Процес стратегічного планування

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2011 в 12:53, реферат

Описание работы

Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности организации на рынке и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами.
Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться организация в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития организации на плановый период.

Содержание

Введение
1. Процесс стратегического планирования
1.1 Сущность и функции стратегического планирования
1.2 Анализ стратегических альтернатив
1.3 Выбор стратегии
1.4 Реализация стратегии
1.5 Управление реализацией стратегического плана
1.6 Оценка стратегического плана
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

реферат стратег менедж.docx

— 32.54 Кб (Скачать)
 

МІНІСТЕРСТВО  ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ

ХАРКІВСЬКА  НАЦІОНАЛЬНА АКАДЕМІЯ МІСЬКОГО ГОСПОДАРСТВА 
 
 
 
 

Кафедра туризму і готельного господарства 
 
 
 
 
 
 
 
 

 РЕФЕРАТ 
 

З дисципліни «СТРАТЕГІЧНИЙ МЕНЕДЖМЕНТ» 

На тему: «Процес стратегічного планування» 
 
 
 

                                                                                                       
 

                                                                                                      Виконала:

                                                                                                     студентка 5 курсу

 ф-ту менеджмента

                                                                                           гр. МГКТС - 3

                                                                                             Ковальська С.В 
 
 
 
 
 
 

Харків  – 2010

Содержание 

Введение

  1. Процесс стратегического планирования

1.1 Сущность и функции стратегического планирования

1.2 Анализ стратегических альтернатив

1.3 Выбор стратегии

1.4 Реализация стратегии

1.5 Управление реализацией стратегического плана

1.6 Оценка стратегического плана

Заключение

Список  используемой литературы 
 

 

       Введение 

     Процесс планирования в организации начинается с ясного понимания того, что же нужно делать для ее эффективного развития и функционирования.

     Успех любого плана зависит от:

  • качества целеполагания в основных ключевых вопросах развития организации на основе обзора прошедшего, настоящего и будущего ее развития и успешности ее реагирования на изменения в окружающей среде;
  • качества проведенного предварительного анализа деятельности самой организации и ее ценовой политики, рынка, конкурентов, товародвижения и проч.
  • правильной оценки конкурентоспособности организации;
  • выбора и реализации стратегии развития, которая повысит конкурентоспособность организации.

     Основное  содержание внутрифирменного планирования как функции управления организацией состоит в обоснованном определении основных направлений деятельности и ее дальнейшего развития с учетом материальных источников и спроса рынка.

     Сущность  планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого ее подразделения в отдельности на установленный период времени, определении финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

     Таким образом, назначение планирования состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития всей организации в целом.

     Планирование  деятельности организации предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждого отдела и всей организации в целом.

     Уровень и качество планирования деятельности определяются следующими важнейшими условиями:

  • компетентность руководства организации на всех уровнях
  • управления;
  • квалификация персонала, работающего в функциональных
  • подразделениях;
  • наличие достоверной информационной базы и обеспеченность необходимой техникой.

     В зависимости от содержания целей  и задач и длительности планового  периода можно выделить следующие  формы планирования:

  • стратегическое, или перспективное, планирование (прогнозирование);
  • среднесрочное планирование;
  • текущее (часто называемое тактическим, бюджетным, оперативным) планирование.

     Стратегическое  планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности организации на рынке и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами.

     Стратегическое  планирование ставит целью дать комплексное  научное обоснование проблем, с  которыми может столкнуться организация  в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития организации на плановый период. 
 

 

      1. Процесс стратегического  планирования 

     1.1 Сущность и функции стратегического планирования

     Стратегическое  планирование – это одна из функций  управления, которая представляет собой  процесс выбора целей организации  и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для  всех управленческих решений, функции  организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.

     Стратегическое  планирование представляет собой набор  действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических  стратегий. Эти стратегии предназначены  помочь организациям достичь своих  целей.

     Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления предприятием. Его задача состоит в том, чтобы  в достаточной мере обеспечить нововведения и изменения в организации  предприятия.

     Так, выделяют четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического  планирования:

  1. распределение ресурсов, в основном ограниченных, таких как фонды, управленческие таланты, технологический опыт;
  2. адаптация к внешней среде (все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением. Здесь необходимо выявить возможные варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Такая деятельность может проходить по линии совершенствования производственных систем, взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.)
  3. внутренняя координация (координация стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций);
  4. осознание организационных стратегий (осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических ошибках, т.е. способность учиться на опыте).

     Процесс стратегического планирования включает в себя 8 этапов и представляет собой  замкнутый цикл.

     Формулировка  миссии предприятия > Постановка целей > Оценка и анализ внешней  среды > Управленческое обследование предприятия > Анализ стратегических альтернатив > Выбор стратегии > Реализация стратегии > Оценка стратегии.

     Стратегия – это основное направление деятельности, она должна быть отражаться в плане, предназначенном для того, чтобы обеспечить осуществление миссии – главной цели организации – и достижение других ее целей. Стратегия воплощается в детальный комплексный план.

     Практика  эффективного планирования обладает следующими особенностями:

  • за осуществление функции стратегического планирования отвечает небольшой планово-экономический отдел предприятия и связанные с ним отделы в стратегических хозяйственных подразделениях;
  • основные элементы стратегического плана формируются на совещаниях высшего руководства, проводимых ежегодно или при необходимости чаще, например, ежеквартально;
  • годовой стратегический план объединяется с годовым финансовым планом, их совокупность образует внутрифирменный план, который является инструментом согласования стратегического и оперативного планирования.
 

1.2 Анализ стратегических  альтернатив

     После того как руководство сопоставит внешние угрозы и возможности  с внутренними силами и слабостями, оно может определить стратегию, которой будет следовать. Известно множество, более 2000 конкретных типов  стратегий, реализуемых предприятиями. Но, с экономической точки зрения, перед руководством предприятия  стоят только четыре основные стратегические альтернативы. Это ограниченный рост, рост, сокращение, а также сочетание этих трех стратегий.

     Стратегия ограниченного роста. Для стратегии ограниченного роста характерно установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции. Выбирают эту альтернативу потому, что это самый легкий, наиболее удобный и наименее рискованный способ действия. Но в результате такого выбора может иметь место замаскированный инфляцией спад. Для успешно действующих предприятий стратегия ограниченного роста – это вынужденная стратегия, временная стратегия, для которой характерен рост производства и реализации, темпы которого не превышают темпов экономического роста в мировом сообществе.

     Стратегия роста. Данная стратегия осуществляется путем ежегодного значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года. Для успешно развивающихся предприятий эта стратегия реализуется в темпах роста, превышающих темпы экономического роста мировой экономики. Стратегия роста применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро изменяющимися технологиями, ее могут придерживаться руководители, стремящиеся к диверсификации.

     Рост  может быть внутренним или внешним. Внутренний рост может быть достигнут путем расширения ассортимента товаров. Внешний рост в смежных отраслях может происходить в форме вертикального или горизонтального роста, когда производитель приобретает оптовую фирму-поставщика или одна фирма приобретает другую фирму отрасли. Рост может приводить к возникновению конгломератов, т.е., объединению предприятий не связанных отраслей.

     Стратегия сокращения. Данную стратегию часто называют стратегией последнего средства. Текущий объем производства устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Однако для многих предприятий это означает здравый путь рационализации и переориентации производства. В рамках альтернативы сокращения может быть реализовано несколько вариантов:

  1. Ликвидация. Наиболее радикальным вариантом сокращения является плановое прекращение деятельности и ликвидация всех активов.
  2. Частичная ликвидация. Часто может быть выгодным отделаться от некоторых видов деятельности, продать или ликвидировать дочерние предприятия или подразделения.
  3. Сокращение и переориентация. В кризисной отрасли может быть выгодным сократить деятельность и увеличить объем операций по остальным видам деятельности.
 

     1.3 Выбор стратегии

     После того как руководство предприятие  проанализирует существующие альтернативы, оно выбирает конкретные стратегии. Выбор стратегии – центральный  момент стратегического планирования. Выбор стратегии означает выбор  средств, с помощью которых организация  будет решать стоящие перед ней  задачи.

     Наиболее  распространенным формализованным  методом выбора стратегий является использование матрицы предложенной бостонской консультативной группой (матрица БКГ), которая предполагает анализ портфеля продукции в зависимости  от двух показателей:

Информация о работе Процес стратегічного планування