Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:23, курсовая работа
Цель данной работы - выявить особенности процесса использования case-study в обучение персонала.
В рамках рассматриваемой темы необходимо решение следующих задач:
выявить особенности зарождение метода case-study;
определить этапы составления, применения и методы оценивания персонала по работе с кейсами;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава1. Сase-study метод обучение и особенности его использования
в учебном процессе……………………………………………………………….5
1.1.Понятие case-study как метода обучение и история его
возникновения…………………………………………………………………….5
1.2.Цели и возможности использования case-study ………………….………..7
Глава2. Классификация кейсов и этапы его составления…………………….11
2.1.Классификация кейсов и этапы его составления………………………….11
2.2 Технология и этапы проведения занятий при использовании кейс
метода обучения…………………………………………………………………15
2.3. Методы оценивания персонала при занятии с кейсами………………….17
Глава3. Проект по созданию системы обучения производственного персонала ОАО «Вимм-Билль-Данн» ……………………………………………………..19
3.1. Обучение и развитие массового персонала: новые и опытные
сотрудники……………………………………………………………………….21
3.2. Обучение и развитие руководителей……………………………………...23
3.3. Результаты проведенных работ……………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………26
Список используемой литературы……………………………………………..27
Содержание
Введение.
Существуют различные обозначения данной технологии обучения, хотя это различия в нюансах. В зарубежных публикациях приходилось встречаться с такими подходами, как метод изучения ситуаций (case studies), деловых историй (case stories) и, наконец, просто метод кейсов (case method). В российских, а также русскоязычных изданиях чаще всего говорится о методе конкретных ситуаций (КС), деловых ситуаций, кейс-методе, а в предисловии к переведенному на русский язык одному известному американскому учебнику по стратегическому маркетингу даже пишется о ситуационных задачах.
Актуальность данной темы в том, что странна, перешла к рыночным отношениям, и она нуждается в грамотном персонале и руководителях, которые умеют руководить людьми и общаться с ними, умели принимать решения для достижения основных задач фирмы, сотрудничать с предприятиями на выгодных условиях. Обучения простым и обыденным образом как «лекции» не дадут всех выше перечисленных качеств. Обучение по методу case-study- это не только наглядный пример ситуаций, но и возможность выявить и решить представленные проблемы.
Цель данной работы - выявить особенности процесса использования case-study в обучение персонала.
В рамках рассматриваемой темы необходимо решение следующих задач:
Глава1. Сase-study метод обучение и особенности его использования в учебном процессе.
1.1. Понятие case-study метода обучения и история его возникновения
Традиционное обучение даёт человеку знания, благодаря которым он сумеет найти выход из ситуации но основе прошлого. Интерактивное обучение дает человеку знания и опыт позволяющие ему справляться с настоящим. Одним из способов эффективного применения теории в реальной жизни, при решении возникающих проблем, является решение учебно-конкретных ситуаций или метод ситуационного обучения, а также обучение на примере разбора конкретной ситуации – case-study. Кейс-это практическая ситуация, которая содержит некоторые проблемы. Классическое определение понятия «кейс – представляет собой описание менеджерами, описание, включающее сопутствующие данной ситуации факты, мнения, суждения, на которые обычно на практике и опирается решение менеджером». Эндрю Тоул добовляет к этому: « … кейс-катализатор, ускоряющий процесс обучения путем привнесения в него практического опыта»1.
Case-study предусматривает наличие управленческой проблемы и обычно включают информацию о целях, финансовом состоянии, об отношениях между управленческим и производственным персоналом, об условиях рынка, активности конкурентов и других влияниях внешней среды.
Также кейс-это письменное представленное описание определенных условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидуумов, ориентирующее слушателей на формулирование проблемы и поиск вариантов её решения.2 Кейс содержит исчерпывающую информация о том, что происходит, кто в этом участвует, когда должен быть получен результат, зачем все это нужно? (т.е. цель задания). Какие ресурсы можно использовать (время, деньги, люди, полномочия и т.д.). Нет только ответа, как достичь поставленной цели и получить необходимый результат- это и предлагается решить участнику, который, словно математическую задачу, должен решить кейс.
Case-study метод обучения начал применяться ещё в начале 20-го века в области права и медицины. В период с 1909 по 1919 гг. обучение происходило по следующей схеме: учеников-практикантов просили изложить конкретную ситуацию (проблему), а затем дать анализ проблемы и соответствующие рекомендации. Ведущая роль в распространении case-study метода принадлежит Гарвардской Школе Бизнеса. Метод case-study впервые был применен в Гарвардской Школе Бизнеса в 1921 году и до сих пор Гарвард является флагманом «кейс-индустрии» всего мира – его преподаватели пишут в год по 600 высококачественных кейсов.3 Первые подборки кейсов были опубликованы в 1921 году в « Отчетах Гарвардского университета о бизнесе», а также первый сборник кейсов был издан в этом же году. Преподаватели Гарвардской Школы Бизнеса в 60-70-е гг. начали широко применять практические ситуации при изучении экономико-управленческих дисциплин. Ситуационное обучение по гарвардской методике сегодня-это интенсивный тренинг слушателей с использованием видеоматериалов, компьютерного и программного обеспечения. В Гарвардской традиции кейс формируется после глубокого исследования случая компании или важного момента в работе компании. В ходе исследования собираются данные об управленческих решениях, финансовой деятельности, реакции внешней и внутренней среды и результатах. После этого формируется развернутое описание ситуации рекомендации по её рассмотрению.
В последнее время case-study метод обучения нашел широкое применение в мировой практике в области изучения менеджмента и маркетинга. Кроме Гарвардской Школы Бизнеса можно выделить ещё одну традицию использования конкретных ситуаций- Манчестерскую. В Манчестерской традиции описание ситуации более краткое, а решение принципиально открыто и вырабатывается в ходе групповых дискуссий. Ставку на использование ситуационного обучения также делает один из известных университетов Северной Америки – Университет Западного Онтарио ( Канада). Преподаватели из Европы ездят в США «перенимать» специфику «кейс-образования».4 Цели этих школы отличаются друг от друга. В Гарвардской школе цель- обучить нахождению единственного верного решения. Манчестерская все же предполагает разновидность решения проблем.
В
бизнес-школах, специализирующихся на
финансовых дисциплинах, удельный вес
кейсов гораздо ниже, чем в школах, основная
специализация которых – менеджмент,
маркетинг, информационные технологии,
управление персоналом и другие. Менеджеры
по финансам, к примеру, принимают решения,
в большей степени опираясь на математические
расчеты. Менеджеры, выбравшие своей специализацией
маркетинг, вынуждены решать практические
задачи, исходя из личного опыта и информации
о рынке.
1.2.Цели
и возможности
использования case-study
метода обучения
Использование case-study в обучении позволяет уменьшить разрыв между теорией и практикой, а также позволяет обучить слушателей способностям:5
Case-study методы обучения предоставлять возможности:
Применение case-study методов обучения позволяет обучающемуся:
Целью case-study является обучить поиску к решению проблемы, но не передавать знания. Кейсы также являются важным шагом на пути к построению партнерских отношений между университетами и предприятиями. «Чтобы научиться управлять машиной, вам не нужны долгие лекции по устройству двигателя внутреннего сгорания, вам нужна практика вождения с инструктором». Это высказывание очень точно отражает суть метода case-study, который используется в обучении практически всеми бизнес-школами мира для того, чтобы научить будущих менеджеров применять теоретические знания на практике. 6
Можно выделить следующие цели и области применения метода анализа кейса:
Так же при обучение этим способом персонал получает навыки устной коммуникации и аргументирования своей позиции, приходят к выводу, что в большинстве реальных ситуаций не бывает одного единственного верного решения, и что желание прочитать ещё одну книгу, изучить ещё один метод и после этого решить все проблемы не более чем иллюзия.
В
таком изучении проблем и вариантов
их решения (дискуссии) участники получают
уверенность в себе и в своих
силах, формируют устойчивые навыки
рационального поведения в
Этот метод способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, прививает навыки решения практических задач. Метод изучения проблемных ситуаций широко используется в практике преподавания менеджмента с целью применения полученных теоретических знаний на практике. В настоящее время ситуация вокруг предприятий постоянно меняется и не всегда в лучшую сторону. Руководитель в своих решениях должен проанализировать и изучить данную ситуацию и принимать решения, ведущее к успешному результату. Он должен логически мыслить и рассуждать. Рассудительность и элементарность понимание параметров и взаимосвязей в рыночной ситуации образуют основу для принятия решения.
Кейсы
успешно применяются в бизнес-