Принципы обеспечения и управления качеством продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:31, дипломная работа

Описание работы

Чтобы эффективно управлять качеством, нужно, во-первых, ясно представлять себе, от чего зависит качество продукции, и, во-вторых, нужно знать, как организовать управление качеством. Иначе говоря, следует знать, что и как надо делать для достижения требуемого уровня качества.
Ответы на эти вопросы включают как основные, принципиальные положения, так и множество конкретных способов и методов, которые применяются на практике для обеспечения качества. Наша задача - определиться в принципиальных вопросах.

Работа содержит 1 файл

Принципы обеспечения и управления качеством продукции.docx

— 28.56 Кб (Скачать)

Смысл выделения двух аспектов управления заключается в том, что функции  административного управления, выполняемые  руководителями предприятия, как бы настраивают производственный процесс  на нужный режим, который в дальнейшем поддерживается за счет оперативного управления качеством. Для образного  сравнения можно провести аналогию с тем, как осуществляется управление работой холодильника: устанавливается  температурный режим, подается питание  и включается холодильная установка, работу которой в дальнейшем контролирует и поддерживает система терморегулирования в соответствии с установленным  уровнем охлаждения.

При рассмотрении принципа управления качеством  следует иметь в виду, что вертикальная петля управления качеством не изолирована  от горизонтальной. Они взаимосвязаны и постоянно взаимодействуют. При оперативном управлении по горизонтальной петле функция контроль отслеживает выполнение планов, заданных вертикальной петлей управления. И если не удается добиться реализации заданных планов, могут разрабатываться не только меры воздействия на производство, но и меры по корректировке ранее принятых планов и других функций вертикальной петли управления качеством. Может также корректироваться организация работ, обучение и мотивация персонала. Как уже отмечалось, и совокупности эти две петли управления образуют концептуальную модель управления качеством, которая изображает полный цикл управления качеством продукции на предприятии.

Если  в процессе управления по результатам  контроля качества и анализа полученной информации будут подготовлены, утверждены руководством и внедрены в производство все мероприятия, необходимые для  повышения качества создаваемой  продукции, следующий цикл управления повторится уже на более высоком  уровне. В результате цикл управления качеством - петля качества - превратится  в так называемую спираль качества с повышением качества продукции  после каждого успешного цикла  управления.

Дополнительно к изложенному принципу управления качеством следует сказать и  о широко известном цикле PDCA, предложенном доктором У. Демингом (США) для демонстрации деятельности по повышению качества продукции (см. рис. 3).

Здесь, в отличие от реализации одиннадцати  перечисленных выше функций, предусматривается  выполнение четырех этапов работ:

•   планирование (Plan - P);

•   выполнение работ - действие (Do - D);

•   контроль результатов (Сheck - C);

•   корректирующее действие (Action - A).

Работа  по циклу может повторяться до тех пор, тюка не будет достигнут  запланированный результат.

При рассмотрении принципа обеспечения  качества продукции была отмечена необходимость  трех основных факторов: материальной базы, заинтересованного и квалифицированного персонала и организации работ.

Но  продукция и услуга с точки  зрения обеспечения и управления качеством являются взаимозаменяемыми  понятиями, так же, как и понятия  «создание продукции» и «оказание  услуг». И то и другое - результаты деятельности предприятий, и то и  другое - объекты управления качеством.

Логично поэтому предположить, что принцип обеспечения качества услуг такой же, как и принцип обеспечения качества продукции, и имеет в основе те же факторы: материальную базу, персонал и организацию работ. Эти же факторы (в несколько иной форме) указаны и в международном стандарте ИСО 9004-2 «Руководящие указания по услугам».

То  же, по-видимому, относится и к  принципу управления качеством услуг, который может быть представлен так же, как принцип управления качеством продукции. Этот принцип заключается в воздействии на процесс производства продукции или предоставлении услуги путем реализации управленческих функций с целью обеспечения качества. По аналогии принцип управления качеством услуги представляет собой воздействие на процесс предоставления услуги путем реализации управленческих функций с целью обеспечения качества услуги.

Тем не менее, принципы обеспечения и  управления качеством услуг требуют  уточнений, связанных с особенностями  управления и обеспечения их качества.

Главная особенность заключается в том, что обеспечение качества услуги осуществляется при более тесном взаимодействии с потребителем. В  этой связи необходимо учитывать  дополнительные элементы, относящиеся  к человеческому фактору и  организации работ:

ü  культура общения с потребителями;

ü  доступность персонала сервисной организации для клиентов;

ü  гибкость форм и оперативность предоставления услуги;

ü  гигиена, безопасность, комфорт и эстетика места предоставления услуги;

ü  формирование благоприятного образа сервисной организации и ее репутация.

Но  эти особенности не меняют принципов  обеспечения и управления качеством  продукции и услуг. В этой связи  схемы обеспечения качества и  управления качеством продукции (рис. 1) с полным основанием могут использоваться как схемы обеспечения и управления качеством услуг.

Целесообразность  разработки такой модели объясняется  тем, что моделирование позволяет  абстрагироваться от частностей какого-либо конкретного явления, чтобы яснее  показать его сущность. А в данном случае мы как раз и хотим наглядно представить роль, место и взаимосвязь  основных факторов, от которых зависит качество продукции и к которым мы относим персонал, материальную базу и управление качеством.

Смысл представленной модели качества заключается  в следующем: материальная база предприятия  и персонал определяют основные условия  производства и служат базой качества. Если предприятие имеет хорошую  материальную базу и квалифицированный  персонал, заинтересованный в результатах  своего труда, это означает, что имеется  благоприятная основа для выпуска  продукции высокого качества (необходимая  база качества).

Влияние базы качества изображено в виде вектора  качества. Но даже такое положительное  влияние базы качества на производство - это лишь потенциальная возможность  достижения требуемого качества продукции. Для реализации этой возможности  кроме базы необходима четкая организация  управления качеством, которое направляет деятельность работников на создание продукции требуемого качества. Если на предприятии будет четко организовано управление качеством, то при положительном  воздействии базовых факторов петля  качества превращается в восходящую спираль и качество продукции  повышается до требуемого уровня после  каждого цикла управления.

Если  на предприятии нет необходимой  материальной базы или работники  не заинтересованы в высоком качестве своего труда, это означает, что нет  той основы, которая требуется  для создания высококачественной продукции. При этом вектор качества будет равен  нулю, и восходящая спираль превратится  в плоскую петлю, т.е. работа по управлению качеством будет проходить вхолостую, без повышения качества продукции.

В дополнение к сказанному интересно  отметить, что подобная модель обладает более широкими возможностями и  может применяться не только в  области качества. Более широкие  возможности данной модели объясняются, по-видимому, тем, что она отражает общую зависимость эффективного управления предприятием от материальной базы, персонала и организации  работ. При этом процесс управления предприятием представляется в виде петли, состоящей из общеуправленческих функций по аналогии с петлей качества. Тогда при наличии необходимой материальной базы и активного квалифицированного персонала процесс (петля) управления предприятием превращается в восходящую спираль с повышением эффективности производства после каждого цикла управления.

Принцип обеспечения качества основан на формировании и взаимодействии трех основных факторов: материальной базы, квалифицированного и заинтересованного  персонала и четкого управления предприятием и, в том числе, качеством. Причем главным фактором является заинтересованность персонала в хорошей работе.

Принцип управления качеством состоит в  том, что оно рассматривается  как один из аспектов общего управления предприятием и представляет собой  процесс воздействия на производство путем последовательной реализации функций управления качеством.

 

Рассмотрев  принцип обеспечения качества и  принцип управления качеством, можно  сделать важное замечание, касающееся соотношения между ними. То что эти принципы взаимосвязаны, было ясно с самого начала, когда мы говорили, что управление качеством - это процесс воздействия на производство с целью обеспечения качества. Теперь можно утверждать, что обеспечение качества - более широкое понятие, включающее управление качеством. Ибо, если обеспечение качества - это процесс формирования требуемого качества под воздействием трех основных факторов, то управление качеством является только частью общего управления предприятием. При рассмотрении принципов обеспечения и управления качеством мы использовали термины: качество, управление качеством и обеспечение качества и предварительно условились, как будем понимать эти термины. В дальнейшем, чтобы оперировать не только этими, но и другими терминами, нам потребуется более основательное знание терминологии в области качества.

 

 

Заключение

 

Качество — понятие  многоплановое, обеспечение его  требует объединения творческого  потенциала и практического опыта  многих специалистов. Проблема повышения  качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Большую  роль в решении проблемы качества играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг. Качество занимает ключевую позицию в экономической  и социальной стратегии ведущих  стран, а уровень качества служит надежным индикатором общего состояния  экономики. Постоянное повышение качества служит средством преодоления кризисных  ситуаций. Выделяя и решая проблему качества как первоочередную, можно  добиться стабилизации и подъема  экономики.

В последние годы во всем мире резко вырос спрос  на специалистов по управлению качеством  на производстве. В России в настоящее  время отсутствует система непрерывного обучения кадров в области качества, пока у нас работают только ее отдельные  элементы. Осознав проблему качества как стратегическую, выбрав и внедрив  в организации систему управления качеством, можно рассчитывать на обеспечение  конкурентоспособности выпускаемой  продукции.


Информация о работе Принципы обеспечения и управления качеством продукции