Процесс планирования. Цели организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 23:35, реферат

Описание работы

В широком смысле слова планирование - это задание целей любой системе или подсистеме. Важность планирования деятельности предприятия выражена в известном афоризме: «Планировать или быть планируемым», то есть предприятие, которое не умеет или не считает нужным планировать свою деятельность, само становится объектом планирования, средством достижения чужих целей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
Глава I. Процесс планирования в организации…………………………... 5
1.1. Понятие, сущность и этапы планирования……………………... 5
1.2. Принципы планирования………………………………………... 7
1.3. Методы планирования…………………………………………… 11
Глава II. Цели в системе управления……………………………………... 14
2.1. Понятие целей и их значение в деятельности организации…… 14
2.2. Характеристики целей организации…………………………….. 16
2.3. Классификация целей организации……………………………... 18
2.4. Миссия – основная цель организации…………………………... 20
Заключение…………………………………………………………………. 22
Список используемой литературы………………………………………... 24

Работа содержит 1 файл

Реферат ПЛАНИРОВАНИЕ и ЦЕЛИ в организации.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

        Наконец, чтобы быть эффективными, множественные цели организации должны быть взаимно поддерживающими — т.е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей. Например, цель поддержания товарно-материальных запасов на уровне 1% от продаж не смогла бы для большинства фирм обеспечить выполнения всех заказов в течение двух недель. Невозможность сделать цели взаимно поддерживающими ведет к возникновению конфликта между подразделениями организации, которые отвечают за достижение установленных целей.

     Цели  должны быть гибкими. Цели должны быть достаточно гибкими, чтобы их можно было усовершенствовать в случае непредсказуемых или экстраординарных изменений ситуации в фирме. Но гибкость обычно достигается в ущерб специфичности - очень важной характеристике эффективной цели. Путь для решения этой дилеммы довольно прост, не стоит относиться к цели с позиции «Все или ничего». Если цель заключается в том, чтобы увеличить продажи на 12%, то рост продаж на 11,6% вряд ли можно расценивать как неудачу или плохо сделанную работу. В противном случае люди будут избегать любого, даже самого маленького риска и будут придерживаться старых консервативных целей, которых они всегда могут достичь.

     Поскольку цели обычно достигаются в результате совместной деятельности людей, они должны быть этими людьми признаваемы в качестве своих личных целей, условием чего является их известность, понятность, близость большинству членов организации. Это позволит им заинтересованно подходить к реализации таких целей и повышать эффективность своего труда.

     Цели  должны быть установлены для каждого  вида деятельности, который, по мнению компании, является важным и выполнение которого она хочет наблюдать  и измерять.

       

2.3. Классификация целей организации. 

     Многообразие  работ, выполняемых в организации, соответствует многообразию целей. Цели организации имеют системный характер, предполагающий их определенную классификацию. Цели можно разделять по таким ключевым критериям как: период времени, содержание, повторяемость, структура организации, функциональные подсистемы и т.д.

     По  периоду времени цели подразделяются на следующие типы:

  1. Стратегические (долгосрочные). Период, на который устанавливаются стратегические цели зависит от состояния внешней среды организации. Чем она более подвижна, нестабильно и менее предсказуема, тем меньше этот период. Он может колебаться в пределах от 1–2 лет до 5–10 лет.
  2. Тактические (среднесрочные). Эти и последующие цели логически развертываются из стратегических целей. Такие цели охватывают период от года до 3–5 лет. Увеличивается значение количественных параметров.
  3. Оперативные (краткосрочные). Это цели на уровне конкретных задач, которые должны быть выполнены за 1 год, за полгода, за квартал, месяц, неделю, рабочий день и т.д. Эти цели имеют, как правило, четкое количественное выражение.

     По  содержанию цели могут быть экономическими (прибыль, дивиденды, расходы), социальными (социальное обеспечение работников организации), организационными (предусматривающие  изменения в структуре организации, изменение параметров систем на уровне организации), техническими (развитие техники и технологий), научными, политическими, экологическими и т.д.

     По  повторяемости цели могут быть периодически повторяемые, постоянно решаемые и  разовые. Этот параметр имеет очень  важное значение при планировании работ по выполнению этой цели и определению способов ее достижения. На реализацию повторяемых целей можно затратить больше средств, что окупиться при повторе. Это заставляет искать нечто общее в различных целях, что можно было бы повторить в дальнейшем.

     По  структуре организации выделяют цели организации и цели подразделений. Эти цели не должны противоречить  друг другу и соответствовать  стратегическим целям.

     По  функциональным подсистемам можно  выделить цели, устанавливаемые для  подсистем маркетинга, производства, финансов и т.д.

     Кроме всем известных видов целей, более  всего применяющихся на практике, таких как, цели по периоду времени и по подсистемам, есть и менее распространенные классификации, например, по приоритетности: особо приоритетные, приоритетные и остальные. Это важно в особенности для технологий управления по целям. Принцип Парето, например, гласит, что как правило 20% усилий, дают 80% результатов. Остальные, 80% усилий дают только 20% результатов. Правильно выделить нужные цели, те 20%, и сконцентрироваться на их достижении – это уже искусство управления.

     В целом можно утверждать, что классификация  целей по критериям наиболее значима для руководства организации, так как именно на их основе проводится построение дерева целей, которое служит ориентиром для руководителей в деле управления организацией.

     В то время как организационные  цели несут очень большую смысловую  нагрузку, они все же не являются центральным элементом в системе  общих целей. Поэтому стоит перейти  к следующему типу целей, который фокусирует внимание на направлениях, в которых фирма будет прилагать особые усилия. Этот тип целей называется миссией организации.  
 
 
 
 
 

2.4. Миссия – основная  цель организации.

      Основная  общая цель организации — четко  выраженная причина ее существования — обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.

      Значение  соответствующей миссии, которая  формально выражена и эффективно представлена сотрудникам организации, невозможно преувеличить. Выработанные на ее основе цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если руководители не знают, какова основная цель их организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы.

      Без определения миссии как ориентира руководители имели бы в качестве основы для принятия решений только свои индивидуальные ценности. Результатом мог бы быть скорее огромный разброс усилий, а не единство цели, имеющее существенное значение для успеха организации.   

      Миссия  детализирует статус организации и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии организации должна содержать следующее:

      1. Задача организации с точки зрения ее основных услуг или изделий, ее основных рынков и основных технологий.

      2. Внешняя среда по отношению  к фирме, которая определяет  рабочие принципы фирмы.

      3. Культура организации. Какого  типа рабочий климат существует  внутри фирмы? Какого типа людей  привлекает этот климат?

      Необходимость выбора миссии была признана выдающимися  руководителями задолго до разработки теории систем. Генри Форд, руководитель, хорошо понимающий значение прибыли, определил  миссию компании «Форд» как предоставление людям дешевого транспорта. Он правильно отмечал, что, если кто-то это делает, то прибыль едва ли пройдет мимо.

      Выбор такой узкой миссии организации, как прибыль, ограничивает возможность  руководства изучать допустимые альтернативы при принятии решения. В результате ключевые факторы могут быть не рассмотрены и последующие решения могут привести к низкому уровню эффективности организации.

      Таким образом, можно сделать вывод: миссия компании определяет философию предприятия  и основное направление деятельности, а стратегические цели – это реально измеряемые задачи, стоящие перед компанией. 
 
 

      

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

      

            

 

  

 

  

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Таким образом, планирование — это процесс  обработки информации по обоснованию  предстоящих действий, определение  наилучших способов достижения целей. Планирование в организации необходимо. Часто бывает, что технологически предпринимательство просчитывается безупречно, однако экономические расчеты не выполняются, что и приводит к неудачам.

      Процесс планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений, поэтому и в рыночной экономике от него не отказываются.

      Проводимая  в стране экономическая реформа  предоставила экономическую свободу  предприятиям, и многие руководители попытались частично или даже полностью (главным образом это относится к средним и малым предприятиям) освободится от планирования, считая его оковами для себя. Однако принятие решений на базе интуиции, импровизации, как правило, не приводит к оптимальным результатам и в условиях нормальной, некриминальной экономической деятельности. Тем более, в условиях развития рыночных отношений, роста и усиления конкуренции возрастает роль планирования.

      Определение целей организации является первым и, может быть самым существенным  этапом планирования. Постановка цели означает взгляд в будущее, ориентацию и концентрацию сил и активности на том, что должно быть достигнуто. Таким образом, цель формулирует конечный результат. Она является «подстрекателем» действий, мотивом, определяющим активность. Если поставлена цель, то возникает состояние, действующее как движущая сила.

      Цели  организации не только придают смысл  ее деятельности и ориентируют в  отношении внешней среды, но и  способствуют интеграции коллектива организации  на основании единства устремлений  его членов; могут мотивировать организационную деятельность индивидов; являются основой формирования организационной структуры; представляют собой источник стабильности в организации (резкое изменение целей может привести к серьезным дестабилизирующим последствиям).

      В современных экономических условиях немногие фирмы, вообще формулируют свою миссию, у них существует только одна цель – получение наибольшей прибыли при наименьших издержках. И руководство этих предприятий считает, что была бы прибыль, а всё остальное приложится.

      Как показала зарубежная практика – правильно  сформулированные цели предприятия  это как минимум 50 % успеха его  деятельности. Ведь цели предприятия определяют стратегию поведения фирмы на рынке и многое другое.

      Организация не может функционировать без целевых ориентиров.

        В заключение следует отметить, что для достижения компанией поставленных целей необходимо наличие сильных связей внутри организации, которые определяли бы общую стратегию, структуру и стиль менеджмента. Основой стратегии любой фирмы должно являться стремление достигнуть устойчивых лидирующих позиций, добиться технологической, социальной и маркетинговой конкурентоспособности за счет постоянного развития.  

 

 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 
 

  1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие.- М.: Финансы и статистика, 2001.- 248с.
  2. Бухалков М.И. Планирование на предприятии: Учебник.- 3-е изд., испр.-М.: ИНФРА-М, 2008.- 416с.- (Высшее образование).
  3. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. – М.: Институт международного права и экономики. Издательство «Триада, Лтд», 1996-384с.
  4. Менеджмент: Учебник / Под общ. ред. проф. М.П. Переверзева.-М.: ИНФРА-М, 2007.- 288с.- (Высшее образование).
  5. Менеджмент: Учеб.пособие / Под ред. Э.М. Короткова.-М.: ИНФРА-М, 2003.- 220с.- (Вопрос-ответ).
  6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.-М.: Дело, 1998.- 800с.
  7. Экономика фирмы: Пособие для сдачи экзамена / Матеуш Т.А. и др.- М.: Юрайт-Издат, 2005.- 223с.

  
 
 

 

 

  

 

 

 

Информация о работе Процесс планирования. Цели организации