Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 00:50, курсовая работа
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им главным
образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В
современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника,
подразумевается либо индивид «руководитель» или группа «руководящий состав»,
либо же процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ
управления организацией. Синонимами с
ведение 3
I. Сущность лидерства 4
II. Отличие лидера от менеджера 6
III. Три основных подхода к изучению проблемы в лидерстве 6
IV. Стили руководства 33
Заключение 48
Список литературы 50
Лайкерт описывает руководителей, относящихся к системе 1, как
эксплуататорско-авторитарных. Эти руководители имеют характеристики автократа.
Система 2 называется благосклонно-авторитарной. Эти руководители могут
поддерживать авторитарные отношения с подчиненными, но они разрешают
подчиненным, хотя и ограниченно, участвовать в принятии решений. Мотивация
создается вознаграждением и в некоторых случаях - наказанием.
Руководители системы 3, называемой консультативной, проявляют
значительное, но не полное доверие к подчиненным. Имеется двустороннее общение
и некоторая степень доверия между руководителями и подчиненными. Важные решения
принимаются наверху, но многие конкретные решения принимаются подчиненными.
Система 4 подразумевает групповые решения и участие работников в принятии
решений. По мнению Лайкерта, она - самая действенная. Эти руководители
полностью доверяют подчиненным. Взаимоотношения между руководителем и
подчиненными дружеские и взаимно доверительные. Принятие решений в высшей
степени децентрализовано.
Общение двусторонне и
ориентированы на
человека, в противоположность
ориентированным на работу.
Исследования Лайкерта показали, что самые эффективные руководители низового
звена уделяли внимание, прежде всего, человеческим аспектам проблем, стоящих
перед их подчиненными, и создавали отношения, основанные на взаимопомощи. Они
продуманно разделяли подчиненных на производственные группы и ставили перед
ними усложненные задачи. Они использовали групповое руководство вместо
традиционных индивидуальных бесед с подчиненными.
Двумерная трактовка стилей лидерства.
Начиная с 1945 г. группа ученых, работавшая под эгидой Бюро по исследованиям в
области бизнеса в университете штата Огайо, проводила комплексное исследование
и выявила серьезную ошибку в концепции разделения руководителей на тех, кто
сосредоточен или только на работе, или только на человеке. Их главной находкой
стало: люди могут вести себя так, что это будет одновременно ориентацией и на
работу, и на человека. Они разработали систему, согласно которой поведение
руководителя
подчиненным. Структура подразумевает такое поведение, когда
руководитель планирует и организует деятельность группы и свои взаимоотношения
с ней. Внимание к подчиненным подразумевает поведение, которое влияет
на людей, апеллируя к потребностям более высокого уровня, строя взаимоотношения
на основе взаимного доверия, уважения, тепла и контакта между руководителем и
подчиненными. Очень важно отметить, что уважение - это не внешнее проявление
типа “похлопывания
по спине”. Несколько самых
подразумевающих внимание к подчиненным, приведены на Рис.4.
Структура |
Распределяет
производственные роли между подчиненными
Расписывает задания и объясняет требования к их выполнению Планирует и составляет графики работ Разрабатывает подходы к выполнению работ Передает свое беспокойство о выполнении задания |
Внимание к подчиненным |
Участвует
в двустороннем общении
Допускает участие подчиненных в принятии решений Общается в одобрительной и неугрожающей манере Дает возможность людям удовлетворить свои потребности, связанные с работой |
Было выявлено, что люди могут вести себя с разной степенью внимания к
подчиненным и структурированию проблем; четыре возможных комбинации этих
элементов в руководстве представлены на Рис. 5.
Высокая | Низкая степень
структурирования Высокая степень внимания к подчиненным |
Высокая степень
структурирования Высокая степень внимания к подчиненным |
Низкая | Низкая степень
структурирования Низкая степень внимания к подчиненным |
Высокая степень
структурирования Низкая степень внимания к подчиненным |
Низкая | Высокая |
Рис. 5.
Несмотря на то,
что самая высокая
руководителем, который владеет и тем и другим стилем поведения, более поздние
исследования показали,
что эта классификация
Управленческая
решетка.
Концепция, разработанная в университете штата Огайо, была модифицирована и
популяризована Блэйком и Мутоном , которые построили решетку
(схему), включавшую 5 основных стилей руководства.
Вертикальная ось этой схемы ранжирует “заботу о человеке” по шкале от 1 до 9.
Горизонтальная
ось ранжирует “заботу о
9. Стиль руководства
определяется обоими этими
описывают среднюю и четыре крайних позиций решетки, как
1. 1. - страх перед бедностью. Со стороны руководителя требуется лишь
минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит
избежать увольнения.
1. 9. - дом отдыха. Руководитель сосредоточивается на хороших, теплых
человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения
заданий.
9. 1. - авторитет - подчинение. Руководитель очень заботится об
эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный
настрой подчиненных.
5. 5. - организация. Руководитель достигает приемлемого качества
выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя.
9. 9. - команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и
эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно
приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой,
и высокую эффективность.
Блэйк и Мутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства -
оптимальным стилем - было поведение руководителя в позиции 9. 9. По их
мнению, такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим
подчиненным и такое же внимание к производительности. Они также поняли, что
есть множество видов деятельности, где трудно четко и однозначно выявить
стиль руководства, но считали, что профессиональная подготовка и сознательное
отношение к целям позволяет всем руководителям приближаться к стилю 9. 9, тем
самым повышая эффективность своей работы.
Стиль, удовлетворение
и производительность.
Можно понять, почему и автократичный подход, и подход с позиций человеческих
отношений завоевали много сторонников. Но сейчас уже ясно, что и те, и другие
сторонники грешили преувеличениями, делая выводы, не вполне подтверждающиеся
фактами. Имеется множество хорошо документированных ситуаций, где
благосклонно-автократичный стиль зарекомендовал себя как весьма эффективный.
У демократического стиля есть свои привлекательные стороны, успехи и
недостатки. Безусловно, можно было бы решить многие организационные проблемы,
если бы совершенствование человеческих отношений и участие трудящихся в
принятии решений всегда вели бы к большей удовлетворенности и более высокой
производительности. К сожалению, этого не происходит. Ученые встречали
ситуации, где трудящиеся участвовали в принятии решений, но, тем не менее,
степень удовлетворенности была низкой, а также ситуации, где
удовлетворенность была высокой, а производительность низкой.
Совершенно очевидно, что соотношение между стилем руководства,
удовлетворенностью и производительностью можно определить только с помощью
длительных и широких эмпирических исследований.
Ситуационные теории лидерства
Чтобы найти дополнительные факторы, теоретики стали обращать внимание не
только на руководителя и исполнителя, а на всю ситуацию в целом. Были
разработаны четыре ситуационных модели :
Ситуационная модель
Подход Митчела и Хауса “путь - цель”;
Теория жизненного цикла Херси и Бланшара;
Модель принятия
решений руководителем Врума-
Ситуационная модель руководства Фидлера.
Модель Фидлера явилась важным вкладом в дальнейшее развитие теории, так
как она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на
поведение руководителя. Этими факторами являются:
1. Отношения между
руководителем и членами
лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие к своему руководителю и
привлекательность личности руководителя для исполнителей.
2. Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, четкость ее
формулировки и ее структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность.
3. Должностные полномочия. Это - объем законной власти, связанной с
должностью руководителя,
которая позволяет ему
Информация о работе Проблемы лидерства в современном менеджменте