Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:39, реферат
Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления. Т.е. управление организацией осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют "линию" поведения менеджера.
Поскольку содержание духовной жизни общества отличается исключительным разнообразием, различны интересы, вкусы и взгляды различных групп людей, социально-психологические методы также весьма разнообразны. В связи с этим особую важность приобретает их классифика-ция. Один из возможных способов заключается в последовательной иерархии социальных процессов по уровням:
1) общество;
2) коллектив;
3) группа;
4) личность.
Рассмотрим эту
классификацию методов
На уровне общества
действуют методы управления социально-массовыми
процессами. Это, главным образом, методы
воздействия средств массовой информации,
пропаганды на население страны, регионов,
социальные слои с целью формирования
определенных представлений о текущем
характере общественного
а) оценку индивидуальных качеств работников;
б) выработку ориентиров,
создающих условия для
На этом уровне конкретизируются
законы развитая общества (точнее, всего
объективного мира), формируется и
проявляется личность каждого работника.
Организующая сила коллективного общения
формирует не только профессиональные
качества работника, но и развивает
его как целостную личность. Тем
самым социальная устремленность коллектива
в целом органично связывается
с социальной устремленностью, социально
значимыми целями, морально-этическими
нормами поведения отдельного работника.
Уровень развития СПМУ практически
однозначно характеризует уровень
развития коллектива как социальной
целостности, систему ее социальных
ориентиров, сложившийся морально-
Эти методы управления наиболее адекватны правилам группового поведения, формирования коллективной этики. В различных коллективах, отличающихся характером работ (исследования, разработки, маркетинговая, финансовая, производственная деятельность), естественно, методы управления коллективами и группами качественно различны.
Методы управления внутригрупповыми явлениями и процессами действуют на уровне взаимоотношений между членами коллектива или отдельной группы (в отличие от предыдущей группы методов, рассматривавшей коллектив как единое целое, подчиненное одной цели и синергетическому достижению конечных результатов).
Чаще всего руководителю
приходится решать задачи формирования
трудового коллектива, определения
путей и направлений его
При управлении организацией коллективов выделяются три основные стадии, каждая из которых должна быть осмыслена и доведена до логических выводов, предложений, рекомендаций и результатов. На первой стадии — ориентации и адаптации — работники присматриваются друг к другу, к руководителю. Эта стадия должна быть максимально информативной, причем основным источником информации должен быть руководитель. Он вновь и вновь информирует новых сотрудников о целях, планах и условиях деятельности коллектива, задачах, подлежащих решению; расставляет людей, формирует требования к подчиненным, воспитывая у них ответственность за успешное выполнение поставленных заданий, культуру исполнения. Уже на этой стадии становления коллектива выделяется группа активных и инициативных исполнителей. На второй стадии значительно усиливаются процессы самоорганизации, саморегулирования и саморазвития. Эта стадия предполагает, что уровень административного вмешательства руководителя должен уменьшаться, и на смену ему все в большей степени должны приходить взаимопонимание, взаимоуважение, лояльность друг к другу (естественно, на основе высокого профессионализма и общей культуры). Наибольший акцент делается на позитивные сдвиги, тенденции, проявления личностных свойств, поддержка и развитие которых — обязанность руководителя. Третья стадия — стадия интеграции коллектива, когда формируется действительная общность работников как единого социального организма. Здесь формируются коллективное мнение о нормах поведения, коллективная этика, отношения взаимопомощи и сотрудничества. Общая цель коллектива выступает как фактор интеграции частичных целей каждой личности.
Методы управления
индивидуально-личностным поведением
в настоящее время представляют
собой скорее искусство, чем науку.
Субъектом управления выступает
и общество в целом, и коллектив,
и, главным образом, руководитель. В
рамках методов управления индивидуально-личностным
поведением основным является личный
пример, когда руководитель либо сам
демонстрирует образцы нужного
поведения, либо указывает на примерных
работников. Выдающаяся личность может
быть воспитана только выдающейся личностью
— талантом, гением, тружеником, —
поэтому роль учителя, педагога, наставника
исключительно важна в нашей
жизни. Важнейшее значение приобретает
ориентация руководителей на личное
достоинство людей, уважение их идейно-нравственных
принципов и убеждений. Весьма важен
метод ориентирующих
Психологические методы
управления - это способы регулирования
взаимоотношений между людьми с
целью формирования благоприятного
психологическою климата, который
является одним из важнейших факторов
высокоэффективной деятельности людей.
Эти способы многочисленны и
разнообразны, их эффективность во
многом определяется искусством менеджеров
объединять персонал и создавать
здоровый корпоративный дух. Назначение
этих методов связано с
Функции
самоменеджмента: коммуникация
и информация
Наверное, как и большинству наук, искусству управлять собой, так и
другими, нужно учиться. Кто не научиться управлять собой, тот не сможет
управлять другими – гласит древняя мудрость. Как можна хорошо понимать
других, если не понимаешь самого себя. Потому, прежде всего, человек должен
познать самого себя. Есть два пути познания себя: один – внешний, а другой
– внутренний. Внешний путь направлен на развитие и совершенствование таких
внешних средств, как ум и способности. Внутренний путь ориентирован на
развитие и совершенствование той части сущности человека, которую называют
душа. “Ищите прежде царства божия, и все остальное приложится вам”. Эти
пути совершенно разные и ведут совершенно к разным результатам. Они
диаметрально противоположны.
Рассмотрим
аспекты внешнего пути.
Искусство управлять собой, своим временем, своей жизнедеяльностью,
руководить течением своей жизни, развиваться и совершенствоваться –
неполный перечень
задач, рассматриваемых
Л.Зайверт дает такое определение понятия самоменеджмента.
Самоменеджмент – это последовательное и целенаправленное использование
испытанных методов работы в повседневной практике, для того, чтобы
оптимально и со смыслом использовать свое время.
Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально
использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей
жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на
работе, так в личной жизни.
Каждому
человеку вообще и в
работе организатора-менеджера или уже является таковым, в первую очередь,