Процесс реагирования на изменения в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 14:18, контрольная работа

Описание работы

Управление как система включает в себя управляющую и управляемую подсистемы, называемые соответственно, субъектом и объектом управления. В современной социологической литературе за термином «управление» утвердилось следующее определение: это «основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве каковой может выступать общество в целом, на отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а также различные звенья (организации, предприятия, учреждения и т. п.) с тем чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, совершенствование и развитие, достижение заданной цели».

Содержание

Введение……………………………………………………………..……………3

1. Понятие управления…………………………………………………..……….5

2. Управление как система………………………………………………………6

3. Модель управления…………………………………………………………...12

4. Основные функции управления…………………………………….………..14

Заключение……………………………………………………………..……......18

Библиографический список………………………………………………….....20

Работа содержит 1 файл

Контр по менеджменту.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Саратовский государственный технический университет

Институт  развития бизнеса и стратегий 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

по дисциплине: «Основы менеджмента» 

па тему:  

«Процесс  реагирования на изменения  в управлении» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка

3 курса,  з/о, МНЖ-33

Ельсукова М.М.

                                                                               Проверила:                   
 

Саратов 2009 г.

Содержание 

Введение……………………………………………………………..……………3

1. Понятие управления…………………………………………………..……….5

2. Управление как система………………………………………………………6

3. Модель управления…………………………………………………………...12

4. Основные функции управления…………………………………….………..14

Заключение……………………………………………………………..……......18

Библиографический список………………………………………………….....20

 

Введение 

      Управление  — это социальный феномен, характерный абсолютно для всех сфер человеческой жизнедеятельности, будь то семья, дружеский коллектив, различные общественные объединения и т. д. Каждый человек в своей жизни в различных ситуациях применяет те или - иные способы воздействия на поведение человека с целью изменить поведение другой личности в нужном для себя направлении.  Однако неправильно выбранные методы могут привести к необратимым последствиям, поскольку человек не машина, и «поломки» в душе человека, вызванные неумелым управлением со стороны «пользователя», выражаясь на машинном языке, могут навсегда нарушить характер и структуру межличностных, профессиональных, отношений.

      Понятие «управление» очень многогранно, поэтому  оно используется в ряде научных  дисциплин, каждая из которых трактует его в контексте специфики предмета исследования и разрабатываемых ими концепций. Согласно одному из определений, которое дает В.И. Кнорринг, управление представляет собой непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на управляемый объект для обеспечения его функционирования и эффективного развития, а система управления — механизм, который обеспечивает этот процесс.

      Управление  как система включает в себя управляющую  и управляемую подсистемы, называемые соответственно, субъектом и объектом управления. В современной социологической литературе за термином «управление» утвердилось следующее определение: это «основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве каковой может выступать общество в целом, на отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная, а также различные звенья (организации, предприятия, учреждения и т. п.) с тем чтобы обеспечить их целостность, нормальное функционирование, совершенствование и развитие, достижение заданной цели».

      Не  менее важна роль психологического знания в управленческой деятельности. Ведь, эффективность управления зависит не только от профессиональной компетентности руководителя, но и от его психологической подготовки в области управления — психологической культуры управления. Речь идет о том, что психологическое содержание управленческой деятельности является едва ли не самой главной составляющей структуры социального управления, поскольку только знание психологических особенностей людей, их поведения и взаимодействия, характера и темперамента, их проявления в трудовой и повседневной деятельности, способов воздействия на поведение человека и других психологических особенностей людей могут обеспечить руководителю тот уровень и характер работы трудового коллектива, который его (руководителя) устраивает. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
    1. Понятие управления
 

      Управление  является важным ресурсом общества. По мнению Питера Дракера, исторические успехи человечества на 80% определяются не природными ресурсами и технологиями, а эффективностью управления.

      Вопросы, связанные с управлением, интересовали людей на всех исторических этапах существования человечества с самого зарождения общественной организации, волнуют людей на современном этапе и будут волновать на протяжении всего развития человеческой цивилизации независимо от того, о каком уровне управления идет речь, поскольку что может быть интереснее и полезнее, чем эффективное воздействие на поведение человека, группы, народа. В настоящий момент нет недостатка в управленческой литературе и каждый управленец, руководитель в целях обеспечения эффективности управления вооружается положениями, разработанными в рамках управленческих отраслей знания на основе теории управления.

      Теория  управления — это отрасль научного знания, изучающая процессы управления в социальных и социально-экономических системах, систему принципов, методов и технологий управления, содержание, форму и эволюцию управленческих отношений, эффективность принятия управленческих решений и управления вообще.

      В социологической и управленческой литературе сложились различные подходы к управлению.

      Управление  как наука представляет собой систему знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов, форм и школ управления.

      Управление  как искусство — это способность умело и эффективно применять на практике теоретические основы управления, разработанные в рамках научного знания.

      Управление  как функция может рассматриваться как целенаправленное воздействие на сознание и поведение людей, осуществляемое с целью направить их действия на достижение желаемых целей.

      Управление  как процесс — это совокупность управленческих действий, направленных на достижение поставленных целей.

      Управление  как аппарат — совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения определенных целей.

      В наиболее общем виде управление представляет собой воздействие субъекта управления на его объект. Обозначенные элементы являются подсистемами единой системы управления. Г. В. Атаманчук, в зависимости от субъекта управляющего воздействия, выделил следующие типы управления: государственное управление (субъект управления — государство), общественное управления (субъект управления — общество и его структуры), менеджмент (субъект управления — предприниматель, собственник). 

      2. Управление как  система 

      Вместе  с изменением и развитием социально-экономической и духовной структуры общества изменяется и совершенствуется управление, а вместе с ним и управленческие отношения. Поэтому не может быть единой, универсальной для всех типов общественно-исторического развития системы управления, управленческих отношений.

      В связи с реформой российской политической системы, преобразованиями в социально-экономической  сфере чрезвычайно актуальными становятся вопросы, связанные с поиском новых подходов к проблеме управления. Речь идёт не столько о модернизации, сколько о структурной перестройке всей системы управления. Осознание человеческого фактора в функционировании управленческих структур привело к тому, что в центре внимания ученых, аналитиков, политиков, руководителей различного уровня оказались проблемы поиска научных и прикладных методов исследования и анализа системы управления, поскольку накопленный прежде научно-практический опыт в современных условиях часто не дает желаемого результата.

      Система управления представляет очень сложный  объект, который включает в себя: управленческие взгляды, идеи, теории; социальные технологии; организационные  формы выражения, функционирования и развития управленческих отношений — совокупность организаций, учреждений данного общества, а также характеризуется такими важными свойствами, как: уникальность, слабопредсказуемость, целенаправленность, способность к самообучению и адаптации. По своим свойствам системы управления могут быть отнесены к различным классам: социальным, открытым, самоорганизующимся, адаптирующимся, многоуровневым, иерархическим, активным, полиструктурным, многоцелевым, динамическим.

      В современной науке и практике управление, чаще всего, рассматривается как система. Применение системного подхода в исследовании управления дает возможность всестороннего анализа данного объекта. Современная наука рассматривает системный подход как «особую методологическую (в широком смысле) установку, регулирующую направление тех или иных философских и специально научных исследований, выбор соответствующих объектов, а также теоретических и экспериментальных средств для их изучения». Системный подход нашел свое применение в различных научных областях знания при исследовании политических, философских, социологических и других проблем, рассматривающих системные объекты высокой сложности, а также управление ими.

      Система может рассматриваться как «объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места». Можно сказать проще, что «система — это набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое». Любая система обладает важными системными принципами, среди которых особое значение для их исследования и изучения имеет принцип структурности, дающий возможность описания системы через установление ее структуры. Общество отвечает всем признакам системы и представляет собой сложноорганизованную систему высшего типа, суперсистему, или социетальную систему, включающую в себя все виды социальных систем.

      Социальная  система — это упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов, группы, организации, институты, общности и сообщества, объединенные социальными связями и отношениями. Основными элементами социальной системы являются люди, а также их нормы, связи, отношения, взаимодействия. Таким образом, социальные системы выступают в качестве структурных элементов общества, представляя собой некое единое целое, детерминирующее на «своем системном» уровне действия, и поведение входящих в нее индивидов и групп, и элемент общей социальной структуры. Система управления как элемент единой социальной системы включает в себя три вида систем управления:

  • машинные (например, система регулирования турбины);
  • человеко-машинные (например, система управления станком);
  • организационные, или системы «человек — человек» (например, система управления цехом или концерном).

      Курс  социологии и психологии управления предполагает рассмотрение и изучение только последнего вида систем.

      Система управления — это совокупность принципов, методов, средств форм и процессов управления.

      Важнейший активный компонент системы управления — менеджеры, принимающие решения, организующие процесс их выработки и выполнения, и специалисты, непосредственно готовящие решения.

      В системе управления, в свою очередь, выделяются такие системы (подсистемы), как:

  • принятия решений,
  • информационная,
  • планирования,
  • повышения квалификации,
  • мотивации,
  • учета и др.

      Эффективность системы управления напрямую зависит  от согласованности ее отдельных  компонентов.

      Абсолютно безупречной оптимальной системы  управления создать, к сожалению, невозможно, однако непрерывный процессе ее совершенствования с акцентом на способность гибкого реагирования на изменения внешней среды является необходимым условием эффективности системы управления.

      Целостное представление о системе основывается на понятиях:

  • открытой системы;
  • взаимодействия с внешней средой;
  • анализа характеристик, при изменении которых меняется взаимодействие с внешней средой.

      Все системы имеют вход, трансформационный  процесс и выход. Одним из самых  важных качеств, присущих открытым системам, является признание взаимозависимости между системой и внешним миром. Соответственно, изменения во внешней среде сказываются на системе, либо на ее отдельных элементах. В свою очередь, изменения в системе влекут за собой изменения в окружающей среде.

      Как целостная система управление не наблюдаемый непосредственно объект (за исключением отдельных элементов — людей, техники управления, информации и др.), вследствие чего отдельные аспекты управления проявляются через конкретные виды связей, а потому воспринимаются конкретно, а комплексные отношения (управленческие отношения в целом) непосредственно не воспринимаются. При их анализе и описании требуется абстрактная формализация.

Информация о работе Процесс реагирования на изменения в управлении