Проект ликвидации предприятия на примере ООО «Меркурий»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение процедуры ликвидации предприятия.
Для этого были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть понятие ликвидации и основания для её проведения.
Изучить порядок проведения ликвидации
Ознакомиться с процессом ликвидации на примере ООО «Меркурий».

Содержание

Введение 3
Глава I. Прекращение предпринимательской деятельности. Теоретические основы. 4
1.1 Определение, сущность, виды и способы ликвидации ЮЛ. 4
1.2 Этапы ликвидации, требуемые документы. 15
1.3 Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя. 24
Глава II. Проект ликвидации предприятия на примере ООО «Меркурий». 27
2.1 Краткая характеристика предприятия. 27
2.2 Проект ликвидации ООО «Меркурий» 28
Заключение 33
Список используемой литературы 34
Приложение 1 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 295.00 Кб (Скачать)

       Этап II. Публикация сообщения о  ликвидации.

     После принятия решения о ликвидации и  уведомления об этом регистрирующие органы, совершаются действия, связанные с собственно ликвидацией общества.

     Первое  из них, опубликование сообщения  о ликвидации общества в соответствии с требованиями законодательства. Такое  сообщение должно содержать следующую  информацию:

     Факт, что общество на основании решения общего собрания участников находится в процессе ликвидации;

     Полное  фирменное наименование общества;

     Место нахождение общества;

     ОГРН, ИНН, КПП общества;

     Кому, по какому адресу, в каком порядке, в какие сроки кредиторы общества могут предъявить свои требования;

     Почтовый  и фактический адрес ликвидационной комиссии или иной способ связи с  ней.

     Объявление  о ликвидации общества должно быть помещено в печатном издании, публикующем  сведения о государственной регистрации  юридических лиц («Вестник государственной регистрации»).

       Этап III. Проведение налоговой проверки.

       В соответствии с нормами ст. 87 и 89 НК РФ при ликвидации  юридического лица проводится  выездная налоговая проверка. Причем  такая проверка может проводиться  независимо от времени проведения  предыдущей проверки. Отметим, что срок, в течение которого налоговые органы обязаны провести выездную налоговую проверку в связи с ликвидацией организации, налоговым законодательством не установлен.

     Если  ликвидируемая организация имеет  переплату по какому-либо налогу, то в соответствии с положениями п. 4 ст. 49 НК РФ сумма излишне уплаченного налога распределяется по бюджетам и внебюджетным фондам пропорционально общим суммам задолженности по другим налогам перед соответствующими бюджетами и внебюджетными фондами. При этом п. 5 ст. 78 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет, в случае если имеется недоимка по другим налогам. Следует отметить, что норма, согласно которой производится зачет налога между бюджетами различных уровней, а также внебюджетными фондами, является специальной и предусмотрена законодательством только в случае ликвидации юридического лица.

       При отсутствии у ликвидируемой  организации задолженности по  исполнению обязанности по уплате  налогов и сборов, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.

       Если ликвидируемая организация имеет суммы излишне взысканных налогов или сборов, а также пеней и штрафов, то указанные суммы подлежат возврату налогоплательщику-организации в порядке, установленном главой 12 НК РФ, не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации. Следует обратить внимание, что НК РФ предусматривает возврат излишне уплаченного налога только в случае подачи ликвидируемой организацией заявления о возврате.

       Следует помнить, что ликвидируемая  организация исполняет обязанности  налогоплательщика вплоть до момента государственной регистрации факта ликвидации. Согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

       Следовательно, налоговые последствия  могут возникнуть на любой  стадии ее ликвидации. В частности,  и при передаче имущества участникам  общества.

       Этап IV. Составление промежуточного  ликвидационного баланса.

       Следующий этап ликвидации общества с ограниченной ответственностью заключается в совершении ликвидационной комиссией действий по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности.

     Ликвидационная  комиссия обязана в письменной форме  уведомить каждого кредитора  о ликвидации общества и сообщить срок для предъявления кредиторами имущественных требований. Здесь нужно иметь в виду, что объявление о ликвидации общества, о котором говорилось выше, не заменяет собой письменного уведомления каждого кредитора общества персонально. Ликвидационная комиссия должна располагать документами, подтверждающими факт персонального письменного уведомления каждого кредитора о ликвидации данного общества и сроках для предъявления требований кредиторами. Такими доказательствами могут быть, в частности, копии всех уведомлений, направленных кредиторам с приложением документов, подтверждающих их отправку, - почтовых квитанций, выписок из книги регистрации отправлений средствами электронной связи и т.п.

       ГК РФ (п. 1 ст. 63) требует также  принятия ликвидационной комиссией  мер к получению обществом  дебиторской задолженности. Поэтому ликвидационная комиссия должна в случаях, предусмотренных законодательством, направить дебиторам претензии, а при необходимости - предъявить иски.

     Промежуточный ликвидационный баланс составляется не ранее чем через два месяца с даты опубликования сообщения (объявления) о ликвидации. Обязанность составления промежуточного ликвидационного баланса возлагается на ликвидационную комиссию.

       Промежуточный ликвидационный баланс  должен обязательно содержать  сведения, указанные в п. 2 ст. 63 ГК РФ. Особое значение имеет отражение в нем результатов рассмотрения ликвидационной комиссией требований кредиторов. Здесь нужно иметь в виду, что в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии, но только до момента утверждения окончательного ликвидационного баланса общества с ограниченной ответственностью. Если кредитор не обращался с иском в суд, несмотря на отказ ликвидационной комиссии удовлетворить его требования, или суд отказал в их удовлетворении, то такие требования считаются погашенными.

       Действующее законодательство не  содержит требований по оформлению  промежуточного ликвидационного  баланса. Поэтому следует считать достаточным составление данного документа в простой письменной форме. Утверждение промежуточного ликвидационного баланса относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества. Утверждение промежуточного ликвидационного баланса общим собранием участников общества является окончательным.

       После составления промежуточного  ликвидационного баланса необходимо  уведомить регистрирующий орган  о составлении промежуточного  ликвидационного баланса. 

     На  основании указанного уведомления  регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица и выдает (направляет) по месту нахождения юридического лица Свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц  и выписку из реестра.

       Этап IV. Расчет с кредиторами.

     После внесения в единый государственный  реестр юридических лиц записи о  составлении промежуточного ликвидационного  баланса регистрирующий орган направляет промежуточный ликвидационный баланс в отдел взыскания задолженности, отдел выездных проверок, отдел камеральных проверок, юридический отдел для проведения контрольных мероприятий.

     Для расчетов с кредиторами используются главным образом денежные средства. Но в то же время законодательство не устанавливает прямых запретов на удовлетворение требований кредиторов не деньгами, а иным имуществом, если, например, соответствующий кредитор дает на это свое согласие.

       ГК РФ предусматривает правило  о том, что выплата денежных  сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Приоритет имеют кредиторы первой и второй очередей, поскольку расчеты с ними начинают производиться уже со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. [10]

     в первую очередь удовлетворяются  требования граждан, перед которыми ликвидируемое предприятие несет  ответственность за причинение вреда  жизни или здоровью, путем капитализации  соответствующих повременных платежей;

     во  вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных подобий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту и выплате вознаграждений по авторским договорам;

     в третью очередь удовлетворяются  требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия (При этом требования кредиторов по указанным обязательствам удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога. Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди).

     в четвертую - погашается задолженность  по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

     в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

     Требования  каждой очереди удовлетворяются  после удовлетворения требований предыдущей. При недостаточности имущества  ликвидируемого предприятия оно  распределяется между кредиторами  соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащим удовлетворению, если иное не установлено законом. Порядок удовлетворения требований кредиторов регулируется положениями ст. 64 ГК РФ.

     Оставшееся  после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемого предприятия передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого предприятия. [1, глава 4]

     При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

       Этап V. Ликвидационный баланс

       Ликвидационный баланс общества  с ограниченной ответственностью  является его окончательным балансом, как бы подводящим итоги ликвидации общества и завершающим его расчеты с кредиторами. Ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией лишь после завершения расчетов с кредиторами и проведения инвентаризации оставшегося имущества.

       Ликвидационный баланс может  быть утвержден только общим  собранием участников общества.

       Законодательство не содержит  перечень обязательных сведений, которые должны быть указаны  в ликвидационном балансе. Однако  анализ ст. 63 ГК РФ показывает, что в ликвидационном балансе должны быть отражены сведения о составе оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества. Ликвидационный баланс юридического лица (за исключением банков), как и промежуточный ликвидационный баланс, составляется в простой письменной форме.

       Ликвидационная комиссия уведомляет  регистрирующий орган о завершении  процесса ликвидации юридического  лица (не ранее чем через два  месяца с момента помещения  в органах печати публикации  о ликвидации юридического лица). После завершения процесса ликвидации в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого общества представляются документы, предусмотренные п. 1 ст. 21 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Такими документами являются:

Информация о работе Проект ликвидации предприятия на примере ООО «Меркурий»