Прогнозирование и планирование территориального развития РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 16:39, контрольная работа

Описание работы

Целью написания контрольной работы выступает изучение прогнозирования и планирования территориального развития РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить факторы и тенденции территориального развития.
2. Рассмотреть организацию прогнозирования и стратегического планирования в регионах и муниципальных образованиях РФ.

Содержание

Введение

1. Факторы и тенденции территориального развития. Региональная экономическая дифференциация в РФ
2. Анализ социально-экономического неравенства регионов. Механизмы преодоления социально-экономической дифференциации.
3. Прогнозы социально-экономического развития РФ на различных уровнях.
Заключение
Задача
Тесты
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КАТАСОН ФГБОУ ВПО контрольная прогнозирование рынок - копия.docx

— 41.38 Кб (Скачать)

Пространственное развитие Российской Федерации характеризуется  крайне неравномерным распределением инновационного потенциала и, следовательно, возможностями реализации инновационной  стратегии развития. Около 70 % всей инновационной  продукции России, по данным 2005 года, производилась в двух федеральных  округах – Центральном (Москва и  Московская область) и Приволжском (Республика Татарстан, Нижегородская, Самарская области). На долю этих двух округов приходится около 70% внутренних затрат на исследования и разработки, причем более 50% - на ЦФО.

Можно выделить следующие  механизмы по преодолению социально-экономической  дифференциации субъектов Российской Федерации

  • Создание системы мер на федеральном уровне по заинтересованности регионов в саморазвитии
  • При реализации бюджетной политики учитывать необходимость первоочередного повышения благополучия и благосостояния населения;
  • Разработать и принять долгосрочные программы устойчивого социально-экономического развития  дотационных регионов, в том числе и на муниципальном уровне;
  • Реформирование государственной налоговой системы на федеральном и региональном уровне;

Активизация инвестиционной деятельности в депрессивных регионах посредством:

а) государственной поддержки  хозяйствующих субъектов, активно  занимающихся инвестиционной деятельностью, особенно направленной на технологическое  обновление и инновационное развитие;

б) создания условий предоставления максимальных льгот для социальных инвестиций;

в) развития на федеральном  и региональном уровнях законодательной  базы, гарантирующей сохранность  и обеспечивающей эффективное вовлечение и использование инвестиционных ресурсов;

г) выделения зон опережающего развития с определением их основных направлений развития (специализации) и наиболее перспективных проектов в производственно-хозяйственном  и социальном секторах, реализация которых будет в интересах  устойчивого социально—экономического развития региона.

 

 

3. Прогнозы социально-экономического  развития РФ на различных уровнях.

Обострение проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствования территориальной структуры хозяйства, обеспечения занятости населения и т.д. В этих условиях оправдано использование новых эффективных методов воздействия на экономику, в частности программно-целевого прогнозирования, которое позволяет квалифицированно и надежно, в сжатые сроки решать стратегические проблемы развития отдельных районов в увязке с единойрегиональной политикой государства.

Федеральные целевые программы- представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально - экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Порядок разработки целевых  федеральных программ определяется Правительством Российской Федерации. В перечне федеральных целевых  программ на очередной год указываются:

  • краткая характеристика каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ, включая указание целей, основных этапов и сроков их выполнения;

результаты выполнения основных этапов для переходящих федеральных  целевых программ;

  • требуемые объемы финансирования каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ в целом и по годам с указанием источников финансирования;
  • объемы финансирования федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета в предстоящем году;
  • государственные заказчики программ и их основные исполнители.

 

Региональные программы - представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.

Различают следующие виды региональных программ: межгосударственные, государственные (федеральные) и собственно региональные, формируемые и реализуемые по отраслевому признаку и комплексные. Узкоспециализированные программы, как правило, разрабатываются в составе целевых федеральных программ, например «Здравоохранение в России».

Специфика региональных программ заключается в том,что они формируются и реализуются на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, обусловлены общегосударственными и территориальными интересами. Отбор региональных проблем для программирования проводится, как правило, территориальными органами власти и управления.

Региональные  программы отличаются относительно небольшими по сравнению с государственными программами объемами работ и  ресурсных затрат и обладают строгой целевой направленностью, точной адресностью, конкретным ограничением временных интервалов и увязываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой России.

Основные задачи региональных программ:

  • выравнивание межрайонных различий по показателям экономического, социального и научно-технического развития;
  • формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;
  • сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка;
  • максимально полное и эффективное использование природных, материальных и трудовых ресурсов региона;
  • развитие производств и сфер в соответствии с государственной селективной структурной политикой;
  • охрана окружающей среды;
  • преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных аварий;
  • формирование инфраструктуры информационного обеспечения органов управления и хозяйствующих субъектов;
  • духовное возрождение регионов, сохранение их исторического наследия, укрепление культурного потенциала, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки.

Состав  и структура комплексной программы  социально-экономического развития региона  представляют собой перечень и взаиморасположение разделов, отражающих содержательную и функциональную характеристики принятого  к реализации программного проекта.

Разделы программы комплексного развития региона:

  1. Анализ и оценка сложившейся социально-экономической ситуации региона.
  2. Оценка природных ресурсов и состояния окружающей среды.
  3. Состояние демографической ситуации и рынок труда в регионе.
  4. Концепция социально-экономического развития региона.
  5. Основные целевые подпрограммы.
  6. Механизм осуществления программы.
  7. Ресурсное обеспечение программы.
  8. Координация программных мероприятий.
  9. Оценка эффективности осуществления программы.

Муниципальные целевые программы  представляет собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных  и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение экономических, экологических, социальных и иных проблем  развития муниципальных образований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В условиях переживаемого  страной структурного кризиса очень  непросто определить на длительную перспективу  то место в общей совокупности мировых ресурсов развития, которое  должно принадлежать России. Можно  лишь предполагать, какой будет совокупность российских ресурсов в будущем, восстанавливая ретроспективно процесс эволюции страны и продолжая обозначившуюся таким  образом линию развития.

Основной национальный интерес  страны в мире заключается не столько  в определении, какое из стратегических направлений развития является приоритетным, а в том, чтобы нормализовать, сбалансировать, повысить эффективность  территориального управления таким  образом, чтобы обеспечить условия  для долгосрочного, стабильного, устойчивого  развития [1, с. 26 ].

Основой построения структуры  программы социально-экономического развития региона, формирования механизмов ее реализации является бюджетный процесс, его анализ, планирование и прогнозирование  развития.

Исходя из необходимости  отстаивания данных интересов на современном этапе, государственная  стратегия повышения эффективности  территориального управления должна быть, ориентирована в первую очередь  на поддержание достаточного уровня жизни населения, на обеспечение  целостности и единства экономического пространства страны, формирование условий  для устойчивого и стабильного  развития реального сектора экономики  России. Эти цели должны быть не только определены, но и обоснованы, одобрены и поняты всеми политическими  силами общества. Важным условием достижения поставленных целей является формирование соответствующей нормативно-правой            базы [4, с. 51].

Стратегия территориального развития России – исключительная по масштабу и сложности задача, от грамотного решения которой напрямую зависит реализация программы социально-экономического развития страны, и обеспечить необходимое  качество решения этой задачи, по нашему глубокому убеждению, возможно только путем продвижения принципа общественно-государственного партнерства – на каждом уровне устройства страны, в каждом субрегионе, в границах которого растут или убывают  места, где живут граждане России.

Место любого государства  в мире определяется не только той  совокупностью ресурсов, которыми оно  располагает на данный момент, но и  принятыми в этом государстве  способами и методами управления ресурсами и теми стратегическими  целями, которые ставит перед собой  государство. Следует учитывать, что  страна не может в корне менять сложившиеся модели территориального управления, необходимо соблюдать их определенную преемственность [5, с. 14].

Российской Федерации  крайне необходима своя целостная, адекватная специфике исторических условий  и особенностям федеративного устройства государства законодательно-оформленная  система регулирования межрегиональной  экономической дифференциации, важнейшим  звеном которой должна стать система  федеральной поддержки проблемных (прежде всего экономически слаборазвитых  и депрессивных) территорий [1, с. 28].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача

Определить прогноз спроса на товар «А» на региональном рынке  при коэффициенте эластичности спроса от цены 2,12. Число покупателей в  регионе может составить 600 тыс. человек. Сложившийся уровень продажи  товара составляет 5,5 кг на человека за период. Намечается снижение цены товара на 6%.

Решение:

Эластичность спроса показывает на сколько процентов изменяется спрос на товар (q) при изменении его цены (P) на 1%. Если величину спроса мы обозначим q, а цену товара – Р, то коэффициент спроса в зависимости от изменения цены (ценовая эластичность спроса) - Ep будет равен:

Ep = Aq / Ap

 

где Аq – изменение спроса (в %) ,Аp – изменение цены (в %).

Исходя из этой формулы  можно определить процент увеличения спроса на товар. Подставим данные

2,12 = х / - 6

Х = - 6 * 2,12

Х = - 12,72 %

Итак, получается, что прогнозируемый спрос снизится на 12,72 %.

100% + 12,72% = 112,72%

Определим новый уровень  продажи товара "А" одним покупателем  после уменьшения цены:

5,5 * 112,72= 6,199 (кг).

Определим возможный объем  продажи товара "А" в расчете  на весь контингент покупателей:

6,199* 600000 =3719400 кг.или 3719,4 т.

Ответ:Прогноз спроса на товар "А" после снижения цены 6% составляет 3719,4 т.

 

 

 

 

 

 

 

ТЕСТЫ

1. Распределите  нижеприведенные факторы экономического  роста по двум группам:

 

Экстенсивные

Интенсивные

            А

          Б

1) Рост численности занятых  работников

1

 

2) Ввод новых мощностей  по производству того же вида  продукции

1

 

3) Повышение фондоотдачи

 

1

4) Повышение производительности  труда

 

1

Информация о работе Прогнозирование и планирование территориального развития РФ