Процесс управления и управленческие решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 23:36, контрольная работа

Описание работы

Контрольная работа по дисциплине "Менеджмент"

Работа содержит 1 файл

Контрольная РУР.docx

— 38.07 Кб (Скачать)

Вопрос№7. Процесс управления и управленческие решения

1.1.         Сущность процесса управления. Место управленческого решения в процессе управления 

 

Процесс управления - деятельность объединенных в определенную систему субъектов управления, направленная на достижение целей организации путем реализации определенных функций с использованием методов управления.

Разработка управленческого  решения – один из наиболее важных управленческих процессов. От его эффективности во многом зависит успех дела.

Принятие решений, так  же как и обмен информацией, — составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления и связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности. Процесс принятия решений довольно точно отражает реальные проблемы, отношения и связи, сложившиеся в организации, а их (решений) непрерывная последовательность характеризует непрерывность процесса управления. Более того, только изучение процесса разработки и реализации решений дает возможность оценить содержательную сторону управления, так как содержание управления раскрывается в содержании принимаемых решений. Поэтому так важно понять природу и сущность решений.

Понимание характера управленческих решений зависит, прежде всего, от точки  зрения на место и роль процесса принятия решений в системе менеджмента. С позиций системного анализа  процесс управления является, в сущности, процессом решения проблем организации, возникающих по мере ее функционирования и развития.

Цикл управления всегда начинается с постановки целей и выявления  проблем, продолжается разработкой  и принятием необходимого решения  и заканчивается организацией и  контролем его выполнения. Анализ полученного результата или, точнее, оценка степени достижения поставленной цели, служит источником выявления  новых проблем и принятия новых  решений, возобновляя, таким образом, управленческий цикл. Это показывает, что всякое управление реализует  вполне определенную последовательность трех основных этапов:

  • определяет состояние управляемого объекта (идентификация проблемы);
  • вырабатывает для данного состояния оптимальное воздействие (разработка и принятие решения);
  • реализует его (реализация решения).

Иначе говоря, смысл управленческой деятельности состоит в обеспечении  достижения организацией поставленных целей. Содержание же управления заключается  в выработке определенных мер, направленных на реализацию этих целей. В практике управления разработка таких мер  осуществляется в форме принятия и исполнения решений. Таким образом, управленческий процесс  –  это непрерывная последовательность разработки, утверждения и реализации решений. Этим определяется значимость изучения природы, сущности решений. 

 

1.2.         Определение управленческого решения. Функции решений 

 

Управленческое решение   — это выбор альтернативы, осуществленный лицом, принимающим решение, в рамках его полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

Необходимость такого выбора объективна. В реальной хозяйственной  практике, как правило, существует несколько  вариантов управленческих действий, направленных на достижение целей организации, решение возникших проблем. Поскольку  варианты неравноценны по различным  параметрам (срокам, ресурсам и др.) требуется выявить лучший и реализовать  его.

Необходимость такого выбора постоянно возникает в жизнедеятельности  людей: выбор наиболее удобного транспортного  маршрута, выбор специальности при  поступлении в профессиональное учебное заведение, выбор банковского  вклада и др. То есть решения являются  универсальной формой поведения и отдельного человека, и социальных групп, и организаций. Таким образом, в повседневной практике управленческое решение является продуктом управленческого труда, мыслительной деятельности человека.        

 Управленческие решения  в организациях отличаются от  решений  в частной жизни людей. Эти отличия проявляются по следующим критериям:

  1. 1.                Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных интересов и потребностей (хотя их влияние и играет определенную роль), а в целях решения проблем конкретной организации.
  2. 2.                Масштаб и последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и ее работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения ее руководителей могут серьезно отразиться на социально-экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы и сократить поступления в городской бюджет. А решение о повышении цен или тарифов на продукцию и услуги естественных монополий приводит к росту темпов инфляции в стране.
  3. 3.                Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определенное разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) — реализацией уже принятых решений.
  4. 4.                Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий  профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определенными профессиональными знаниями, опытом и навыками и занимающий соответствующую должность, наделяется полномочиями самостоятельно принимать определенные решения.

 

 Таким образом, в управлении организацией принятие решений гораздо более  сложный, ответственный и формализованный  процесс.

Необходимо отметить, что  в теории принятия решений есть специальный  термин — лицо, принимающее решение, или, сокращенно, — ЛПР. Обычно это тот, кто подписывает документ, в котором выражено решение (указ, распоряжение, приказ, постановление и т. п.) и на ком лежит ответственность за его результаты. Например, генеральный директор или председатель правления компании, командир воинской части, губернатор области или мэр города и т. п., словом — должностное лицо. Но довольно часто встречается и коллективный ЛПР, например: собрание акционеров, совет директоров акционерного общества, Правительство Российской Федерации, городская дума и т. д. При этом проект решения, как правило, готовят специалисты и помощники — так называемый «аппарат ЛПР», возможно, при участии сотрудников иных организаций. Однако ответственность (персональная или коллективная) все равно лежит на ЛПР, а не на тех, кто участвовал в подготовке и разработке решения.

Одной из характерных черт исследований, относящихся к проблеме принятия решений (как и вообще ко всем управленческим проблемам), является их междисциплинарный характер, объединение  различных, а иногда и далеких  по своему предмету областей науки. В  разработке теории принятия решений  участвуют философы и математики, психологи и социологи, экономисты и юристы. Это вполне естественно, так как управленческое решение — комплексное явление и для понимания его сущности необходимо рассмотреть все его основные аспекты.

  1. 1.                Психологический. Его особенность заключается в том, что он рассматривает решение, прежде всего, как логико-мыслительный акт, т. е. под управленческим решением понимается внутренняя мыслительная деятельность субъекта управления, направленная на разрешение определенной проблемы. При этом исследуются особенности поведения человека или группы людей в ситуации выбора.
  2. 2.                Информационный. Этот подход подчеркивает информационную природу принятия решений. Процесс принятия решения в этом случае рассматривается как процесс преобразования исходной информации в информацию управленческого решения, а само решение трактуется как информация, специально собранная, проанализированная и переработанная субъектом управления. Основная роль при этом отводится информационным технологиям и системам поддержки принятия решений.
  3. 3.                Юридический. В этом аспекте главное внимание уделяется правовой стороне принятия решения — его правомочности, полномочности и юридическим последствиям. Управленческое решение при этом рассматривается, прежде всего, как организационно-правовой акт, принятый субъектом управления в установленном порядке и соответствующим образом оформленный. Весьма важное значение при этом придается вопросам юридической ответственности лиц, принимающих решения.
  4. 4.                Организационный. Этот подход подчеркивает особенность управленческого решения как акта организационных изменений. В этом случае управленческое решение определяется как один из моментов волевого действия руководителя, состоящий в выборе цели действия и средств ее достижения и организующий практическую деятельность субъектов управления. Наиболее существенная роль при этом отводится проблемам организации и контроля исполнения решений.

Эти различные подходы  концентрируют внимание на каком-то одном, пусть и важном, аспекте  управленческого решения, но не дают полного представления о нем. И только их объединение позволяет  понять сущность такого сложного процесса как принятие решений.

Основными функциями управленческих решений, свидетельствующих о многогранности данного понятия, являются:

-  направляющая;    -  координирующая;    -  мотивирующая.

Направляющая  функция решений проявляется в том, что они принимаются исходя из долговременной стратегии развития предприятия, конкретизируются в многообразных задачах. Одновременно решения являются направляющей основой для реализации общих функций управления - планирования, организации, контроля, мотивации, которые реализуются через посредство решений.

Координирующая  роль решений отражается в необходимости согласования действий исполнителей для реализации решений в утвержденные сроки и соответствующего качества.

Мотивирующая  функция решений реализуется через систему организационных мер (приказы, постановления, распоряжения), экономических стимулов (премии, надбавки), социальных оценок (морально-политические факторы трудовой активности: самоутверждение личности, творческая самореализация).

Эффективность каждого управленческого  решения в значительной мере зависит  от выполнения и соотношения указанных  функций как в ходе его подготовки, так и на этапе внедрения. С учетом этого управленческое решение становится реальным инструментом достижения поставленных целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос №27. Контроль в процессе РУР.

 

Понятие контроля

Контроль — это одна из основных функций управления, представляющая собой обеспечение достижения целей, поставленных организацией, реализации принятых управленческих решений. При  помощи контроля руководство организации  определяет правильность своих решений  и устанавливает потребность  в их корректировке .

Осуществлять контроль —  это значит, с одной стороны, устанавливать  стандарты, измерять фактически достигнутые  результаты и их отклонения от установленных  стандартов; с другой — отслеживать  ход выполнения принятых управленческих решений и оценивать достигнутые  результаты в ходе их выполнения.

Именно результаты контроля становятся основанием для руководителей  организации корректировать принятые ранее решения, если отклонения в  ходе реализации принятых ранее решений  значительны.

Необходимость контроля реализации управленческих решений

Контроль исполнения управленческих решений обусловлен множеством причин.

Неопределенность 

Основная причина необходимости  контроля — неопределенность, которая, будучи неотъемлемым элементом будущего, присуща любому управленческому  решению, выполнение которого предполагается в будущем. Существуют следующие  факторы неопределенности:

  • временной интервал между принятием и реализацией решения —между прогнозировавшимся развитием ситуации при принятии управленческого решения и реальным развитием ситуации принятия решения всегда неизбежен некоторый зазор, некоторые отклонения, поскольку принятие решения осуществляется на основании того или иного видения ситуации, той или иной модели ситуации, которая всегда неполна;
  • персонал организации. Исполнители принятых решений — люди, а не машины. Отклонения возможны в ходе выполнения принятых решений и по этой причине, например, может быть неэффективным взаимодействие работ между различными подразделениями внутри организации, может быть недостаточно правильно понято задание, наконец, исполнитель может заболеть, его может переманить конкурент и т.д. Насколько удачна модель и эффективно принятое управленческое решение, зависит от профессионализма менеджера, принимающего решения. Поэтому при осуществлении контроля оценивается и измеряется как ход выполнения принятых организацией решений, так и соответствие принятых ранее решений реализовавшемуся развитию ситуации принятия решения.

Предупреждение  возникновения кризисной ситуации

Отсутствие надежной системы  контроля и, как следствие, эффективной  обратной связи может привести организацию  к кризисной ситуации. Отсутствие эффективной обратной связи стало  причиной краха многих крупных и  мелких организаций.

Если принятое ранее решение  оказалось недостаточно эффективным  или ошибочным, то именно хорошо отлаженная система контроля может позволить  своевременно это установить и внести коррективы в действия организации. Хорошо отлаженная система контроля своевременно выявляет проблемы. Это  справедливо и для решений, содержащих элемент риска.

Поддержание успеха

Система контроля позволяет  выявить те положительные аспекты  и сильные стороны, которые определились при осуществлении ее деятельности. Сопоставляя реально достигнутые  результаты с запланированными, руководство организации получает возможность определить, где организация добилась успехов, а где потерпела неудачу. Другими словами, один из важных аспектов контроля состоит в том, чтобы определить, какие именно направления деятельности организации наиболее эффективно способствовали достижению ее общих целей. Определяя успехи и неудачи организации и их причины, менеджер может быстро адаптировать организацию к динамичным требованиям внешней среды и обеспечить тем самым наибольшие темпы продвижения к основополагающим целям организации.

Информация о работе Процесс управления и управленческие решения