Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 17:23, контрольная работа
Рассмотрим основные, наиболее известные, процессуальные теории мотивации: теорию ожиданий В. Врума и теорию справедливости Дж. Стэйси Адамсом , модель Портера – Лоулера .
Введение……………………………………………………..2
1. Понятие мотивации………………………………………….3
2. Процессуальные теории мотивации
2.1. Теория ожидания В. Врума……………………………6
2.2. Теория справедливости……………………………….10
2.3. Теория мотивации
Л. Портера - Э. Лоулера……………………………….12
3. Заключение……………………………………………….15
4. Список литературы………………………………………16
- Процесс сравнения потребностей подчинённых с вознаграждениями, получаемыми ими от организации, должен быть систематическим.
- Подчинённым
часто требуется помощь,
чтобы осознать связь между
затраченными усилиями, полученным
результатом, вознаграждением
и удовлетворением
- Так
как для разных людей
- Менеджеры
должны усилить мотивационный
потенциал самой работы, которую
они предлагают своим
2.2.
Теория справедливости.
Теория справедливости, популяризированная Дж. Стэйси Адамсом, постулирует, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Эта теория базируется на утверждении, что при определении фокуса своего целенаправленного поведения служащие учитывают две фундаментальные оценки:
1. «Что
я даю организации?» этот
образование, навыки и подготовку.
2. «Какое вознаграждение я получу, особенно по сравнению с
вознаграждением других служащих,
выполняющих такую же работу?».
Вознаграждение
в данном случае может иметь
разнообразную форму: заработная плата,
дополнительные льготы, премии,
условия работы и показатели статуса.
При проведении
этих двух оценок, человек в уме
выводит определённое соотношение,
характеризующее справедливость
руководства по отношению к
нему. Человек чувствует, что к нему относятся
справедливо, если отношения вознаграждений
к затратам равны между собой.
Теория
справедливости, возможно, самая лёгкая
для восприятия из всех мотивационных
моделей, и она обладает наибольшей
ценностью для менеджера, который
хочет понять мотивацию своих подчинённых.
Старое выражение «Обманул меня раз
- позор тебе, обманул меня дважды -
позор мне!» особенно хорошо
подходит к отношениям между менеджером
и служащими.
Вот несколько ключевых моментов, которые должен помнить каждый менеджер о теории справедливости:
- Проблемы
с подчинёнными возникают
- Очень
трудно сказать, как
Поэтому менеджеры должны систематически наблюдать за тем, считают ли их подчинённые, что к ним относятся справедливо.
- Стандарты
менеджеров для измерения
- Служащих
больше всего интересует не
абсолютный уровень их награды,
Если
вклад превышает вознаграждение,
человек чувствует
не удовлетворённость, злость и считает,
что с ним поступили несправедливо.
Если
вознаграждение превышает
вклад человека в достижение
целей организации, он испытывает чувство
вины, т.к. считает, что «обманывает»
своего менеджера. Приверженцы теории
справедливости уверены, что каждое
из этих двух негативных ощущений
воздействует на мотивацию и
заставляет человека действовать так,
чтобы восстановить чувство справедливости.
Такое поведение заключается в
том, что человек или начинает
работать менее усердно, или прилагает
больше усилий, чтобы преодолеть чувство
вины. Другие рабочие, ощутившие
несправедливое отношение к
себе, могут пытаться изменить
поведение своих товарищей по работе для
того, чтобы восстановить справедливость.
В конечном итоге, служащие
могут просто изменить свои
взгляды на сравнительную ценность
вкладов и вознаграждений или
путём сознательной переоценки своих
изначальных запросов, или с
помощью такого умственного защитного
механизма, как рационализация.
2.3.Теория
мотивации Л. Портера -
Э. Лоулера.
Комплексная процессуальная теория мотивации, известная как модель Портера - Лоулера, построена на основных элементах теории ожидания и теории справедливости. Двое исследователей Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали модель, включив в нее пять переменных величин:
- затраченные усилия;
- восприятие;
- полученные результаты;
- вознаграждение;
- уровень
удовлетворенности.
Содержание
модели Портера - Лоулера
сводится к следующему: чтобы
достичь определенных результатов
и получить достойное вознаграждение,
человек затрачивает усилия,
зависящие от его способностей,
опыта и квалификации. При этом
размер усилий определяется ценностью
вознаграждения.
Значительное
влияние на результаты оказывает
осознание человеком своей роли
в процессе труда. Так же как и в теории
постановки целей, вознаграждения
могут быть внутренними (чувство
удовлетворения о выполненной
работы, чувство компетентности
и самоутверждения) и внешние
(повышение оплаты труда, премия,
благодарность руководителя,
продвижение по службе).
Рисунок 2.
Для того
чтобы лучше понять, как Портер
и Лоулер объяснили механизм мотивации,
давайте последовательно
Пунктирная
линия между результативностью
и внешним вознаграждением
Портер
и Лоулер на основе анализа предложенной
модели сделали вывод о том,
что результативный труд ведет
к удовлетворению. Это заключение
коренным образом отличатся от тех позиций,
на которых стояли представители
ранних теорий человеческих отношений,
которые считали, что удовлетворенные
работники дают лучшие результаты.
Заслуга
Портера и Лоулера заключается
в том, что их теория внесла
основной вклад в понимание мотивации.
3.Заключение.
Изложенные
теории позволяют сделать вывод
о том, что отсутствует какое -
либо канонизированное учение, объясняющее,
что лежит в основе мотивации
человека и чем определяется мотивация.
Каждая
из теорий имеет что - то особенное,
отличительное, что дало ей возможность
получить широкое признание теоретиков
и практиков и внести существенный
вклад в разработку знаний о мотивации.
Несмотря на принципиальные различия,
все теории имеют общее, позволяющее
установить определённые параллели
между ними. Характерной особенностью
всех теорий является то, что они
изучают потребности и дают их
классификацию, позволяющую делать
выводы о механизме мотивации
человека. «Сравнивая классификации
всех теорий, можно отметить, что
выделенные в различных работах
группы потребностей и механизмов в
определённой мере дополняют друг друга».
4.Список
литературы.
1.Красильников
В.И., Хавин Д.В.- «Основы менеджмента» Учебник,
Издательство: НГАСУ, 2005г.-
2. Бреддик
У.- «Менеджмент в организации». — М.: ИНФРА-М,
1997г- 344с.
3. Мескон
Майкл, Альберт Майкл, Хедоури Франклин
- «Основы менеджмента» -Москва: Издательство
"Дело", 1997г. - 704 с.
4. Орлов
А.И.- « Менеджмент. Учебник». М.: Издательство
"Изумруд", 2003г.- - 298 с.
5. Дорофеев
В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю.
-«Менеджмент: Учебное пособие»- Издательство:
Инфра-М 2008г.- 440с.
6. Глухов
В.В.- «Менеджмент – учебник»- Издательство: Питер,2008г.-
7. Акмаева Р.И. - «Стратегический менеджмент : Учебники и учебные пособия», Издательство: Волтерс Клувер , Год издания: 2010- 432с.