Процесс профессионального набора и отбора персонала для организации в целом

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 15:54, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучение процесса профессионального набора и отбора персонала для организации в целом.

Задачи, которые ставятся при написании работы:

изучить источники привлечения персонала;

рассмотреть основные этапы построения системы отбора кадров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА 4

1.1.Источники привлечения персонала 4

1.2.Методы набора кадров 13

2.ОТБОР ПЕРСОНАЛА 15

2.1. Принципы и критерии отбора 16

2.2. Отбор и прием персонала 20

Заключение 32

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

кадровая политика.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

         По степени пригодности кандидатов можно разделить на три группы: непригодные, условно пригодные и относительно пригодные к дальнейшей деятельности (относительно - потому, что все необходимые качества нельзя точно определить).

     Степень разновидности ключевых качеств  можно оценить следующим образом: абсолютно негативная, улучшаемая и  позитивная. При негативной оценке хотя бы по одному из качеств кандидата  на работу лучше не принимать.

     Качества, которыми должен обладать сотрудник, претендующий на должность, определяются профессиограммой, или так называемой картой компетентности. 

     17

       Иначе говоря, это «портрет идеального  сотрудника», определяющий требования  к его личностным качествам, способностям выполнять те или иные функции и социальные роли.

     Профессиограмма может быть теоретической, основанной на нормативных документах, и эмпирической, составленной путем изучения реальной группы людей. Слабым ее местом как  инструментом отбора является сосредоточенность на формальных, анкетных данных.

     Как правило, профессиограмма должна иметь  следующие разделы:

       «Общие сведения о профессии» - в разделе должны быть учтены перспективные задачи фирмы и подразделения в области технологии, организации, кадров, освоение новой техники, производства продукции, улучшения психологического климата и т. п.

       «Описание процесса труда» - данный раздел должен быть составлен на основе детального изучения признаков профессии, условий труда.

     Анализ  содержания работы, трудового процесса при составлении профессиограммы может производиться по следующему алгоритму:

     - что представляет собой работа;

     - каков требуемый объем полномочий, связанных с принятием решений,  необходимо ли творчество;

     - в чем специфика деятельности, каковы ее продолжительность, требуемые физические условия;

     - за что сотрудник отвечает;

     - каковы взаимоотношения с руководством, коллегами, подчиненными, сотрудниками  других подразделений, клиентами,  общественностью;

     - какие требования предъявляются работой к навыкам, способностям, образованию, опыту, стажу, здоровью, мотивации;

     - что представляют собой условия  труда;

     - кем проводится внутренний, внешний  контроль. 

     18

     Раздел  «Психограмма профессии» должен отражать основные психологические характеристики: психологические функции, имеющие наибольшую важность для работы, особенности восприятия пространства и времени, характеристики динамики и напряженности работы в различные периоды, необходимые характеристики внимания и способы его организации, характеристики точности, сложности, темпа, ритма выполнения операций, преимущественные установки в данном виде деятельности, требуемая быстрота формирования и изменения трудовых и профессиональных навыков, необходимый объем и характер запоминания информации, требования к быстроте, гибкости, критичности мышления, скорости переработки данных и принятия решений; требования к надежности исполнения, типичные ошибки, частота стрессовых ситуаций и требования к эмоциональной устойчивости, требования к волевым качествам, требование к коммуникативным свойствам. 

     Этот  раздел составляется на основе наблюдений, опросов, анкетирования, анализа документации.

     С помощью экспертов составляется раздел «Совокупность требованиям, предъявляемым к личности, деловым  и профессиональным качествам сотрудника». В нем перечисляются требования к способностям (психомоторным, экономическим, техническим и прочим); чертам характера (принципиальности, уступчивости, оптимизму, настойчивости); психическим характеристикам (эмоциональности, возбудимости, темпераменту, внимательности, воображению); знаниям, умениям, навыкам, квалификации; для руководителей дополнительно - требования к способности принимать оперативные и нестандартные решения, быстро оценивать обстановку, делать правильные выводы, добиваться поставленных целей. 
 
 

     19

     2.2. Отбор и прием персонала 

     Содержание  этого этапа во многом зависит  от традиции, культуры организации, а  также характера должности, на которую  подбирается кандидат.

     В процессе отбора кандидатов происходит знакомство с претендентами, производится сбор и обработка информации о них, оценка качеств и составление достоверных «портретов», сопоставляются фактические качества с требованиями должности. В результате следует назначение и утверждение кандидатов на должности, заключение с ними трудовых договоров.

     Отбор производится в несколько этапов. На предварительном этапе отбора происходит первичное выявление  кандидатов, способных выполнить  требуемые функции. Круг претендентов максимально сужается и формируется  резерв, с которым и производится в дальнейшем более тщательная работа (анализ анкет, резюме, характеристик, рекомендаций).

     Недостатком первичного этапа является то, что  с помощью оценки документов можно  получить ограниченное количество информации.

     Основными правилами окончательного отбора претендентов являются:

     - выбор наиболее подходящих для организации работников;

     - обеспечение превышения ожидаемого эффекта над затратами;

     - сохранение стабильности персонала и одновременно приток новых людей;

     - улучшение морально-психологического климата коллектива;

     - удовлетворение ожиданий привлеченных сотрудников.

     В деле организации отбора претендентов часто допускаются следующие  ошибки: недостаток системности в  организации отбора, отсутствие надежного  перечня требуемых от претендента  качеств, ложная интерпретация внешности кандидата и его ответов на поставленные вопросы, умение красиво говорить, ориентация на формальные заслуги, суждение о человеке по одному из качеств, нетерпимость к негативным чертам,

     20

     которые есть у всех, излишнее доверие к тестам, неточный учет отрицательной информации. 

     Предварительный отбор 

     Предварительный отбор начинается с анализа списка подобранных кандидатов с точки  зрения их соответствия требованиям  организации к бушующему сотруднику. Основная цель первичного отбора состоит в “отсеивании” кандидатов, не обладающих минимальным набором характеристики, необходимых для занятия вакантной должности. Естественно, что этот минимальный набор является различным для разных специальностей и организацией.

     Методы  первичного отбора зависят от бюджета, стратегии, культуры компании и относительной важности данной должности для организации. Наиболее распространенными в настоящее время методами являются: анкетные данные, тестирование, экспертиза почерка, самооценка кандидата и собеседование. 

     Анкетирование 

     Является  первым этапом процедуры оценки и  отбора претендентов. На этом этапе  происходит “отсев” менее подходящих кандидатов, определяется круг факторов, нуждающихся в особо пристальном  изучении на основе последующих методов, а также источники, из которых можно получить необходимую информацию. Любое искажение в анкете является основанием для увольнения работника в любое время, когда это выяснится (в тексте анкеты включается соответствующее указание). 

     21

     Анализ  анкетных данных в сочетании с другими методами отбора выявляет следующую информацию:

     соответствие  образования заявителя минимальным  квалификационным требованиям, соответствие практического опыта характеру  должности; наличие ограничения  другого рода на выполнение должностных обязанностей, готовность к принятию дополнительных нагрузок, круг лиц, которые могут рекомендовать работника, помочь в наведении справок и получении дополнительной информации.

     Одна  из задач анкетирования заключается  в том, чтобы определить личностные качества и обстоятельства, которые могут помочь в работе кандидата в случае приема на работу. Часто анкеты содержат данные о продолжительности отработанного времени у последнего работодателя, продолжительности пропусков по причине болезни и т. д. В анкете запрашивается точная формулировка причин увольнения в прошлом. Собираются общие сведения об источниках мотивации и делаются предположения о факторах, препятствующих работе. Эти данные перепроверяются и уточняются, а в дальнейшем становятся предметом тщательного изучения при наведении справок и собеседовании с претендентом. В некоторых организациях заполняются данные о недостатках здоровья. Но есть статья 23 в Конституции Российской Федерации, в которой говориться что; 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. 2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Таким образом, кандидат может заполнить данные о своем здоровье, только если сам этого хочет.

     Степень детализации анкеты и конкретная форма могут быть разными.  

     22

     В одном случае кадровые службы и руководители организаций полагаются в большей  мере на анкету, в другой уточняют нужные сведения в процессе собеседования. 

     Тестирование  как способ отбора претендента 

     Одним из методов, используемых для облегчения принятия решения по отбору, являются тесты по найму. Психологи и специалисты  по персоналу разрабатывают тесты на предмет оценки наличия способностей и склада ума, необходимых для эффективного выполнения заданий на предлагаемом месте.

     Анализ  анкет, автобиографий и резюме считается  достаточно надежным источником о кандидате, но поскольку он ориентирован на прошлое, то достаточно приблизителен. Поэтому на помощь приходят различные тесты, которые считаются достаточно надежным способом проверки претендентов, отбора лучших кандидатов и отсева слабых.

     С помощью тестов можно оценить  скорость и точность выполнения работы, устойчивость внимания, аккуратность, умение быстро ориентироваться, усидчивость, исполнительность, личные склонности, общие способности, пригодность претендента для решения конкретных проблем, выполнения работы на предлагаемом месте, профессионализм, наличие интереса к предстоящей работе, уровень умственных способностей, склонность к обучению, интересы, тип личности, память, коммуникабельность, лидерские задатки и другие характеристики.  
 

     Тесты могут иметь форму письменных и устных вопросов и заданий.

     Различают следующие виды тестов:

     - тесты на физическую способность;

     23

     - тесты на умственную способность (общие и специальные); имитационные тесты.

     Тесты на физические способности используются как правило для отбора кандидатов на должности, не требующие квалификации, но предполагающие затраты ручного труда.

     Тесты на умственную способность позволяют  проверить уровень умственного  развития, грамотности, умение оперировать  числами, общение, квалификацию, опыт, ожидания и т. д. 

     Имитационные  тесты моделируют реальные условия работы. 

     Наиболее  популярны комплексные тесты, которые  содержат сотни, а порой тысячи вопросов.

     Все тесты должны быть надежные и обеспечивать сходные результаты при повторном  тестировании. Тестирование целесообразно  проводить несколько раз и в разные дни, что позволит сравнить результаты, т. к. они могут быть неодинаковы.

Информация о работе Процесс профессионального набора и отбора персонала для организации в целом