Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 13:53, курсовая работа
На мой взгляд, проблема принятия и реализации решений является основополагающей для менеджмента. За последние 20 лет дважды Нобелевская премия в области экономики присуждалась за работы по совершенствованию общепринятой концепции принятия решений – в 1978 г. Г.Саймону за исследование процесса принятия решений (основная идея – нахождение в экономических организациях решений, приемлемых для всех), в 1986 г. Дж. Бьюкенену за развитие основ теории принятия экономических и политических решений (основная идея – принятие решений исходя из интересов участвующих в этом процессе лиц.).
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений 5
1.1. Теория принятия решений 5
1.2. Содержание процесса принятия управленческого решения 6
1.2.1. Основные понятия процесса принятия управленческого решения 6
1.2.2. Сущность процесса принятия управленческого решения 8
1.3. Требования к технологии менеджмента и важнейшие области принятия решений 9
1.4. Процедура принятия решений 13
1.5. Краткая классификация управленческих решений 15
1.6. Анализ как составная часть процесса принятия решения 16
1.6.1. Анализ и принятие управленческих решений в условиях определенности 16
1.6.2. Анализ и принятие управленческих решений в условиях риска. 17
1.6.3. Анализ и принятие управленческих решений в условиях неопределенности. 17
1.6.4. Анализ и принятие управленческих решений в условиях конфликта. 17
1.7. Стадии процесса принятия решения 17
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ и методы принятия решения 24
2.1. Основные подходы 24
2.2. Механизм принятия управленческих решений 26
2.3. Характерные особенности управленческого решения 29
2.3.1. Особенности коллективного решения 29
2.3.2. Особенности принятия решений в стратегическом менеджменте 30
2.3.3. Особенности реализации управленческого решения 32
2.4. Советы по принятию управленческих решений 33
заключение 35
Список используемой литературы 36
Процесс принятия решений о внедрении новой продукции в американских компаниях можно разбить на четыре последовательные стадии.
Многие крупные американские фирмы имеют специальные отделы или службы по разработку образцов изделий и проведению их испытаний. В этих отделах работают инженеры и техники-специалисты по производству и технологии. Часто на инженера по производству возлагается общее руководство всем процессом производства нового изделия с подчинением ему функциональных специалистов, которые связаны с этим процессом. Под его руководством может также создаваться управленческая группа из числа специалистов, которая впоследствии может получить статус постоянного подразделения (производственного отделения).
Функция НИОКР в американских фирмах обычно централизована на высшем уровне управления, где распоряжаются фондами, средствами и специальными исследовательскими подразделениями, которые занимаются развитием нового продукта. Поэтому решения о размерах капиталовложений и сроках разработки и внедрения новой продукции принимаются на высшем уровне управления. Производственные отделения и предприятия активно участвуют в разработке нового продукта, но им отводится важная роль на этапах проверки технологичности конструкторских идей, освоения нового продукта и запуска его в производство.
Внедрение новой продукции является одной из наиболее трудных задач, решаемых в производственных отделениях. Ее выполнение требует координации усилий работников различных подразделений: по конструированию, технологии, производству и сбыту. Нередко в группу разработчиков новой продукции входят и представители заказчика. Члены группы по разработке новой продукции могут иметь различную заинтересованность. Так, обычно инженеры-конструкторы заинтересованы в создании технически передового продукта; производственники стремятся снизить себестоимость продукции в рамках используемой технологии; заказчики заинтересованы в низкой себестоимости нового изделия и в том, чтобы оно отвечало их требованиям.
Привлечение
заказчика к разработке нового изделия
часто оказывается решающим для
его успеха на рынке. Новая продукция,
выпускаемая всего одной фирмой
– монополистом на рынке, позволяет ей
увеличить объемы продаж за счет привлечения
новых покупателей, поставок новой продукции
своим старым клиентам, переманивая покупателей
от других фирм, выпускающих аналогичную
продукцию, но старых образцов. Поскольку
инновации и новая продукция резко повышают
конкурентоспособность фирмы, они являются
предметом коммерческой тайны, и фирмы
стремятся как можно быстрее их запатентовать.
1.4. Процедура принятия решений
Для того
чтобы принять эффективное
Попытаемся
коротко рассмотреть
Методология управленческого решения представляет собой логическую организацию деятельности по разработке управленческого решения, включающую формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев оценки вариантов, составление логических схем выполнения операций.
Методы разработки управленческих решений включают в себя способы и приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих решений. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора вариантов действий и пр.
Организация разработки управленческого решения предполагает упорядочение деятельности отдельных подразделений и отдельных работников в процессе разработки решения. Организация осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных требований, инструкций, ответственности.
Технология разработки управленческого решения - вариант последовательности операций разработки решения, выбранный по критериям рациональности их осуществления, использования специальной техники, квалификации персонала, конкретных условий выполнения работы.
Качество управленческого решения - совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере потребностям успешного разрешения проблемы. Например, своевременность, адресность, конкретность.
Объект принятия управленческого решения - многогранная деятельность предприятия независимо от его формы собственности. В частности, объектом принятия решения являются следующие виды деятельности:
Решение – результат выбора из множества вариантов, альтернатив и представляет собой руководство к действию на основе разработанного проекта или плана работы.
Правильность
и эффективность принятого
Правильно поставленная задача предопределяет необходимость конкретной информации для принятия решения. Поэтому точность постановки задачи играет немаловажную роль в процессе принятия решения менеджером.
Принятие решений присуще любому виду деятельности, и от него может зависеть результативность работы одного человека, группы людей или всего народа определенного государства. С экономической и управленческой точек зрения принятие решения следует рассматривать как фактор повышения эффективности производства. Эффективность производства, естественно, в каждом конкретном случае зависит от качества принятого менеджером решения.
Все принимаемые в любой сфере деятельности решения можно условно классифицировать и подразделить на решения: по стратегии предприятия; прибыли; продажам; вопросам, оказывающим влияние на образование прибыли.
Выполняя
свои функциональные обязанности, каждый
менеджер выбирает наиболее оптимальные
решения, способствующие претворению
в жизнь поставленной задачи.
1.5. Краткая классификация управленческих решений
Применительно к управлению все решения можно классифицировать как:
Из всей классификации попытаемся рассмотреть лишь некоторые решения. Известно, что принятие решения всегда сопряжено с определенной моральной ответственностью, зависимости от уровня, на котором принимается решение. Чем выше уровень управления, тем выше моральная ответственность за принятое решение.
Управленческое решение устанавливает переход от того, что имеется, к тому, что должно быть проделано за определенный период. В процессе подготовки решения выявляются проблемы, уточняются цели, ведется вариантная проработка решений, выбор лучшего варианта и завершается его утверждение.
Управленческие решения могут быть: единоличные, коллегиальные, коллективные, стратегические (перспективные), тактические (ближайшие), оперативные.
Организационные решения принимаются на всех уровнях управления и являются одной из функций работы менеджера, они направлены на достижение поставленной цели или задачи. Они могут быть запрограммированными и незапрограммированными.
Запрограммированное решение - это результат реализации определенной последовательности этапов или действий и принимается на основе ограниченного количества альтернатив.
Чтобы найти правильные пути решения проблемы, менеджер не должен стремиться к немедленному ее разрешению, да это практически и невозможно, а должен принять соответствующие меры по изучению причин возникновения проблемы на основе имеющейся внутренней и внешней информации.
Принятие решения, как правило, сопряжено с выбором направления действия, и если решение принимается легко, без специальной проработки альтернатив, то хорошее решение принять трудно. Хорошее решение накладывает на менеджера большую социальную нагрузку и зависит от психологической подготовленности менеджера, его опыта, личностных качеств.
Принятию решения предшествуют несколько этапов:
Объектом
для возникновения проблем
Информация о работе Процесс принятия управленческих решений в менеджменте