Проблемы стратегического управления в сфере клубного бизнеса (на примере московского клуба Infinity)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 15:03, аттестационная работа

Описание работы

Целью проекта является выявление стратегических ошибок на примере известного московского клуба Infinity.
Для достижения данной цели, были поставлены следующие задачи:
• Провести теоретический анализ методов стратегического управления в сфере развлечений;
• Охарактеризовать основные этапы развития клубного бизнеса в Москве;
• Определить основные характеристики московского клубного бизнеса на сегодняшний день;
• Проанализировать деятельность клуба Infinity. Выявить основные стратегические ошибки, которые привели к закрытию клуба;
• Сформулировать возможные альтернативные решения, которые смогли бы предотвратить закрытие клуба.
Объектом проекта являются стратегические ошибки московского клуба Infinity.
Предметом проекта выступает стратегическое управление московских клубов.

Работа содержит 1 файл

Проблемы в сфере клубного бизнеса (на примере клуба Infinity).docx

— 49.97 Кб (Скачать)

     Московский  государственный университет им. М.В. Ломоносова

     Высшая  школа бизнеса 
 
 
 
 
 
 

     Групповой проект по стратегическому  управлению на тему:  

«Проблемы стратегического  управления в сфере  клубного бизнеса (на примере московского  клуба Infinity)» 
 
 

           Выполнили:

     Воробьев  Максим

     Кореннова Асель

     Панюшкин  Георгий

     Сисмий Сергей

     Сорочкина Елизавета

     Те  Денис

     Шершнёва Дарья

     Щербак  Ирина 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Москва, 2010

Введение 

Российская  клубная индустрия всегда развивалась  по своим особенным законам. В ее двадцатилетней истории существуют примеры и громких успехов, и невероятных провалов, взлетов и падений. Сейчас в Москве приходится достаточно мало клубов на душу населения, в то время как, например, в центре Лондона существует около 4 тыс. баров и клубов. Однако данная индустрия развивается достаточно бурно, что объясняется быстрой окупаемостью финансовых вложений. Но, не смотря на этот факт, продолжительность жизни ночного клуба составляет всего лишь 3-4 года, что является следствием неверного стратегического менеджмента. Именно поэтому анализ стратегических ошибок московских клубов, и, как следствие, их неспособность выйти на мировой рынок, представляется актуальным. 

Современный ночной клуб — это публичное пространство, лишенное любой идеологии, кроме собственно клубной. Сейчас клубы вышли на такой уровень развития, когда ночная клубная жизнь становится областью развлечений в чистом виде. Клубное пространство стало территорией свободы, на которой возможны практически любые развлечения, где настроение, уникальная атмосфера и драйв помогают испытать сильнейший эмоциональный подъем и отвлечься от дневных проблем. Современным ночным клубам под силу превратить ночь в день, их развлекательные возможности кажутся безграничными.

Когда развитие ночных клубов происходит в  условиях жесткой конкуренции, эти развлечения становится доступны для каждого, кто захочет к ним прикоснуться, и тогда битву за более высокий статус и активную посещаемость выигрывает тот клуб, который сможет предложить лучшее качество обслуживания, самые захватывающие развлечения и самую увлекательную концепцию. Поэтому лучшие ночные клубы отличает слава концептуальных заведений со своим собственным, неповторимым стилем.

Разработка  стратегии с учетом специфики отрасли  и ситуации1 

Динамичность  – самая характерная 

черта современного бизнеса.

Сегодня во многих отраслях меняются технологии, сокращается жизненный цикл товара, появляются новые конкуренты, соперники  предпринимают активные конкурентные действия, требования потребителей растут – и все это одновременно. Все  это можно перефразировать с  точки зрения выбранной нами темы – «современная сфера московского  клубного бизнеса меняется очень  динамично: появляются новые жанры  музыки или просто становятся популярными; запросы и предпочтения клиентов меняются с огромной скоростью, каждый год количество московских клубов увеличивается». 

Реагирование  на изменения 

рыночной  ситуации и их

  прогнозирование  – это 

оборонительная  стратегия,

а управление этими 

изменениями – наступательная.

 В  изменчивой рыночной среде компания  должна научиться следить за переменами. Для этого существует три варианта стратегии. 

  • Реагирование  на изменения. В ответ на предложение конкурентом нового товара (услуги) компания может предложить собственную, улучшенную модель этого товара (услуги), в ответ на резкое изменение потребительских вкусов и спроса – разработать новый дизайн своего товара (разработать новую услугу) и упаковки или перенести акцент в рекламе товара на другие его потребительские свойства. Такая реакция представляет собой вариант оборонительной стратегии и не способствует созданию новых конкурентных возможностей, однако это необходимый инструмент в арсенале конкурентных действий.
  • Прогнозирование изменений предполагает анализ ситуации и подготовку к возможным вариантам развития событий. Для этого необходимо изучать поведение, запросы и ожидания покупателей (посетителей клуба) и разрабатывать соответствующие модели товара (услуги) и каналы распространения (применения этой услуги в клубе). Как и реагирование на изменения рынка, прогнозирование – вариант оборонительной стратегии, ведь развитие рынка определяют другие компании. Однако для сохранения контроля над ситуацией прогнозирование предпочтительнее пассивного реагирования.
  • Управление изменениями рынка означает инициирование компанией таких конкурентных действий, на которые остальные компании вынуждены реагировать, - таким образом, это вариант наступательной стратегии для захвата лидерства в отрасли. Следуя этой стратегии, компания первой выводит на рынок новые товары и услуги, сохраняет технологическое лидерство, раньше конкурентов выводит на рынок модели нового поколения и предлагает товары и услуги, формирующие потребительские предпочтения и ожидания. Это означает, что компания активно формирует «правила игры» в отрасли.
 

    Лидер должен импровизировать,

    экспериментировать  и быстро

    адаптироваться  к любым изменениям.

На практике компания должна сочетать все три  подхода. Лидеры динамичных рынков стремятся  управлять изменениями рыночной ситуации с помощью активных действий.  

Этапы развития клубного бизнеса в Москве

Для России рынок ночных клубов является достаточно молодым, т.к. он начал формироваться  относительно недавно, всего 20 лет назад (в начале 90-х годов).

Москва  является местом, где и началось его развитие, где, на сегодняшний  день, сосредоточена клубная жизнь  страны.

Изначально  первые клубы в Москве создавались  для элитной публики и в  соответствии с их пожеланиями и  предпочтениями. Так, по единому стандарту: с казино, зеркалами, мраморными ступеньками  и VIP-холлами, были построены «Манхэттен-Экспресс», «Мельница» и «Арлекино». В каждом из заведений была стандартная программа развлечений: показы мод, выступления российских и зарубежных звезд. Клубный бизнес тех времен не отличался успешной рекламой, более того, она практически отсутствовала. Но, не смотря на это, ночные заведения всегда были заполнены посетителями, которые были готовы платить за развлечения огромные суммы денег.

Первые  ночные клубы в Москве можно было спутать с Нью-Йорскими, в связи с тем, что американские бизнесмены активно инвестировали их создание. Однако это продолжалось не долго, из-за неразвитости российского бизнеса.

Также нельзя не упомянуть о «бандитском» времени, когда ночные заведения  находились под прессом и угрозой  со стороны криминальных авторитетов. Так, причиной закрытия  клуба «Арлекино» послужило убийство Анатолия Гусева в 1997 г., являвшимся его совладельцем.

В дальнейшем, клубный рынок развивался в различных  направлениях, приобретая все новые  и новые черты. К примеру, именно клуб «Птюч» является родоначальником жесткого фэйс-контроля, а также, вместе с «Манхэттен-Экспресс» стал печатать флайеры.

К середине 90-х началось формирование новой  ценовой ниши: это были доступные  и дешевые ночные заведения с  интимной и уютной атмосферой. Первыми  подобными клубами стали «Вермель», «Вудсток», «Белый таракан», «Максим Максимыч» и «Кризис жанра». В то же время, развивался противоположный сегмент закрытых клубов, который ориентировался на обеспеченную публику.

Основные  характеристики московского  клубного бизнеса  на сегодняшний день

Открыть ночной клуб не так просто, как может  показаться на первый взгляд. Игроки рынка  сходятся во мнении, что одним из ключевых моментов является поиск подходящего  места и помещения, которое должно отвечать определенным техническим  требованиям. Большинство клубов на сегодняшний день расположены в  центре столицы.

«Инвестиции в ночной клуб удовольствие недешевое. В среднем для Москвы проект потребует вложений в размере от 1 млн долл. до 3 млн. Для крупных банков масштаб возможной сделки слишком мал, для небольших банков – слишком непредсказуем. Обычно открывают клубы частные лица, а не организации.»2 «Срок окупаемости один-два года. В среднем срок жизни клуба длится около 3 лет. После затрат на недвижимость промоутеры ночных клубов вкладываются в дизайн клуба Следующими двумя основными статьями расходов является покупка светового и звукового оборудования, затем — огромный штат персонала.»3

«Статистика сферы клубной  деятельности:

  • По состоянию на октябрь 2010 года в Москве работают более 400 ночных клубов
  • Ежегодно в столице открывается около 40 ночных клубов и столько же закрывается
  • Около 25% ночных заведений с 2008 года находятся на грани дефолта
  • Средний срок жизни ночного заведения составляет 3 года
  • В России зарегистрировано 1,5 тыс. ночных заведений
  • Общий оборот клубной индустрии в России оценивается экспертами в 11 млрд долларов
  • Аудитория ночных клубов Москвы и Санкт-Петербурга превысила в 2010 году 3 млн. человек
  • Средние расходы одного посетителя ночного клуба в обеих столицах составляют 1,8 тыс. рублей»4

«Классификация  ночных клубов Москвы

Столичные ночные клубы, как правило, позиционируют  себя на Рынке в рамках определенной концепции или направления.

  • «модные» клубы, предлагающие посетителям танцы, алкогольные напитки и DJ-музыку (Famuos, Raй, Opera, Fabrique, Pacha Moscow). Отличительными особенностями данного вида клубов являются:
    • Элитарность заведения и как следствие - небольшое число потенциальных клиентов.
    • Недолгий срок существования клуба.
    • Жесткая система фейс-контроля, при которой вход в клуб возможен лишь для определенного круга лиц.
    • Проходимость за ночь (выходные дни) – 1,5-2 тыс. чел.
  • танцевальные демократичные клубы (Sorry babushka, «Пропаганда», Real McCoy), рассчитаны на широкую целевую аудиторию, что предполагает:
    • Более лояльную пропускную систему
    • Взимание платы за вход
    • Проходимость за ночь (выходные дни) – 2-3 тыс. чел.
  • клубы с живой музыкой («Кризис Жанра», «Китайский летчик»)
  • интеллектуальные заведения, предполагающие совмещение форматов(«Проект О.Г.И.», «Билингва»).
  • специализированные клубы (для узких социальных групп, секс-меньшинств: Небеса, Шарм, Секрет; клубы-рестораны; закрытые клубы «для своих)»5
 

«Индустрию  также можно разделить на коммерческие клубы — Soho, We Are Family; клубы для модной молодежи — „Солянка“ и самые развивающиеся и гигантские по обороту — музыкальные клубы, где играют живые команды — B1 Maximum, „Икра“, „16 тонн“. Также отдельно можно выделить бары, которых у нас никогда не было, а теперь появилось огромное количество — это Rolling Stone, например, куда люди с удовольствием ходят.»6

Ценовая сегментация рынка ночных клубов Москвы

Ценовая сегментация рынка, полностью зависит  от формата ночного клуба, так  принято выделять следующие сегменты:

  • Высокий – элитные клубы
  • Выше среднего – специализированные клубы
  • Средний – среднеценовые клубы
  • Ниже среднего – молодежные/танцевальные клубы
  • Низкий – клубы с живой музыкой/интеллектуальные клубы
 

Тенденции в конкурентной среде

«Рынок  ночных клубов довольно плохо исследован: из-за недолгого срока жизни ночных клубов считать их показатели сложно. При этом, по мнению некоторых игроков,  рынок растет на 7-10% в год.

На рынке существует достаточно жесткая конкуренция. Основная конкурентная борьба ведется игроками за удержание своей целевой аудитории, интересы которой достаточно быстро меняются, и могут быть отвлечены появлением нового объекта, предлагающего какую-либо новую услугу. В связи с этим важным моментом является создание «уникального» предложения.

Таким образом, основным параметром конкуренции на текущем этапе развития рынка является конкуренция между концепциями заведений, что подразумевает уровень цен, стиль интерьера, направление музыки и т.п. Практика показывает, что до 70% прибыли приносят клубам постоянные посетители.»7 

Анализ  деятельности клуба  Infinity

Теперь  давайте поговорим непосредственно  о самом клубе Infinity.

Клуб  Infiniti был основан в 2004 году, Хозяин клуба - Александр Толмацкий.— известный продюсер и бизнесмен, который четко знает, чего хочет. В середине 70-х он был одним из тех, кто просто любил хорошую музыку и понимал, что именно нужно молодежи. Его карьера началась с организации подпольных концертов и дискотек, где он работал ди-джеем. Так, шаг за шагом, он создавал свое будущее и себя самого. «Александр Толмацкий был первым, кто попробовал превратить отечественный хип-хоп в шоу-бизнес. До него существовали «Мальчишник» и Мистер Малой, но все же его проекты, либо проекты к которым он приложил свою руку и чутьё продюсера — и Децл, и «Легальный бизне$$», и «Bad B. Альянс» — были созданы на совсем ином, более высоком, уровне.»8 Так и Infinity - его открытие прошло с размахом и казалось, что это будет крайне успешный проект, и он будет жить еще долгие годы, принося своим учредителям огромные прибыли. Однако никто не мог ожидать, что он просуществует всего лишь 3 года и закроется 30 июня 2007 года. И на это есть ряд объективных причин (прежде всего стратегических ошибок), давайте попробуем в них разобраться.

Информация о работе Проблемы стратегического управления в сфере клубного бизнеса (на примере московского клуба Infinity)