Проблема лидерства в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Целью проведения данного маркетингового исследование является определение тенденций развития рынка молочных продуктов в России. Исследование проведено методом кабинетного исследования. Используемая маркетинговая информация: вторичные источники; отчеты компаний, занимающих ведущие позиции на рынке молока в масштабах России.

Содержание

Введение.

1. Проблема лидерства в организации.
Лидер в организации: понятие, сущность, классификация.
Теории лидерства: обзор основных концепций.
Сравнительная характеристика лидера и менеджера.

2. Анализ социометрических статусов и выявление лидеров в коллективе.

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая Лидер.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                Воронежский государственный технический  университет

                                  Естественно-технический колледж 
 
 
 
 
 
 

                                          КУРСОВАЯ

                                По дисциплине менеджмент

                    На тему: «Проблема лидерства  в организации» 
 
 
 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                     Воронеж 2008

Содержание:

Введение.

1. Проблема лидерства в организации.

    1. Лидер в организации: понятие, сущность, классификация.
    2. Теории лидерства: обзор основных концепций.
    3. Сравнительная характеристика лидера и менеджера.

2. Анализ социометрических статусов и выявление лидеров в коллективе.

Заключение

Список  литературы

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Трансформации современного российского общества, развитие рыночной экономики предъявляют особые требования к человеку как субъекту производственного процесса, открывают новые перспективы управления на предприятиях России. В общественном сознании происходит поворот в понимании значения работника: от навязывания ему роли безличного винтика производства до признания субъектной, авторской природы человека в хозяйственной деятельности.

     Особое внимание уделяется менеджерам – качественно новой социальной группе в пространстве российской экономики. Экономическая составляющая производственной деятельности напрямую зависит от того, насколько эффективно в практике управленческой деятельности реализуется весь лидерский потенциал работников, мобилизуются все их творческие возможности и способности создавать и внедрять инновационные решения.

     Актуальность изучения лидерства как социального явления и процесса определяется, прежде всего, тем, что последнее представляет собой один из наиболее значимых факторов групповой интеграции, способствующих достижению групповых целей с наибольшим эффектом.

     Одна из важнейших истин такова: лидерство есть лидерство независимо от того, куда вы движетесь или чем занимаетесь. Времена меняются. Технологии неудержимо рвутся вперед. Культурный контекст меняется в зависимости от страны и континента. Но истинное лидерство постоянно - посмотрите ли вы на граждан Древней Греции, на армии последних двух столетий или деловых людей сегодняшней глобальной экономики. Лидерство - неопровержимо. Поэтому, независимо от многочисленных изменений, которые происходят в современном мире, проблема лидерства всегда оставалась, остается, и будет оставаться актуальной. Т.е. не смотря на все изменения, которые происходят в истории, данная проблема выдержала испытания временем. Необходимо также отметить актуальность данной проблемы для всех менеджеров. Эффективный руководитель должен представлять собой интеграцию менеджера и лидера, так как это поможет ему и его организации преодолевать все трудности и вывести организацию на совершенно новый уровень. И данная работа рассматривает проблему лидерства именно в аспекте руководства.

      Целью данной курсовой работы является – определение роли лидерства в организации.  
     Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

- на основе литературных источников проанализировать различные подходы к проблеме лидерства.

- охарактеризовать лидерство и руководство.

- рассмотреть различные теории лидерства.

- провести анализ социометрических статусов.

- выявить  лидеров в коллективе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               

                              Проблема лидерства в организации

1.1 Лидер в организации: понятие, сущность и классификация

     Лидер – член группы, за которым она признаёт право принимать ответственные решения в значимы для неё ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Быть лидером означает быть способным внести наибольший вклад в достижение общей цели, помочь другим поверить в ее достижимость и помочь им получить удовлетворение от достигнутого. Если конкретная группа нацелена на выполнение какой-либо задачи, ее лидер должен в большей степени, чем другие быть способным к ее выполнению. Если же целью группы является социо-эмоциональное удовлетворение, лидер должен быть в состоянии более чем другие помочь другим членам удовлетворить эту потребность. В целом положение члена группы тем выше, чем в большей степени он идентифицируется с групповыми нормами и целями.

     Лидер всегда не только выражает себя, но и является выразителем потребностей своей группы или организации. Вот что по этому поводу пишут Г.Кунц и С. О'Доннел: "Если починенный руководствуются только правилами и потребностями,  установленными руководством, они могут работать примерно на 60 или 65% своих возможностей, просто выполнять свои обязанности  достаточно удовлетворительно, чтобы  удержаться на работе. Чтобы добиться полного использования способностей подчиненных, руководитель должен вызвать у них соответствующий отклик, осуществляя лидерство. Это достигается с помощью различных средств, причем в основе их всех лежат потребности подчиненных".

     Важной для понимания специфики управленческого труда является проблема лидерства в организации. В самом широком смысле лидер - это представитель, доверенное лицо, выразитель основных интересов и ценностей группы. Согласно Д. Мак-Грегору, лидерство определяется:

характеристиками самого лидера; позициями, потребностями и прочими характеристиками его последователей; характеристиками организации (ее целями, структурой); социальной, экономической и политической средой.

При этом сразу же обнаруживается проблема, которая выражается в том, что не всегда хороший лидер может быть успешным руководителем, т.к. он перестает быть "доверенным лицом группы", он превращается для рядовых членов группы из "своего" в "чужого".

     В современной литературе лидера все больше отождествляют с главным действующим лицом (руководителем) организации, а менеджера - со средними и низовыми (технологическими) управленческими звеньями.

Лидерство – дело выбора, а не должность. Научить лидерству нельзя, но научиться можно, сделав выбор на обретение знаний, умений и черт, свойственных лидеру.

     Традиционное представление о лидерах рисует особых людей, которые задают направление, принимают ключевые решения, воодушевляют подчиненных. Это герои, выступающие на передний план в дни испытаний и кризиса. В основе такого представления о лидерах – предположение, что люди бессильны, они не видят будущего, не способны изменить настоящее, а единственные спасители – великие люди. Такого рода мифы ставят в центр коллективного разума краткосрочные события и харизматичного героя, а не системные силы и коллективное обучение.

     В обучающейся организации лидер конструктор, учитель, служитель. Он открыт для обучения и изменений, он поощряет профессиональный рост и развитие других людей.

     Командный лидер выбирает предпочтительную для себя роль в команде и делегирует полномочия; извлекает выгоду из множества мнений и ценит различия между людьми; ищет таланты и не боится людей с особыми способностями; превращает коллег в своих сторонников и поощряет их развитие; формулирует миссию, предлагает свое видение целей, над достижением которых люди работают своим путем.

     Реальный, а не формальный лидер должен обладать большим набором разнообразных качеств. Но, в зависимости от ситуации, значение их, как для самого лидера, так и для его последователей неодинаково. Нет стандартного набора качеств, который был бы присущ лидерам в отличие от других людей. В разных ситуациях лидеры обнаруживают различные личностные качества.

    В психологии приняты различные  классификации лидеров:

1) по содержанию деятельности (лидер – вдохновитель, лидер – исполнитель);

2) по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);

3) по направленности деятельности (эмоциональный, интеллектуальный и деловой лидеры).

     Можно выделить три стиля  лидерства: диктаторский, демократический, попустительский и их различные сочетания – и два вектора ориентации лидера: лидер может быть ориентирован на отношения с людьми – «ориентация на человека», или на результат – «ориентация на задачу». Эффективность конкретного стиля лидера  зависит от характера конкретной ситуации.

1.2 Теории лидерства:  обзор основных концепций.

     Теории великого человека. Лидер - мужчина с врожденными характеристиками героя, которые позволяют ему иметь власть и влиять на людей.

     Теории личностных качеств. С 20-х годов прошлого века пытались выделить особые качества лидера. Хотя до сих пор не найден однозначный пакет лидерских качеств, интерес к этим исследованиям сохраняется.

     Поведенческие теории. В 50-е годы прошлого века выявляются поведенческие отличия эффективных / неэффективных руководителей: стиль руководства (автократичный или демократичный), роли, функции менеджмента. Спор о том, какой стиль лучше; позже стали говорить о ситуационности использования стилей.

      Вероятностные (ситуационные) теории. Лидеры могут адекватно оценивать ситуацию и адаптировать свое поведение.

     Теории влияния. В центре исследования - харизматический лидер, чья власть основана не на должности, а на личностных качествах. Попытка определить формы поведения, отличающие лидера от других, условия, способствующие становлению харизматического лидера. Считается, что лидеры инициируют изменения, вдохновляя последователей образом будущего.

     Теории взаимоотношений. С конца 70 –х. годов идеи лидерства стали связывать с взаимоотношениями лидера и его группы и их влияния друг на друга. Рассматривают не столько деятельность лидера, сколько процесс налаживания отношений. Межличностные отношения – главный фактор эффективности лидера. Здесь - Теория Трансформационного Лидерства, которое характеризуется способностью к осуществлению значительных изменений. Трансформационный лидер привносит изменения в концепцию будущего развития организации, в ее стратегию, культуру, производство и применяемых технологий. В отличие от него транзакционный лидер концентрирует внимание на текущей деятельности, традиционных функциях менеджмента. Этот лидер склонен следовать общепринятым правилам, и стремится к стабильности больше, чем к изменениям. Теория лидерства как служения – лидер не столько руководит и контролирует, сколько служит другим, он ставит интересы других выше своих. Личные качества, необходимые для установления конструктивных взаимоотношений: эмоциональный интеллект, ум, честь, мораль, смелость. Лидеры налаживают отношения, мотивируя людей, передавая им властные полномочия, стимулируя работу в командах, поддерживая разнообразие.

     Современные теории. Лидеры создают обучающиеся организации, формируют корпоративную культуру для реализации перспективных концепций. Разрушается иерархическая структура, организация превращается в сообщество людей с одинаковыми интересами и целями.

Современные лидеры направляют больше усилий на проведение изменений.

1.3 Сравнительная характеристика лидера и менеджера

      В общественном сознании эти понятия практически не различаются. Тем не менее, люди, занимающие эти позиции в организации, выполняют разные функции и поэтому должны обладать разными свойствами.

Если  условно выделить в организации  такие объекты приложения усилий как план, персонал, исполнение и  результат, то лидер и менеджер займут по отношению к ним различные  позиции.

     Лидер определяет направление движения, менеджер разрабатывает план и график продвижения в избранном направлении. Лидер воодушевляет и мотивирует персонал, менеджер следит за исполнительностью людей и соблюдением требований к выполняемой работе. Лидер поощряет людей в исполнении плана, менеджер следит за достижением промежуточных целей. Лидер, оценив качество  полученного результата, начинает планировать получение нового, менеджер оформляет полученный результат, добивается получения на его основе   дополнительных преимуществ. Очевидно, что наилучшее руководство организацией возможно при хорошей сработанности людей, занимающих позиции лидера и менеджера.

Информация о работе Проблема лидерства в организации