Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:31, дипломная работа
Чтобы эффективно управлять качеством, нужно, во-первых, ясно представлять себе, от чего зависит качество продукции, и, во-вторых, нужно знать, как организовать управление качеством. Иначе говоря, следует знать, что и как надо делать для достижения требуемого уровня качества.
Ответы на эти вопросы включают как основные, принципиальные положения, так и множество конкретных способов и методов, которые применяются на практике для обеспечения качества. Наша задача - определиться в принципиальных вопросах.
Принципы обеспечения и управления качеством продукции.
Чтобы эффективно управлять качеством, нужно, во-первых, ясно представлять себе, от чего зависит качество продукции, и, во-вторых, нужно знать, как организовать управление качеством. Иначе говоря, следует знать, что и как надо делать для достижения требуемого уровня качества.
Ответы на эти вопросы включают как основные, принципиальные положения, так и множество конкретных способов и методов, которые применяются на практике для обеспечения качества. Наша задача - определиться в принципиальных вопросах.
Мы условились понимать под качеством совокупность свойств и характеристик продукции. Эти свойства и характеристики формируются при создании продукции и в зависимости от требований заказчиков могут быть самыми разнообразными как по уровню, так и по сочетанию. Поэтому под обеспечением качества логично понимать процесс формирования необходимых свойств и характеристик продукции. И не только процесс, но и результат, когда говорят, что требуемое качество обеспечено (достигнуто).
Практикам
хорошо известно, что когда на предприятиях
обсуждаются проблемы качества, приводится
множество самых разнообразных
факторов, препятствующих решению этих
проблем: это и качество проектирования,
и уровень технологии, и качество
покупных изделий и материалов, зарплата
и квалификация работников, условия
труда и т.д. И если попытаться
выявить и перечислить все
факторы, влияющие на качество, то окажется,
что практически вся
К
настоящему времени практика достаточно
убедительно вскрыла
ü материальная база (покупные изделия и материалы, технологическое и испытательное оборудование, средства измерений, здания, сооружения, транспорт и т.д.);
ü квалифицированный персонал, заинтересованный в хорошей работе (человеческий фактор);
ü глубоко продуманная организационная структура и четкое управление предприятием в целом и управление качеством в частности.
Два фактора - активный квалифицированный персонал и материальная база - определяют необходимую основу для выпуска высококачественной продукции. Поэтому их можно, по-видимому, считать фундаментом, базой качества.
Третий
фактор - организация и управление
предприятием дополняет фундамент
и позволяет реализовать
Таким
образом, можно с уверенностью
Как показывает практика, первоочередным фактором, с которого надо начинать решение проблемы качества, является человеческий фактор, а в нем - заинтересованность работников в повышении качества продукции. Объясняется это прежде всего тем, что незаинтересованный работник не будет хорошо работать даже на прекрасном оборудовании, а заинтересованный будет искать, находить и использовать любые возможности для достижения высокого качества выпускаемой продукции.
Только заинтересованность работников предприятия способна разорвать замкнутый порочный круг, который может сложиться в экономике и породить выпуск некачественной продукции.
Суть
этого порочного круга
В такой ситуации только интерес может заставить работников находить и использовать все имеющиеся резервы, чтобы хоть немного улучшить качество материалов, изготавливаемых на устаревшем оборудовании. И тогда замкнутый порочный круг прекратится в цикл ускоренного развития: улучшенные материалы, выпускаемые одними предприятиями, повысят качество оборудования, изготавливаемого из этих материалов другими предприятиями, а затем это более качественное оборудование позволит улучшить материалы на первых предприятиях, и т.д.
Если у работников нет особой заинтересованности в повышении качества, то они всегда могут сослаться на указанные объективные причины, и замкнутый круг всем будет казаться непреодолимым до тех пор, пока со стороны не будет поставлены хорошие материалы и новое оборудование. Их поставка может улучшить качество на какое-то время, но если работники по-прежнему не будут заинтересованы в хорошей работе, все вновь вернется «на круги своя», к тому же порочному кругу.
Иначе говоря, только интерес, подкрепленный хорошей материальной базой, способен стать тем фундаментом, на котором реально возможно повышение качества продукции.
Как
известно, интерес работников к качественному
труду зависит от того, способствует
ли такой труд удовлетворению их индивидуальных
целей и стремлений. Поэтому цели
и стремления работников должны быть
предметом постоянного внимания
администрации. Без заинтересованности
работников борьба за качество обречена
на неудачу, несмотря на применение новейших
технологий и внедрение самой
передовой организации работ
по управлению качеством. И если говорят,
что реклама - двигатель торговли,
то интерес можно назвать
Таким
образом, принцип (концепция) обеспечения
качества продукции может быть сформулирован
следующим образом: для обеспечения качества
продукции требуется три основных фактора:
необходимая материальная база, квалифицированный и заинтересо
Как известно, диаграмма К. Исикавы применяется как инструмент для анализа причин возникновения дефектов на рабочих местах. На ней представлено четыре основных (первичных) фактора, влияющих на качество продукции: человек, машина, материал и метод.
Необходимость
учета этого фактора
Логичнее
рассматривать «метод» как
Как
всякий процесс управления, управление
качеством осуществляется путем
реализации управленческих функций. Ранее
уже отмечалось, что для построения
концепции управления качеством
особое значение имеет процессный подход к
управлению как один из подходов, рассматриваемый
в теории менеджмента. Такой подход позволяет
организовать и представить управление
качеством как непрерывную цепь логически
взаимосвязанных функций, воздействующих
на производство с целью обеспечения качества. Определи
При
использовании процессного
По
аналогии с этими функциями, процесс
управления качеством логично начать свзаи
Заключительный этап в управлении качеством - реализация мероприятий. Как правило, эти мероприятия направлены на устранение выявленных отступлений от намеченных свойств и характеристик продукции и улучшение производственного процесса. Но, кроме этого, они могут быть направлены на корректировку ранее принятых планов, изменение организации работ, улучшение подготовки и повышение мотивации персонала, а также на выбор других, более квалифицированных поставщиков материалов и комплектующих изделий.
После реализации мероприятий продукция может поставляться заказчику или на рынок, и цикл управления качеством заканчивается выполнением той же функции, с которой он и начинался, - взаимодействие с внешней средой.
После этого поставщик получает информацию с рынка или от заказчика о качестве поставленной продукции.
Конечно, это - схема, принцип управления. В жизни от принятия заказа и до его выполнения реализуется не один описанный выше цикл управления. Если вдуматься, то такие циклы многократно реализуются на каждом этапе создания продукции: в процессе разработки, производства, испытаний, монтажа и ввода в эксплуатацию. При этом каждый раз выполняются одни и те же отмеченные здесь функции, которые при последовательной реализации и составляют, на наш взгляд, процесс управления качеством.
Таким
образом, концепция управления качеством
может быть сформулирована следующим
образом. Управление качеством представляет
собой непрерывный процесс
Сейчас
важно подчеркнуть, что все эти
функции логически связаны
Концептуальная модель управления качеством включает два аспекта управления: административное управление (общее руководство) качеством (quality management) и оперативное управление качеством (quality control). Эти аспекты управления образуют два взаимосвязанных контура управления, которые принято называть соответственно вертикальной и горизонтальной петлей управления. Кроме этого, процесс управления качеством называют петлей качества, и этот термин включен в словарь Европейской организации по качеству (ЕОК) и в стандарт ИСО 8402 по терминологии.
Вертикальная
петля включает следующие функции:
взаимодействие с внешней средой,
политика и планирование качества,
организация работы по качеству, обучение
и мотивация персонала, принятие
стратегических решений. Эти функции относятся
к полномочиям высших руководителей предприятия
и решают задачу административного управ
Горизонтальную петлю управления составляют функции: контроль качества, информация, разработка мероприятий, принятие оперативных решений и их реализация. Эти функции играют роль оперативного управления качеством.
Информация о работе Принципы обеспечения и управления качеством продукции