Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:12, курсовая работа
Целью проведения данного маркетингового исследование является определение тенденций развития рынка молочных продуктов в России. Исследование проведено методом кабинетного исследования. Используемая маркетинговая информация: вторичные источники; отчеты компаний, занимающих ведущие позиции на рынке молока в масштабах России.
Введение.
1. Проблема лидерства в организации.
Лидер в организации: понятие, сущность, классификация.
Теории лидерства: обзор основных концепций.
Сравнительная характеристика лидера и менеджера.
2. Анализ социометрических статусов и выявление лидеров в коллективе.
Заключение
Список литературы
Таблица 1 – Сравнительная характеристика лидера и менеджера
Менеджер | Лидер |
Администратор | Инноватор |
Поручает | Вдохновляет |
Работает по целям других | Работает по своим целям |
План - основа действия | Видение - основа действий |
Полагается на систему | Полагается на людей |
Использует доводы | Использует эмоции |
Контролирует | Доверяет |
Поддерживает движение | Дает импульс движению |
Профессионален | Энтузиаст |
Принимает решения | Превращает решение в реальность |
Делает дело правильно | Делает правильное дело |
Уважаем | Обожаем |
Любая организация может быть представлена в двух планах: формальном и неформальном. Отношения среди сотрудников с формальной точки зрения - должностные, с неформальной - личностные. Соответственно, руководитель занимает верхнюю позицию с формальной (официальной) точки зрения, лидер - с неформальной. Очень важным достижением руководителя может считаться совмещение в его ведущих позиций, как с формальной, так и с неформальной точек зрения. Лидерство - это способность вести людей за собой для достижения конкретных целей. Руководство же - это процесс влияния на подчиненных, являющийся способом заставить их работать на достижение единой цели. Сравнивая эти два понятия, исходя только из определения, можно отметить, что лидер ведет за собой людей, используя свой авторитет, свои способности и люди чувствуют удовлетворение от достижения данной цели. Руководитель заставляет работать на достижение цели, используя свое положение в организации, и люди при этом не чувствуют удовлетворение от работы.
Однако
в современном мире это далеко
не так. Каждый эффективный руководитель
стремится не заставлять, а вести
за собой людей. То есть жесткое противопоставление
руководства и лидерства едва
ли правомерно, так как эти понятия очень
близки друг другу, а их различия зависят
от сложившихся традиций в их трактовке,
а также от исследовательских подходов.
Анализ социометрических статусов и выявление лидеров в коллективе
(на примере бригады №6 машиностроительного завода)
Для выявления лидеров в
В таблице 2 представлены данные предпочтений бригады.
Таблица 2 – Сводная анкета для вычисления социометрических статусов
№ анкеты | С кем бы вы хотели вместе работать? | С кем бы вы не хотели работать вместе? | Кто вам безразличен? |
1. Гладнева А. | 4,7,3 | 2 | 8,6,5 |
2. Дюкова Н. | 1.5.3 | - | 4,6,7,8 |
3. Емцева Е. | 8,5,4,1 | - | 2,7,6 |
4. Исаевская Л. | 1,3,6,7,8, | - | 5,2 |
5. Ключникова И. | 1 | - | 2,3,4,6,7,8, |
6. Косинова А. | 1,4 | 2 | 8,3,5 |
7. Косинова М. | 1,4 | - | 3,8,2,5 |
8. Попова Т. | 3,4 | - | 1,2,5,6,7 |
На основе данных приведённых в таблице был высчитан социометрический статус. Это персональный индекс рассчитываемый для каждого члена бригады и выражающий отношение количества выборов (положительных или отрицательных), полученных им в результате опроса, к максимально возможному количеству выборов.
S1=6-0/10=+0,6
S2=0-2/10= - 0,5
S3=3-0/10=+0,3
S4=5-0/10=+0,5
S5=2-0/10=+0,2
S6=1-0/10=+0,1
S7=2-0/10=+0,2
S8=2-0/10=+0,2
Таким
образом работники
Лидеры – Гладнева и Исаевская
Предпочитаемые – Емцева, Ключникова, Косинова А., Косинова М., Попова
Отверженные – Дюкова.
Для построения социограмм взаимоотношений мы использовали таблицу 2.
Таблица 3 –
Ф.И. | 1. К кому вы чаще всего обращаетесь по производственным вопросам? | 2. Кого бы вы выбрали бригадиром? | 3. Кто вам симпатичен как личность? |
1. Гладенва А. | 3,6 | 6 | 3,4,6.9 |
2. Дюкова Н. | 4 | 4 | 4,9 |
3. Исаевская Л. | 5,6,1 | 6 | 1,6,4,9 |
4. Ключникова И. | 6,11 | 11 | 1,2,3,6 |
5. Косинова А. | 3,11,10 | 6 | 10,7,11,3, |
6. Косинова М. | 11,4 | 11 | 11,9,1 |
7. Иванов п. | 11,4 | 4 | 1,3,4,5, |
8.Попова Т. | 9,4 | 4 | 9,6,1,11 |
9. Емцева Е | 8,4 | 11 | 8,6,4,11 |
10. Черногузова | 5.11,4 | 6 | 5,11,6 |
11. Забегалина И. | 6,4 | 6 | 6,4,9,3 |
По результатам
представленным в таблице мы построили
три социограммы по каждому из
вопросов.
1. «К кому вы чаще всего обращаетесь по производственным вопросам?»
2. «Кого бы вы выбрали бригадиром?»
3. «Кто вам симпатичен как личность?»
Заключение
Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определённого набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой – лидерство – это процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Не любой менеджер использует лидерство в своём поведении. Продуктивный
менеджер не обязательно является эффективным лидером, и наоборот. Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.
Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трёх основных
переменных: лидерских качеств, лидерского поведения и ситуации, в которой
действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение
подчинённых.
В данной курсовой работе мы проанализировали
различные подходы к проблеме лидерства,
рассмотрели основные теории лидерства,
провели анализ социометрических статусов
и выявили лидеров в коллективе бригады
№6.
Список литературы:
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник – 3-е изд., – М.: Гардерика, 2001. 282 с.
2. Менеджмент : Учебное пособие/ А. С. Большаков. СПб.: «Издательство "Питер", 2005. 215 с.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: МГУ, 2003. 341 с.
4. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М.: Юнити-Дана, 2005. 164 с.
6. Основы менеджмента / Учебное пособие для вузов. О. А. Зайцева,
А. А. Радугин, К. А. Радугин, Н. И. Рогачева. М.: Центр, 2003. 215 с.
8. Кнорринг В.И. Искусство управления. М.: АСТ-Пресс, 2003. 306 с.
9. Ладанов Н.Д. Практический
менеджмент, М.:"Элник", 2003. 213 с.