Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:23, курсовая работа
Цель данной работы - выявить особенности процесса использования case-study в обучение персонала.
В рамках рассматриваемой темы необходимо решение следующих задач:
выявить особенности зарождение метода case-study;
определить этапы составления, применения и методы оценивания персонала по работе с кейсами;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава1. Сase-study метод обучение и особенности его использования
в учебном процессе……………………………………………………………….5
1.1.Понятие case-study как метода обучение и история его
возникновения…………………………………………………………………….5
1.2.Цели и возможности использования case-study ………………….………..7
Глава2. Классификация кейсов и этапы его составления…………………….11
2.1.Классификация кейсов и этапы его составления………………………….11
2.2 Технология и этапы проведения занятий при использовании кейс
метода обучения…………………………………………………………………15
2.3. Методы оценивания персонала при занятии с кейсами………………….17
Глава3. Проект по созданию системы обучения производственного персонала ОАО «Вимм-Билль-Данн» ……………………………………………………..19
3.1. Обучение и развитие массового персонала: новые и опытные
сотрудники……………………………………………………………………….21
3.2. Обучение и развитие руководителей……………………………………...23
3.3. Результаты проведенных работ……………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………26
Список используемой литературы……………………………………………..27
Глава 2. Классификация кейсов и этапы его составления
2.1.
Классификация кейсов
и требования их составления
Существенным основанием для классификации учебных кейсов может считаться субъект представления информации о ситуации. В одних случаях им может быть преподаватель, в других - слушатель или целая учебная группа.7
Кроме того, классификацию кейсов, возможно проводить по другим различным признакам:
В зарубежной практике в case-study обучении выделяют три вида кейсов: демонстрационный, тренинговый и инновационный.
Цель
демонстративного кейса- продемонстрировать
обработанный методы решения управленческих
задач различной категории сложности,
обобщить управленческий опыт на основе
структурированных факторв.
Рис.1 Модель демонстрационного кейса
Тренинговый кейс предусматривает приобретение опыта анализа простых и сложных структурированных проблемных ситуаций, разработки управленческих решений, использование социальных технологий.8
Рис.2 - модель тренингового кейса.
Цель инновационного кейса- развитие аналитических способностей при анализе сложных слабо структурированных ситуаций, решения которых так и не были найдены или развитие которых не завершилось в момент подготовки соответствующего кейса.
Рис. 3 Модель инновационного кейса
Большинство гарвардских кейсов пишутся двумя лицами. Один из них- студент или выпускник бизнес- школы, работающий в компании и владеющий фактографией для составления кейса, а второй- преподаватель, который владеет методикой case-study и помогает студенту грамотно составить кейс. Готовый кейс публикуется на сайте компании и в сборниках бизнес- школы.9
Рассмотрим этапы составления кейса:
2.2. Технология и этапы проведения занятий при использовании кейс метода обучения.
Кейсы, подготовленные обычно в письменной форме и составленные исходя из реальный фактов, читаются, изучаются и обсуждаются персоналом. Кейсы составляют основу беседы аудитории с руководителем. Поэтому метод case-study включает одновременно и особый вид учебного материала и особые способы использования этого материала в учебном процессе.
Занятия по анализу кейсов ориентированы на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности слушателей. Занятие в форме case-study, вызывает большой интерес, и позволяет иллюстрировать, обогатить теоретический материал по дисциплине в ходе практических действий участников.
Обычно
разбор кейсов состоит из прочтений,
решения и презентации. Затем
они обсуждаются в ходе общей
дискуссии- дебатов. Это очень важно, так
как в бизнесе надо не только найти правильное
решение, но и суметь обосновать его, убедить
других в своей правоте. Далее решение
представляется на суд аудитории.
До начала занятий руководитель:
Обязанности участников- получить кейс и список рекомендуемой литературы, готовиться к занятиям.
Во время занятий руководитель:
Порядок анализа кейса должен быть следующим:
Кейсы могут быть проанализированы и решены двумя вариантами- индивидуальной работы, и работой в группе.
В процессе индивидуальной работы слушатели знакомятся с материалами практической ситуации и готовятся индивидуальные материалы по вопросам, представленным в схеме анализа. В ходе групповой работы происходит согласование всех вариантов о ситуации, основных проблемах и путях их решения, оформление предложения в виде текста и плакатов для презентации на сессионном заседании.
В процессе пленарной дискуссии каждая из малых групп представляет собственный вариант решения ситуации, отвечает на вопросы участников других групп и уточняет свои предложения, а после окончания докладов, дает оценку или выражает отношение к вариантам решения, предложенным другим группам.
При дискуссии в группе необходимо обратить внимание на следующие детали:
2.3. Методы оценивания персонала при занятии с кейсами.
Оценивание персонала является важнейшей проблемой обучения по методу сase-study. Проверка и оценка знаний должны проводиться согласно дидактическим принципам обучения. При этом выделяются следующие требования к оцениванию:
Оценивание выполняет следующие функции:
Следует отметить, что традиционная пятибалльная система оценивания результатов плохо приспособлена к работе с кейсами. Главный ее недостаток заключается в том, что она, в силу малых величин, не позволяет накапливать баллы. Лучше всего использовать применяемую в мире 100-балльную систему оценки знаний.10
Применяя
метод сase-study, можно использовать все
виды оценок: текущую, промежуточную и
итоговую. Текущая оценка помогает руководить
процессом обсуждения кейса; промежуточная
оценка позволяет фиксировать продвижение
работника по пути решения кейса; конечная
– подводит итог успехам в анализе кейса
и овладении дисциплиной. При оценке работы
групп в открытой дискуссии может быть
использовано публичное оценивание текущей
работы группы, которое стимулирует соревновательность.
Глава 3. Проект по созданию системы обучения производственного персонала ОАО «Вимм-Билль-Данн»
«Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» — крупнейший производитель напитков и молочных продуктов в России и СНГ. Компания основана в 1992 году. Компания производит молочную продукцию (основные бренды — «Домик в деревне», «Веселый молочник», «Чудо», «Имунеле» и другие), соки («J7», «Любимый сад», «100% Gold»), природную воду «Ессентуки», «Родники России» и питание для детей «Агуша» и «Здрайверы».
В настоящее время в компании работает более 16 тысяч человек. В компанию входит 37 производственных предприятий в России, Украине, Киргизии, Узбекистане и Грузии.
В 2005 году «Вимм-Билль-Данн» стал первым производителем молочных продуктов, получившим разрешение экспортировать свою продукцию в страны ЕС.
В 2009 году служба рейтингов корпоративного управления Standard & Poor’s подтвердила рейтинг корпоративного управления ВБД GAMMA-7+, что свидетельствует об эффективной работе Совета директоров, в частности о реальном влиянии независимых директоров на процесс принятия решений и о приверженности контролирующих акционеров высоким стандартам корпоративного управления.
Каждый завод, каждое предприятие компании были и остаются уникальными своей корпоративной культурой, традициями и отношениями в коллективе. Многие предприятия удалены от региональных центров и крупных городов, но их всех объединяют корпоративные стандарты и высокое качество выпускаемой продукции. Мы гордимся той продукцией, которую производим.
Контекст. Корпоративный университет был создан в компании в 2005 году. Его стратегия развития тесно связана со стратегией компании. В период бурного роста и региональной экспансии все внимание Корпоративного университета было уделено развитию менеджеров, в связи с потребностью в профессионалах, способных быстро интегрировать приобретенные заводы в структуру компании и в ее основные бизнес-процессы, открывать новые торговые филиалы и развивать регионы. В соответствии с этими бизнес-задачами в Корпоративном университете была внедрена программа «Профессия — руководитель», которую проходили все менеджеры компании. Но постепенно ситуация начала меняться. К 2008 году период быстрого роста закончился, и в фокусе внимания оказалась операционная эффективность.
Опираясь на стратегические цели компании, с учетом реалий текущего дня была разработана стратегия Корпоративного университета Вимм-Билль-Данн на 2009—2010 гг. Одной из стратегических задач Корпоративного университета в 2009 году стало создание системы обучения и развития производственного персонала.