Психологические закономерности управленческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Любая наука, в том числе и управление, базируется на использовании исторического опыта. Анализируя исторический опыт можно избежать противоречий и ошибок, встречавшихся на ранних этапах развития науки.
Наука управления, в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать, заглянуть в будущее.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….5
Теоретико-исторические аспекты управленческой деятельности…7
Понятие управленческой деятельности. Модель управления и их классификация...............................................................................................7
1.2 Психологические закономерности управленческой деятельности……………………………………………………………….10
1.3 Современные проблемы управления…………………………………………………………………14
2 Психологические закономерности управленческой деятельности на примере предприятия ООО ТД «Русь-импорт»…………………………15
2.1 Характеристика предприятия ООО ТД «Русь-импорт»……………15
2.2 Управленческая деятельность на предприятии ООО ТД «Русь-импорт»…………………………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………...22
Список использованных источников…………………………………….2

Работа содержит 1 файл

к.п.docx

— 57.54 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………….5

  1. Теоретико-исторические аспекты управленческой деятельности…7
    1. Понятие управленческой деятельности. Модель управления и их классификация...............................................................................................7

1.2   Психологические закономерности управленческой деятельности……………………………………………………………….10

1.3 Современные проблемы управления…………………………………………………………………14

2     Психологические закономерности управленческой деятельности на                 примере предприятия ООО ТД «Русь-импорт»…………………………15

2.1 Характеристика предприятия ООО ТД «Русь-импорт»……………15

2.2 Управленческая деятельность на предприятии ООО ТД «Русь-импорт»…………………………………………………………………….16

Заключение………………………………………………………………...22

           Список использованных источников…………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Любая наука, в том числе и управление, базируется на использовании исторического  опыта. Анализируя исторический опыт можно  избежать противоречий и ошибок, встречавшихся  на ранних этапах развития науки.

Наука управления, в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим  и будущим. Анализ прошлого позволяет  лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать, заглянуть в будущее.

Знание  истории управления определяет многие возможности его эффективного совершенствования. Ведь современное управление – это  совокупность факторов, которые объективно зародились в прошлом и ранее  были как бы невидимыми, неразличимыми, но по мере развития стали играть ключевую роль. Понимание их источников позволяет  ответить на вопрос, какие методы управления следует применять в настоящее  время, что является главным, а что  – второстепенным.

Знание  истории управления играет большую  роль в формировании профессионального  сознания менеджера, развитии у него чувства ответственности, навыков  стратегического и широкомасштабного  мышления.

Искусство управления формируется на историческом фундаменте, знание истории стимулирует  поиск разнообразных вариантов  решений, из которых легче выбрать  наиболее удачный.

Все это  в полной мере относится к современной  науке управления. Она утвердилась  как особая область знаний, оформилась в основных концептуальных положениях, стала предметом изучения высшей школы. Её дальнейшее развитие и практическое использование во многом определяется знанием истории.

Не существует никаких универсальных приемов  или твердых принципов, которые  бы делали управление эффективным. Однако существуют подходы, которые помогают руководителям повысить вероятность  эффективного достижения целей [1].

Категория "модель управления" является одной  из ключевых в науке управления. Это обусловлено тем, что любой  руководитель стоит перед самыми животрепещущими вопросами: как  управлять вверенным объектом, какой  арсенал управленческих стратегий, рычагов и технологий использовать, чтобы эффективно решать стоящие  перед ним задачи.

Ф.Тейлор утверждал, что модель управления - это не изобретение, а эволюция. Модель управления вынашивается и формируется  годами, десятилетиями, и даже веками. Она должна быть не "чужеродной", а только "родной", органичной и соответствующей культуре, традициям  и духу народа страны, в которой  данная модель прививается. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.

Теоретическую основу курсовой работы составляют труды таких авторов как: Вершигорова Е.Е. [2], Зингерт В.Р. [5], Корнеги В.И. [8], Орлов А.И. [11].

Цель  исследования - изучить психологические закономерности управленческой деятельности.

Достижение  поставленной цели потребовало решения  следующих задач:

  1. рассмотреть понятие управленческой деятельности;
  2. изучить модели управления;
  3. ознакомиться с классификацией управления;
  4. проанализировать значение управленческой деятельности на примере предприятия.

Объект исследования: управленческая деятельность.

Предмет исследования: психологические закономерности управленческой деятельности на примере предприятия ТД «Русь-импорт».

Практическое  значение заключается  в том, что  проект можно применять на лекциях  в учебных заведениях по дисциплине «Менеджмент», в управленческой деятельности на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретико-исторические аспекты управленческой деятельности

 

1.1 Понятие управленческой деятельности. Модель управления и их   классификация

 

Среди всего  многообразия проблем теории и практики управления главное место, безусловно, принадлежит комплексу вопросов, связанных с содержанием управленческой деятельности, с индивидуальной деятельностью  руководителя. Подобно тому, как  руководитель играет центральную и  наиболее важную роль в любой организационной  системе, так и изучение этой деятельности объективно выступает главной проблемой  теории управления. От правильного, полного  понимания сущности и содержания управленческой деятельности во многом зависит решение всех иных управленческих проблем, формирование адекватного  общего представления о «науке управления». Поэтому основная цель данной главы  состоит в том, чтобы охарактеризовать сущность и психологическое содержание управленческой деятельности, а также  определить закономерности ее взаимодействия с главными компонентами функционирования организации. Это равнозначно задаче определения предмета психологии управленческой деятельности и его взаимосвязей с другими предметами изучения.

Чтобы составить  правильное и полное представление  об этом предмете, следует учитывать  основные трудности психологического изучения деятельности руководителя, сложности выделения деятельностной проблематики из общеорганизационной. Основные из них состоят в следующем.

Во-первых, деятельность руководителя объективно и неразрывно связана со всеми  иными аспектами функционирования организации. Следовательно, проблема управленческой деятельности также  органично вплетена во все иные управленческие и организационные проблемы и  вне их не может быть адекватно решена. Изучение управленческой деятельности выступает специфическим аспектом при рассмотрении всех существующих проблем управления. С одной стороны, это позитивно, так как создает «широкий фронт» для изучения управленческой деятельности, но с другой — гораздо ощутимее негативные последствия этого. Они проявляются в неопределенности предмета и сферы изучения психологии управленческой деятельности, в ее «размытости» по иным разделам теории управления.

Во-вторых, проблема управленческой деятельности принадлежит к категории междисциплинарных  научных проблем, т.е. является предметом  исследования в целом комплексе  дисциплин. В качестве таковой она  и разрабатывалась, но при этом явно доминировали внепсихологические ее аспекты: организационный, социологический, экономический, инженерный, социотехнический и др.

В-третьих, психологическое изучение управленческой деятельности наиболее затруднительно в научном плане, поскольку здесь  предметом исследования является такая  трудноуловимая, «неосязаемая» сфера, как психическая реальность. Закономерно поэтому, что в гораздо большей степени, чем она, раскрыты и изучены внешние проявления управленческой деятельности, а не ее внутреннее содержание. Тем не менее, анализ внешней картины управленческой деятельности, хотя и является объективно необходимым этапом и условием ее познания, еще недостаточен для ее глубокого и всестороннего раскрытия. Отсюда вытекает фундаментальный принцип познания управленческой деятельности — требование сочетания анализа ее внешнего — объективированного содержания — и ее внутреннего — имплицитного содержания. Данный принцип является основополагающим для психологии деятельности; поэтому он положен и в основу структуры данной книги: первый ее раздел посвящен преимущественно внешнему содержанию управленческой деятельности, а второй — ее внутреннему, имплицитно-психологическому содержанию. И лишь синтез этих двух планов познания может обеспечить полное представление о всем многообразии изучаемого предмета — управленческой деятельности [3].

Как же преодолеваются эти трудности, и что составляет предмет психологии управленческой деятельности? Как вычленить эту область исследований из общеуправленческой и организационной проблематики, не нарушая ее объективных связей с ней, а, наоборот, учитывая их? Почему вообще можно говорить об «управленческой деятельности» как особом типе деятельности, несмотря на огромные различия в ее конкретных видах и формах?

Для того чтобы дать ответ на эти принципиальные вопросы, необходимо обратиться к понятию  деятельности как общенаучной категории и к тем представлениям, которые сложились к настоящему времени в одной из основных областей психологии — в психологии деятельности.

Понятие деятельности имеет статус общенаучной  категории. Она изучается во многих науках: социологии, экономике, инженерных дисциплинах, философии, физиологии, психологии и др. «На «лбу» деятельности не написано, предметом какой науки она является». В своем предельно общем виде она определяется как индивидуальная форма существования общественных отношений и характеризует способ включения личности в существующую структуру общественного разделения труда. Это общее — философское — определение специфическим образом конкретизируется в каждой из наук, изучающих деятельность, а необходимость синтеза получаемых в них знаний обозначается как принцип комплексности в изучении деятельности. Ключевую роль в комплексном, междисциплинарном изучении деятельности играет психология [13].

Деятельность  определяется как форма активного  отношения субъекта к действительности, направленного на достижение сознательно  поставленных целей и связанного с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного  опыта. Предметом психологического изучения деятельности выступают психологические  компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских  действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется. Основными психологическими свойствами деятельности являются активность, осознаваемость, целенаправленность, предметность и системность ее строения. В основе деятельности всегда лежит какой-либо мотив (или несколько мотивов).

Виды  деятельности классифицируются по предметной сфере труда (на трудовые профессии и специальности); по специфике содержания (интеллектуальная и физическая); по специфике предмета (на «субъект-объектные» виды, где предметом деятельности является какой-либо материальный объект, и «субъект-субъектные» виды, где предметом трудовых воздействий выступают люди); по условиям осуществления (деятельность в нормальных и в экстремальных условиях); по ее общему характеру (трудовая, учебная, игровая) и др. Определить психологическую сущность управленческой деятельности как типа профессиональной деятельности можно в том случае, если обратиться к еще одной — фундаментальной классификации. Согласно ей, все существующие типы и виды деятельности могут быть подразделены на две основные категории — индивидуальную и совместную. Соответственно психология деятельности включает два основных раздела: психологию индивидуальной и совместной деятельности.

Первая  развита намного лучше второй. Индивидуальная и совместная деятельности имеют множественные и глубокие различия по основным психологическим  характеристикам. Психологическая  специфичность управленческой деятельности в целом независимо от конкретных разновидностей состоит в том, что  она не является не только индивидуальной, не только совместной, а той и  другой одновременно. Тем самым она  предстает как качественно своеобразный тип деятельности, синтезирующий  в себе два других основных типа деятельности (индивидуальную и совместную). Действительно, управленческая деятельность по определению предполагает наличие  ряда «управляемых» субъектов, т.е. является совместной. Однако она не перестает быть при этом индивидуальной, поскольку требует реализации всех тех компонентов и средств, которые  характерны для структуры индивидуальной деятельности. Более того, индивидуальная деятельность руководителя, направленная на решение задач управления, существенно  изменяется; предстает в максимально  развернутом виде; резко повышается ее сложность, ответственность. Одновременно и совместная деятельность под воздействием на нее управления строится не как  простая кооперация, а по типу иерархической  организации. Тем самым она также  приобретает наиболее сложный и  психологически богатый вид. Поэтому  в психологическом плане управленческая деятельность трактуется как синтез индивидуальной и совместной деятельности. В нем происходит и своеобразное «отрицание», снятие двух других, основных типов деятельности, но одновременно и усиление основных черт индивидуальной и совместной деятельности [13].

Наряду  с особенностями, непосредственно  присущими управленческой деятельности, выделяют и те ее черты, которые обусловлены  организационным статусом руководителя. Они обозначаются понятием «особенности поста руководителя» и состоят в следующем:

- руководитель  организации — это единственный  человек в ней, имеющий двойную  принадлежность. Например, директор  предприятия, являясь его членом, одновременно входит в состав  органа управления более высшего порядка (скажем, в совет директоров);

- руководитель  организации — это единственный  человек в ней, на которого  возложена ответственность за  ее функционирование в целом,  а не за работу какой-либо  ее части;

- пост  руководителя предоставляет ему  гораздо большие возможности, чем у всех других членов организации, для влияния на нее в целом [6].

Все характеристики и признаки управленческой деятельности образуют в своей совокупности и во взаимосвязи друг с другом определенный симптомокомплекс психологических особенностей, присущих ей как особому типу профессиональной деятельности и отличающих ее от других типов.

Информация о работе Психологические закономерности управленческой деятельности