Прогнозирование и планирование территориального развития РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 16:39, контрольная работа

Описание работы

Целью написания контрольной работы выступает изучение прогнозирования и планирования территориального развития РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить факторы и тенденции территориального развития.
2. Рассмотреть организацию прогнозирования и стратегического планирования в регионах и муниципальных образованиях РФ.

Содержание

Введение

1. Факторы и тенденции территориального развития. Региональная экономическая дифференциация в РФ
2. Анализ социально-экономического неравенства регионов. Механизмы преодоления социально-экономической дифференциации.
3. Прогнозы социально-экономического развития РФ на различных уровнях.
Заключение
Задача
Тесты
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КАТАСОН ФГБОУ ВПО контрольная прогнозирование рынок - копия.docx

— 41.38 Кб (Скачать)

ФГБОУ ВПО

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

Липецкий филиал

Факультет МиМ

Специальность ГиМУ

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Прогнозирование и планирование в условиях рынка»

Тема  «Прогнозирование и планирование территориального развития РФ»

 

 

 

 

 

Студент: Катасонов К.А.

Курс 5  

Личное дело

Преподаватель: Ермолов Ю.А.

к.э.н., ст. преподаватель

 

 

 

 

Липецк-2013

ПЛАН

Введение

        

1. Факторы и тенденции территориального развития. Региональная       экономическая дифференциация в РФ                                                           

     2. Анализ социально-экономического неравенства регионов. Механизмы преодоления социально-экономической дифференциации.

   3. Прогнозы социально-экономического развития РФ на различных уровнях.

Заключение

Задача

Тесты

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Многообразие субъектов, входящих в Россию, предопределяет необходимость учета региональных особенностей при решении общих  для страны экономических и социальных проблем.

 Поэтому при постановке  задач государственного масштаба  должен быть учтен территориальный  аспект.

 Основная цель прогнозирования  территориального социально-экономического  развития - обеспечение согласования  общегосударственных и региональных  интересов при разработке и  реализации региональной экономической  политики.

 Территориальные прогнозы  разрабатываются на долгосрочную, среднесрочную перспективу и  ежегодно (текущие прогнозы) [1, с. 57].

Федерализм в России во многом уникален. Ему трудно подобрать  аналоги в истории и современном  мире. Он не сводится ни к национально-государственному устройству (что отличало советскую  модель), ни к территориальному (свойственному  многим странам). Поэтому попытки  применить опыт США, Германии и других государств расходились с российскими  реалиями и противоречили интересам  развития страны.

Проблемы регионального  деления, устойчивого и согласованного социально-экономического развития страны в целом и отдельных регионов являются как никогда актуальными  на современном этапе становления  России как равноправного и стабильного  члена мирового сообщества [4, с. 87].

До недавних пор приоритет  в развитии регионов отдавался экономической  составляющей. Это соответствовало  до поры общемировым тенденциям регионального  развития эпохи индустриализации, в  которую региональная политика государств была нацелена в первую очередь на транспортно-инфраструктурное развитие, технологические и инженерно-строительные проекты. Таким образом, изучаемая  тема является актуальной.

 

В условиях кризиса социально-экономическое  положение отдельных регионов оказалось  под влиянием множества факторов, которые способствовали росту региональной дифференциации [4, с. 92].

Целью написания контрольной работы выступает изучение прогнозирования и планирования территориального развития РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Выявить факторы и тенденции территориального развития.

2.   Рассмотреть организацию прогнозирования и стратегического  планирования  в регионах и муниципальных образованиях РФ.                                          

  1. Охарактеризовать программы социально-экономического развития.

Объектом контрольной работы является  прогнозирование и планирование в условиях рынка.

Предметом  контрольной работы выступает территориальное развитие РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Факторы и тенденции территориального развития.

Региональная  экономическая дифференциация в  РФ

 

Территориальное развитие Российской Федерации - закономерное изменение взаимодействия систем жизнедеятельности всех регионов Российской Федерации, определяемое смещением центров сосредоточения населения, изменениями уровней и качества жизни населения регионов, различной степенью межрегиональных связей и однородности общего экономического пространства.

Для предположения об изменении  территориального развитии в будущем  делается прогноз. Прогноз территориального развития Российской Федерации – обоснованное предположение о будущем развитии изменений во взаимодействии систем жизнедеятельности всех регионов государства, определяемых смещением центров сосредоточения населения, изменениями уровней и качества жизни населения регионов, различной степенью межрегиональных связей и однородности общего экономического   пространства .

Для социально-экономического развития Российской Федерации характерны объективные различия в развитии производительных сил, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом  отношении районов, возрастание  неравномерности развития и исключительно  глубокая дифференциация между регионами.

Проблемы регионального  деления, устойчивого и согласованного социально-экономического развития страны в целом и отдельных регионов являются как никогда актуальными  на современном этапе становления  России как равноправного и стабильного  члена мирового сообщества.

При этом социальное неравенство  регионов обусловлено не только экономическими причинами, оно зависит от широкого круга факторов: демографической  и социальной структуры населения, степени урбанизированности и сложившейся  системы расселения.

Оценка регионального  аспекта социально-экономического развития России с её протяжёнными территориями, исключительно разнообразными производственными, природными, демографическими и другими характеристиками требует  учёта тенденций изменения многочисленных групп факторов в их динамически  изменяющемся сочетании.

Согласно Концепции долгосрочного  социально-экономического развития России на период до 2020 года обеспечение сбалансированного  социально-экономического развития регионов является одной из приоритетных задач  государства. Современное экономическое  пространство России отличается значительными  диспропорциями в региональном развитии. Экономическая интеграция регионов и их сбалансированное экономически однородное развитие невозможно при  порядковой дифференциации по таким  ключевым параметрам, как душевой  ВРП, производительность труда, инвестиционная активность. С течением времени асимметричность  в региональном развитии увеличивается.

На сегодняшний день большое  экономическое неравенство субъектов  РФ становится самостоятельным фактором, сдерживающим развитие производства как  на уровне федеральных округов, так  и на макроуровне. Более того, в  долгосрочном аспекте негативному  влиянию подвергаются и темпы  экономического роста. По экспертным оценкам, ежегодные экономические потери от высокой экономической дифференциации субъектов РФ составляют до 3% ВВП.

С одной стороны, неравенство  является катализатором экономического развития. С другой стороны, избыточная глубина экономического неравенства  выступает барьером для межрегиональных  инвестиционных потоков. В этом случае капитал «застаивается» в развитых административно-территориальных единицах, их экономический отрыв от депрессивных территорий нарастает. Практика показывает, что по мере увеличения неравенства  между богатыми и бедными регионами  возможности межрегионального перелива капитала уменьшаются. Соответственно нарушается рыночный механизм обеспечения  равномерного развития территории страны, и актуализируется вмешательство  государства.

Принимая тот факт, что  экономическое неравенство регионов является неизбежным, можно предположить существование некоторого максимального (оптимального) уровня этого неравенства, превышение которого негативно отразится  на экономическом росте .

 

 

 

 

 

2. Анализ социально-экономического  неравенства регионов. Механизмы преодоления социально-экономической дифференциации.

Дифференциация уровня социально-экономического развития регионов многие годы являлась и является злободневной проблемой  для российской экономики. В настоящее  время эта проблема является не менее  актуальной, так как из развития отдельных регионов складывается экономика  страны в целом.  Экономическое развитие регионов Российской Федерации на протяжении многих лет характеризуется усилением дезинтеграционных тенденций, проявляющихся в неравномерности распространения, распаде единого экономического пространства и образовании специфических непропорционально развивающихся «депрессивных» территорий, в которых наблюдается устойчивая отрицательная динамика социально-экономических показателей.        

Истоки дифференциации и  депрессии отдельных регионов заложены еще структурной политикой 1960-1980х  годов, когда при решении территориальных  проблем упор делался на централизованные и дотационные механизмы при  слабом участии и низкой активности самих территориальных единиц и  местных органов власти, и действовал остаточный принцип их финансирования. Ситуация усугубилась структурной  перестройкой начала 90-х годов. Рыночные реформы повлекли за собой рост дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, наблюдаемый практически  по всем статистическим показателям. Процесс  рыночных преобразований повлек за собой  разные темпы экономического спада, а затем роста экономики регионов. Позже эти различия усилились  финансовым кризисом 1998 г., экономические  и социальные последствия которого сглаживались недостаточно. В условиях развития рыночных отношений такая  политика требует существенной корректировки.

 За годы реформ в  конце XX века в нашей стране  дифференциация увеличилась более  чем в 2 раза. Это результат  взаимодействия многих факторов: изменение положения российских  регионов в связи с распадом  СССР, либерализация цен, различия  регионов по отношению к природным  ресурсам, которые фактически перешли  из общегосударственной собственности  в частную и муниципальную,  а также усиление  дезинтеграции между регионами и муниципальными образованиями, т.е. ослабление связей в области.

Для проведения объективного сравнительного анализа регионов используется совокупность количественных и качественных показателей, описывающих потенциал  региона и динамику его развития. Традиционный подход к экономическому анализу и уровню развития российских регионов предполагает, прежде всего, исследование основных экономических  показателей: ВРП, объема промышленного  производства, уровня доходов бюджета  и населения и других. Помимо ВРП  существуют и другие показатели. Крайне информативными являются темпы роста  промышленного производства и темпы  роста объемов инвестиций.          

Дифференциация регионов по уровню социально-экономического развития, усилившаяся после революционного перехода от административно-плановой экономики к рыночной, и сопровождавшаяся глубоким спадом производства  и снижением уровня жизни населения, повлекла за собой появление так называемых депрессивных территорий.  Рыночные реформы явились причиной того, что к началу XXI в. более 2/3 субъектов Российской Федерации стали депрессивными. Преимущественно это регионы, расположенные вблизи и на периферии ведущих индустриальных центров – Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского, Поволжского экономических районов, а также Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока и Урал.  Поэтому в настоящее время очень важным является анализ депрессивности как экономического явления, выявление сущностных особенностей депрессивных регионов и формирование механизмов преодоления депрессивности. Само понятие «депрессивный регион» появилось достаточно недавно, и первое определение этому понятию было дано в «Программе развития депрессивных и отсталых районов Российской Федерации», принятой в 1995 году.  С точки зрения экономической категории «депрессию» следует рассматривать как застой в экономике, которых характеризуется отсутствием подъема производства и деловой активности, низким спросом на товары и услуги и безработицей. Обычно депрессия возникает после или в результате экономического кризиса и свидетельствует, что кризис перешел в завершающую фазу в соответствии с чем следует ожидать оживления, а затем и подъема экономики. В общем виде депрессивность как экономическое явление обычно связывают с теорией «длинных волн» Н.Д. Кондратьева. Следовательно, возникновение депрессивных регионов – объективное следствие циклического характера их экономического развития.

Выход из данной ситуации, заключается  в необходимости совершенствования  государственной политики регулирования. В 2001 году была составлена федеральная  целевая программа «Сокращение  различий в социально-экономическом  развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)».В особенности  программа направлена на тех, кто  оказался в группе с низким уровнем  и крайне низким уровнем развития.

Информация о работе Прогнозирование и планирование территориального развития РФ