Проблемы факторинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:49, реферат

Описание работы

В настоящий момент развитие российского рынка товаров и услуг привело к усилению конкуренции и серьезной борьбе за каждого клиента. Продавцам всё чаще приходится привлекать покупателей снижением цены на товар, скидками, бесплатной доставкой, бонусами, розыгрышами призов и прочими льготными условиями. В стандартную практику взаимоотношений входит и отсрочка платежа за продаваемый товар и оказываемые услуги.

Работа содержит 1 файл

Факторинг.docx

— 64.11 Кб (Скачать)

Введение

   В настоящий момент развитие  российского рынка товаров и  услуг привело к усилению конкуренции  и серьезной борьбе за каждого  клиента. Продавцам всё чаще  приходится привлекать покупателей  снижением цены на товар, скидками, бесплатной доставкой, бонусами, розыгрышами призов и прочими  льготными условиями. В стандартную  практику взаимоотношений входит  и отсрочка платежа за продаваемый  товар и оказываемые услуги. Однако этот широко распространённый способ работы с покупателями имеет и свои недостатки. Предложив отсрочку платежа, предприятие фактически оказывается кредитором покупателя, что непременно сказывается на кассовых разрывах и нехватке оборотных средств. А при неоплате товара покупателем в срок, ставится под угрозу дальнейшие отношения продавца со своими партнёрами, а это может серьёзно отразиться на его бизнесе в целом. Появление такого рода проблем и послужило причиной возникновения факторинга.

   Факторинг, как и многие другие  финансовые инструменты пришел  в Россию с Запада. Это английское  слово factoring идет от factor (фактор) - комиссионер, агент, посредник. 

   Первоначально факторинг возник  как операция специализированных  торговых посредников, а затем  приобрел форму кредитования. Он  был известен ещё в XVI-XIII вв. Но только в 60-е годы ХХ  в. факторинговые операции пришли  на смену коммерческому кредиту  в вексельной форме и стали  широко применяться для обслуживания  процесса реализации продукции.

   В наше время факторинг весьма  актуален, т.к. является инструментом  краткосрочного привлечения ресурсов  и финансирования продаж. Компании, занимающиеся реализацией товаров  (работ, услуг), часто оказываются  перед дилеммой: если продавать  свою продукцию только по предоплате, то можно отпугнуть многих потенциальных покупателей, а если на условиях отсрочки платежа, то можно лишиться значительного объема оборотных средств, необходимых для финансирования текущей деятельности. Эту проблему можно решить с помощью краткосрочного кредита либо факторинга.

   Необходимо отметить, что факторинг  способен удовлетворить потребности  каждого его участника.  Покупателю  необходима отсрочка, пусть даже  с небольшой наценкой. Поставщику  – быстрая оборачиваемость денег  и увеличение рынка сбыта путем  предложения конкурентных условий  покупателям. Банку – размещение  своих средств с четко просчитываемыми  рисками. Но факторинг – это  никак не скупка любых долгов, хотя некоторые клиенты сознательно  уступают безнадежные долги. Таким  образом, если поставщик заинтересован  в стратегическом сотрудничестве  с покупателем, то и с фактором  устанавливаются длительные налаженные  отношения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Теоретические основы факторинга
    1. Определение и основные характеристики факторинга

   Факторинг — комплекс финансовых услуг, оказываемых клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. Комплекс финансовых услуг включает в себя финансирование поставок товаров, страхование кредитных рисков, учет состояния дебиторской задолженности и работу с дебиторами по своевременной оплате. Факторинг дает возможность покупателю отсрочить платежи, а поставщику получить основную часть оплаты за товар сразу после его поставки.

   Гражданский кодекс РФ (Глава 43, ст. 824) определяет факторинговые операции следующим образом: «По договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование».

   В конвенции УНИДРУА «О международном факторинге» (UNIDROIT Convention on International Factoring) «под факторинговым контрактом понимается контракт, заключенный между одной стороной (поставщиком) и другой стороной (финансовым агентом), в соответствии с которым:

1. Поставщик должен или может уступать финансовому агенту денежные требования, вытекающие из контрактов купли-продажи товаров, заключаемых между поставщиком и его покупателями (должниками), за исключением контрактов, которые относятся к товарам, приобретаемым преимущественно для личного, семейного и домашнего использования.

2. Финансовый агент выполняет, по меньшей мере, две из следующих функций:

  • финансирование поставщика, включая заем и предварительный платеж;
  • ведение учета (бухгалтерских книг) по причитающимся суммам;
  • предъявление к оплате денежных требований;
  • защита от неплатежеспособности должников.

3.Должники должны быть уведомлены о состоявшейся уступке требования».

Используемые  в тексте термины и обозначения:

   Фактор — это факторинговая компания или банк, предоставляющие факторинговые услуги.

   Поставщик — клиент факторинговой компании (банка), уступающий ей (ему) свои денежные требования в обмен на факторинговое финансирование.

   Покупатель (должник) — дебитор поставщика, денежные обязательства которого уступаются факторинговой компании (банку).

   Конвенция подписана 14 государствами, ратифицирована Италией, Нигерией и Францией и вступила в силу в 1995 году. Положения, закрепленные в ней, используются законодателями многих стран в качестве основы при разработке специального правового регулирования этого вида договоров. Материалы конвенции использовались и российскими законодателями при принятии соответствующих норм Гражданского кодекса.

   Схема факторинга выглядит достаточно просто. Поставщик отгружает продукцию покупателю на условиях отсрочки платежа. Накладные передаются в факторинговую компанию. Она в свою очередь платит компании по накладным за отгруженный товар от 50% до 90% долга покупателя (размер этой суммы зависит от величины сделки, продолжительности отсрочки оплаты, рисков, связанных с работой клиента, и количества отгружаемого товара). Позже покупатель переводит на счет факторинговой компании деньги в размере стоимости товаров, поставленных компанией на условиях отсрочки платежа. После этого факторинговая компания переводит остаток суммы поставщику.

Рисунок 1 Схема факторинга*

* Цифры  в схеме отражают порядок осуществления  операций.

** Обычно  сразу после поставки товаров,  но может быть и в любой  день отрочки платежа. 

      Комиссия, которую взимает факторинговая компания, обычно включает в себя:

  • процент от оборота поставщика;
  • фиксированный сбор за обработку документов по каждой поставке;
  • процент за пользование денежными ресурсами (полностью относится на себестоимость продукции);
  • помимо этого факторинговая компания может взимать и другие платежи, например, за каждый день просрочки платежа покупателями.
 
    1. Виды  факторинговых сделок
  1. Факторинг внутренний (domestic factoring) и факторинг внешний (international factoring). Факторинг называется внутренним, если стороны по договору купли-продажи, а также факторинговая компания находятся в одной и той же стране.

   Факторинг называется внешним (чаще используется название международный), если поставщик и его клиент являются резидентами разных государств. При обслуживании таких поставок в большинстве случаев используется схема косвенного факторинга, при котором происходит распределение обязанностей между двумя факторинговыми компаниями: факторинговая компания в стране продавца берет на себя финансирование экспортера, а факторинговая компания в стране покупателя принимает на себя кредитные риски и берется за инкассацию дебиторской задолженности.

   Использование факторинга в международной торговле может быть очень выгодно в случаях, когда торговля осуществляется между странами с существенными различиями в их экономических и правовых системах. Поскольку факторинговая компания страны импортера обладает более полной информацией о платежеспособности компаний своей страны, это позволяет ей объективно оценивать надежность покупателей. Если импорт-фактор соглашается работать по схеме международного факторинга, то он автоматически принимает на себя риск неплатежеспособности импортера, тем самым гарантирует полную возвратность средств.

   Кроме того, экспортер вынужден подстраховываться на случай резкого скачка курса валют. Используя факторинг, экспортер получает значительную часть от стоимости проданного товара сразу после отгрузки, таким образом снимая с себя валютный риск. Международный факторинг может осуществляться и без посредничества импорт-фактора, в этом случае схема взаимодействия контрагентов аналогична классическому факторинговому взаимодействию.

2. Факторинг с регрессом (recourse factoring) и без регресса (non recourse factoring)

   В случае факторинга с регрессом факторинговая компания, не получив денег с покупателей, имеет право через определенный срок потребовать их с поставщика. В этом случае факторинговая компания берет на себя ликвидный риск (риск неуплаты в срок), но кредитный риск остается на поставщике. Денежные требования в случае факторинга с регрессом выступают, по сути, обеспечением краткосрочного финансирования. В слу- чае безрегрессного факторинга риск неуплаты со стороны дебиторов полностью переходит к факторинговой компании.

   Обычно факторинговые компании принимают на факторинговое обслуживание без регресса более надежных дебиторов. При этом факторинг с регрессом обычно не предполагает уведомления дебиторов о переуступке прав денежного требования. В мире внутренний факторинг чаще бывает с регрессом, чем внешний.

3. Факторинг открытый (disclosed factoring) и закрытый (undisclosed factoring)

   При открытом факторинге покупатель уведомлен о том, что в сделке участвует лицо-фактор, и осуществляет платежи на его счет, выполняя тем самым свои обязательства по договору поставки. В случае же закрытого факторинга покупателя не ставят в известность о наличии договора факторингового обслуживания, и он продолжает осуществлять платежи поставщику, который, в свою очередь, направляет их в пользу фактора. В мировой практике факторинг без регресса обычно бывает открытым, факторинг с регрессом как открытым, так и закрытым.

4. Дата поступления  платежей: финансирование  может быть в  форме предварительной  оплаты (до 90% переуступаемых  денежных требований) или оплаты требований  к определенному  сроку. 

   В отсутствие предварительной оплаты сумма переуступленных долговых требований (за минусом издержек) перечисляется поставщику на определенную дату или по истечении определенного времени.

    1. Функции факторинга

1. Финансирование. Основная функция факторинга — предоставление финансовых средств поставщику продукции сразу после ее отгрузки или в определенный договором факторинга день. Таким образом, поставщик имеет возможность поставлять продукцию своим покупателям с отсрочкой платежа, при этом получать значительную часть от суммы поставки сразу же после поставки или по удобному для него графику, не дожидаясь платежа от своего покупателя. Если компания нацелена на увеличение объема продаж, то она имеет возможность постоянно пускать деньги в оборот и при этом конкурировать с другими поставщиками за клиентов, предоставляя отсрочку платежа. Также поставщик, заключив договор факторинга, заранее знает, в какой день деньги поступят на его счет. Обычно же, предоставив отсрочку платежа своим покупателям, поставщик не знает, когда они расплатятся с ним, и расплатятся ли вообще.

   Кроме того, финансирование при факторинге имеет ряд неоспоримых преимуществ, среди которых в первую очередь стоит отметить следующие:

  • поставщик не должен возвращать выплаченные ему деньги, так как расходы фактора будут возмещены из платежей покупателей;
  • финансирование будет длиться так же долго, как долго поставщик будет продавать свою продукцию;
  • финансирование автоматически увеличивается по мере роста объемов продаж.

Информация о работе Проблемы факторинга