Автор: Айдар Мурзакаев, 06 Октября 2010 в 11:43, курсовая работа
Основной долгосрочной целью любой организации является стремление выжить в конкурентной борьбе. При этом сотрудники являются главным преимуществом любой организации. От человеческих ресурсов зависит слабость и мощь организации. Принимаемые сотрудниками на любом рабочем месте профессиональные решения обуславливают эффективность осуществления производственных задач и формируют общую успешность и результативность деятельности организации. Поэтому важно контролировать, побуждать и помогать сотрудникам, чтобы с одной стороны, создать все условия для наиболее полной реализации их профессионального богатства, с другой стороны - сформировать желание трудиться качественно и производительно. Главной целью кадровой политики является формирование такого кадрового потенциала, который в профессиональном отношении позволял бы обеспечивать реализацию целей предприятия.
В связи с этим вырос спрос на высококвалифицированные рабочие профессии. На рынке труда ощущается дефицит профессиональных кадров. Задача руководителей наладить продуманную, сбалансированную кадровую политику, а именно - по направлению комплектования штатов и отбора персонала. Таким образом, тема курсовая работы является в настоящее время особенно важной и актуальной.
Целью данной работы является изучение теоретических основ комплектования штатов в системе управления персоналом современной организации.
Введение 3
Глава I Место комплектования штатов в системе управления персоналом современной организации 5
§1 Административная школа управления и школа человеческих отношений 5
§2 Понятие и сущность комплектования штатов и отбора персонала 10
Глава II Специфика комплектования штатов и отбора персонала…...20
§1 Роль и значение различных субъектов оценки и отбора персонала 20
§2 Применение консультирования в комплектовании штатов и отборе персонала 25
Глава III Методика анализа работы кадровой службы и проблемы комплектования штатов на примере ОАО «Каустик» 30
Заключение. 34
Список использованных источников 36
Тема: "Применение управленческого консультирования в комплектовании штатов и отборе персонала"
Содержание
Введение 3
Глава I Место комплектования штатов в системе управления персоналом современной организации 5
§1 Административная школа управления и школа человеческих отношений 5
§2 Понятие и сущность комплектования штатов и отбора персонала 10
Глава II Специфика комплектования штатов и отбора персонала…...20
§1 Роль и значение различных субъектов оценки и отбора персонала 20
§2 Применение консультирования в комплектовании штатов и отборе персонала 25
Глава III Методика анализа работы кадровой службы и проблемы комплектования штатов на примере ОАО «Каустик» 30
Заключение. 34
Список использованных источников 36
Основной долгосрочной целью любой организации является стремление выжить в конкурентной борьбе. При этом сотрудники являются главным преимуществом любой организации. От человеческих ресурсов зависит слабость и мощь организации. Принимаемые сотрудниками на любом рабочем месте профессиональные решения обуславливают эффективность осуществления производственных задач и формируют общую успешность и результативность деятельности организации. Поэтому важно контролировать, побуждать и помогать сотрудникам, чтобы с одной стороны, создать все условия для наиболее полной реализации их профессионального богатства, с другой стороны - сформировать желание трудиться качественно и производительно. Главной целью кадровой политики является формирование такого кадрового потенциала, который в профессиональном отношении позволял бы обеспечивать реализацию целей предприятия.
В связи с этим вырос спрос на высококвалифицированные рабочие профессии. На рынке труда ощущается дефицит профессиональных кадров. Задача руководителей наладить продуманную, сбалансированную кадровую политику, а именно - по направлению комплектования штатов и отбора персонала. Таким образом, тема курсовая работы является в настоящее время особенно важной и актуальной.
Целью данной работы является изучение теоретических основ комплектования штатов в системе управления персоналом современной организации.
В соответствии с поставленной целью задачи курсовой работы заключаются в:
изучении истории возникновения и развития школы управления и школы человеческих отношений;
выявлении сущности комплектования штатов и отбора персонала;
рассмотрении роли и значении различных субъектов оценки и отбора персонала;
изучении применения консультирования в комплектовании штатов и отборе персонала;
анализе особенностей и проблем комплектования штатов и системы управления персоналом на примере ОАО «Каустик»;
формировании политики совершенствования системы комплектования штатов на предприятии в целях ее эффективности.
Для достижения поставленной цели были использованы нормативные и законодательные акты, труды ученых и специалистов, исследовательские статьи в периодической литературе, статистические данные
Все это позволило полно и подробно изучить вопрос комплектования штатов и отбора персонала на предприятии и предложить пути совершенствования данной проблемы.
История возникновения и развития менеджмента насчитывает по крайней мере семь тысячелетий и пять управленческих революций, радикально менявших роль и значение управления в жизни общества Попытки научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки управления относятся к концу XIX - началу XX в. Несомненно, они были ответом на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало такие специфические черты, как (2., с.329):
массовое производство и массовый сбыт;
ориентация на рынки значительной емкости;
ориентация на крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций.
Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно-обоснованными принципами, нормами, стандартами.
За последние 100 лет профессионализация менеджмента, возникновение учения о менеджменте как научной дисциплины и усиление необходимости теоретического обоснования предпринимательской практики привели к возникновению большого количества концепции и, методов и методик. Результатом явилось, однако, не только нарабатывание фундаментальных знаний, но и лавина противоречащих друг другу рекомендаций, что дало повод Кундзу говорить уже в 1961 г. о "джунглях теории менеджмента". Такая оценка представляется справедливой, однако в истории менеджмента четко распознаются основные фазы, несмотря на дифференциацию внутри них.
Основателем школы научного менеджмента выступил Ф.У. Тейлор. Задачи своей книги "Принципы научного управления" Тейлор видел в том, чтобы:
показать на ряде простейших примеров громадные потери страны из-за низкой эффективности большинства повседневных действий;
убедить специалистов в том, что для повышения эффективности действий необходимо совершенствовать методы управления предприятиями, а не искать гениальных руководителей;
доказать, что наилучшее руководство - подлинная наука, опирающаяся на четко сформулированные законы, принципы и правила.
Тейлор доказывал, что фундаментальные принципы научного управления применимы ко всем видам человеческой деятельности, начиная от простейших действий отдельной личности и кончая работой громадных корпораций, требующих наиболее совершенных методов координации.
Внимание Ф.У. Тейлора было сосредоточено на выполнении простейших операций и психофизиологических аспектах деятельности человека.
Основоположники школы научного менеджмента уделяли внимание в первую очередь управлению производством. Выработка подходов к совершенствованию управления организацией в целом связана с возникновением классической административной школы управления, представителями которой являлись А. Файоль, Л. Урвик, Э. Гаррингтон, Дж.Д. Муни, М. Вебер, Г. Форд и др.
Эмерсон Гаррингтон сформулировал знаменитые 12 принципов управления, которые должны обеспечивать рост производительности труда (12., с.74):
отчетливо поставленные цели;
здравый смысл в организации;
квалифицированный совет;
дисциплина;
честное поведение;
быстрая и систематическая проверка результатов;
порядок работы;
существование норм и образцов;
соответствующие условия работы;
разработанные методы действия;
точный инструктаж работы;
система поощрения.
Другой известный специалист в области менеджмента - А. Файоль, который полагал, что ключевыми моментами эффективного менеджмента являются ясная система иерархии и разделение управленческих функций. Схема организации, разработанная А. Файолем, начиналась на уровне высшего руководящего звена. Им осуществлено структурирование деятельности на предприятии по техническим, коммерческим, финансовым и административным ее аспектам с учетом таких сфер, как отчетность и меры безопасности на предприятии. Вся эта деятельность была систематизирована, что привело к выделению классических функций менеджмента: планирование; организовывание; руководство; координация; контроль.
Генри Форд (1863-1947) - основатель американского автомобилестроения, один из создателей "философии практики" XX в. (книги "Моя жизнь, мои достижения", "Сегодня и завтра") - к тейлоровской системе добавил свои правила, учитывающие, что по своей природе человек стремится к определенной самостоятельности, противится принуждению. Эти факторы усложняют процесс регламентации деятельности персонала. Некоторые правила Г. Форда (10., с.221):
при выполнении работы избегайте ненужных формальностей и обычного разделения компетенции;
оплачивайте хорошо каждого работника и следите за тем, чтобы он работал все 48 часов в неделю, но не более;
приведите все машины в наилучшее состояние, поддерживайте в порядке и настаивайте на абсолютной чистоте, чтобы приучить людей уважать свои орудия труда, окружающую обстановку и самих себя.
Единой основой классического учения о менеджменте является отделение руководящих от руководимых, причем особое место отводится менеджерам. Руководство предприятия устанавливает в относительно жесткой форме:
каково разделение и структурирование труда;
систему подчиненности;
способ достижения максимальной эффективности осуществляемой деятельности.
Лица, не принадлежащие к руководству, воспринимаются в принципе как источник препятствий, а руководители - только как носители определенных функций.
Школа научного управления и классическая школа появились, когда психология находилась еще в зачаточном состоянии. Движение за человеческие отношения зародились в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации.
В концептуальном плане подход школы человеческих отношений представил удовлетворение социальных потребностей членов организации основным условием экономической эффективности.
Четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Мотивами поступков людей выступают различные потребности, которые могут лишь частично и косвенно удовлетворяться с помощью денег. Если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести и к увеличению производительности труда. Представители школы человеческих отношений рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.
Интенсивные разработки в области управления с точки зрения человеческих отношений велись в 1920-е гг. в России.
Еще в 1903 г. Карел Адамецкий (г. Екатеринбург) сформулировал принципы коллективного труда (11., с.182).
В 1920-е гг. на русский язык были переведены наиболее интересные работы европейских и американских авторов по проблемам организации управления производством (например, "Двенадцать принципов производительности" Т. Эмерсона). Большое число руководителей предприятий и подразделений прошло стажировку за рубежом.