Принципы принятия управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 23:06, реферат

Описание работы

В период становления рыночной экономики и в последующем модернизации украинской экономики в современных фирмах в управленческой деятельности руководителя является важной частью принятие решения. На различных этапах с начала регистрации компании перед руководителям стоят задачи по принятию решений, но при этом решения должны быть обдуманы и эффективны. Эффективность управления определена качеством таких решений. В решениях определяется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления компанией в целом. Эффективное принятие решений также необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

Содержание

1. Понятие управленческих отношений
2. Принципы управленческих решений

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 64.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………..2

1. Понятие управленческих отношений………………………………………....3

2. Принципы управленческих решений…………………………………………8

Вывод…………………………………………………………………………….10 Список использованной литературы…………………………………………..11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В период становления рыночной экономики  и в последующем модернизации украинской экономики в современных фирмах в управленческой деятельности руководителя является важной частью принятие решения. На различных этапах с начала регистрации компании перед руководителям стоят задачи по принятию решений, но при этом решения должны быть обдуманы и эффективны. Эффективность управления определена качеством таких решений. В решениях определяется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления компанией в целом. Эффективное принятие решений также необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений [4].

     Существуют  разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые руководителем в организации, считать управленческими. Некоторые относят к таким решениям, например, решение о поступлении на работу, решение об увольнении сотрудника с работы и т.д. К управленческим решениям следует относить лишь те решения, которые затрагивают отношения в компании.

     Принятие  решений – важная часть любой  управленческой функции в компании. Необходимость принятия решения определяет все, что делает руководитель, организуя цели и добиваясь при этом достижения в сфере, в которой ориентирована компания. Поэтому понимание природы принятия решений важно для любого, кто хочет преуспеть в искусстве управления принятия решений [7]. 

  1. Понятие управленческих отношений
 

     Управленческие  отношения представляет собой систему  и структуру управления руководителем  компании субъекта решения и воздействия  его на объект. В частности объектом решения руководителем может послужить одно из структурных подразделений компании.     Управленческие отношения предполагают действия руководителя, на разрешение противоречия и изменению ситуации. Любое решение основывается на анализе существующих данных, характеризующих ситуацию, определении целей и задач, и содержит программу, алгоритм действий по реализации мероприятий. Существуют уровни принятия решения, решения могут приниматься на уровне директора, начальника цеха или отдела, бригадира.

     В зависимости от уровня управления меняется степень ответственности и последствия принятых решений. Некоторые руководители имеют полномочия для принятия решений по финансовым, кадровым вопросам, проблемам качества услуг. Например, руководитель компании может принять решение об изменении системы оплаты труда, обеспечении качества оказываемых услуг. Начальник отдела продаж принимает решения о заключении договоров на реализацию, проведении рекламных акций в рамках выделенного бюджета и т.д [1].

     В процессе разработки решений менеджеры анализируют информацию, осуществляют коммуникации с руководителями других уровней управления, с непосредственными исполнителями мероприятий, заказчиками, продумывают сценарии развития ситуации, проводят деловые совещания, выбирают наилучшую альтернативу.

     В управленческой практике решением называется выбор одного из альтернативных вариантов конечного результата управления. При этом разработка решения – это последовательность действий от выявления проблемы к практическому ее разрешению, а реализация решения - это само практическое решение, за которым следуют контроль, сравнение результатов с намеченными целями и корректировка принятого решения в сторону намеченной цели.

     Сферы разработки управленческих решений  достаточно велики. Они находят широкое использование в управлении, менеджменте, администрировании, руководстве.

     Стратегическое  планирование процесс подготовки и реализации управленческих решений, ведущих к разработке конкретных стратегий для достижения целей организации.

     Руководство управленческой деятельностью связано с управленческими решениями, которые принимаются с целью совершенствования профессионализма аппарата управления [5].

     Коммуникации  с внешней и внутренней средой ориентируют управленческие решения на формирование благоприятной для деятельности компании обстановки. Эти управленческие решения затрагивают отношения с поставщиками и потребителями, клиентами, работниками своей компании и населением близлежащих территорий.

     Управление человеческими ресурсами – управленческие решения в данном случае отражают стимулирование, активизацию и мобилизацию [5].

     Управленческое  консультирование связано с управленческими решениями ситуационного типа.

     Эти решения готовятся и реализуются  в связи с обращениями: персонала  или граждан (прием по личным вопросам), руководителей других организаций, надзирающих органов государственного, муниципального или корпоративного управления. Управленческие решения в рамках данной функции отражает ответы на вопросы, запросы, требования и т.д.

     Управление  производственной и обслуживающей деятельностью ориентирует управленческие решения на совершенствование функционирующей системы организации без ее перестройки. Управленческие решения касаются совершенствования деятельности бухгалтерии, отдела кадров, отдела маркетинга, управления производственных цехов и т.д.

     Формирование  системы управления организацией отражается в управленческих решениях, направленных на реструктуризацию и реформирование организации. Результаты таких решений вносят существенные изменения в миссию организации, ее структуру, выпускаемую продукцию, кадровую политику, отношения с внешней средой.

     Для четкости определения понятия управленческих отношений и принятия управленческих решений следует обозначить основные понятия, связанные с принятием  управленческого решения [2].

     Управление  — целенаправленное воздействие  на систему и процессы, которые  призваны объединять усилия работников для достижения конкретных целей  организации.

     Процесс управления — совокупность последовательных во времени операций, мероприятий, из которых складывается воздействие управляющей системы на объект управления (организацию).

     Система управления — совокупность взаимосвязанных  элементов, способ реализации технологии управления, предполагающий воздействие  на объект с целью изменения его  состояния и процессных характеристик.

     Цель  управления — идеальный образ  желаемого, необходимого и возможного состояния системы, определяемый рядом  количественных и качественных показателей.

     Ситуация  — состояние управляемой системы, оцениваемое относительно цели или исходных, заданных параметров.

     Проблема  — противоречие, рассогласование  в системе, которое может вывести  ее из состояния равновесия и угрожает ее жизнестойкости в окружающей среде.

     Информация  — отражение в сознании человека окружающей его действительности, совокупность сведений о состоянии управляемой системы.

     Организация разработки управленческого решения  — упорядочение деятельности отдельных  подразделений и отдельных работников в процессе разработки решения. Организация  осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных требований, инструкций, делегирования прав и ответственности.

     Технология  разработки управленческого решения  — вариант последовательности операций разработки решения, выбранный по критериям  рациональности их осуществления, использования специальной техники, оборудования, квалификации персонала, условий выполнения мероприятий.

     Методология управленческого решения — логическая организация деятельности по разработке управленческого решения. Включает формулирование цели управления, выбор  методов разработки решений, критериев  оценки вариантов, составление алгоритма  выполнения операций разработки решений. Общими методологическими подходами, используемыми для анализа методологии управленческого решения можно считать: рационалистический, поведенческий, системный, ситуационный, процессный, кибернетический, и синергетический [6].

     Процесс принятия управленческого решения состоит из последовательных стадий, таких, как: появление проблемы, диагностика состояния процессов в организации, разработка решения и контроль за исполнением планируемых мероприятий. Все эти этапы являются необходимыми ступеньками на пути к эффективности управления. От менеджеров требуется не только знание теории управления, но также и овладение методами: анализа информации, организации работы в группе по принятию совместных с коллегами решений.

     Методы  разработки управленческих решений — это способы и приемы выполнения операций, необходимых в процессе их принятия. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора вариантов действий и др.

     Любая организация, начиная с момента  своего возникновения, сталкивается с  целым рядом проблем, которые могут спровоцировать опасную ситуацию, сопровождающуюся резким ухудшением показателей деятельности: ликвидности, платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости оборотных средств, финансовой устойчивости. Рыночные формы хозяйствования в условиях жесткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйствования или их временной неплатежеспособности. Проблема дает информацию, «ключ к размышлению». Требуется принять решение, способное изменить ситуацию, улучшить состояние организации [7].

     Теория  управления располагает наработанным комплексом понятий, категорий и  методов для комплексной оценки производственно-хозяйственной деятельности, эффективной организации процесса принятия решений на всех уровнях  управления. Системный анализ позволяет выявить целесообразность создания либо совершенствования организации, определить, к какому классу сложности она относится, выявить наиболее эффективные методы научной организации труда. С целью выявления причин ухудшения параметров деятельности организации проводится диагностирование проблем.

     Управленческая диагностика – это совокупность методов, направленных на выявление проблем, слабых «узких» мест в системе управления, которые являются причинами неблагополучного состояния процессов в организации. Диагностику можно понимать как оценку деятельности компании с точки зрения получения общего управленческого эффекта и определение отклонений существующих параметров системы от первоначально заданных, оценку функционирования организации в подвижной, изменяющейся внешней среде.

  1. Принципы управленческих решений
 

     Выделяют четыре основных принципа УР: объективности, взаимосвязи и взаимодействия, развития, коллегиальности [4].

     Принцип объективности направлен на обеспечение полноты, достоверности деловой информации. На объективность деловой информации непосредственно влияет компетентность, опыт, профессионализм источника передачи и приема сведений, а также добросовестность, честность, ответственность участников этого процесса.

     Этот  принцип влияет на процедуру подготовки и принятия УР: обеспечение связей, отношений между участниками ПУР, опора на субъективные факторы, обращенные к мотивационной сфере педагогов.

     Принцип взаимосвязи и  взаимодействия. Информационный блок УР включает всю совокупность социально-экономических, психолого-педагогических сведений о состоянии дела. Этот принцип наиболее полно реализуется только при условии взаимодействия всех членов педагогического коллектива и коллектива студентов (учащихся).

     Во-первых, это выражается в форме делового сотрудничества, самоуправления, саморазвития участников ПУР. рационального делегирования полномочий.

     Во-вторых, компетентностный подход к ПУР дает возможность обеспечить взаимодействие членов педагогического коллектива на всех уровнях организационно-функциональной структуры.

     В-третьих, гуманизация и демократизация ПУР  отражены в соответствующей модели, которая создает основу для реализации принципа взаимосвязи и взаимодействия. Взаимодействие является существенной чертой педагогической системы, предпосылкой его устойчивости, возможности предвидеть изменения, которые могут в ней происходить.

     Принцип развития применительно к УР можно сформулировать следующим образом. Предметом УР является ряд последовательно проявляющихся качественных и количественных изменений в процессе обучения и воспитания. Поэтому при подготовке к принятию УР изучается состояние дел на сегодняшний момент и динамика его развития на перспективу (далекую, среднюю, близкую).

Информация о работе Принципы принятия управленческих решений