Проблемы и перспективы развития системы здравоохранения мурманской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы являются выявление проблем и развитие перспектив здравоохранения в регионе.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Определить структуру регионального здравоохранения Мурманской области
2. Раскрыть приоритетные национальные и региональные направления
3. Проанализировать модернизацию здравоохранения Мурманской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Структура регионального здравоохранения Мурманской области 6
1.1 Территориальная организация 6
1.2 Основные демографические характеристики 8
1.3 Финансирование здравоохранения 10
2. Приоритетные национальные и региональные направления 13
3. Модернизация здравоохранения 15
3.1 Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года 16
3.2 Проект региональной программы модернизации здравоохранения Мурманской области на 2011-2012 годы 17
3.3 Проблемы здравоохранения и модернизации 19
ВЫВОД 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Приложение 1 28
Приложение 2 29

Работа содержит 1 файл

Проблемы и перспективы здр МО.doc

— 773.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе здоровье становиться одним из главных капиталов человека, обладание которым повышает его конкурентоспособность на рынке труда, дает возможность развиваться в личностном плане, достигать поставленных целей. Здоровье становиться важным фактором благополучия человека, функции по охране которого должны возлагаться как на саму семью, так и на государство в целом.

Экономика здравоохранения  тесно связана с экономикой страны в целом и влияет на развитие экономики  народного хозяйства через сохранение здоровья населения (снижение смертности, особенно в трудоспособном возрасте, младенческой и повозрастной смертности детей, заболеваемости и инвалидности, увеличение средней продолжительности жизни) [6].

С конца 80-х годов ХХ века предпринимаются попытки реформирования отечественной системы здравоохранения. Главным объектом нововведений является система финансирования медицинского обслуживания, которое сильно изменила организацию медицинского обслуживания.

Принятие в 1991 года Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" явилось отправной точкой реформирования отрасли. Появились новые источники и каналы финансирования, новые субъекты – фонды обязательного медицинского страхования и страховые медицинские организации, новые формы финансирования ЛПУ. Согласно принятому Закону с на территории Российской Федерации действуют две системы медицинского страхования – обязательное и добровольное. С этого времени практически началось становление и развитие элементов рыночных отношений в здравоохранении и снижение ресурсного обеспечения, которое связано с сокращением государственных расходов на социальные нужды, усложнением экономической, финансовой ситуации, бюджетным дефицитом.

Полноценная организация  медицинской помощи без достаточного финансирования не возможна. Существует объективная реальность в ежегодном увеличении финансирования медицинской помощи: постарение населения, внедрение новых медицинских технологий, появление новых заболеваний, необходимость замены медицинской техники, автотранспорта и инфраструктуры. Но самое главное – это ухудшение состояния здоровья, а, следовательно, увеличение потребности в медицинской и социальной помощи [7].

Большие надежды возлагались  на введение обязательного медицинского страхования. Введение обязательного медицинского страхования означало появление новой формы социального страхования и переход здравоохранения к смешанной системе финансирования: бюджетно-страховой.

Во-первых, когда вводилась  система ОМС, то предполагалось, что  это будет дополнительный источник финансирования здравоохранения. Но в последствии оказалось, что это не дополнительный источник, а основной. Из-за бюджетного недофинансирования здравоохранения, средства ОМС оказались бюджетозамещающими.

Во-вторых, источниками  финансирования медицинской помощи населению являются страховые взносы которые в обязательном порядке уплачивают органы исполнительной власти субъектов федерации и муниципальных образований, осуществляющие платежи за неработающее население; работодатели, отчисляющие взносы за работающее население; отдельные граждане – при добровольном страховании.

Страховые медицинские  организации аккумулируют взносы застрахованных и из этих средств оплачивают их лечение. Разница между суммой собранных  взносов и расходами на оплату услуг врачей и медицинских организаций и на ведение страхового дела составляет прибыль страховщиков [8].

Получилось, что  единственно кто позволяет себе расширяться и богатеть, являются страховые медицинские организации. Деньги, которые получает ЛПУ, проходят через многочисленных посредников.

Потому тема проблем  и развития перспектив региональной системы здравоохранения в Мурманской области актуальна.

Целью данной работы являются выявление проблем и развитие перспектив здравоохранения в регионе.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 

1. Определить структуру регионального здравоохранения Мурманской области

2. Раскрыть приоритетные национальные и региональные направления

3. Проанализировать модернизацию здравоохранения Мурманской области.

Поставленные задачи логически предопределили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, последовательно раскрывающих тему, заключения и списка использованной литературы.

Объектом исследования является здравоохранение, предметом  -  здравоохранение Мурманской области.

При написании работы применялись следующие методы исследования: монографический, экономико-статистический, аналитический, логический и другие.

Информационной базой для написания работы послужили: учебная, научная, методическая литература по рассматриваемому вопросу, законодательные акты; статистические справочники, проблемные статьи в федеральных средствах массовой информации, электронные ресурсы удаленного доступа.

 

 

 

 

 

1. Структура регионального здравоохранения Мурманской области

1.1 Территориальная организация

В связи со специфическим характером структуры системы расселения большая  часть учреждений бюджетной сети расположена в двух крупных узлах  – там достигнута плотность сети, характерная для старожильческих  территорий Центральной России.

Первый узел включает г. Мурманск и 5 закрытых административно-территориальных  образований на побережье Кольского  залива и Баренцева моря: Североморск, Александровск, Заозерск, Видяево, Островной. Здесь расположено более половины стационаров (включая госпитали ВМФ),  отсутствуют фельдшерско-акушерские пункты как класс учреждений здравоохранения. Уровень обеспеченности бюджетной сетью в целом соответствует уровню, характерному для регионов средней полосы России с высокой плотностью населения.

Второй узел состоит из городов Оленегорск, Мончегорск, Апатиты, Кировск и Полярные Зори – центров развития горнодобывающей промышленности, науки и энергетики. Медицинская помощь осуществляется в том числе и ФАПами, поскольку подведомственная территория городов включает и ряд удаленных сельских населенных пунктов.

Остальная часть территории области (Ловозерский, Кандалакшский, Ковдорский, Терский, Кольский и Печенгский районы) значительно уступает по степени  развития бюджетной сети.

Средняя обеспеченность учреждениями здравоохранения в Мурманской области превышает общероссийские показатели (по числу больничных коек и мощности АПУ – на 2,6 %). Такая ситуация обусловлена сокращением населения области на 28,2 % за1989–2009 гг. Города области в наибольшей степени оказались затронуты данным процессом, при этом темпы сокращения населения соответствующих возрастных групп существенно превышали темпы оптимизации бюджетной сети (рис. 1).

 

Рисунок 1. Мощность бюджетной сети в основных центрах и на остальной территории

 

При этом Мурманская область  отстает по обеспеченности домами-интернатами  для престарелых и инвалидов (взрослых и детей): в 2010 г. – 22,2 места на 10 тыс. жителей (при нормативе 30 мест на 10 тыс. жителей, установленном распоряжением Правительства РФ от 03.07.1996 № 1063-р, или 74 % от установленного норматива). Кроме того, в регионе существует дефицит мест в стационарных учреждениях психоневрологического профиля (обеспеченность местами на 26 % ниже нормативной), а также недостаточно высокий уровень охвата престарелых граждан и инвалидов нестационарными формами социального обслуживания.

Слабое развитие дорожной сети в  области (в 2008 г. – 18,5 км автодорог общего пользования с твердым покрытием  на 1000 кв. км территории, что в два  раза меньше, чем в среднем по России) и низкая плотность населения (в Ловозерском и Терском районах – 0,2 чел. на 1 кв. км) являются предпосылками к внедрению принципа удаленного предоставления бюджетных услуг с применением передовых коммуникационных, медицинских, образовательных и социально-гуманитарных технологий [4].

Внебюджетная социальная сеть в области развита слабо. Негосударственный сектор развился в специализированной медицинской помощи массового потребления – стоматологии, акушерстве и гинекологии.

Таким образом, региональное здравоохранение организовано в основном государственным сектором. Частный сектор развит слабо, так как   медицина – затратная отрасль и требует больших капиталовложений. Так же обращает на себя внимание тот факт, что удаленные районы оказываются в менее выгодных условиях финансирования, а это, в конечном итоге  отражается на качестве и доступности оказания медицинской помощи в этих районах.

1.2  Основные демографические характеристики

Сокращение численности  населения Мурманской области с 1191,5 тыс. человек - к началу 1990 года, на 1 января 2009 года составила 842,5 тыс. человек:

-  миграционная убыль (доля которой в общем снижении численности суммарно за 2004 - 2008 годы достигла 71,5%.),

-  естественная убыль населения (2004 - 2008 годах суммарные потери численности за счет превышения числа умерших над числом родившихся составили 10,7 тыс. человек или 28,5% общей убыли населения) (приложение № 1).

Старение населения. По международной классификации население  считается старым, если удельный вес лиц в возрасте 65 лет и старше в общей численности населения превышает 7%. На начало 2008 года в Мурманской области 71 тыс. человек или 8,3% общей численности населения имели возраст 65 лет и старше.

Основными причинами  смертности населения являются болезни системы в 2008 кровообращения - 56,7%, новообразования - 13,4% и внешние причины смерти 10,9% (приложение № 2).

В общем числе умерших 42,2% составили лица трудоспособного  возраста. В этом контингенте лиц болезни системы кровообращения являются самой распространенной причиной смерти. В 2004 году от данной причины скончались 39,2% от общего числа умерших в трудоспособном возрасте, в 2007 – 38,4%, а в 2008 – 40,5%. Второе место по распространенности среди лиц трудоспособного возраста по-прежнему сохраняется за внешними причинами смерти.

Высокой в данной возрастной группе остается смертность мужчин в среднем на 3,8 раза больше, чем женщин.

За последние пять лет в Мурманской области умерло 0,4 тыс. детей в возрасте до 1 года. Самый высокий показатель младенческой смертности за этот период был зафиксирован в 2004 году [5].

Таким образом, в 2004-2008 годах  демографическая обстановка в области  характеризовалась сокращением численности населения региона, продолжающимися процессами старения населения. В течение последних пяти лет продолжался миграционный отток населения из региона. Общие показатели смертности населения и в том числе населения трудоспособного возраста снижались в течение 2004 - 2007 годов, но несколько увеличились в 2008 году. Наметились положительные тенденции: увеличилась рождаемость, снизились естественная убыль и младенческая смертность.

Постарение населения  вынуждает организовывать медицинскую  помощь с учетом изменений потребности  в ней из-за нарастания хронизации патологии, увеличение потребности в специализированной помощи, росте потребности в госпитализации, увеличение средней длительности пребывания пожилых в стационаре, увеличение работ на дому и т.д.

Тот факт, что в общем числе умерших 42,2% составляют лица трудоспособного возраста, а от болезней системы кровообращения (в 2008 г. – 40,5%), заставляет задуматься об образе жизни и душевном состоянии работающего населения (особенно мужчин), а так же о профилактической направленности системы здравоохранения в целом. 

1.3 Финансирование здравоохранения

Основными источниками  финансирования в здравоохранении до настоящего времени являлись:

- средства бюджетов всех уровней (федеральный, региональный (таблица 1.), а так же муниципальный ;

- средства, поступающие от страховых компаний на основе оплаты счетов предоставленных услуг (ОМС, ДМС);

-  на основе платных  услуг;

-  безвозмездные взносы и пожертвования;

-  иные источники, не запрещенные законодательством.   

В период с 2000 по 2008 г. Мурманская область демонстрировала одни из  самых  высоких в  СЗФО    роста доходов   консолидированного

бюджета. В 2008 г. объем  доходов бюджета Мурманской области  вырос в 5,9) раза по сравнению с 2000 г., средний темп роста составил 27,4 % (третий показатель по федеральному округу после г. Санкт-Петербурга и Калининградской области) [4].

        Расходы консолидированного бюджета на здравоохранение составляют в 2009 г.  -  6,1 млрд. руб. (12,5 %), областного 3,1 млрд. руб. (8,2%) (приложение № 3).

8 октября 2010 года принято  Постановление  Правительства Мурманской области № 449-ПП/15 «Об основных направлениях бюджетной политики в Мурманской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (с изменениями на 29 октября 2010 года). На основании данного Постановления в связи с планируемым принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусматривается:

-  передача полномочий по организации оказания медицинской помощи с муниципального уровня на областной с 1 января 2011 года;

- государственные учреждения Мурманской области будут подразделяться на три типа учреждений: казенные, бюджетные и автономные [10].

То есть здравоохранение ожидает централизация на бюджетном уровне, а с 2012 года - централизация на страховом уровне. То есть если раньше регионы сами распоряжались деньгами, которые получают региональные и муниципальные фонды ОМС, то сейчас деньги пойдут в федеральный фонд ОМС РФ, и государство в виде этого фонда ОМС будет нам выделять столько денег, сколько посчитает нужным. Понятно, что не все в чем конкретно нуждаются регионы можно увидеть с высоты Минздравсоцразвития РФ.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития системы здравоохранения мурманской области