Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 15:46, курсовая работа
Целью данной работы являются выявление проблем и развитие перспектив здравоохранения в регионе.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Определить структуру регионального здравоохранения Мурманской области
2. Раскрыть приоритетные национальные и региональные направления
3. Проанализировать модернизацию здравоохранения Мурманской области.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Структура регионального здравоохранения Мурманской области 6
1.1 Территориальная организация 6
1.2 Основные демографические характеристики 8
1.3 Финансирование здравоохранения 10
2. Приоритетные национальные и региональные направления 13
3. Модернизация здравоохранения 15
3.1 Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года 16
3.2 Проект региональной программы модернизации здравоохранения Мурманской области на 2011-2012 годы 17
3.3 Проблемы здравоохранения и модернизации 19
ВЫВОД 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Приложение 1 28
Приложение 2 29
«Межмуниципальные центры, - по словам Юрия Паюсова, - где пациентов будут спасать, лечить по стандартам - дело хорошее. Но при этом не должны страдать маленькие больнички. Ведь важно, чтобы больные попадали в центры не «по скорой» - с осложнениями, а своевременно, планово. Если мы этот уровень оказания помощи не обеспечим, то огромные деньги, которые будут вложены в оснащение центров, не дадут ожидаемого эффекта. Поскольку главное все же - профилактическое направление».
Большой вопрос - как будет организована экстренная помощь в отдаленных районах? С учетом наших погодных условий и расстояний нет гарантии, что в каждом случае это удастся сделать своевременно.
«Оптимизация расходов приведет к сокращению коечного фонда, определенных видов услуг, - рассуждает Н.Лещинская, - а это, в свою очередь, - к сокращению штатов. Будут созданы межмуниципальные медицинские центры: мончегорский, апатито-кировский и кандалакшский. Возможность укрепить материально-техническую базу, повысить доступность высококачественной медицинской помощи появится только у них, а остальные местные больницы будут финансироваться, как лечебные учреждения второго сорта - по остаточному принципу».
Поэтому эта модернизация вызовет, несомненно, сокращение штатной численности персонала и, как следствие, уменьшение фонда оплаты труда, сети лечебных учреждений и увеличение нагрузки у медиков.
Но самая основная проблема, которая сейчас стоит перед здравоохранением в нашей области – недостаток кадров. Но этот пункт в программу не внесен. А ведь никакое высокотехнологичное оборудование не заменит квалифицированных специалистов. Не будет врача - не будет помощи!
Сегодня в Мурманской области укомплектованность врачами составляет 60% , а средним медперсоналом – 70%. А в некоторых населенных пунктах – 40% и ниже (Никель, Ковдор) [16,17].
При низкой обеспеченности врачами – высокая заболеваемость. Это говорит о неблагополучной эпидемиологической ситуации в регионах.
При низкой обеспеченности врачами – низкая заболеваемость, характеризует низкую доступность населения к врачебной помощи! – тезис из Презентации директора Департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения О.В. Кривонос: "Требования к формированию региональной программы модернизации здравоохранения" [18].
Кадровая проблема особенно остро касается удаленных районов, например Печенгского (населенность 44,6 тыс. человек). До ближайшего межрегионального центра (Мурманск) - 190 км, неблагоприятные погодно-климатические условия (закрытие дороги по 2-3 суток). Низкая зарплата (со слов первого заместителя министра здравоохранения Д.В.Панычева - самая низкая в регионе), плохая материально-техническая оснащенность, отсутствие узких специалистов, неблагополучный по природо-климатическим характеристикам район, плохая экология (КГМК «Печенганикель»), административно-командная система управления в учреждении, жесточайшая экономия, отсутствие жилья не создают условий для привлечения молодых специалистов. Потому на данный момент мы наблюдаем вопиющий факт укомплектованности врачебным персоналом всего на 40%, отсутствие узких специалистов как физических, так и должностных лиц (инфекционист, дерматолог, психиатр, эндокринолог, хирург, травматолог – в поликлинике; кардиолог, невропатолог, терапевт, инфекционист - в стационаре). Волнует тот факт, что оставшийся врачебный коллектив - предпенсионного и пенсионного возраста (85%) вынужден работать на 2-3 ставки. О каком стандарте и качестве лечебной помощи может идти речь? Где гарантированная ст. 41 Конституции РФ право каждого человека на охрану здоровья? А ведь в центре реформы – человек: на территории всей страны каждому жителю должно быть гарантировано оказание качественной, своевременной и доступной помощи, вне зависимости от его доходов и места нахождения.
Первый заместитель министра здравоохранения Мурманской области Д.В.Панычев на обеспокоенность населения состоянием медицинской помощи в районе отвечает, что в проекте модернизации предусмотрены «мероприятия по проведению ремонтов, приобретению современного и реабилитационного оборудования, в том числе для МУЗ «Печенгская ЦРБ»». Это все хорошо. Но если не учитывать остальные факторы, то кто же будет в скором времени в отремонтированном помещении, на современном оборудовании оказывать лечебную помощь? Уже не говорю о профилактической.
Широко распространено мнение о переизбытке врачебных кадров в России. Действительно, в России на 10 тыс. населения врачей в 1,2-1,5 раз больше, чем в странах Запада. Но на это можно посмотреть с другой стороны: по некоторым оценкам, за последние 10 лет уровень качества жизни наших соседей на Западе увеличился на 72%. В России - только на 6%. Поэтому ссылаться на то, что у нас врачей и так много, совершенно нельзя [17].
«Нехватка кадров для Мурманского региона – один из коренных вопросов. Если мы не решим эту проблему каким-то революционным путем, то конечно, деньги мы получим, отремонтируемся, закупим оборудование, но удовлетворенности населения в оказании медицинской помощи не будет, я уверен. И вряд ли она качественно улучшится» (Ю.Паюсов).
ВЫВОД
Принята новая модернизационная повестка дня развития РФ, предполагающая не только обновление материальной базы хозяйства (за счет инвестиций на уровне не ниже 30% от ВВП) и достижение лидерства в отдельных важных высокотехнологичных секторах мировой экономики (атомная отрасль, авиакосмический сектор, медицина и индустрия здоровья, ИКТ и образование), но также и модернизацию общества в целом [4].
Итак, модернизация здравоохранения – дело нужное, необходимое, но в тоже время – это огромная, громоздкая и вместе с тем кропотливая работа.
Здоровье населения является критерием качества народонаселения, с которым связаны оценка уровня образования и культуры, профессиональной подготовки, производительности труда. Здоровье нации – это способность к воспроизводству трудового потенциала, трудовых ресурсов, с чем связано увеличение производительных сил. В этом заключается непреходящая экономическая ценность для общества. Старение населения, распространение острых и хронических заболеваний, инвалидизация, наносят ущерб производительным силам общества, сказываются на экономическом развитии стран.
Охрана и укрепление здоровья населения представляет собой многогранную систему государственных, общественных, социально-экономических и медицинских мероприятий, в основе которых лежат профилактическая направленность, единство медицинской науки и практики, широкое использование достижений научно-технического прогресса, разработка и внедрение научно обоснованной системы мероприятий, осуществляемых органами государственного и местного самоуправления, позволяющих наиболее полно и результативно сочетать потребности населения в медицинской помощи, лекарственным обеспечении и санитарно-противоэпидемическом обслуживании с экономическими возможностями ее удовлетворения [6].
Сегодня здравоохранение переживает серьезный кризис в связи с недостатком финансовых и материальных ресурсов, низкой оплатой труда, отсутствием организационно-экономического механизма, адекватного рыночной экономике. В этих условиях возрастает значение реформирования, модернизации организационно-хозяйственного механизма на принципах социальной рыночной экономики, обеспечивающих не только выживание данной сферы, но и дальнейшее развитие в рыночной среде.
И, конечно, глядя на мир реально, нам еще очень и очень далеко до мировых стандартов в здравоохранении. И только на основании углубленного изучения всех факторов жизнедеятельности медучреждения можно принимать решение о необходимости расширения или сокращения отдельных служб, о реформировании организации медицинской помощи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы
Литература
Информационные ресурсы
15.02.2011 г.
Приложение 1
Таблица 1. Численность населения по городам с подведомственными
территориями, районам и ЗАТО Мурманской области
на начало года, тыс. человек
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
г. Мурманск |
329,1 |
325,1 |
321,0 |
317,5 |
314,8 |
311,2 |
Города с подведомственными территориями |
||||||
Апатиты |
63,7 |
63,3 |
62,9 |
62,6 |
62,2 |
61,6 |
Кандалакша |
59,3 |
58,6 |
57,7 |
57,0 |
56,2 |
55,1 |
Кировск |
34,3 |
34,0 |
33,7 |
33,4 |
33,2 |
32,9 |
Мончегорск |
54,4 |
53,7 |
53,2 |
52,6 |
51,9 |
51,3 |
Оленегорск |
33,0 |
32,8 |
32,7 |
32,4 |
32,3 |
31,9 |
Полярные Зори |
18,7 |
18,7 |
18,5 |
18,4 |
18,3 |
18,2 |
Районы |
||||||
Ковдорский |
24,0 |
23,6 |
23,2 |
22,9 |
22,5 |
22,1 |
Кольский |
50,3 |
51,4 |
50,7 |
50,3 |
49,9 |
49,3 |
Ловозерский |
14,0 |
13,8 |
13,5 |
13,2 |
13,0 |
12,9 |
Печенгский |
46,2 |
45,8 |
45,4 |
45,3 |
45,1 |
44,6 |
Терский |
7,2 |
7,0 |
6,8 |
6,5 |
6,4 |
6,2 |
ЗАТО |
||||||
п. Видяево |
6,6 |
6,9 |
7,0 |
7,0 |
7,1 |
7,1 |
г. Североморск |
74,9 |
73,4 |
73,6 |
73,4 |
73,5 |
73,8 |
г. Полярный |
18,2 |
17,7 |
17,3 |
17,0 |
16,6 |
16,3 |
г. Снежногорск |
13,1 |
13,5 |
13,9 |
14,1 |
14,3 |
14,3 |
Скалистый |
15,3 |
15,6 |
15,6 |
15,6 |
15,9 |
16,1 |
г. Островной |
5,0 |
4,8 |
4,6 |
4,5 |
4,3 |
4,2 |
г. Заозерск |
12,7 |
13,1 |
13,3 |
13,3 |
13,4 |
13,4 |
Всего по области |
880,0 |
872,8 |
864,6 |
857,0 |
850,9 |
842,5 |
Таблица 2. Изменение численности населения Мурманской области по компонентам (человек)
|
Население на начало года |
Изменение за год |
Население на конец года |
Общее снижение за год, % | ||
естествен-ная убыль |
миграцион-ная убыль |
общая убыль | ||||
2004 |
880003 |
-2791 |
-4429 |
-7220 |
872783 |
-0,8 |
2005 |
872783 |
-3156 |
-5020 |
-8176 |
864607 |
-0,9 |
2006 |
864607 |
-2508 |
-5130 |
-7638 |
856969 |
-0,9 |
2007 |
856969 |
-1190 |
-4850 |
-6040 |
850929 |
-0,7 |
2008 |
850929 |
-1060 |
-7417 |
-8477 |
842452 |
-1,0 |
Приложение 2
Таблица 1. Умершие по основным классам причин смерти по Мурманской области
Причины смерти |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Все население, чел. | |||||
Умершие от |
|||||
болезней системы |
6270 |
6357 |
6162 |
5564 |
5763 |
Новообразований |
1401 |
1347 |
1348 |
1369 |
1358 |
внешних причин смерти |
1780 |
1709 |
1353 |
1211 |
1111 |
болезней органов дыхания |
429 |
441 |
406 |
323 |
330 |
болезней органов пищеварения |
492 |
542 |
565 |
583 |
636 |
некоторых инфекционных и паразитарных болезней |
142 |
121 |
113 |
102 |
108 |
Всего умерших |
11719 |
11672 |
10963 |
10011 |
10160 |
На 100 000 чел. Населения | |||||
Умершие от |
|||||
болезней системы кровообращения |
715,4 |
731,8 |
715,9 |
651,6 |
680,6 |
Новообразований |
159,9 |
155,1 |
156,6 |
160,3 |
160,4 |
внешних причин смерти |
203,1 |
196,7 |
157,2 |
141,8 |
131,2 |
болезней органов дыхания |
49,0 |
50,8 |
47,2 |
37,8 |
39,0 |
болезней органов пищеварения |
56,1 |
62,4 |
65,6 |
68,3 |
75,1 |
некоторых инфекционных и паразитарных болезней |
16,2 |
13,9 |
13,1 |
11,9 |
12,8 |
Всего умерших |
1337,2 |
1343,6 |
1273,6 |
1172,3 |
1200,0 |
В % к предыдущему году | |||||
Умершие от |
|||||
болезней системы |
93,9 |
102,3 |
97,8 |
91,0 |
104,5 |
Новообразований |
101,1 |
97,0 |
101,0 |
102,4 |
100,1 |
внешних причин смерти |
98,0 |
96,8 |
79,9 |
90,2 |
92,5 |
болезней органов дыхания |
86,9 |
103,7 |
92,9 |
80,1 |
103,2 |
болезней органов пищеварения |
104,1 |
111,2 |
105,1 |
104,1 |
110,0 |
некоторых инфекционных и паразитарных болезней |
129,6 |
85,8 |
94,2 |
90,8 |
107,6 |
Всего умерших |
96,1 |
100,5 |
94,8 |
92,0 |
102,4 |
Информация о работе Проблемы и перспективы развития системы здравоохранения мурманской области