Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:06, реферат
Традиционная экономическая теория предполагает, что в организации работы любого предприятия приходится сопоставлять затраты и результаты работы, применять те или иные показатели. При этом критерием эффективности менеджмента в целом является максимизация производительности и минимизация затрат. Тем более этому нужно уделять самое пристальное внимание, когда речь заходит об успешной хозяйственной деятельности, о продвижении на рынке, о достижении превосходства над своими конкурентами.
Эффективность менеджмента – сложная, многогранная категория. Она отражает характерные особенности экономических, социальных и иных явлений.
Введение ………………………………………………………………..3
1. Профессиональные навыки эффективного менеджмента………..4
2. Оценка деловых качеств менеджера………………………………7
Заключение …………………………………………………..………..11
Список использованной литературы ………………………………..12
Реферат
по теме: Профессиональные навыки и оценка деловых качеств менеджера
Содержание
Введение ………………………………………………………
1. Профессиональные навыки эффективного менеджмента………..4
2. Оценка деловых качеств менеджера………………………………7
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы ………………………………..12
Введение
Традиционная экономическая теория предполагает, что в организации работы любого предприятия приходится сопоставлять затраты и результаты работы, применять те или иные показатели. При этом критерием эффективности менеджмента в целом является максимизация производительности и минимизация затрат. Тем более этому нужно уделять самое пристальное внимание, когда речь заходит об успешной хозяйственной деятельности, о продвижении на рынке, о достижении превосходства над своими конкурентами.
Эффективность менеджмента – сложная, многогранная категория. Она отражает характерные особенности экономических, социальных и иных явлений. Анализ категории эффективности, факторов ее определяющих позволяет сделать вывод, что адекватными содержанию и формам проявления эффективности являются группы показателей экономической эффективности, которые могут выступать в качестве измерителя, критерия эффективности организации. Анализ категории эффективности, факторов ее определяющих позволяет сделать вывод, что адекватными содержанию и формам проявления эффективности являются группы показателей экономической эффективности, которые могут выступать в качестве измерителя, критерия эффективности организации. В качестве критерия эффективности производства и управления используются частные показатели использования отдельных видов ресурсов: материальных ресурсов, основных производственных фондов, капитальных вложений, производительности труда, характеризующей экономическую деятельность персонала, и обобщающие показатели, характеризующие конечные результаты. Улучшение показателей эффективности деятельности организации возможно в результате разработки и реализации путей роста экономической эффективности управления.
Профессиональные, нравственные и личные качества менеджера являются основанием для соответствия тем требованиям, которые предъявляются к должности или рабочему месту. Рыночные условия хозяйствования создают менеджерам широкие возможности стать руководителем коллектива или организации. Для эффективного исполнения своих обязанностей менеджер должен хорошо владеть профессиональными знаниями и обладать профессиональными навыками. Важно не только уметь создать (зарегистрировать) организацию, но и обеспечить ее деятельность всеми необходимыми ресурсами, ставить и распределять среди исполнителей задачи, координировать и контролировать их осуществление, мотивировать их труд.
То, насколько успешно справится менеджер с этими задачами, определяют его организаторские способности. Организаторские способности менеджера обусловливаются целым комплексом его деловых и личных качеств, особенностями характера, способностями к выполнению управленческой работы. Здесь играют роль самостоятельность, творческий характер мышления, инициатива и целеустремленность. Но этого мало. Необходимо знать весь производственный процесс - от ресурсов до выхода и сбыта продукции и сформировать профессиональное сознание. Этот процесс познания только начинается в университете, но не заканчивается и после его окончания.
Что же помогает ускорить процесс формирования профессиональных качеств менеджера?
Ответ может быть кратким
- эффективное социально-
Успех во многом определяется не столько
экономическими знаниями, сколько умением
их анализировать и делать выводы. Налаживание
гибких отношений с людьми и ответственное
отношение к работе могут вступать в противоречие
с деловой предприимчивостью. Энергичность,
честолюбие, стремление к власти, личной
независимости, лидерству в любых обстоятельствах,
завышенный уровень притязаний - это не
всегда является следствием таких качеств,
как смелость, решительность, напористость,
воля, требовательность, бескомпромиссность
в отстаивании своих прав.
Менеджер должен быть лидером, прежде
всего, для своего коллектива. Но это происходит
только тогда, когда его профессиональные
и личностные ценности известны, разделяются
и обеспечивают ему ведущее влияние в
группе.
Лидер способствует интеграции групповой деятельности,
он объединяет и направляет деятельность
всей группы. Сегодня тоже важно знать,
что именно профессионализм позволяет
стать лидером. В основе признания лидера
лежат доверие людей, признание высокого
уровня квалификации, готовность поддерживать
во всех начинаниях и личные симпатии,
стремление перенимать положительный
опыт и становиться лидером.
Доверие к лидеру определяется его человеческими
качествами, особым авторитетом, ответственным
отношением к делу и людям.
Лидер целенаправленно влияет на поведение
других людей или целой рабочей группы.
Как правило, такое влияние оказывается
посредством общения и передачи таких
личностных качеств, которые отвечают
внутренним и внешним потребностям группы.
Вот некоторые способы поведения, позволяющие сформировать профессиональные качества менеджера и которые необходимо отрабатывать в себе:
- Контактность, коммуникабельность,
умение расположить к себе - они
помогают убедить в
- Целеустремленность, инициативность, оперативность в решении проблем - помогают выработать умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться только на нем. В частности, при оперативном руководстве, когда требуется быстрое решение проблемы - помогают быстро найти и принять конкретное решение из многих вариантов, постоянно возникающих в процессе производства.
- Уметь предвидеть
будущее, не успокаиваться на
достигну том, изыскивать
- Реагировать на изменение
ситуации, в полной мере учитывать
фактор времени. Многие
- Ответственность, способность
управлять собой, своим
- Стремление к нововведениям,
готовность идти на риск
Следует отметить, что способы поведения, основанные на выработанных профессиональных качествах, не всегда одинаковы на различных уровнях управления. Так, на средних и низших уровнях управления организацией наиболее важны решительность, коммуникабельность, на высших на ведущее место выдвигаются умение стратегически мыслить, оценивать ситуацию, ставить новые задачи, осуществлять преобразования.
2. Оценка деловых качеств менеджера
Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетенции можно условно подразделить на две группы. Первую составляют знания и умения (искусство) выполнять профессиональную работу в такой специальной области, как менеджмент. Они включают:
• умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;
• высокую информированность по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие (состояние исследований, техники, технологии, конкуренция, динамика спроса на продукцию и услуги и т.д.);
• знакомство с опытом менеджмента на других предприятиях и в разных отраслях;
• способность управлять ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия, владеть способами повышения эффективности управления;
• умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи.
Вторая группа требований к профессиональной компетенции менеджеров связана с их способностью работать с людьми и управлять самими собой. В процессе выполнения своих функций менеджеры взаимодействуют с широким кругом людей. Чтобы работать с людьми, столь резко различающимися по своему статусу и интересам, менеджеры должны иметь много специфических личностных качеств, которые усиливают доверие и уважение со стороны тех, с кем они вступают в контакт. Это, прежде всего:
• высокое чувство долга и преданность делу;
• честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;
• умение четко выражать свои мысли и убеждать;
• уважительное и заботливое
отношение к людям вне
• способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность.
На основе анализа выполнения квалификационных требований и проведения дополнительных исследований можно оценить деловые качества менеджера, занимающего конкретную должность.
Социологи для анализа и оценки личности разработали модель, которая включает следующие качества:
1) Деловые (образование, знания и опыт);
2) Способность (одаренность, талант, гениальность, способное» к данному виду работ);
3) Культурный ценз и эрудиция, честность и порядочность;
4) Характер (воля, активность,
самостоятельность, обязательно
5) Темперамент (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик);
6) Направленность интересов (материальная, социальная, духовная);
7) Возрастной ценз (молодой возраст, средний, пожилой);
8) Здоровье (хорошее, удовлетворительное, плохое).
Устанавливаются условия оценки:
• качество отсутствует — 1 балл;
• качество проявляется очень редко — 2 балла;
• качество проявляется не сильно и не слабо — 3 балла;
• качество проявляется часто — 4 балла;
• качество проявляется систематически — 5 баллов.
Экспертным путем определяется
сначала весомость каждого
где Км - средневзвешенный интегральный показатель деловых качеств менеджера, баллы;
i = 1,2. ..п— количество экспертов;
j = 1,2...8—количество оцениваемых качеств менеджера;
a весомость j-го качества менеджера по десятибалльной системе; определяется отдельно для каждой группы менеджеров, специалистов;
b оценка i-м экспертом j-го качества менеджера по шестибалльной системе (рекомендации приведены выше).
Определение тех, кто обладает потенциалом войти в состав высшего руководства, не является такой проблемой, которую можно решить на одном заседании. Таких людей обычно оценивают регулярно в течение всей их карьеры, чтобы иметь представление, способны ли они сделать следующий шаг. Тем не менее некоторая оценка потенциальных способностей на первоночальной стадии необходима, так как профессиональный рост тех, кто должен будет стать менеджерами нужно обязательно тщательно планировать; овладение всем объемом требуемых знаний и умений на высшем уровне - длительный процесс.
Ряд компаний изучали
этот вопрос очень серьезно. Он также
был предметом научных исследов
20 факторов, являющихся важным для менеджера:
Информация о работе Профессиональные навыки и оценка деловых качеств менеджера