Проблема диверсификации на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение направлений и механизмов диверсификации. В данной курсовой работе будет рассмотрена одна из стратегических альтернатив перспективного планирования - диверсификация.

Содержание

Введение……………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты процесса диверсификации…4
1.1 Основные понятия процесса диверсификации…..5
1.2 Методы диверсификации производства….7
1.3 Цели диверсификации производства…..8
Глава 2. Диверсификация, ее виды и классификация…12
2.1 Типы диверсификации производства…14
2.2 Виды диверсификации. Классификация....15
Глава 3. Возможные пути диверсификации22
Глава 4. Проблемы диверсификации предприятия..23
Заключение……………………………….24
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

18 тема.docx

— 72.97 Кб (Скачать)

 


Национальный Открытый Институт России

 г. Санкт-Петербург

 

Дисциплина: Стратегический менеджмент_

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Студента (-ки) группы_____М-82с/3чл_________

 

___      Медвежова Алина Павловна________

(фамилия,  имя, отчество)

 

_________Проблема Диверсификации предприятия___________

(название  темы)

 

_______________________________________

 

 

                                                        Проверил____________________

 

                                                        Дата________________________

                                                                              

                                                                   Оценка______________________

 

 

Содержание

 

Введение……………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты процесса диверсификации…4

1.1 Основные понятия процесса диверсификации…..5

1.2 Методы диверсификации производства….7

1.3 Цели диверсификации производства…..8

Глава 2. Диверсификация, ее виды и классификация…12

2.1 Типы диверсификации производства…14

2.2 Виды диверсификации. Классификация....15

Глава 3. Возможные пути диверсификации22

Глава 4. Проблемы диверсификации предприятия..23

Заключение……………………………….24

Список использованной литературы…………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Целью данной курсовой работы является изучение направлений  и механизмов диверсификации. В данной курсовой работе будет рассмотрена  одна из стратегических альтернатив  перспективного планирования - диверсификация.

Актуальность  работы:

Эта проблема ранее и фактически до сих пор  не находила отражения ни в отечественной  экономической литературе, ни на практике. Хотя первые теоретические разработки появились еще в 20-х гг. XX в. за рубежом, тем не менее до сих пор не разработано универсальной концепции, которая бы удовлетворяла потребности большинства предприятий, желающих или вынужденных диверсифицироваться. Существующие теоретические наработки, появившиеся за рубежом, возникли не на пустом месте, они основывались прежде всего на накопившемся практическом опыте предприятий. Но опыт этот был настолько неоднозначен и противоречив, что мешал выработке единой концепции диверсификации. Поэтому до сих пор теоретическая основа диверсификации весьма неоднородна и не обладает универсальностью, что, в свою очередь, затрудняет ее применение на практике. В нашей стране как практический, так и теоретический опыт в данной сфере не накоплен. Существуют лишь единичные примеры проявлений некоторых форм диверсификации, об успешности которых судить сложно. Но насколько зарубежные теоретические разработки применимы к нашим условиям, также невозможно определить наверняка.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1) Дать определение  понятию классификация.

Классифицировать  различные виды диверсификации предприятия.

Рассмотреть пути диверсификации предприятия.

Рассмотреть проблемы диверсификации.

 

Глава 1. Теоретические  аспекты процесса диверсификации

1.1 Основные понятия  процесса диверсификации

 

В хозяйственной практике может  быть предложено большое количество стратегических альтернатив развития и роста фирм в условиях рынка. Одной из таких альтернатив и  является диверсификация.

В экономической литературе встречается  большое множество определений  диверсификации. Но сложность заключается  в том, что диверсификация - такая  концепция, которой нельзя дать однозначное  определение. Разные люди подразумевают  под ней разные процессы, поэтому  важным моментом является способность  распознать и истолковать эту  концепцию применительно к своим  обстоятельствам. Тем не менее можно дать достаточно общее, широкое определение диверсификации, но с некоторыми замечаниями. Это даст определенную основу для дальнейшего анализа. Общеизвестно, что с экономической точки зрения диверсификация (от лат. diversus - разный и facer - делать) - это одновременное развитие нескольких или многих, не взаимосвязанных технологических видов производства и (или) обслуживания, расширение ассортимента производимых изделий и (или) услуг.

Диверсификация дает возможность  фирмам "держаться на плаву" при  сложной экономической конъюнктуре  за счет выпуска широкого ассортимента продукции и услуг: убытки от нерентабельных изделий (временно, особенно по новым) перекрываются прибылью от других видов продукции. Диверсификация - это: во-первых - проникновение фирм в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной отрасли их деятельности.

Во-вторых - в широком смысле - распространение  хозяйственной деятельности на новые  сферы (расширение номенклатуры продукции, видов предоставляемых услуг  и т.п.). Диверсификация производства и предпринимательской деятельности, являясь инструментом устранения диспропорций воспроизводства и перераспределения  ресурсов, преследует, как правило, различные цели и определяет направления  реструктуризации корпораций и экономики  в целом.

Этот процесс касается, прежде всего, перехода на новые технологии, рынки  и отрасли, к которым ранее  предприятие не имело никакого отношения; кроме того, сама продукция (услуги) предприятия должна быть также совершенно новой, и, причем всегда необходимы новые  финансовые инвестиции.

Диверсификация связана с разнообразием  применения продуктов, выпускаемых  компанией, и делает эффективность  функционирования компании в целом  независимой от жизненного цикла  отдельного продукта, решая не столько  задачи выживания компании, сколько  обеспечения устойчивого поступательного  роста. Если продукты компании имеют очень узкое применение, то она является специализированной; если они находят разнообразное применение, то это - диверсифицированная компания.

Диверсифицированные же компании различаются  в зависимости от классификации  номенклатуры их продукции по отношению  к используемым технологиям и  особенностям сбыта.

Приведенная классификация относится  только к выпущенным на данный момент продуктам или услугам и не затрагивает изменений продукта или услуг. В условиях рынка отнесение  предприятия к тому или иному  типу абсолютно на данный момент и  относительно в длительной перспективе, так как с течением времени  специализированное предприятие может  быть преобразовано в диверсифицированное и наоборот.

Идеальным вариантом деятельности любой фирмы, как известно, является предупреждение возможных неудач и  потерь производительности, которые  можно получить из различных прогнозов  компании, касающихся именно этих показателей. Необходимость диверсификации может  быть выявлена в результате сравнения  желаемого и возможного уровней  производительности и того уровня, который был, достигнут в результате деятельности компании. Для менее  успешных компаний, которые не планируют (или не могут спланировать) свои действия на будущее, первым признаком  такого разрыва показателей производительности зачастую являются сокращение портфеля заказов либо незанятые в производстве мощности.

В каждом отдельном случае целый  ряд причин диверсификации может  играть важную роль, но более слабое влияние других причин может в  конечном итоге привести к иному  решению проблемы. И. Ансофф считает, что основной причиной является несоответствие должному уровню производительности и эффективности.

Все причины диверсификации вызваны  одним - повысить эффективность деятельности предприятия не только в данный момент или в ближайшем будущем, но и  на длительную перспективу.

Существует критерий диверсификации. Установление подобного критерия рекомендуется  только для предприятия, которое  действительно заинтересовано в  своей диверсификации. Это первое существенное "прикрытие" неоценимо, так как оно предотвращает  различные ошибки и, кроме того, может  служить в качестве программы  безопасности и хорошего контроля.

Процесс выработки оценки и плана  диверсификации требует времени, усилий и тщательного изучения. Заключение, которое было сделано за один вечер, не может быть положено в основу изучения рынка, технического исследования процессов и товаров, финансового  анализа, даже какого-либо совещания  и услуг внешних экспертов  по предоставлению какой-либо информации. Действительно, оно необходимо лишь как основа для того, чтобы определиться в самом начале, следует или нет заниматься этой проблемой всерьез. Оценка может показать, что все это действительно хорошо, но не для данной компании.

 

1.2 Методы диверсификации  производства

 

Методы диверсификации находятся  в жесткой зависимости с бизнесом и управлением. Диверсификация требует  такой степени гибкого подхода, что в самом начале планирования деятельности не следует исключать  ни одного из них. Каждый случай диверсификации требует соответствующего подхода  и анализа, но одновременно должны быть рассмотрены все возможные методы. Программы по диверсификации могут  содержать один из ниже перечисленных  методов.

Весь существующий персонал, а также  оборудование должны использоваться для  достижения в дальнейшем большего разнообразия товаров и услуг. Этот метод вполне естествен для компаний, персонал которых пропитан духом исследований.

Повышение производительности происходит за счет увеличения количества оборудования и качества организации, что, как  правило, ведет к увеличению ассортимента продукции.

Фирма, занятая в определенной сфере  деятельности, поглощается путем  покупки либо за наличные, либо за акции, либо за их комбинацию. Центральные  корпоративные функции распространяются и на новый отдел, и на навыки и  опыт управления поглощенной компании и начинают работать в целом и  на вновь образовавшуюся компанию.

Объединение компаний приблизительно одинакового размера и рода деятельности.

Заинтересованность в какой-либо компании, которая проявляется как  непосредственное участие либо как  контроль над другой компанией, но тем не менее присоединившаяся компания продолжает функционировать как независимая структура.

Весь процесс вовлечения наличных денег, управленческого таланта, технических  навыков, патентов и других ресурсов должен протекать таким образом, чтобы компания смогла извлечь из этого определенные виды преимуществ, к примеру гарантированные поставки сырья и доходы по инвестициям, определенные выгоды от сотрудничества с другими фирмами. В некоторых случаях компании могут образовывать новую корпорацию.

Оказание поддержки оператору  или потребителю в изменении  диверсификации или в расширении их деятельности. По большому счету  потребности покупателя в санаторно-курортном  комплексе можно охарактеризовать как существенно способствующий диверсификации фактор.

Все приведенные варианты невозможно привести со всеми подробностями, так  как каждой диверсификационной ситуации присущи различные аспекты. Диверсификация охватывает широкий спектр возможностей, варьируясь от довольно ограниченного вторжения в новую область производства только внутри данной страны ("узкая" диверсификация) до широкого вторжения в производственные сферы других стран ("широкая" диверсификация).

Прежде всего, при рассмотрении этой проблемы следует провести довольно простой анализ этого спектра. Согласно этому, мы имеем то, что принято  называть "вертикальной интеграцией", когда компания использует часть  ресурсов для того, чтобы образовать или приобрести организации, которые  будут поставлять необходимые материалы  и сырье для данной фирмы и/или  будут обеспечивать рынки сбыта  для продукции этой фирмы.

1.3 Цели диверсификации производства

 

Существует ряд мотивов и  целей, которые наиболее часто служат стимулами для расширения масштабов  деятельности:

Предпосылки:

1. Неравномерное развитие отраслей  экономики (закон неравномерного  экономического развития)

2. Закон падения нормы прибыли  в традиционном производстве (закон  тенденции нормы прибыли к  понижению)

3. Развитие научно-технического  прогресса

Мотивы:

Технико-технологические. Желание  более полно загрузить производственные мощности и сохранить производственный потенциал. Альтернативные варианты использования  сырья, материалов, технологий. Незанятость  и неполное использование ресурсов.

Экономические. Перенакопление капитала в традиционных отраслях производства и поиск новых сфер приложения капитала. Расширение доли рынка, завоевание новых рынков, извлечение синергического эффекта. Экономия на масштабах деятельности. Экономическая ограниченность ресурсов.

Финансовые. Распределение рынков между большим объемом производства. Финансовая стабильность.

Социальные. Сохранение рабочих кадров. Создание новых рабочих мест. Удовлетворение иных потребностей. Инновационная политика менеджеров.

Стратегические. Приспособление к  конъюнктуре рынка. Противодействия  колебаниям конъюнктуры. Страхование  будущего предприятия. Антимонопольное  законодательство. Слияния и поглощения. Государственный заказ.

Цели:

1. Экономическая стабильность и  финансовая устойчивость.

2. Прибыль.

3. Конкурентоспособность.

Все эти мотивы могут существовать отдельно, но могут и сочетаться друг с другом - это зависит от конкретных обстоятельств в каждой компании, поэтому и выбор формы  диверсификации должен быть хорошо обоснован  и тщательно спланирован в  соответствии с этими обстоятельствами.

В целом существуют три типа диверсификационных возможностей:

каждый продукт, предлагаемый компанией, должен состоять из функциональных компонентов, частей и основных материалов, которые  впоследствии будут составлять единое целое. Обычно в интересах производителя  покупают большую долю этих материалов у внешних поставщиков. Одним  из хорошо известных путей диверсификации является вертикальная диверсификация, она характеризуется расширением  и разветвлением компонентов, частей и материалов. Возможно, самым ярким  примером вертикальной диверсификации является империя Форда во времена  самого Генри Форда. На первый взгляд вертикальная диверсификация может  показаться несовместимой с нашим  определением стратегии диверсификации. Однако соответственные миссии, которые  должны выполнять эти компоненты, части и материалы, существенно  отличаются от миссии целого конечного  продукта. Более того, технология разработки и производства этих частей и материалов, вероятно, также существенно отличается от технологии производства конечного  продукта. Таким образом, вертикальная диверсификация подразумевает и  приобретение новых миссий, и введение в производство новой продукции;

Информация о работе Проблема диверсификации на предприятии