Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 09:17, реферат
Инновационный менеджмент — это особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение конкретных инновационных целей действующей в рыночных условиях фирмы, оптимальных результатов на основе рационального использования научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
1.Основные процессы и этапы инновационного менеджмента……………..…3
2.Роль государства в финансировании научно-исследовательских работ в АПК……………………………………....................................8
3. Приоритетные принципы построения машинно-технологической сферы отечественного АПК на инновационной основе ……………………………...14
Список литературы………………
Оглавление
1.Основные процессы и этапы
инновационного менеджмента…………
2.Роль
государства в финансировании
научно-исследовательских работ в АПК…………………………………….............
3. Приоритетные принципы
Список литературы…………………………………
1. Основные процессы и этапы инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент — это
особый вид профессиональной деятельности,
направленный на достижение конкретных
инновационных целей
Инновационный менеджмент связан с различными видами инновационной деятельности и в зависимости от их специфики осуществляет свою управленческую деятельность. В его функции входят:
-постоянная корректировка
-ориентация на достижение
-использование современной
-изменение функций
-упор на все основные факторы
изменения и улучшения
-оценка управления работы в
целом только на основе
-привлечение всего научно-
-осуществление управления на основе предвидения изменений и развития гибких решений;
-обеспечение инноваций,
-проведение глубокого
Инновационным менеджерам приходится решать комплекс задач:
определение целей стратегического управления и развития фирмы;
выявление приоритетных задач, их очередность и последовательность решения;
управление изменениями на фирме;
разработка стратегии развития фирмы — системы хозяйственных задач и путей их решения;
подготовка системы
оценка необходимых ресурсов и поиск источников их обеспечения;
обеспечение жесткого контроля за выполнением поставленных задач в сфере инновационной деятельности;
прогнозирование как предвидение результатов развития фирмы, происходящего под воздействием существующих факторов;
обеспечение жизнеспособности своего предприятия в условиях жесточайшей конкуренции, несмотря на любые рыночные коллизии и неожиданности;
достижение максимальной прибыли в конкретных условиях хозяйствования;
постоянное совершенствование
всей работы фирмы на основе применения
наиболее современных методов
заблаговременная подготовка необходимых нововведений;
улучшение в соответствии с изменяющимися требованиями организационной структуры предприятия;
обеспечение эффективной работы каждого работника в отдельности и коллектива в целом как единой взаимодействующей системы;
систематическая разработка и внедрение
в практику предприятия более
совершенных форм бизнеса, проникновение
в новые сферы
определение и достижение на практике целей, соответствующих интересам фирмы, исходя из запросов рынка, потребителя;
умение в разумных пределах идти на риск и в то же время быть способным минимизировать воздействие рисковых ситуаций на финансовое положение фирмы.
Главная задача инновационного менеджмента – «построить» организацию, сориентировать ее на перемены, убедить в их решении, мобилизовать поддержку инициативы и творчества, нацелить на осмысление и познание проблем, обеспечить деловое сотрудничество и трансферт не только технологий, но и знаний, опыта. Инновационному менеджменту как новому стилю лидерства можно научиться.
1.1 Этапы инновационного
Термин "инновация" был введен в оборот еще в начале его столетия Йозефом Шумпетером, американским экономистом, известным своими работами в области истории экономических учений. Й. Шумпетер рассматривал инновации как посредника между изобретением и его внедрением в экономику. Однако точка зрения Шумпетера не стала общепринятой. Большинство исследователей считает, что терминологический аппарат и содержательные аспекты инновационной деятельности до сих пор недостаточно разработаны.
Одним из первых исследователей проблем
инновации в России был Н.Д.Кондратьев.
Он известен тем, что впервые в
работе "Большие циклы конъюнктуры"
ввел понятие "длинной волны" применительно
к инновациям, характеризующим влияние
радикальных инноваций на мировое
промышленное развитие. К таким инновациям
он относил: изобретение паровых
машин, идею строительства железных
дорог, электроэнергетику и
Многие отечественные
В настоящее время в научной литературе нет общепринятого определения инноваций. В наиболее абстрактной форме определение инноваций дал английский профессор В.Р. Спенс. "Инновация — это нечто совершенно новое применительно к конкретной ситуации, что можно использовать, когда мы начинаем осознавать это".
Несмотря на его абстрактность, это определение включает три важных момента:
• инновация — это новое явление для людей, которые имеют какое-то отношение к этому явлению;
• инновация — осознанное нами новое явление;
• инновация — такое новое явление, которое можно использовать.
Р. Федерманн (ФРГ) понимает под инновацией открытие новых возможностей решения проблемы. Инновация, по его мнению, находится, с одной стороны, в противоречии с консервативным положением дел, с другой — она направлена на "имитацию", на моделирование существующего положения с учетом стратегии изменений.
Российские исследователи
А.Н. Ковгуненко понимает под инновацией товар или услугу, оцениваемые потребителем как новые для себя по тем или иным важным для него критериям. В данном определении признается только так называемая продуктовая инновация (инновация в товарах и услугах).
Некоторые исследователи делают попытку найти отличия инноваций (или нововведений) от простых усовершенствований, которые, по их мнению, не следует считать инновациями. Так, Ю.А. Яковец, рассматривая инновации с позиций макроэкономического подхода, считает, что инновации можно отличить по следующим двум критериям:
• качественный скачок в уровне развития техники в результате реализации изобретения (критерий новизны);
• значительное увеличение экономического, социального, экологического эффекта в результате инновации (критерий эффективности).
Такой подход может быть оправдан, если рассматривать инновации с позиций научно-технического прогресса и их воздействия на развитие производительных сил общества.
А. Кулагин и В. Логинова считают,
что практически любое
Таким образом, инновации — это усовершенствования:
• обеспечивающие экономию затрат и
создающие условия для
• создающие дополнительный потребительский спрос.
Надо признать, что, не имея возможности
внедрять принципиально новые
Мы принимаем, что нововведение
— это русский вариант
На практике, как правило, понятия новшество, новация, нововведение, инновация считают тождественными. Однако любые изобретения, новые идеи, товары и услуги только тогда становятся инновациями, когда внедряются на рынок, т.е. проходит процесс коммерциализации.
2. Роль государства в
Переход к устойчивому экономическому росту в АПК страны невозможен без стимулирования использования достижений науки и техники, внедрения высоких технологий, активизации всех хозяйствующих субъектов научно-технической сферы АПК. Однако для этого уже в ближайшие годы должны быть осуществлены кардинальные изменения в научно-технической сфере, создан каркас и основные несущие элементы национальной инновационной системы, сформулирован эффективный механизм продвижения инноваций. В частности, в области сельского хозяйства это предполагает одновременное решение, по меньшей мере, трех взаимосвязанных задач: расширения инновационных предложений со стороны аграрной науки, повышения восприимчивости к инновациям самого сельского хозяйства и формирования эффективной «проводящей» сети от науки к производству.
Между тем сейчас на пути решения
каждой из этих задач существуют значительные
барьеры. Аграрная наука за годы кризиса
поневоле утратила значительную часть
своего интеллектуального и кадрового
потенциала: была резко ослаблена, в
частности, система зональных институтов,
опытных станций, научно-производственных
и испытательных хозяйств, тысячами
нитей связывающих
Достаточно напомнить, что в
кризисные 1990-е годы уровень бюджетных
ассигнований для Российской сельскохозяйственной
академии не превышал 30 % потребности.
В итоге только за 1992 - 1997 гг. численность
исследовательских кадров сократилась
с 30 до 14 тыс. чел., т.е. практически вдвое.
Особенно был значителен отток молодых
квалифицированных
Тяжелыми оказались эти годы
и для самого сельского хозяйства,
которое испытало как беспрецедентное
для мирного времени падение
объемов производства на 40-50%, так
и разрушение материально-технической
и социальной базы села. Лишь после
2001 г. наметились ощутимые признаки стабилизации
и возрождения аграрной экономики.
Однако и сейчас большинство