Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 11:49, курсовая работа
На мой взгляд, проблема принятия и реализации решений является основополагающей для менеджмента. За последние 20 лет дважды Нобелевская премия в области экономики присуждалась за работы по совершенствованию общепринятой концепции принятия решений – в 1978 г. Г.Саймону за исследование процесса принятия решений (основная идея – нахождение в экономических организациях решений, приемлемых для всех), в 1986 г. Дж.
Бьюкенену за развитие основ теории принятия экономических и политических решений (основная идея – принятие решений исходя из интересов участвующих в этом процессе лиц.).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений 4
1.1. Теория принятия решений 4
1.2. Содержание процесса принятия управленческого решения 5
1.2.1. Основные понятия процесса принятия управленческого решения 5
1.2.2. Сущность процесса принятия управленческого решения 7
1.3. Требования к технологии менеджмента и важнейшие области принятия решений 8
1.4. Процедура принятия решений 12
1.5. Краткая классификация управленческих решений 13
1.6. Анализ как составная часть процесса принятия решения 15
1.6.1. Анализ и принятие управленческих решений в условиях определенности 15
1.6.2. Анализ и принятие управленческих решений в условиях риска. 16
1.6.3. Анализ и принятие управленческих решений в условиях неопределенности. 16
1.6.4. Анализ и принятие управленческих решений в условиях конфликта.
16
1.7. Стадии процесса принятия решения 16
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ и методы принятия решения 23
2.1. Основные подходы 23
2.2. Механизм принятия управленческих решений 25
2.3. Характерные особенности управленческого решения 28
2.3.1. Особенности коллективного решения 28
2.3.2. Особенности принятия решений в стратегическом менеджменте 29
2.3.3. Особенности реализации управленческого решения 31
2.4. Советы по принятию управленческих решений 32
заключение 34
Список используемой литературы 35
В приведенных этапах процесса подготовки, принятия и реализации решения специально не выделены этапы сбора информации, построения моделей, выбора оценочных критериев. Все это осуществляется практически на всех этапах подготовки, принятия и реализации решения. Например, определенные оценочные критерии используются и при ранжировании проблем и целей, и при выборе альтернатив решения, и при определении степени выполнения решения и т.д.
То же касается и использования в процессе подготовки, принятия и реализации решения определенных функций управления, например организации, мотивации, контроля. Очевидно, что они должны применяться на всех этапах данного процесса.
Достаточно четкое последовательное разделение на этапы существует редко, поскольку в той или иной степени они осуществляются параллельно.
Обосновать
и решить проблему с первого раза
редко удается. Изменение в допустимых
пределах ранее сформулированных целей
дает возможность существенно
Таким образом, рассмотренный процесс носит итеративный характер, поэтому в ходе работы необходимо проявлять гибкость при возникновении новых факторов и проводить переоценку полученных результатов, а в некоторых случаях менять идеи, лежащие в основе решения. Такие переоценки полученных результатов нельзя считать напрасной тратой труда и времени. Конечно, постоянно изменять цели, пути и средства их достижения недопустимо. Это мешает четкой ориентации. Но не менее опасны формальное отношение к поставленной задаче и настойчивое стремление решить ее вопреки реальному ходу событий.
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ и методы принятия решения
Эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов и не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений и их практического воплощения в жизнь. Но для того, чтобы управленческое решение было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные методологические основы.
Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными:
1) метод,
основанный на интуиции
2) метод,
основанный на принятии "здравого
смысла", когда управляющий, принимая
решения, обосновывает их
3) метод,
основанный на научно-
2.1. Основные подходы
Принятие
решений – это наука и
1. Построение
комплексных методик
Структуризация предполагает определение места и роли объекта исследования в решении задач более высокого уровня, выделение его основных элементов и установление отношений между ними. Процедуры структуризации позволяют представить структуру решаемой задачи в виде, удобном для последующего анализа.
Характеризация направлена на определение системы характеристик, количественно описывающих структуру решаемой задачи.
Оптимизация предполагает выбор наилучшего варианта решения.
Применение
этих трех групп методов дает возможность
последовательно снижать
2. Сочетание
формальных и неформальных
3. Включение
руководителя в процесс
Комплексный подход дает возможность сконцентрировать неформальное мышление руководителя на наиболее критических аспектах проблемной ситуации, в которой принимается решение, и предлагаемых альтернативах решения возникшей проблемы.
При этом выявляются и становятся более ясными скрытые предположения, мотивы поведения, аргументы: они логически включаются в модели процесса подготовки, принятия и реализации решения.
В зависимости
от того, на каких аспектах подготовки
и принятия решений делается акцент,
можно выделить следующие два
подхода к теоретическим
1. В
рамках математической теории
принятия решений
Математическая
теория принятия решений по экономических
проблемам основана на предположении,
что все субъекты управления являются
"экономически мыслящими" людьми,
то есть в пределах, допустимых законами,
морально-этическими стандартами и т.п.,
они стараются максимизировать результаты
производственно-хозяйственной деятельности
предприятия.
Однако
в жизни субъект управления не
всегда стремится максимизировать
экономический результат. Вместо этого
он принимает "удовлетворительные",
"достаточно хорошие" решения. В этом
случае при принятии решений могут использоваться
такие критерии, как "приемлемая величина
прибыли" и
"надежное выполнение плана".
Математическая теория принятия решений не дает рецептов для демонстрации того, как решения фактически должны приниматься.
Пример применения математической теории для принятия управленческого решения приведен в Приложении.
2. Попытка
осмыслить истинные причины
Согласно
одной из психологических моделей
субъект управления скорее старается
"удовлетворить", чем максимизировать,
то есть найти достаточно хорошее
решение в конкретных условиях с
учетом традиций принятия решений.
Иными словами, скорее традиции принятия
решений и личные качества являются определяющими,
чем стремление к максимизации какого-либо
критерия.
2.2. Механизм принятия управленческих решений
Технология
менеджмента имеет следующие
составляющие:
. Общее руководство принятия решений.
. Правила принятия решений.
. Планы в принятии решений.
. Принятие двусторонних решений руководителями
одного уровня на основе индивидуального
взаимодействия.
. Целевые группы и их роль в принятии решений
(групповое взаимодействие на равных уровнях).
. Матричный тип взаимодействия.
Первые
три составляющие обеспечивают вертикальную
взаимосвязь между уровнями управления,
последние три – горизонтальную
связь в координации
Фирма может использовать как простой, так и сложный механизм взаимодействия в менеджменте, что зависит от сложности принимаемых решений и возможности их реализации.
Общее руководство принятием решений предполагает, что процесс принятия решений находится в руках одного линейного (общего) руководителя, который подчинен в свою очередь вышестоящему руководителю. Здесь создается иерархия в принятии решений по линейным должностям. Каждый руководитель решает свои проблемы со своим непосредственным руководителем, а не с вышестоящими руководителями, минуя своего непосредственного начальника. Такой механизм характерен для американского менеджмента.
В американских
фирмах линейные руководители несут
персональную ответственность за свою
работу, получая право распоряжаться
материальными и трудовыми
Здесь права и ответственности должны
быть равны. Руководители функциональных
подразделений оказывают помощь линейным
руководителям в качестве экспертов и
отчитываются пред ними, но не наделяются
правами и ответственностью, которые имеет
линейный руководитель. Общий руководитель
до принятия решения обычно принимает
предложения и выслушивает мнения не только
непосредственных подчиненных, но и отдельных
работников, которые обычно высказывают
его при заключении коллективных договоров,
в которых интересы работников представляют
профсоюзы.
Правила
принятия решений, или нормативы, обычно
разрабатываются и издаются самими
фирмами. В них формулируются
действия, необходимые для реализации
принятых решений в определенных
условиях. Эти правила имеют целью
осуществление координации
Оперативные правила обычно формулируются в среднем управленческом звене в виде различных инструкций.
Стратегические правила, или деловая политика, включают такие виды решений, как определение типа выпускаемых изделий и услуг, вида заказчиков, организации сбытовой сети, способов установления цен, условий и гарантий при продаже изделий фирмы и др. Стратегические правила обычно формулируются на высшем уровне управления при участии среднего звена управления и не имеют временных ограничений.
Организационные
правила основываются на местном
или государственном
Планы являются средством координации деятельности различных подразделений при принятии управленческих решений. В планах определяются имеющиеся ресурсы, необходимые для достижения намеченных целей в рамках конкретного периода. Планы охватывают деятельность производственных отделений, поэтому принятие управленческих решений осуществляется в рамках своих планов. Преимущество планов перед правилами состоит в том, что они являются более гибкими и их легче приспособить к изменившимся условиям. В американских компаниях планы являются важнейшим инструментом координации деятельности на крупных предприятиях в целях увязки стратегического и оперативного управления.
Информация о работе Процесс принятия управленческих решений в менеджменте