Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 15:46, курсовая работа
Целью данной работы являются выявление проблем и развитие перспектив здравоохранения в регионе.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Определить структуру регионального здравоохранения Мурманской области
2. Раскрыть приоритетные национальные и региональные направления
3. Проанализировать модернизацию здравоохранения Мурманской области.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Структура регионального здравоохранения Мурманской области 6
1.1 Территориальная организация 6
1.2 Основные демографические характеристики 8
1.3 Финансирование здравоохранения 10
2. Приоритетные национальные и региональные направления 13
3. Модернизация здравоохранения 15
3.1 Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года 16
3.2 Проект региональной программы модернизации здравоохранения Мурманской области на 2011-2012 годы 17
3.3 Проблемы здравоохранения и модернизации 19
ВЫВОД 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Приложение 1 28
Приложение 2 29
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе здоровье становиться одним из главных капиталов человека, обладание которым повышает его конкурентоспособность на рынке труда, дает возможность развиваться в личностном плане, достигать поставленных целей. Здоровье становиться важным фактором благополучия человека, функции по охране которого должны возлагаться как на саму семью, так и на государство в целом.
Экономика здравоохранения
тесно связана с экономикой страны
в целом и влияет на развитие экономики
народного хозяйства через
С конца 80-х годов ХХ века предпринимаются попытки реформирования отечественной системы здравоохранения. Главным объектом нововведений является система финансирования медицинского обслуживания, которое сильно изменила организацию медицинского обслуживания.
Принятие в 1991 года Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" явилось отправной точкой реформирования отрасли. Появились новые источники и каналы финансирования, новые субъекты – фонды обязательного медицинского страхования и страховые медицинские организации, новые формы финансирования ЛПУ. Согласно принятому Закону с на территории Российской Федерации действуют две системы медицинского страхования – обязательное и добровольное. С этого времени практически началось становление и развитие элементов рыночных отношений в здравоохранении и снижение ресурсного обеспечения, которое связано с сокращением государственных расходов на социальные нужды, усложнением экономической, финансовой ситуации, бюджетным дефицитом.
Полноценная организация медицинской помощи без достаточного финансирования не возможна. Существует объективная реальность в ежегодном увеличении финансирования медицинской помощи: постарение населения, внедрение новых медицинских технологий, появление новых заболеваний, необходимость замены медицинской техники, автотранспорта и инфраструктуры. Но самое главное – это ухудшение состояния здоровья, а, следовательно, увеличение потребности в медицинской и социальной помощи [7].
Большие надежды возлагались на введение обязательного медицинского страхования. Введение обязательного медицинского страхования означало появление новой формы социального страхования и переход здравоохранения к смешанной системе финансирования: бюджетно-страховой.
Во-первых, когда вводилась система ОМС, то предполагалось, что это будет дополнительный источник финансирования здравоохранения. Но в последствии оказалось, что это не дополнительный источник, а основной. Из-за бюджетного недофинансирования здравоохранения, средства ОМС оказались бюджетозамещающими.
Во-вторых, источниками финансирования медицинской помощи населению являются страховые взносы которые в обязательном порядке уплачивают органы исполнительной власти субъектов федерации и муниципальных образований, осуществляющие платежи за неработающее население; работодатели, отчисляющие взносы за работающее население; отдельные граждане – при добровольном страховании.
Страховые медицинские организации аккумулируют взносы застрахованных и из этих средств оплачивают их лечение. Разница между суммой собранных взносов и расходами на оплату услуг врачей и медицинских организаций и на ведение страхового дела составляет прибыль страховщиков [8].
Получилось, что
единственно кто позволяет себе
расширяться и богатеть, являются
страховые медицинские
Потому тема проблем
и развития перспектив региональной
системы здравоохранения в
Целью данной работы являются выявление проблем и развитие перспектив здравоохранения в регионе.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Определить структуру регионального здравоохранения Мурманской области
2. Раскрыть приоритетные национальные и региональные направления
3. Проанализировать модернизацию здравоохранения Мурманской области.
Поставленные задачи логически предопределили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, последовательно раскрывающих тему, заключения и списка использованной литературы.
Объектом исследования является здравоохранение, предметом - здравоохранение Мурманской области.
При написании работы применялись следующие методы исследования: монографический, экономико-статистический, аналитический, логический и другие.
Информационной базой для написания работы послужили: учебная, научная, методическая литература по рассматриваемому вопросу, законодательные акты; статистические справочники, проблемные статьи в федеральных средствах массовой информации, электронные ресурсы удаленного доступа.
1. Структура регионального здравоохранения Мурманской области
1.1 Территориальная организация
В связи со специфическим характером
структуры системы расселения большая
часть учреждений бюджетной сети
расположена в двух крупных узлах
– там достигнута плотность сети,
характерная для
Первый узел включает г. Мурманск и
5 закрытых административно-
Второй узел состоит из городов Оленегорск, Мончегорск, Апатиты, Кировск и Полярные Зори – центров развития горнодобывающей промышленности, науки и энергетики. Медицинская помощь осуществляется в том числе и ФАПами, поскольку подведомственная территория городов включает и ряд удаленных сельских населенных пунктов.
Остальная часть территории области (Ловозерский, Кандалакшский, Ковдорский, Терский, Кольский и Печенгский районы) значительно уступает по степени развития бюджетной сети.
Средняя обеспеченность учреждениями здравоохранения в Мурманской области превышает общероссийские показатели (по числу больничных коек и мощности АПУ – на 2,6 %). Такая ситуация обусловлена сокращением населения области на 28,2 % за1989–2009 гг. Города области в наибольшей степени оказались затронуты данным процессом, при этом темпы сокращения населения соответствующих возрастных групп существенно превышали темпы оптимизации бюджетной сети (рис. 1).
Рисунок 1. Мощность бюджетной сети в основных центрах и на остальной территории
При этом Мурманская область отстает по обеспеченности домами-интернатами для престарелых и инвалидов (взрослых и детей): в 2010 г. – 22,2 места на 10 тыс. жителей (при нормативе 30 мест на 10 тыс. жителей, установленном распоряжением Правительства РФ от 03.07.1996 № 1063-р, или 74 % от установленного норматива). Кроме того, в регионе существует дефицит мест в стационарных учреждениях психоневрологического профиля (обеспеченность местами на 26 % ниже нормативной), а также недостаточно высокий уровень охвата престарелых граждан и инвалидов нестационарными формами социального обслуживания.
Слабое развитие дорожной сети в
области (в 2008 г. – 18,5 км автодорог общего
пользования с твердым
Внебюджетная социальная сеть в области развита слабо. Негосударственный сектор развился в специализированной медицинской помощи массового потребления – стоматологии, акушерстве и гинекологии.
Таким образом, региональное здравоохранение организовано в основном государственным сектором. Частный сектор развит слабо, так как медицина – затратная отрасль и требует больших капиталовложений. Так же обращает на себя внимание тот факт, что удаленные районы оказываются в менее выгодных условиях финансирования, а это, в конечном итоге отражается на качестве и доступности оказания медицинской помощи в этих районах.
1.2 Основные демографические характеристики
Сокращение численности населения Мурманской области с 1191,5 тыс. человек - к началу 1990 года, на 1 января 2009 года составила 842,5 тыс. человек:
- миграционная убыль (доля которой в общем снижении численности суммарно за 2004 - 2008 годы достигла 71,5%.),
- естественная убыль населения (2004 - 2008 годах суммарные потери численности за счет превышения числа умерших над числом родившихся составили 10,7 тыс. человек или 28,5% общей убыли населения) (приложение № 1).
Старение населения. По
международной классификации
Основными причинами смертности населения являются болезни системы в 2008 кровообращения - 56,7%, новообразования - 13,4% и внешние причины смерти 10,9% (приложение № 2).
В общем числе умерших 42,2% составили лица трудоспособного возраста. В этом контингенте лиц болезни системы кровообращения являются самой распространенной причиной смерти. В 2004 году от данной причины скончались 39,2% от общего числа умерших в трудоспособном возрасте, в 2007 – 38,4%, а в 2008 – 40,5%. Второе место по распространенности среди лиц трудоспособного возраста по-прежнему сохраняется за внешними причинами смерти.
Высокой в данной возрастной группе остается смертность мужчин в среднем на 3,8 раза больше, чем женщин.
За последние пять лет в Мурманской области умерло 0,4 тыс. детей в возрасте до 1 года. Самый высокий показатель младенческой смертности за этот период был зафиксирован в 2004 году [5].
Таким образом, в 2004-2008 годах демографическая обстановка в области характеризовалась сокращением численности населения региона, продолжающимися процессами старения населения. В течение последних пяти лет продолжался миграционный отток населения из региона. Общие показатели смертности населения и в том числе населения трудоспособного возраста снижались в течение 2004 - 2007 годов, но несколько увеличились в 2008 году. Наметились положительные тенденции: увеличилась рождаемость, снизились естественная убыль и младенческая смертность.
Постарение населения вынуждает организовывать медицинскую помощь с учетом изменений потребности в ней из-за нарастания хронизации патологии, увеличение потребности в специализированной помощи, росте потребности в госпитализации, увеличение средней длительности пребывания пожилых в стационаре, увеличение работ на дому и т.д.
Тот факт, что в общем числе умерших 42,2% составляют лица трудоспособного возраста, а от болезней системы кровообращения (в 2008 г. – 40,5%), заставляет задуматься об образе жизни и душевном состоянии работающего населения (особенно мужчин), а так же о профилактической направленности системы здравоохранения в целом.
1.3 Финансирование здравоохранения
Основными источниками финансирования в здравоохранении до настоящего времени являлись:
- средства бюджетов всех уровней (федеральный, региональный (таблица 1.), а так же муниципальный ;
- средства, поступающие от страховых компаний на основе оплаты счетов предоставленных услуг (ОМС, ДМС);
- на основе платных услуг;
- безвозмездные взносы и пожертвования;
- иные источники, не запрещенные законодательством.
В период с 2000 по 2008 г. Мурманская область демонстрировала одни из самых высоких в СЗФО роста доходов консолидированного
бюджета. В 2008 г. объем доходов бюджета Мурманской области вырос в 5,9) раза по сравнению с 2000 г., средний темп роста составил 27,4 % (третий показатель по федеральному округу после г. Санкт-Петербурга и Калининградской области) [4].
Расходы консолидированного бюджета на здравоохранение составляют в 2009 г. - 6,1 млрд. руб. (12,5 %), областного 3,1 млрд. руб. (8,2%) (приложение № 3).
8 октября 2010 года принято Постановление Правительства Мурманской области № 449-ПП/15 «Об основных направлениях бюджетной политики в Мурманской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (с изменениями на 29 октября 2010 года). На основании данного Постановления в связи с планируемым принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» предусматривается:
- передача полномочий по организации оказания медицинской помощи с муниципального уровня на областной с 1 января 2011 года;
- государственные учреждения Мурманской области будут подразделяться на три типа учреждений: казенные, бюджетные и автономные [10].
То есть здравоохранение ожидает централизация на бюджетном уровне, а с 2012 года - централизация на страховом уровне. То есть если раньше регионы сами распоряжались деньгами, которые получают региональные и муниципальные фонды ОМС, то сейчас деньги пойдут в федеральный фонд ОМС РФ, и государство в виде этого фонда ОМС будет нам выделять столько денег, сколько посчитает нужным. Понятно, что не все в чем конкретно нуждаются регионы можно увидеть с высоты Минздравсоцразвития РФ.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития системы здравоохранения мурманской области