Процес стратегічного планування

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 12:53, реферат

Описание работы

Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности организации на рынке и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами.
Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться организация в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития организации на плановый период.

Содержание

Введение
1. Процесс стратегического планирования
1.1 Сущность и функции стратегического планирования
1.2 Анализ стратегических альтернатив
1.3 Выбор стратегии
1.4 Реализация стратегии
1.5 Управление реализацией стратегического плана
1.6 Оценка стратегического плана
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

реферат стратег менедж.docx

— 32.54 Кб (Скачать)
  1. Темпов роста объемов продаж;
  2. Относительной доли товара по сравнению с ведущим конкурентом.

     На  выбор стратегии оказывают влияние  многочисленные и разнообразные  факторы, важнейшими из которых являются:

    • вид бизнеса и особенности отрасли, в которой работает организация;
    • состояние внешнего окружения;
    • характер целей, которые ставит перед собой организация; ценности, которыми руководствуются при принятии решений высшие менеджеры или владельцы организации;
    • уровень риска;
    • опыт реализации прошлых стратегий;
    • фактор времени;
    • внутренняя структура организации, ее сильные и слабые стороны.

     Формирование  хозяйственных альтернатив основывается на предложениях руководителей и специалистов по ассортименту товаров и услуг предприятия, они должны быть изначально ориентированы на известные стратегии.

     По  каждой альтернативе на основе составленных бюджетов необходимо выполнять анализ, позволяющий оценить основные показатели роста, рентабельности, платежеспособности и ликвидности активов предприятия. Окончательный выбор варианта хозяйственной  деятельности осуществляется из нескольких вариантов, среди которых наиболее важны:

  • вариант, обеспечивающий по сравнению с другими вариантами максимальный темп роста продаж при определенном уровне рентабельности продаж и активов, платежеспособности;
  • вариант, обеспечивающий по сравнению с другими вариантами максимальный объем прибыли при определенных темпах роста продаж и удовлетворительном уровне платежеспособности.

     Первый  вариант можно выбрать при  наличии возможностей эффективного роста с высокими темпами, второй вариант – при необходимости  концентрации финансовых ресурсов для  исследований и разработок, которые  обеспечат высокие темпы роста  в будущем. 

1.4 Реализация стратегии

     Метод достижения стратегических целей конкретизируется в дополнительных планах и указаниях, которые обеспечивают достижение промежуточных целей и определяют процесс реализации стратегического плана. Задачей этих планов и директив является ориентация будущих решений и поведения на реализацию альтернатив, которые, по мнению руководства, являются предпочтительными для достижения общей цели.

     Основными компонентами формального планирования являются тактика, политика, процедуры и правила.

     Руководство должно разрабатывать краткосрочные  планы, согласующиеся с его общими долгосрочными планами. Такие краткосрочные  стратегии и называют тактикой.

     Руководство должно разрабатывать дополнительные ориентиры, чтобы избежать дезориентации  и неправильного толкования планов. Эти ориентиры часто формулируют  как политику организации.

     Политика  представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика обычно формулируется высшим руководством на длительный период времени. Политика включает принципы и нормы, которые определяют в каком направлении могут осуществляться действия.

     Процедура описывает действия, которые следует предпринять в конкретной ситуации. Работник, действующий согласно процедуре, обладает малой свободой действий и небольшим числом альтернатив.

     Когда успешная реализация планов зависит  от точного выполнения задания, руководство  может предписать правила, полностью  исключающие всякую свободу выбора. Правило точно определяет, что должно быть сделано в конкретной специфической ситуации. Правила отличаются от процедур тем, что они содержат ответ на конкретный и ограниченный вопрос. 

1.5 Управление реализацией  стратегического  плана

     Весьма  известным методом управления, обладающим потенциальными возможностями объединения  планирования и контроля в сложной  области человеческих ресурсов, является управление по целям (концепция МВО).

     Данная  концепция используется в качестве метода повышения эффективности  организации и характеризуется  как система, в которой каждый руководитель в организации должен иметь четкие цели, обеспечивающие поддержку целей руководителей, находящихся на более высоком  уровне.

     МВО можно представить как процесс, состоящий из четырех этапов:

  1. выработка четких формулировок целей;
  2. разработка реалистичных планов их достижения;
  3. систематический контроль и измерение результатов работы;
  4. корректирующие меры для достижения плановых результатов.
 

        1.6 Оценка стратегического плана

             Разработка и реализация стратегического плана кажется простым процессом только на первый взгляд. Попытки многих организаций быстро освоить методы и наладить современное стратегическое управление часто не дают результатов. Поэтому непрерывная оценка стратегического плана имеет чрезвычайно важное значение для долгосрочного успеха плана.

     Стратегическое  планирование – это идущий сверху вниз процесс, который должен постоянно  поддерживаться, стимулироваться и  оцениваться высшим руководством. Проверка стратегического плана должна осуществляться официально, на основе четких критериев  и процедур.

     Оценка  стратегии проводится путем сравнения результатов работы с поставленными в стратегическом плане целями. Процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи дли корректировки стратегии. Чтобы быть эффективной, оценка должна проводиться системно и непрерывно.

     При оценке процесса стратегического планирования следует ответить на пять вопросов:

  1. Совместима ли стратегия с возможностями организации?
  2. Предполагает ли стратегия разумную степень риска?
  3. Обладает ли организация достаточными ресурсами для реализации стратегии?
  4. Учитывает ли стратегия внешние опасности и возможности?
  5. Является ли эта стратегия лучшим способом использования ресурсов предприятия?

     Серьезной проблемой является точность оценок. Руководители обладают возможностью подправить данные и отчеты так, чтобы улучшить результаты работы. Для того чтобы  оценка процесса стратегического планирования была объективной, следует использовать стандартизованные критерии.

     После выбора стратегии и разработки последующего плана руководство должно провести тщательную проверку структуры организации, чтобы выяснить, способствует ли она достижению целей.

     Существует  динамическое взаимодействие между  стратегией, структурой и средой, в  которой функционирует организация. Часто встречающаяся ошибка высшего  руководства состоит в том, что  новую стратегию они просто налагают на существующую структуру организации. Это приводит к неудачам. Структура  зависит от стратегии, и этап формирования структуры в процессе планирования может представлять наиболее важную стадию успешной реализации стратегического  плана. 
 

 

      Заключение 

     Для предприятия любой формы собственности  и любых масштабов хозяйственной  деятельности существенно управление хозяйственной деятельностью, определение  стратегии, а так же планирование. Однако некоторые организации и  предприятия могут достичь определенного  уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Более того, стратегическое планирование само по себе не обеспечивает успеха. Тем  не менее, формальное планирование может  создать ряд важных и часто  существенных благоприятных факторов для организации.

     Стратегическое  планирование обеспечивает высшему  руководству средство создания плана  на длительный срок. Стратегическое планирование дает также основу для принятия решения. Знание того, чего организация хочет  достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий. Формальное планирование способствует снижению риска при  принятии решения. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения  из-за ошибочной или недостоверной  информации о возможностях предприятия  или о внешней ситуации. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать  единство общей цели внутри организации. 
 

 

      Список используемой литературы 

  1. Акофф Н., Рассел Л. О менеджменте. СПб.: Питер, 2002.-448 с.
  2. Басовский Л.Е. Менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2000.-216 с.
  3. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: ИНФРА-М, 2002.-260 с.
  4. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.: ООО Издательство Элит, 2004.-560 с.
  5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Экономистъ, 2005.-670 с.
  6. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: Юнити, 2002.-501 с.
  7. Глухов В.В. Менеджмент. СПб.: Издательство Лань, 2002.-528 с.
  8. Горемыкин В.А., Нестерова Н.В. Стратегия развития предприятия. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004.-594 с.
  9. Горемыкин В.А., Богомолов О.А. Экономическая стратегия предприятия. М.: Филинъ: Рилант, 2001.-506 с.
  10. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент. М.: Экономист, 2004.-416 с.
  11. Кнышова Е.Н. Менеджмент. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003.-304 с.
  12. Курс менеджмента / Под ред. Д.Д. Вачугова. Ростов-на-дону Издательство Феникс, 2003.-512 с.
  13. Люкшинов А.И. Стратегический менеджмент. М.: Юнити-Дана, 2001.-375 с.
  14. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2005.-720 с.
  15. Смолкин А.М. Менеджмент: Основы организации. М.: ИНФРА-М, 2000.-248 с.
  16. Стратегическое планирование / под ред. А.Н. Петрова. СПб.: Знание: ГУЭФ, 2004.-200 с.
  17. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. М.: Дело, 2001.-448 с.

Информация о работе Процес стратегічного планування