Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 23:36, контрольная работа
Контрольная работа по дисциплине "Менеджмент"
Виды контроля
Любая функция управления может эффективно действовать только при наличии эффективно действующей системы контроля. Контроль — это критически важная и сложная функция управления, неприятная, однако, для работников предприятия.
Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Контроль не может оставаться прерогативой исключительно менеджера, назначенного «контролером», и его помощников. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.
Контроль — это
Предварительный контроль. Этот вид контроля называется предварительным потому, что осуществляется до фактического начала работ. Некоторые наиболее важные виды контроля в организации могут быть замаскированы среди других функций управления. Так, например, хотя планирование и создание организационных структур редко относят к процедуре контроля, они как таковые позволяют осуществлять предварительный контроль над деятельностью организации.
Основное средство осуществления предварительного контроля — реализация (не создание, а именно реализация) определенных правил, процедур и линий поведения. Поскольку правила и линии поведения вырабатываются для обеспечения выполнения планов, их строгое соблюдение — это способ убедиться, что работа выполняется в заданном направлении.
Если писать четкие должностные
инструкции, эффективно доводить формулировки
целей до подчиненных, набирать в
административный аппарат управления
квалифицированных людей, это будет
увеличивать вероятность того, что
организационная структура
Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Чаще всего его объект — подчиненные сотрудники, а сам он традиционно прерогатива их непосредственного начальника. Регулярная проверка работы подчиненных, обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию работы позволит исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Если же позволить этим отклонениям развиться, они могут перерасти в серьезные трудности для всей организации.
Текущий контроль не проводится
буквально одновременно с выполнением
самой работы. Скорее он базируется
на измерении фактических
Обратная связь — это обмен данными о полученных результатах. Простейший пример обратной связи — сообщение начальника подчиненным о том, что их работа неудовлетворительна, если он видит, что они делают ошибки.
Системы обратной связи позволяют руководству выявить наличие непредвиденных проблем и скорректировать свою линию поведения так, чтобы избежать отклонения организации от наиболее эффективного пути к поставленным перед ней задачам. Все системы с обратной связью характеризуются:
Отклонения, на которые система должна реагировать, чтобы достичь своих целей, могут вызываться как внешними, так и внутренними факторами. К числу внутренних факторов следует отнести проблемы, связанные с ситуационными факторами внутри организации. Внешние факторы — все то, что воздействует на организацию из окружающей ее среды: конкуренция, принятие новых законов, изменения технологии, ухудшение общей экономической ситуации, изменения системы культурных ценностей и многое другое.
Вполне допустимо
Заключительный контроль — фактически полученные результаты сравнивают с требуемыми либо сразу по завершении контролируемой деятельности, либо по истечении определенного заранее периода времени. Хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, тем не менее он имеет две важные функции:
Вопрос №37. Стратегические и тактические решения
Стратегические и тактические решения, их особенности и взаимосвязь
Стратегические решения
принимаются для реализации разработанных
стратегий достижения целей. В них
содержатся способы реализации целей
и требуемые для этого ресурсы.
Они выполняются посредством
комплекса тактических решений
для практического
оценки результатов
взаимодействия фирмы с внешней средой (проведение соответствующей конкурентной политики, сохранение доли продаж на рынке товаров по регионам);
внутрифирменного
оперативного регулирования текущих изменений, происходящих в деятельности фирм.
С учетом долговременного характера стратегических решений в ходе их реализации возникает необходимость внесения корректировок, связанных с текущими изменениями во внутренней и внешней среде. Это обеспечивается наличием обратной связи между объектами и субъектами управления.
Фирма, как правило, реализует несколько стратегических решений (4-6), среди которых может выделяться главное (приоритетное). Дальновидные руководители имеют «заготовки» -решения на случай непредвиденных ситуаций. Разработка стратегических решений отличается углубленностью анализа базы стратегических данных (внутренних и внешних факторов: сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз внешней среды), разработкой альтернатив и выбором оптимального варианта. Организация разработки стратегических решений нередко сопряжена с определенными трудностями. Так, в ряде случаев она вызывает необходимость создания матричной структуры (либо межфункциональной группы), что может нарушать сложившиеся взаимоотношения на предприятии. Сложность может состоять в отсутствии необходимого объема информации, специалистов требуемой квалификации, а также в возможной переориентации политики фирмы, изменении номенклатуры выпускаемых изделий и др. Особенности разработки стратегических решений проиллюстрированы в таблице 7.7 на фоне их сопоставления с тактическими решениями. Однако следует иметь в виду, что стратегические решения сами по себе не решают существующих проблем и намерений.
Успешная реализация стратегических
задач предполагает их тесную увязку
с тактическими решениями, которые
определяют конкретные способы осуществления
стратегий, необходимую линию поведения
для их достижения. Рекомендуется
уже при разработке стратегий
рассматривать возможные
Таблица 7.7. Особенности стратегических и тактических решений
№ п/п |
Признаки решений |
Стратегические решения |
Тактические решения |
1. |
Направленность |
Будущее развитие фирмы |
Текущее развитие фирмы |
2. |
Масштабность |
Общие для фирмы |
Для реализации конкретной цели |
3. |
Временной фактор |
Долговременные |
Краткосрочные |
4. |
Предметность |
Определение целей и средств их достижения |
Выбор средств достижения намеченной цели |
5. |
Содержательность (причинно-следственная связь) |
Средство реализации политики фирмы |
Средство реализации стратегии фирмы |
6. |
Условия разработки |
Изменение во внешней среде или требований к деятельности фирмы |
Инструмент стратегии |
7. |
Существующие ориентиры разработки |
Политика фирмы |
Разработанная стратегия, существующие правила и процедуры |
8. |
Уровень разработки |
Высший |
Средний |
9. |
Организация разработки |
Создание матричных структур |
Использование традиционных структур |
10. |
Оценка эффективности |
Своевременная реакция на конъюнктуру рынка и другие факторы внешней среды |
Экономическая и социальная эффективность реализации цели |
Это тем более необходимо в условиях влияния всевозможных факторов и появления альтернатив действий.
Содержание
Список литературы
Список литературы
Информация о работе Процесс управления и управленческие решения