Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение направлений и механизмов диверсификации. В данной курсовой работе будет рассмотрена одна из стратегических альтернатив перспективного планирования - диверсификация.
Введение……………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты процесса диверсификации…4
1.1 Основные понятия процесса диверсификации…..5
1.2 Методы диверсификации производства….7
1.3 Цели диверсификации производства…..8
Глава 2. Диверсификация, ее виды и классификация…12
2.1 Типы диверсификации производства…14
2.2 Виды диверсификации. Классификация....15
Глава 3. Возможные пути диверсификации22
Глава 4. Проблемы диверсификации предприятия..23
Заключение……………………………….24
Список использованной литературы
Национальный Открытый Институт России
г. Санкт-Петербург
Дисциплина: Стратегический менеджмент_
КУРСОВАЯ РАБОТА
Студента (-ки) группы_____М-82с/3чл_________
___ Медвежова Алина Павловна________
(фамилия, имя, отчество)
_________Проблема Диверсификации предприятия___________
(название темы)
______________________________
Содержание
Введение……………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты процесса диверсификации…4
1.1 Основные понятия процесса диверсификации…..5
1.2 Методы диверсификации производства….7
1.3 Цели диверсификации производства…..8
Глава 2. Диверсификация, ее виды и классификация…12
2.1 Типы диверсификации производства…14
2.2 Виды диверсификации. Классификация....15
Глава 3. Возможные пути диверсификации22
Глава 4. Проблемы диверсификации предприятия..23
Заключение……………………………….24
Список использованной литературы…………25
Целью данной курсовой работы является изучение направлений и механизмов диверсификации. В данной курсовой работе будет рассмотрена одна из стратегических альтернатив перспективного планирования - диверсификация.
Актуальность работы:
Эта проблема ранее и фактически до сих пор не находила отражения ни в отечественной экономической литературе, ни на практике. Хотя первые теоретические разработки появились еще в 20-х гг. XX в. за рубежом, тем не менее до сих пор не разработано универсальной концепции, которая бы удовлетворяла потребности большинства предприятий, желающих или вынужденных диверсифицироваться. Существующие теоретические наработки, появившиеся за рубежом, возникли не на пустом месте, они основывались прежде всего на накопившемся практическом опыте предприятий. Но опыт этот был настолько неоднозначен и противоречив, что мешал выработке единой концепции диверсификации. Поэтому до сих пор теоретическая основа диверсификации весьма неоднородна и не обладает универсальностью, что, в свою очередь, затрудняет ее применение на практике. В нашей стране как практический, так и теоретический опыт в данной сфере не накоплен. Существуют лишь единичные примеры проявлений некоторых форм диверсификации, об успешности которых судить сложно. Но насколько зарубежные теоретические разработки применимы к нашим условиям, также невозможно определить наверняка.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) Дать определение понятию классификация.
Классифицировать различные виды диверсификации предприятия.
Рассмотреть пути диверсификации предприятия.
Рассмотреть проблемы диверсификации.
В хозяйственной практике может быть предложено большое количество стратегических альтернатив развития и роста фирм в условиях рынка. Одной из таких альтернатив и является диверсификация.
В экономической литературе встречается
большое множество определений
диверсификации. Но сложность заключается
в том, что диверсификация - такая
концепция, которой нельзя дать однозначное
определение. Разные люди подразумевают
под ней разные процессы, поэтому
важным моментом является способность
распознать и истолковать эту
концепцию применительно к
Диверсификация дает возможность
фирмам "держаться на плаву" при
сложной экономической
Во-вторых - в широком смысле - распространение
хозяйственной деятельности на новые
сферы (расширение номенклатуры продукции,
видов предоставляемых услуг
и т.п.). Диверсификация производства
и предпринимательской
Этот процесс касается, прежде всего, перехода на новые технологии, рынки и отрасли, к которым ранее предприятие не имело никакого отношения; кроме того, сама продукция (услуги) предприятия должна быть также совершенно новой, и, причем всегда необходимы новые финансовые инвестиции.
Диверсификация связана с
Диверсифицированные же компании различаются в зависимости от классификации номенклатуры их продукции по отношению к используемым технологиям и особенностям сбыта.
Приведенная классификация относится только к выпущенным на данный момент продуктам или услугам и не затрагивает изменений продукта или услуг. В условиях рынка отнесение предприятия к тому или иному типу абсолютно на данный момент и относительно в длительной перспективе, так как с течением времени специализированное предприятие может быть преобразовано в диверсифицированное и наоборот.
Идеальным вариантом деятельности
любой фирмы, как известно, является
предупреждение возможных неудач и
потерь производительности, которые
можно получить из различных прогнозов
компании, касающихся именно этих показателей.
Необходимость диверсификации может
быть выявлена в результате сравнения
желаемого и возможного уровней
производительности и того уровня,
который был, достигнут в результате
деятельности компании. Для менее
успешных компаний, которые не планируют
(или не могут спланировать) свои
действия на будущее, первым признаком
такого разрыва показателей
В каждом отдельном случае целый ряд причин диверсификации может играть важную роль, но более слабое влияние других причин может в конечном итоге привести к иному решению проблемы. И. Ансофф считает, что основной причиной является несоответствие должному уровню производительности и эффективности.
Все причины диверсификации вызваны одним - повысить эффективность деятельности предприятия не только в данный момент или в ближайшем будущем, но и на длительную перспективу.
Существует критерий диверсификации. Установление подобного критерия рекомендуется только для предприятия, которое действительно заинтересовано в своей диверсификации. Это первое существенное "прикрытие" неоценимо, так как оно предотвращает различные ошибки и, кроме того, может служить в качестве программы безопасности и хорошего контроля.
Процесс выработки оценки и плана диверсификации требует времени, усилий и тщательного изучения. Заключение, которое было сделано за один вечер, не может быть положено в основу изучения рынка, технического исследования процессов и товаров, финансового анализа, даже какого-либо совещания и услуг внешних экспертов по предоставлению какой-либо информации. Действительно, оно необходимо лишь как основа для того, чтобы определиться в самом начале, следует или нет заниматься этой проблемой всерьез. Оценка может показать, что все это действительно хорошо, но не для данной компании.
Методы диверсификации находятся
в жесткой зависимости с
Весь существующий персонал, а также оборудование должны использоваться для достижения в дальнейшем большего разнообразия товаров и услуг. Этот метод вполне естествен для компаний, персонал которых пропитан духом исследований.
Повышение производительности происходит за счет увеличения количества оборудования и качества организации, что, как правило, ведет к увеличению ассортимента продукции.
Фирма, занятая в определенной сфере
деятельности, поглощается путем
покупки либо за наличные, либо за акции,
либо за их комбинацию. Центральные
корпоративные функции
Объединение компаний приблизительно одинакового размера и рода деятельности.
Заинтересованность в какой-
Весь процесс вовлечения наличных денег, управленческого таланта, технических навыков, патентов и других ресурсов должен протекать таким образом, чтобы компания смогла извлечь из этого определенные виды преимуществ, к примеру гарантированные поставки сырья и доходы по инвестициям, определенные выгоды от сотрудничества с другими фирмами. В некоторых случаях компании могут образовывать новую корпорацию.
Оказание поддержки оператору
или потребителю в изменении
диверсификации или в расширении
их деятельности. По большому счету
потребности покупателя в санаторно-курортном
комплексе можно
Все приведенные варианты невозможно привести со всеми подробностями, так как каждой диверсификационной ситуации присущи различные аспекты. Диверсификация охватывает широкий спектр возможностей, варьируясь от довольно ограниченного вторжения в новую область производства только внутри данной страны ("узкая" диверсификация) до широкого вторжения в производственные сферы других стран ("широкая" диверсификация).
Прежде всего, при рассмотрении этой проблемы следует провести довольно простой анализ этого спектра. Согласно этому, мы имеем то, что принято называть "вертикальной интеграцией", когда компания использует часть ресурсов для того, чтобы образовать или приобрести организации, которые будут поставлять необходимые материалы и сырье для данной фирмы и/или будут обеспечивать рынки сбыта для продукции этой фирмы.
Существует ряд мотивов и целей, которые наиболее часто служат стимулами для расширения масштабов деятельности:
Предпосылки:
1. Неравномерное развитие
2. Закон падения нормы прибыли в традиционном производстве (закон тенденции нормы прибыли к понижению)
3. Развитие научно-технического прогресса
Мотивы:
Технико-технологические. Желание
более полно загрузить
Экономические. Перенакопление капитала в традиционных отраслях производства и поиск новых сфер приложения капитала. Расширение доли рынка, завоевание новых рынков, извлечение синергического эффекта. Экономия на масштабах деятельности. Экономическая ограниченность ресурсов.
Финансовые. Распределение рынков
между большим объемом
Социальные. Сохранение рабочих кадров. Создание новых рабочих мест. Удовлетворение иных потребностей. Инновационная политика менеджеров.
Стратегические. Приспособление к конъюнктуре рынка. Противодействия колебаниям конъюнктуры. Страхование будущего предприятия. Антимонопольное законодательство. Слияния и поглощения. Государственный заказ.
Цели:
1. Экономическая стабильность и финансовая устойчивость.
2. Прибыль.
3. Конкурентоспособность.
Все эти мотивы могут существовать отдельно, но могут и сочетаться друг с другом - это зависит от конкретных обстоятельств в каждой компании, поэтому и выбор формы диверсификации должен быть хорошо обоснован и тщательно спланирован в соответствии с этими обстоятельствами.
В целом существуют три типа диверсификационных возможностей:
каждый продукт, предлагаемый компанией,
должен состоять из функциональных компонентов,
частей и основных материалов, которые
впоследствии будут составлять единое
целое. Обычно в интересах производителя
покупают большую долю этих материалов
у внешних поставщиков. Одним
из хорошо известных путей диверсификации
является вертикальная диверсификация,
она характеризуется