Приоритетные принципы построения машинно-технологической сферы отечественного АПК на инновационной основе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 09:17, реферат

Описание работы

Инновационный менеджмент — это особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение конкретных инновационных целей действующей в рыночных условиях фирмы, оптимальных результатов на основе рационального использования научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Содержание

1.Основные процессы и этапы инновационного менеджмента……………..…3

2.Роль государства в финансировании научно-исследовательских работ в АПК……………………………………....................................8

3. Приоритетные принципы построения машинно-технологической сферы отечественного АПК на инновационной основе ……………………………...14


Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

инновац менеджмент распечатать.docx

— 43.97 Кб (Скачать)

 

Оглавление

 

 

                                                                                                                                  Стр.

 

1.Основные процессы и этапы  инновационного менеджмента……………..…3                                                                               

 

2.Роль  государства в финансировании  научно-исследовательских работ в АПК……………………………………....................................8                                                                     

 

3. Приоритетные принципы построения  машинно-технологической сферы отечественного  АПК на инновационной основе  ……………………………...14

 

 

     Список литературы……………………………………..………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные процессы и этапы  инновационного менеджмента

 

Инновационный менеджмент — это  особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение конкретных инновационных целей действующей  в рыночных условиях фирмы, оптимальных  результатов на основе рационального  использования научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применения многообразных принципов, функций  и методов экономического механизма менеджмента. Инновационный менеджер имеет дело с прогнозами, расчетами, ожидаемыми показателями, учитывающими специфику инновационной деятельности.

Инновационный менеджмент связан с  различными видами инновационной деятельности и в зависимости от их специфики  осуществляет свою управленческую деятельность. В его функции входят:

-постоянная корректировка инновационных  целей и программ в зависимости  от состояния рынка, изменений  внешней среды;

-ориентация на достижение запланированного  конечного результата инновационной  деятельности фирмы;

-использование современной информационной  базы для многовариантных расчетов  при принятии управленческих  решений;

-изменение функций стратегического  управления и планирования —  от текущего к перспективному;

-упор на все основные факторы  изменения и улучшения инновационной  деятельности фирмы;

-оценка управления работы в  целом только на основе реально  достигнутых конечных результатов;

-привлечение всего научно-технического  и производственного потенциала  фирмы к ее управлению;

-осуществление управления на  основе предвидения изменений  и развития гибких решений;

-обеспечение инноваций, нововведений  в каждом сегменте работы фирмы,  принятие нестандартных решений;

-проведение глубокого экономического  анализа каждого экономического  решения.

Инновационным менеджерам приходится решать комплекс задач:

определение целей стратегического  управления и развития фирмы;

выявление приоритетных задач, их очередность  и последовательность решения;

управление изменениями на фирме;

разработка стратегии развития фирмы — системы хозяйственных  задач и путей их решения;

подготовка системы мероприятий  по разработке и освоению новых видов  продукции (в рамках жизненного цикла  продукции);

оценка необходимых ресурсов и  поиск источников их обеспечения;

обеспечение жесткого контроля за выполнением поставленных задач в сфере инновационной деятельности;

прогнозирование как предвидение  результатов развития фирмы, происходящего  под воздействием существующих факторов;

обеспечение жизнеспособности своего предприятия в условиях жесточайшей  конкуренции, несмотря на любые рыночные коллизии и неожиданности;

достижение максимальной прибыли  в конкретных условиях хозяйствования;

постоянное совершенствование  всей работы фирмы на основе применения наиболее современных методов управления;

заблаговременная подготовка необходимых  нововведений;

улучшение в соответствии с изменяющимися  требованиями организационной структуры  предприятия;

обеспечение эффективной работы каждого  работника в отдельности и  коллектива в целом как единой взаимодействующей системы;

систематическая разработка и внедрение  в практику предприятия более  совершенных форм бизнеса, проникновение  в новые сферы предпринимательства;

определение и достижение на практике целей, соответствующих интересам  фирмы, исходя из запросов рынка, потребителя;

умение в разумных пределах идти на риск и в то же время быть способным  минимизировать воздействие рисковых ситуаций на финансовое положение фирмы.

Главная задача инновационного менеджмента  – «построить» организацию, сориентировать ее на перемены, убедить в их решении, мобилизовать поддержку инициативы и творчества, нацелить на осмысление и познание проблем, обеспечить деловое  сотрудничество и трансферт не только технологий, но и знаний, опыта. Инновационному менеджменту как новому стилю  лидерства можно научиться.

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Этапы инновационного менеджмента

 

Термин "инновация" был введен в оборот еще в начале его столетия Йозефом Шумпетером, американским экономистом, известным своими работами в области истории экономических учений. Й. Шумпетер рассматривал инновации как посредника между изобретением и его внедрением в экономику. Однако точка зрения Шумпетера не стала общепринятой. Большинство исследователей считает, что терминологический аппарат и содержательные аспекты инновационной деятельности до сих пор недостаточно разработаны.

Одним из первых исследователей проблем  инновации в России был Н.Д.Кондратьев. Он известен тем, что впервые в  работе "Большие циклы конъюнктуры" ввел понятие "длинной волны" применительно  к инновациям, характеризующим влияние  радикальных инноваций на мировое  промышленное развитие. К таким инновациям он относил: изобретение паровых  машин, идею строительства железных дорог, электроэнергетику и автомобилестроение.

Многие отечественные исследователи (Ю.В. Яковец, Л.С. Барютин, А.И. Анчишкин) использовали термин "нововведения" До сих пор этот термин используется некоторыми экономистами и переводчиками иностранной экономической литературы. Термины "инновация" и "нововведение" часто рассматриваются как синонимы. Широкое применение термина "инновация" в последние годы объясняется стремлением приблизиться в экономической лексике к английскому первоисточнику. Первые работы, посвященные исследованию проблемы инноваций (нововведений) в СССР относятся к концу 70-х годов. Некоторые из них основаны главным образом на материалах зарубежных авторов.

В настоящее время в научной  литературе нет общепринятого определения  инноваций. В наиболее абстрактной  форме определение инноваций  дал английский профессор В.Р. Спенс. "Инновация — это нечто совершенно новое применительно к конкретной ситуации, что можно использовать, когда мы начинаем осознавать это".

Несмотря на его абстрактность, это определение включает три  важных момента:

• инновация — это новое явление  для людей, которые имеют какое-то отношение к этому явлению;

• инновация — осознанное нами новое явление;

• инновация — такое новое  явление, которое можно использовать.

Р. Федерманн (ФРГ) понимает под инновацией открытие новых возможностей решения проблемы. Инновация, по его мнению, находится, с одной стороны, в противоречии с консервативным положением дел, с другой — она направлена на "имитацию", на моделирование существующего положения с учетом стратегии изменений.

Российские исследователи подходят к определению инноваций более  конкретно. Термин "инновация", как  полагают А. Кулагин и В. Логинов, более широкое, чем понятие "новая техника", которое долгие годы применялось в нашей стране. Оно использовалось главным образом в отношении орудий труда, материалов. Инновации — это новшества, нововведения в производственной, организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах.

А.Н. Ковгуненко понимает под инновацией товар или услугу, оцениваемые потребителем как новые для себя по тем или иным важным для него критериям. В данном определении признается только так называемая продуктовая инновация (инновация в товарах и услугах).

Некоторые исследователи делают попытку  найти отличия инноваций (или  нововведений) от простых усовершенствований, которые, по их мнению, не следует считать  инновациями. Так, Ю.А. Яковец, рассматривая инновации с позиций макроэкономического подхода, считает, что инновации можно отличить по следующим двум критериям:

• качественный скачок в уровне развития техники в результате реализации изобретения (критерий новизны);

• значительное увеличение экономического, социального, экологического эффекта  в результате инновации (критерий эффективности).

Такой подход может быть оправдан, если рассматривать инновации с  позиций научно-технического прогресса  и их воздействия на развитие производительных сил общества.

А. Кулагин и В. Логинова считают, что практически любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или  создающее новый спрос, является инновацией. Эта позиция является обоснованной, если рассматривать инновации  с точки зрения предприятия (т.е. на микроуровне). Для предприятия, стремящегося выжить в условиях конкуренции, любое усовершенствование направлено на создание дополнительного спроса либо на экономию затрат.

Таким образом, инновации — это  усовершенствования:

• обеспечивающие экономию затрат и  создающие условия для увеличения прибыли или снижения цены;

• создающие дополнительный потребительский спрос.

Надо признать, что, не имея возможности  внедрять принципиально новые разработки, многие предприятия в условиях кризиса  ориентируются в своей инновационной  деятельности главным образом на простые усовершенствования.

Мы принимаем, что нововведение — это русский вариант английского  слова innovation (инновация). В буквальном переводе это означает "введение новшества" или "в новшестве". Под новшеством понимаются новые явления, новые предметы, новые действия, новые методы. Инновация — это распространение или использование новшества, другими словами новшество становится инновацией с момента его внедрения на рынок. Период между появлением новшества и его воплощением в жизнь называется инновационным лагом.

На практике, как правило, понятия  новшество, новация, нововведение, инновация  считают тождественными. Однако любые  изобретения, новые идеи, товары и  услуги только тогда становятся инновациями, когда внедряются на рынок, т.е. проходит процесс коммерциализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Роль государства в финансировании  научно-исследовательских работ  в АПК

 

Переход к устойчивому экономическому росту в АПК страны невозможен без стимулирования использования достижений науки и техники, внедрения высоких технологий, активизации всех хозяйствующих субъектов научно-технической сферы АПК. Однако для этого уже в ближайшие годы должны быть осуществлены кардинальные изменения в научно-технической сфере, создан каркас и основные несущие элементы национальной инновационной системы, сформулирован эффективный механизм продвижения инноваций. В частности, в области сельского хозяйства это предполагает одновременное решение, по меньшей мере, трех взаимосвязанных задач: расширения инновационных предложений со стороны аграрной науки, повышения восприимчивости к инновациям самого сельского хозяйства и формирования эффективной «проводящей» сети от науки к производству.

Между тем сейчас на пути решения  каждой из этих задач существуют значительные барьеры. Аграрная наука за годы кризиса  поневоле утратила значительную часть  своего интеллектуального и кадрового  потенциала: была резко ослаблена, в  частности, система зональных институтов, опытных станций, научно-производственных и испытательных хозяйств, тысячами нитей связывающих исследовательские  учреждения с производством, позволяющих  эффективно внедрять научные достижения и распространять передовой опыт.

Достаточно напомнить, что в  кризисные 1990-е годы уровень бюджетных  ассигнований для Российской сельскохозяйственной академии не превышал 30 % потребности. В итоге только за 1992 - 1997 гг. численность  исследовательских кадров сократилась  с 30 до 14 тыс. чел., т.е. практически вдвое. Особенно был значителен отток молодых  квалифицированных специалистов. Динамика этих показателей позволяет говорить о трехкратном сокращении научно-технического потенциала отечественного аграрного сектора за прошедшие 15 лет.

Тяжелыми оказались эти годы и для самого сельского хозяйства, которое испытало как беспрецедентное  для мирного времени падение  объемов производства на 40-50%, так  и разрушение материально-технической  и социальной базы села. Лишь после 2001 г. наметились ощутимые признаки стабилизации и возрождения аграрной экономики. Однако и сейчас большинство сельскохозяйственных предприятий остаются нерентабельными, неспособными не только к внедрению  инноваций, но и к ведению нормального  воспроизводственного процесса.

Информация о работе Приоритетные принципы построения машинно-технологической сферы отечественного АПК на инновационной основе