Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 10:15, реферат
Под менеджментом понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов – организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность.
Социально-культурная сфера – сложное, неоднозначное понятие.
УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
НИЖЕГОРОДСКИЙ
ФИЛИАЛ
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ
Кафедра
гуманитарных дисциплин
Контрольная работа
по дисциплине: «Менеджмент»
Профессия
– менеджер культуры,
ее особенности, требования
к компетентности,
формы подготовки
Группы 090914-А4
Нижний Новгород – 2012
Под менеджментом понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов – организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность.
Социально-культурная сфера – сложное, неоднозначное понятие. Одни авторы определяют социально-культурную сферу как совокупность предприятий, выпускающих продукт, связанный с жизнедеятельностью людей, и в этом случае к социально-культурной сфере относятся очень многие отрасли экономики, такие как автомобилестроение, производство бытовой техники и пр. Другие вкладывают в понятие социально-культурной сферы совокупность предприятий, выполняющих социально-культурные функции, имеющие значение для культурного уровня всего общества, в этом случае в социально-культурную сферу попадает достаточно узкий перечень предприятий – театры, библиотеки, клубы, музеи.
Под социально-культурной сферой мы будем понимать совокупность отраслей, предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека.
Деятельность
в социально-культурной сфере осуществляется
организациями, учреждениями, предприятиями
различной ведомственной
Менеджмент
в социально-культурной
сфере представляет для нас особый интерес.
Во-первых, потому что в его технологическом
содержании раскрывается все богатство
менеджмента вообще – как уже говорилось,
в сфере культуры действуют самые различные
фирмы. Во-вторых, перспективы такого рассмотрения
важны для уяснения возможностей сотрудничества
со сферой культуры других сфер деловой
активности. Главная особенность менеджмента
в социально-культурной сфере заключается
в том, что деньги в этой сфере зарабатываются
преимущественно не на основе простой
коммерции, а на основе привлечения средств
заинтересованных доноров: спонсорства,
патронажа, благотворительности. В-третьих,
еще более очевидно другое обстоятельство
– нарастание требований к менеджментной
компетентности специалистов и работников
социально-культурной сферы. Переход от
сугубо административно-
Если
раньше он видел себя преимущественно
работником «идеологического фронта»,
педагогом-воспитателем, то теперь он
должен быть практически ориентирован
в технологии маркетинга в коммерческой
и некоммерческой деятельности, быть
экономически и юридически грамотным
специалистом, быть полноценно компетентным
в вопросах менеджмента, без всяких
скидок на пресловутую «специфику»
сферы. Более того, сама эта специфика
заключается отнюдь не в «усеченности»
менеджмента, а наоборот – в его расширительном
применении. Социально-культурная сфера
включает в себя деятельность как сугубо
некоммерческую так и коммерческую (платные
услуги), как местного, так и (в том числе
– применительно к тому же виду деятельности)
международного масштаба. Бизнес и культура
в современном обществе «скованные одной
цепью» – предполагают и дополняют друг
друга, немыслимы друг без друга. Эта «обреченность»
на сотрудничество имеет глубокий политологический
смысл, чрезвычайно важный для развития
и преобразования общества.
Обычно специфику менеджмента в сфере культуры связывают с особенностями «духовного производства». «Продукты» такой деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, мышления, переживания и т.д.), не поддаются непосредственному прямому счету, складированию. Их производство зачастую совпадает с их потреблением ( просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги и т.д. Книга, которую не читают, картина, которую не смотрят и т.п., не являются художественными ценностями ). Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления, культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность, чем больше народу прочитало книгу, видело картину, слышало концерт и т.п., – тем выше их социальная значимость.
Однако под услугами в сфере культуры теперь уже можно и нужно понимать не только услуги непосредственно посетителям, но и донорам, готовым выделять средства и поддерживать эту деятельность. Сфера культуры – сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доходов. Даже в шоу-бизнесе, на первый взгляд предельно коммерческом секторе сферы культуры, доходы от продажи билетов составляют обычно около 15% бюджета гастроли. Остальное – средства спонсоров. Да и сами гастроли чаще всего является лишь частью рекламной компании нового диска или альбома.
Некоммерческая деятельность не означает «непривлекательная» для бизнеса. Во всем мире некоммерческий сектор – один из наиболее интенсивно развивающихся секторов экономики. Действительно, что может быть привлекательней деятельности, когда все ваши доходы идут на покрытие ваших расходов и прибыль не образуется в принципе! Некоммерческая сфера обладает рядом законодательно закрепленных льгот и гарантий, привлекающих туда капитал. В силу своей публичности, социальной значимости она обладает явно выраженным рекламным потенциалом, возможностями формирования и продвижения привлекательного имиджа, репутации, социального статуса и т.д.
Более
того, некоммерческая деятельность имеет
более общий характер, она может
включать в себя коммерческую как
свою часть. Например, музей может
заниматься предпринимательской
Эти обстоятельства накладывают свои особенности на маркетинг некоммерческой деятельности: он оказывается многомерным, в отличие от традиционного маркетинга в коммерческих сферах.
Например,
в некоммерческой сфере довольно
часто субъект
Современный рынок все более явно глобализируется. Начинается тотальная конкуренция всех со всеми. На первый план выходит способность занять свое уникальное место в сети глобальных рыночных связей. А это возможно только при условии привлечения внимания к своему бизнесу, достижения известности любыми средствами.
В этом плане современный бизнес, как впрочем, и политика, все более сближаются по своей технологии с шоу-бизнесом и социально-культурной деятельностью в целом. В своем технологическом содержании современный менеджмент окончательно приобрел черты и формы технологии социально-культурной деятельности. Все эти особенности современного менеджмента, которые являются закономерным выражением действия внутренних тенденций развития самого менеджмента, заметно сближают его со сферой культуры.
Все эти обстоятельства предъявляют новые требования к компетентности и профессионализму современного менеджера. К традиционным требованиям знания технологии, организации, финансового контроля и маркетинга в современных условиях добавляются требования культурологического и гуманитарного характера.
Современный менеджер, вне зависимости от профиля деятельности его фирмы, должен быть не только теоретически, но практически ориентированным в вопросах общей и прикладной культурологи, социальной психологии, быть знакомым с современными культурными процессами в тех обществах, в среде которых ему приходится или придется иметь дело, практически ориентироваться в механизмах и процедурах принятия политических решений, в современной политической жизни, иметь развитое чувство вкуса, гармонии, стиля, владеть иностранными языками, быть развитым и продвинутым в плане нравственной и интеллектуальной культуры. Не только зарубежные данные, но нынешняя российская действительность убедительно показывают, что больше шансов стать успешными предпринимателями и менеджерами имеют выпускники гуманитарных вузов по сравнению с выпускниками технических вузов, а среди последних – бывшие научные сотрудники.
Нарастание
гуманитарного содержания современного
менеджмента проявляется
Подготовка менеджеров социально культурной деятельности
Менеджер как субъект социокультурных процессов играет огромную роль в деятельности профессиональных и самодеятельных культуроформирующих, творческих и культуросохраняющих организаций и учреждений. Он выступает при этом в двух ипостасях: в качестве регулятора и организатора, советчика и подсказчика в социокультурной самоорганизации, саморазвитии и самовыражении человека в различных культурных формах; в качестве носителя культурно-ценностных эталонных образцов, создателя и транслятора этих образцов, культурных форм и ценностей, составляющих содержание социокультурных процессов.