Профессиональные качества личности современного менеджера

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 21:19, реферат

Описание работы

«Личность» в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначальное значение этого слова обозначает маску, которую одевали актеры во время театрального представления в драме. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» включен внешний, поверхностный социальный образ, который человек принимает на себя, играя определенные жизненные роли. До сих пор это значение сохраняется за понятием «личность», чаще всего оно используется в этом смысле в повседневной жизни. Данная концепция, однако, целиком расположена вне сферы научной психологии, которую интересуют как поведенческие аспекты, так и личностная смысловая наполненность.

Работа содержит 1 файл

основные группы проф.качест современного менеджера.docx

— 29.27 Кб (Скачать)

Итак, мы рассмотрели ряд  важных личностных черт, способствующих эффективности руководителя. Разумеется, данный список черт не является постоянной, не изменяющейся величиной, равно как  он не является необходимым минимумом  для успешного руководства.

Рассмотрением личностных черт руководителя анализ личностной составляющей его психологического портрета не завершается. Менеджерские характеристики – ряд  характеристик, которыми необходимо обладать для успешного ведения дел  в сфере бизнеса и менеджмента, основанием для выделения этих характеристик  послужили исследования, проводимые за рубежом.

«Широта взглядов, глобальный подход», характеристика, указывающая  на важность наличия у руководителя широкого видения проблем, выходящего за рамки задач данной конкретной фирмы пересекается с названной  финским менеджерами «способностью  к видению изменений, как внутри организации, так и за ее пределами» и «международным кругозором. «Долгосрочное  предвидение и гибкость» так  же, как и у финских предпринимателей «способность сосредотачиваться на настоящем и будущем» обозначает не зацикливание на текущих моментах и проблемах, а умение развивать  организацию в условиях меняющегося  рынка, технологического прогресса. Для  достижения положительного результата нужно много работать, при этом не забывать о подчиненных, создавая комфортную и гармоничную атмосферу  для своих работников. Способность  к обоснованному риску мы уже  называли в личностных чертах эффективного руководителя, здесь мы также сталкиваемся с этой характеристикой. Умение четко  формулировать цели и установки  на наш взгляд пересекается с готовностью  мотивировать себя и сотрудников, а  также с готовностью использовать открытый способ управления. Действительно, руководитель, который может четко рассказать о планах, целях предприятия вселяет в своих сотрудников уверенность в завтрашнем дне, кроме этого, люди начинают себя ощущать причастными к общему делу, проявляется смысл общей деятельности.

«Готовность выслушивать  мнение других» и «готовность  к близким социальным контактам». Одной из основ руководства является умение общаться, с одной стороны, (о которой мы уже говорили), а  с другой стороны – умение выслушивать  и адекватно относиться к услышанному.

Следующей общей названной  чертой является здоровье. Хорошее  общее физическое и психическое  здоровье является еще одним важным пунктом в продуктивном руководстве.

Беспристрастность, бескорыстие, лояльность – еще несколько качеств  эффективного руководителя.

Приход нового начальника вызывает изменение в кадрах.

Решительность. По поводу этого  необходимого хорошему управленцу качества хорошо сказал Л. Якокка. «Если бы мне пришлось одним словом охарактеризовать качества, необходимые хорошему менеджеру, я бы сказал, что все они сводятся к понятию «решительность». Вы можете использовать самые совершенные в мире компьютеры, можете собрать всевозможные схемы и цифровые данные, но, в конечном счете, вам придется свести всю информацию воедино, составить себе расписание работ и действовать».

 

2.4. Лидер и менеджер. Лидерство как ресурс менеджмента

Лидера выделяют его интеллектуальные способности, унаследованные и воспитанные  черты характера, приобретенные  умения. Лидер не обязан быть менеджером, но менеджер, как правило, всегда лидер. Лидерство есть психологический  феномен, а менеджмент – социальный. Лидерство – важный ресурс менеджмента.

Изучение личностных качеств  лидера привело к выделению трех групп параметров: интеллектуальные способности, черты характера личности и приобретенные умения.

Связь с лидерством интеллектуальных качеств проявляется в том, что  большинство исследователей отмечают более высокие интеллектуальные характеристики у лидеров. Этому  способствует то, что лидер должен делать эффективный вклад в деятельность группы.

Черты характера могут  иметь как наследственную основу, так и воспитательную. Изучение их взаимосвязи привело к появлению  очень длинного списка этих качеств, но самое главное – этот список никогда не признавался исчерпывающим.

Приобретенные умения связанны с выполнением лидером своих  функций, к ним чаще всего относят: умение заручаться поддержкой, умение брать на себя риск и ответственность, умение убеждать и пр.

Ценностная ориентация личности определяет практически все ее действия, в том числе и профессиональное поведение. Ценности личности можно разделить на абсолютные и операционные. Абсолютные ценности определяют устремление личности, в частности, те цели, которые человек ставит в жизни. Операционные ценности регулируют способ достижения целей. Система принятых ценностей в группе имеет большое значение для потенциального лидера, так как для того, чтобы большинство членов группы признали его лидирующую роль, ему необходимо их разделять.

В чем суть основных черт и проявлений лидерства?

Во-первых, лидер группы, как правило, выдвигается во взаимодействии людей, ее составляющих. Он есть олицетворение  ценностей, мотивов (заинтересованности) и стремлений ее членов.

Важно отметить, что лидерство  личности проявляется в признании  ее эффективного вклада в деятельность коллектива. Необходимо, чтобы в  коллективе были его последователи  и четко определена и зафиксирована  его лидерская роль.

Руководитель коллектива назначается извне, вышестоящим  руководством, получает соответствующие  властные полномочия, имеет право  на применение санкций (как позитивных, так и негативных). Лидер выдвигается  из числа окружающих его людей, в  сущности, равных (или, по крайней мере, близких) ему по статусу (служебному положению), он как бы «один из нас». Вместе с тем, лидер также может  прибегать к санкциям в отношении  кого-то из партнеров, но эти санкции  носят неформальный характер, право  на их применение нигде официально не зафиксировано.

Здесь следует обратить внимание еще и на такой любопытный момент. Как бы человек ни стремился стать  лидером (а это, что скрывать, мечта  многих людей), он никогда им не станет, если окружающие не воспримут его  так. А вот в руководстве дело обстоит совсем иначе. Менеджер нередко  назначается на свой пост независимо от того, воспринимают его подчиненные  соответствующим этой роли или нет.

Короче говоря, менеджмент есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство – психологический. И в этом – основное различие между ними, хотя в то же время  имеется и немало общего.

Общее между лидерством и  менеджментом:

Во-первых, и руководство, и лидерство являются средством  координации, организации отношений  членов социальной группы, средством  управления ими. Только один из этих феноменов  «работает», как уже говорилось, в системе формальных, официальных  отношений, а другой – в системе  отношений неформальных, неофициальных.

Во-вторых, оба феномена реализуют  процессы социального влияния в  группе (коллективе). Но в одном случае (руководство) это влияние идет главным  образом по официальным каналам, тогда как в другом (лидерство) – по неофициальным.

В-третьих, обоим феноменам  присущ момент известной субординации отношений. Причем в руководстве  он выступает достаточно отчетливо  и закреплен должностными инструкциями, а в лидерстве его присутствие  гораздо менее заметно и уж заранее никак не очерчено.

Лидерство есть важный ресурс менеджмента.

В практике управления нередко  лидерство способно переходить в  руководство, а руководитель – становиться  лидером и т.д. Примеров такого рода трансформаций в прошлом и  настоящем великое множество. В  наше же время хороший руководитель организации – это человек, который  одновременно является лидером и  эффективно управляет своими подчиненными. Менеджер, как правило, всегда лидер. Лидер же не обязан быть менеджером.

 

3. Пятифакторная  модель личностных черт

 

Итак, мы обозначали довольно обширный перечень разнообразных личностных черт руководителя, способствующих эффективности  его работы. Описать личность –  задачи практически невыполнимая, точно  так же, как и дать полноценное  определение личности. Относительно перечня качеств, можно также  сказать, что в настоящее время  психологи пытаются свести весь невообразимо большой перечень качеств необходимых  для эффективного руководства к  некоторым основным качествам –  факторам. То есть происходит поиск  ключевых звеньев – показателей. Происходит это по тому же самому методу, что и формирование «big five», большой пятерки основных факторов, с помощью которых определяются основные свойства личности.

Основная процедура исследования, в результате которого выделяются основные факторы заключается в том, что  индивиды оценивают себя и других людей по широкому кругу разнообразных  черт, которые тщательно выбираются из словаря. Полученные оценки подвергаются факторному анализу, с тем, чтобы  найти какие черты варьируются  совместно. Норманн, опираясь в своей  работе на ранние исследования Олпорта, Кэттела и других, подверг факторному анализу оценки, полученные людьми от окружающих, и обнаружил пять базовых личностных факторов. Сходные пятифакторные решения постоянно обнаруживались во многих исследованиях, проведенных разными учеными на данных, полученных из самых разных источников, на разных выборках и с использованием разных инструментов измерения. Более того, было показано, что все пять факторов обладают значительной надежностью и валидностью и относительно стабильно сохраняются в течение жизни взрослого человека.

В 1981 году Голдберг наряду с результатами своих исследований проанализировал и чужие работы. Пораженный совпадением результатов, он предположил, что «любая модель структурирования индивидуальных различий так или иначе будет сводиться, на некотором уровне, к чему-то вроде «большой пятерки» параметров». Так факторы получили свое название – большая пятерка. Слово «большой» означало признание того, что каждый из пяти факторов включает в себя множество более конкретных черт. В личностной иерархии факторы Большой пятерки почти такие же широкие и абстрактные, как и «суперфакторы» Айзенка. Хотя названия черт в Большой пятерке слегка отличаются у разных авторов, все они сводятся приблизительно к следующим чертам: нейротизм, экстраверсия, открытость, доброжелательность, сознательность. Нейротизм противопоставляет эмоциональной стабильности широкий спектр отрицательных эмоций, включая тревожность, печаль, раздражительность, нервное напряжение. Открытость опыту означает широту, глубину и сложность мыслей и переживаний человека. Экстраверсия измеряет широту и интенсивность межличностных взаимодействий; уровень активности и способность радоваться жизни. Доброжелательность подразумевает под собой качество отношения человека к другим людям на всем континууме от сочувствия до враждебности в мыслях, чувствах и действиях. И последний параметр – сознательность – по преимуществу описывает целеустремленное и нацеленное на задачу поведение и социально требуемый контроль человека над собственными импульсами.


Информация о работе Профессиональные качества личности современного менеджера