Принципы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:39, реферат

Описание работы

Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления. Т.е. управление организацией осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют "линию" поведения менеджера.

Работа содержит 1 файл

01.docx

— 72.30 Кб (Скачать)

Поскольку содержание духовной жизни общества отличается исключительным разнообразием, различны интересы, вкусы и взгляды различных  групп людей, социально-психологические  методы также весьма разнообразны. В связи с этим особую важность приобретает их классифика-ция. Один из возможных способов заключается в последовательной иерархии социальных процессов по уровням:

1) общество;

2) коллектив;

3) группа;

4) личность.

Рассмотрим эту  классификацию методов подробнее.

На уровне общества действуют методы управления социально-массовыми  процессами. Это, главным образом, методы воздействия средств массовой информации, пропаганды на население страны, регионов, социальные слои с целью формирования определенных представлений о текущем  характере общественного развития и состоянии социально-массовых процессов (социальном состоянии общества, безработице, преступности, гражданских  свободах). При этом ответственность (как моральную, так и юридическую) за объективность и своевременность  информации несут не только средства массовой информации, но и органы государственной  власти. На следующем уровне действуют  методы управления коллективами и группами, включающие:

а) оценку индивидуальных качеств работников;

б) выработку ориентиров, создающих условия для максимального  проявления профессиональных качеств  работников.

На этом уровне конкретизируются законы развитая общества (точнее, всего  объективного мира), формируется и  проявляется личность каждого работника. Организующая сила коллективного общения  формирует не только профессиональные качества работника, но и развивает  его как целостную личность. Тем  самым социальная устремленность коллектива в целом органично связывается  с социальной устремленностью, социально  значимыми целями, морально-этическими нормами поведения отдельного работника. Уровень развития СПМУ практически  однозначно характеризует уровень  развития коллектива как социальной целостности, систему ее социальных ориентиров, сложившийся морально-психологический  климат в коллективе.

Эти методы управления наиболее адекватны правилам группового поведения, формирования коллективной этики. В различных коллективах, отличающихся характером работ (исследования, разработки, маркетинговая, финансовая, производственная деятельность), естественно, методы управления коллективами и группами качественно различны.

Методы управления внутригрупповыми явлениями и процессами действуют на уровне взаимоотношений  между членами коллектива или  отдельной группы (в отличие от предыдущей группы методов, рассматривавшей  коллектив как единое целое, подчиненное  одной цели и синергетическому достижению конечных результатов).

Чаще всего руководителю приходится решать задачи формирования трудового коллектива, определения  путей и направлений его социального  развития. Саморазвитие коллектива возможно лишь при тщательном выполнении процедур подбора, расстановки и закрепления  кадров, определении перспектив удовлетворения потребностей в творческом труде, при  самоусовершенствовании личности (профессиональная учеба, самообразование, самовыражение, развитие творческих потенций и т. д.). При подборе кадров необходимо учитывать  комплекс социально-демографических  и профессионально-квалификационных качеств работников, в котором нет, и не может быть второстепенного и малозначимого. Стабильность коллектива зависит от уровня взаимодействия (формального и неформального), от интенсивности общения. Однако и интенсивность общения должна быть величиной регулируемой.

При управлении организацией коллективов выделяются три основные стадии, каждая из которых должна быть осмыслена и доведена до логических выводов, предложений, рекомендаций и результатов. На первой стадии — ориентации и адаптации — работники присматриваются друг к другу, к руководителю. Эта стадия должна быть максимально информативной, причем основным источником информации должен быть руководитель. Он вновь и вновь информирует новых сотрудников о целях, планах и условиях деятельности коллектива, задачах, подлежащих решению; расставляет людей, формирует требования к подчиненным, воспитывая у них ответственность за успешное выполнение поставленных заданий, культуру исполнения. Уже на этой стадии становления коллектива выделяется группа активных и инициативных исполнителей. На второй стадии значительно усиливаются процессы самоорганизации, саморегулирования и саморазвития. Эта стадия предполагает, что уровень административного вмешательства руководителя должен уменьшаться, и на смену ему все в большей степени должны приходить взаимопонимание, взаимоуважение, лояльность друг к другу (естественно, на основе высокого профессионализма и общей культуры). Наибольший акцент делается на позитивные сдвиги, тенденции, проявления личностных свойств, поддержка и развитие которых — обязанность руководителя. Третья стадия — стадия интеграции коллектива, когда формируется действительная общность работников как единого социального организма. Здесь формируются коллективное мнение о нормах поведения, коллективная этика, отношения взаимопомощи и сотрудничества. Общая цель коллектива выступает как фактор интеграции частичных целей каждой личности.

Методы управления индивидуально-личностным поведением в настоящее время представляют собой скорее искусство, чем науку. Субъектом управления выступает  и общество в целом, и коллектив, и, главным образом, руководитель. В  рамках методов управления индивидуально-личностным поведением основным является личный пример, когда руководитель либо сам  демонстрирует образцы нужного  поведения, либо указывает на примерных  работников. Выдающаяся личность может  быть воспитана только выдающейся личностью  — талантом, гением, тружеником, —  поэтому роль учителя, педагога, наставника исключительно важна в нашей  жизни. Важнейшее значение приобретает  ориентация руководителей на личное достоинство людей, уважение их идейно-нравственных принципов и убеждений. Весьма важен  метод ориентирующих воздействий  — создание обстановки, условий, ориентирующих  поведение личности в направлении  проявления ее лучших созидательных  качеств. В решении задач морально-психологического воздействия на личность и коллектив  особая роль принадлежат моральному стимулированию, которое позволяет  работникам глубже осознать социальную значимость и необходимость своего труда как нравственного долга  перед собой, коллективом и обществом. Методы морального стимулирования призваны обеспечить четкую дифференцированную связь между результатами труда  и мерой морального поощрения. При  этом моральное поощрение должно быть тесно взаимоувязано с материальным. Здесь требуется тактичность, высокий профессионализм руководителя, талант воспитателя. Моральное стимулирование включает поощрение как коллектива, так и личности. Коллективное поощрение активизирует процессы координации, кооперации и взаимопомощи. Многие поощрения активизируют процессы выделения отдельных работников и требуют особо тщательных, взвешенных подходов к оценке индивидуального вклада поощряемого работника в общий итог работы, оценки сложившихся в коллективе взаимоотношений. Необходимо помнить, что моральное поощрение, не подкрепляемое материально, так же быстро теряет свою силу, как и материальное, не сопровождаемое подчеркнутым уважением коллектива и общества. Социальные методы управления - это способы воздействия на социальные интересы персонала организаций в целях активизации их деятельности, придания ей творческого и истинно заинтересованного характера. Особенностью этих методов является их общность. В удовлетворении этой группы интересов заинтересована основная масса работников или весь персонал. Поэтому социальные методы, с другой стороны - это воздействие субъекта управления на общие интересы персонала фирм. Задача менеджмента при этом заключается в выявлении степени общности интересов персонала и выработке действенных способов их удовлетворения. Существует комплекс методов по решению этой внутрифирменной задачи - это социальное исследование, планирование и регулирование. Социальные исследования - это методы изучения социальных интересов персо-нала. Их результатом являются выявленные конкретные потребности работников в определенных социальных благах (жилье, здоровье и др.). Социальное планирование - это метод планового решения социальных проблем коллективов по улучшению условий труда, производственного быта, духовного и физического развития, жилья, охраны здоровья, коммунально-бытовых условий, квалификации работников структуры персонала. Социальное регулирование представляет собой процесс реализации планов и программ удовлетворения социальных потребностей персонала. Успешное их осуществление способствует единению персонала, сближению его интересов и интересов руководства фирмы, развитию корпоративного духа, т.е. такого состояния, когда и руководители, и рядовые работники глубоко заинтересованы в экономической результативности деятельности фирмы.

Психологические методы управления - это способы регулирования  взаимоотношений между людьми с  целью формирования благоприятного психологическою климата, который  является одним из важнейших факторов высокоэффективной деятельности людей. Эти способы многочисленны и  разнообразны, их эффективность во многом определяется искусством менеджеров объединять персонал и создавать  здоровый корпоративный дух. Назначение этих методов связано с формированием  условий, при которых личность работника  максимально раскрывает и в своей  деятельности использует творческий потенциал, активность, энергию для блага  всей фирмы. Как и другие виды методов, психологические способы и приемы воздействия на людей направлены на удовлетворение психологических интересов личности, проявляющихся в потребностях иметь комфортные условия труда, справедливую оценку трудового вклада и его общественное признание, пребывать в группе людей с близкими мировоззренческими взглядами, а также в потребности творческого характера трудовой деятельности. Особенностью психологических методов является то, что они не требуют сколько-нибудь значительных материальных затрат, но несмотря на это, их воздействие на людей результативность. Различают следующие группы психологических методов: методы комплектования малых групп, которые призваны обеспечивать оптимальную численность людей в группе, их психологическую совместимость; методы установления благоприятных для совместной деятельности взаимоотношений отношений между руководителем и подчиненными; методы гуманизации труда базируются на объективной потребности людей в определенных требованиях к свойствам среды, в которой протекает деятельность; методы профессионального отбора и соответствующего обучения работников исходя из индивидуальных способностей и их эффективного применения в фирме. Социально-психологические феномены жизни организации. Термин «социальность» подразумевает под собой определенную совокупность людей или взаимодействие их друг с другом, или просто действие одного человека против другого или других. Основная социально-психологическая проблематика менеджмента в организации: организационная культура; система власти, существующая в организации, отношения руководства-подчинения, прав-обязанностей в ней; социальная и социально - психологическая структура организации (какие люди, с каким жизненным опытом, ценностями и характером в ней работают); неформальная структура в организации, взаимосвязь формальной и неформальной структур; группы и группировки в организации, их статусы и роли; формирование групп в системе управления организацией по социально-психологическим признакам; разработка целей организации и принятие решений, в первую очередь, групповое - соединение личных, групповых, общеорганизационных целей; участие исполнителей в выработке решений; оценка руководителей и персонала; адаптация персонала; мотивация и развитие персонала; конфликты в организации; проблемы набора, подбора, расстановки, а также сокращения персонала: социально-психологический климат; психологические вопросы ответственности; лидерство в организации и т.п. Социальная психология рассматривает управление как постоянно осуществляющийся и воспроизводящийся на различных уровнях развития организации процесс целесообразного воздействия на управляемую систему. Для достижения организационных целей топ менеджментом разрабатывается стратегия управления организацией и ее тактические ходы. Ни то, ни другое будет неэффективным, если при этом не учитываются социально-психологические факторы в организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         

                                           Вопрос 3

Функции самоменеджмента: коммуникация и информация 

    Наверное, как и большинству наук, искусству управлять собой,  так и

другими, нужно учиться. Кто не научиться  управлять  собой,  тот  не  сможет

управлять другими  – гласит  древняя  мудрость.  Как  можна  хорошо  понимать

других, если не понимаешь  самого себя. Потому, прежде всего, человек  должен

познать самого себя. Есть два пути познания себя: один –  внешний,  а  другой

– внутренний. Внешний  путь направлен на развитие и  совершенствование  таких

внешних средств, как  ум  и  способности.  Внутренний  путь  ориентирован  на

развитие и совершенствование  той части сущности человека,  которую  называют

душа. “Ищите прежде царства божия, и  все  остальное  приложится  вам”.  Эти

пути  совершенно  разные  и  ведут  совершенно  к  разным  результатам.  Они

диаметрально противоположны.

      Рассмотрим  аспекты внешнего пути. 

      Искусство  управлять собой,  своим  временем,  своей  жизнедеяльностью,

руководить  течением  своей  жизни,  развиваться  и   совершенствоваться   –

неполный перечень задач, рассматриваемых самоменеджментом. 

      Л.Зайверт дает такое определение понятия самоменеджмента.

      Самоменеджмент – это последовательное и целенаправленное использование

испытанных  методов  работы  в  повседневной  практике,  для   того,   чтобы

оптимально и со смыслом использовать свое время.

      Основная  цель  самоменеджмента  состоит в том,  чтобы   максимально

использовать собственные  возможности, сознательно управлять  течением  своей

жизни  (самоопределяться)  и  преодолевать  внешние  обстоятельства  как  на

работе, так в личной жизни.

      Каждому  человеку вообще и в  особенности   тому,  кто  готовит  себя  к

работе организатора-менеджера  или уже является таковым,  в  первую  очередь,

Информация о работе Принципы менеджмента