Принципы эффективного менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 05:29, контрольная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современных условиях от эффективного менеджмента в организации зависит эффективность деятельности в целом, возможности и динамика развития организации, а также ее инвестиционная привлекательность.

Основной целью реферата является изучение принципов эффективного менеджмента.

В связи с поставленной целью в данной работе решаются следующие задачи:

- Определение понятия и сущности эффективного менеджмента;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Понятие и сущность принципов эффетивного менеджмента 5

2 Принципы эффективного менеджмента 10

3 Пути повышения эффективного менеджмента 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

Работа содержит 1 файл

Реферат Принципы эффективного менеджмента.doc

— 57.68 Кб (Скачать)

      7) Бюджетирование - разработка фискальных мер и ведение финансовых документов.

     Помимо POSDCORB, Гьюлик разработал 4 варианта выделения структурных подразделений внутри организации. Он утверждал, что в зависимости от конкретных условий, службы внутри учреждения могут создаваться в соответствии с:

     - основной целью подразделения (например, службы безопасности);

     - спецификой работы (инженерные службы или бухгалтерские отделы);

       - теми, с кем, или тем, с чем данное подразделение работает (группы внутри фирмы, занимающиеся работой со студентами или производством автомобилей);

       - географическим местоположением подразделения [8, c 98].

     Гьюлик поддерживал требование единоначалия, сформулированное Файолем, и исключал всякую возможность того, что один служащий будет получать распоряжения из двух источников. Он также настаивал на том, что специализированным подразделением может руководить только человек, имеющий профессиональные познания в данной области. Гьюлик подчеркивал, что руководитель может иметь лишь нескольких подчиненных, каждый из которых, в свою очередь, еще нескольких, но это количество ни в каком случае не должно превышать 6 [9].

     В более поздних работах Гьюлик изменил акроним POSDCORB на POSDECORB, вставив в него букву Е - от английского "evaluation", "оценка". Он также пришел к признанию важности децентрализации, делегирования полномочий служащим низшего звена и их участия в принятии решений.

     Урвик уделял особое внимание разработке конкретных рекомендаций по управлению, особенно в той части, которая касалась разделения труда. Он выделял три метода создания функциональных подразделений - унитарный (каждая служба работает в своем регионе или со своим списком клиентов), серийный (каждая служба ответственна за одну из операций в общем технологическом процессе) или субъектный (службы группируются вокруг отдельных людей, обладающих необходимой специализацией и возможностями).

     Урвику также ставят в заслугу популяризацию принципа "зоны регулирования", ограничивающего количество непосредственных подчиненных каждого управленца не более чем 5-6 людьми. Конкретный предел зависит от уровня руководства - на верхних уровнях это число не должно превышать 3, в то время как на нижних их может быть вдвое больше.

     Списки  принципов, сформулированных Файолем, Муни, Рейли, Гьюликом и Урвиком, многократно подвергались критике как со стороны управленцев, пытавшихся применить их на практике, так и ученых-теоретиков. Их основные замечания можно суммировать следующим образом:

       - все эти принципы - не более, чем расхожие банальности;

       - они основываются на ложных исходных предпосылках;

       - они двусмысленны и, соответственно, не могут иметь практического применения.

     Действительно, некоторые из принципов имеют  крайне расплывчатую формулировку. Так, когда Гьюлик пишет о том, что подразделения должны выделяться или по признаку общности цели, или по однородности функций, или по объекту или месту приложения усилий, он не оговаривает, какое из этих четырех "или" надо предпочесть в каждом конкретном случае. Более того, не всегда ясно даже, что подразумевается под самим понятием "принципов менеджмента". Легко убедиться, что список из 14 заповедей Файоля включает как отдельные понятия, так и каузальные закономерности, а также практические рекомендации. Многие оспаривают также уверенность, которую разделяли все пять перечисленных исследователей, что "управление как точная наука" вообще возможно [9, c. 79].

     Несмотря  на то, что многие из критических замечаний, по всей видимости, справедливы, принципы менеджмента продолжают преподаваться как фундаментальные основы искусства управления. Даже если они и являются всего лишь соображениями здравого смысла, а не наукой, необходимо признать, что мы не располагаем сегодня ничем лучшим. Верно, что большинство из них не подвергалось систематической эмпирической проверке, и в этом смысле они должны восприниматься как гипотезы, а не как окончательные выводы. Но, с другой стороны, именно как важные гипотезы они обозначают направления будущих исследований в управленческой науке.

     Современная наука выделяет три группы основных принципов, определяющих эффективность  менеджмента.

     Главными  из них являются:

     - приоритеты человеческого фактора – мотивированная деятельность, профессионализм;

     - принципы критических факторов – учет фактора времени, развитие информационных технологий, корпоративность, как форма эффективного сотрудничества и партнерства;

     - основные принципы ориентирования – управленческая деятельность включает в себя разработку цели, миссии и стратегии менеджмента, обеспечение качества, создание условий творчества (система «думай сам») и др [10, c. 88].

     Также существуют общие современные принципы, направленные на эффективность менеджмента:

     1) Первый принцип эффективности управления состоит в том, чтобы оно было направлено на создание современной материальной базы и на формирование квалифицированного и заинтересованного персонала, причем в первую очередь оно должно быть направлено на мотивацию персонала.

     2) Второй принцип эффективности управления состоит в организации работ, при которой структура соответствует внешней среде, технологии, стратегии и размеру предприятия, а система управления позволяет оперативно и гибко реагировать на складывающуюся ситуацию.

     3) Третий принцип эффективного управления заключается в выполнении управленческих функций с применением известных в менеджменте и подходящих к данной ситуации школ и методов управления в процессе текущего управления предприятием. При этом особое внимание необходимо уделить системному и ситуационному подходам для учета влияния внутренних и внешних факторов на деятельность предприятия.

     4)  Нисходящий менеджмент усовершенствований от высшего руководства на все подразделения, для достижения общих целей и задач. Это включает применение методов стратегического планирования во всех эшелонах организации.

     5) Непрерывная интеграция процессов, данных, и информационных систем, чтобы достичь большей способности к взаимодействию, гибкости, продуктивности, и эффективности.

     6) Стандартизация процессов и методов.

     7) Применение реинжиниринга бизнес-процессов и методов улучшения функционального процесса, чтобы управлять главными новшествами и непрерывными циклами усовершенствования.

     8) Управление (руководство) предприятием включает в себя организацию работ (построение структуры и создание системы управления) и текущее управление, представляющее собой непрерывный процесс, состоящий из последовательности логически связанных управленческих функций.

     9) Хорошая материальная база, квалифицированный и заинтересованный персонал и четкое управление предприятием представляют собой три тесно связанных между собой фактора, которые необходимы для успешной деятельности предприятия. Основой эффективной деятельности предприятия является его материальная база и персонал, а ключевым фактором — мотивация персонала [11, c. 65]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Пути повышения  эффективности менеджмента 

     Повышение эффективности управления является необходимой составляющей успешной деятельности любого предприятия.

     В настоящее время существует множество  способов повышения эффективности  менеджмента, каждый из которых направлен  или на самого руководителя, его  личные и профессиональные качества, или на какой-либо элемент управленческой деятельности.

     Работа  над повышением эффективности управления может начинаться с любого элемента, того, совершенствование которого является для организации наиболее актуальным. Важно лишь иметь при этом в  виду взаимосвязь элементов друг с другом [9, c. 106].

     Рассмотрим  наиболее общие пути повышения эффективности  управления:

  1. Совершенствование структуры управления, максимальное ее упрощение, децентрализация большинства функций, определение полномочий руководства с учетом квалификаций и личных качеств.
  2. Выработка стратегии развития организации на основе анализа ее сильных и слабых сторон, разработка философии и политики организации, охватывающей все ее функциональные области.
  3. Разработка информационной системы организации, обеспечивающей эффективную коммуникационную связь между сотрудниками и подразделениями.
  4. Разработка системы принятия решений, правил и процедур управления, системы стимулирования.
  5. Система постоянного повышения квалификации работников на основе обучения, переподготовки, развития инициативы, творчества.
  6. Разработка системы подбора, обучения, оценки и перемещения руководящих кадров, планирование карьеры руководителей, применение стиля руководства, адекватного внутренним и внешним факторам, воздействующим на организацию.
  7. Применение наиболее эффективных методов подбора персонала, его оценки, формирование работоспособного, совместимого состава работников, создание максимально благоприятного социально-психологического климата.
  8. Работа по созданию культуры организации, выработке совместных ценностей, признаваемых и одобряемых сотрудниками [13, c. 54].

     Рассмотрим  более детально некоторые из путей  повышения эффективности менеджмента.

     В современных рыночных условиях для  эффективности управленческого  процесса необходимо, чтобы любой  менеджер не только имел глубокие и  разносторонние знания, но и отличался  оперативностью и деловитостью, обладал  чувством нового, постоянно проявлял инициативу.

     На  развитие эффективности трудовой деятельности работника, в том числе и в  сфере управления, можно воздействовать. Важным стимулом квалификационного  роста руководящего работника и  развития его инициативы является систематическое  продвижение по службе. Менеджер должен твердо знать, что вопрос о его  продвижении подлежит обязательному  периодическому рассмотрению. Однако это продвижение будет зависеть во многом от того, как он повышает деловую  квалификацию, насколько активен  в работе.

     Росту эффективности менеджмента способствует система повышения квалификации с отрывом и без отрыва от производства. Повышение квалификации направлено на совершенствование и углубление знаний, умений и навыков работника  в конкретном виде деятельности.

     Стимулирующая роль в повышении эффективности  труда руководящих работников выполняет  их периодическая аттестация. Основная цель аттестации – выявить, на что  способен тот или иной работник, чего он заслуживает. Но при этом проявляется  и ее вторая сторона. Чувство ответственности  перед предстоящей аттестацией  побуждает менеджера к более полному использованию своих способностей, к достижению лучших результатов в труде.

     Одним из наиболее важных путей повышения  эффективности управления считается  активная поддержка новаторства  в организации. Создание и поддержка  атмосферы творческого поиска –  прямая задача руководителей компании [13, c. 54].

     Факторами, поддерживающими новаторство, считают: предоставление необходимой свободы  при разработке новшества, обеспечение  новаторов необходимыми ресурсами  и оборудованием, поддержка со стороны  высшего руководства; ведение дискуссий  по обмену идеями; поддержание эффективных  коммуникаций с коллегами, другими  подразделениями, вузами и внешними научными организациями; углубление взаимопонимания между работниками [11, c. 49].

     Одним из наиболее действенных путей повышения  эффективности управления является мотивация.

     Мотивация – стимулирование к деятельности, процесс побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение  человека для достижения личных, коллективных и общественных целей.

     Существует  определенная система мотивов к  труду. В нее входят мотивы: содержательности труда, его общественной полезности; статусные, связанные с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности; получения материальных благ; ориентированные  на определенную интенсивность работы.

Информация о работе Принципы эффективного менеджмента