанности. Целесообразно использовать в организациях, выпускающих ограниченную номенклатуру продукции, действующих в стабильных внешних условиях.

3. Департаментизация по продукту (продуктовая) – выделяются блоки, связанные с производством и реализацией какого-либо продукта.

По такому же принципу строится департаментизация по потребителю и по рынку: группирование работ осуществляется вокруг конечного потребителя или в отношении географических и отраслевых рынков производства и продаж (территориальные отделения крупной компании).

4. Традиционная департаментизация основана на комбинации линейной и функциональной департаментизации. Основой этой структуры являются линейные подразделения, осуществляющие в организации основную работу и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения.

5. Девизиональная организация – сочетание централизованного планирования наверху и децентрализованной деятельности производственных отделений; эффективна в условиях много продуктового производства или многонациональных компаниях с большой территориальной разобщенностью.

6. Матричная  организация комбинация функционального  и продуктового подходов, где  функциональная часть матрицы  ответственна за обеспечение  работы спецификациями, техническим  руководством и т.д., а продуктовая  – отвечает за выполнение работы, управление и оценку результатов,  выполнение рабочих операций, достижение  целей.

Информация о работе Пути повышения эффективности менеджмента