Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:01, курсовая работа
Предметом исследования является процесс реформирования бухгалтерского учета в Республике Беларусь, его адаптация и соответствие международным стандартам финансовой отчетности.
Объектом исследования является содержание международных стандартов финансового отчетности и белорусской нормативной базы по бухгалтерскому учету.
Цель – рассмотреть тенденции применения МСФО в современных международных экономических отношениях.
1. Сущность и роль международных стандартов в современных условиях развития экономики.
1.1. Сущность международных стандартов и условия их возникновения.
1.2. Цели и принципы финансовой отчетности.
1.3. История появления МСФО
2. Проблемы перехода на международные стандарты в Республике Беларусь.
Переход на МСФО изменяет как принципы подготовки самой финансовой отчетности, так и принципы контроля ее качества и аудита. Так, порядок подготовки отчетности по РСБУ основан на исполнении инструктивных положений и требований регулирующих органов. В то же время международные правила предоставляют бухгалтеру гораздо большую свободу действий.
Если говорить кратко, то МСФО базируются на трех концепциях:
Концепция справедливой стоимости. Ее суть состоит в том, чтобы дать пользователю информацию о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятия исходя из его реальной цены. Этот подход очень важен, так как позволяет ответить на вопрос: сколько стоит бизнес сегодня?
Примером может служить корректировка стоимости основных средств с учетом инфляции или, например, их обесценения из-за других факторов. Во-первых, потребуется анализ динамики цен. Во-вторых, оценка денежных поступлений и платежей, возникающих в связи с использованием основного средства и его окончательным выбытием. В-третьих, техническое исследование объекта. В результате могут быть списаны основные средства, длительное время не применявшиеся на предприятии, и прочие неликвиды.
В российском учете, как правило, показывается только остаточная стоимость. Регулярно переоценивают свое имущество лишь немногие организации.
Концепция приоритета экономического содержания над правовой формой. Согласно МСФО, не столь важно, в какую правовую форму облечен тот или иной факт хозяйственной деятельности. Гораздо важнее, что он собой представляет с экономической точки зрения.
Концепция
прозрачности По МСФО в отчетности должен
быть представлен достаточно большой
объем сведений о деятельности предприятия.
Причем таким образом, чтобы заострить
внимание пользователей на всех существенных
деталях работы организации. Это говорит
о том, что составление отчетности по МСФО
дает возможность более реально видеть
финансовое состояние предприятия.
2. Проблемы
перехода на международные стандарты
в Республике Беларусь.
Как известно, в нашей стране принято решение о начале внедрения с 2008г. МСФО в практику отечественного учета.
В Республике Беларусь процесс вступления на путь международной гармонизации бухгалтерского учета и отчетности начался еще в начале 90-х гг. Советом Министров были утверждены постановление от 30 марта 1992г. № 174 “О переходе Республики Беларусь на принятую в международной практике систему учета и статистики” и Республиканская программа от 27 августа 1992г. № 523 к постановлению. В Программе отмечалось, что существующая до 1992г. система учета и статистики формировалась в условиях действия административно-командных методов управления экономикой и находилась в прямой зависимости от централизованного планирования, а “методология системы учета и статистики оторвана от мировой практики, что осложняет анализ экономического положения республики, процессов ее интеграции в международное сообщество. Все это требует существенной переработки учета и статистики в Республике Беларусь и приведения ее в соответствие с международными правилами”. Программа предусматривала решение целого ряда задач, среди которых перестройке бухгалтерского и банковского учета отводилось первостепенное значение: “Бухгалтерский и банковский учет — фундамент, “низовое” звено формирования новой системы статистической информации, от которого зависит осуществление всей Программы перехода Беларуси на новую систему учета и статистики”.
Стандарты во многом основаны на концепции справедливой стоимости, что сделает отчетность организаций более прозрачной, и предоставит инвесторам более ясную картину корпоративных финансов. Переход на МСФО предполагает серьезный сдвиг от использования исторической амортизированной стоимости, что позволяло равномерно учитывать доходы и расходы за период пользования инструментом (активом), к подходу, при котором компании должны будут учитывать существенную часть инструментов по справедливой стоимости, сразу относя ее изменения на доходы либо расходы. Вследствие этого результаты деятельности организаций будут более подвержены колебаниям, и, значит, влияние перехода затронет не только те компании, которые сами должны перейти на МСФО, но и их инвесторов, поставщиков, покупателей и конкурентов.
В качестве микроэкономических стимулов можно выделить:
рост рыночной капитализации (это преимущество, на первый взгляд, представляется для белорусских компаний неактуальным, поскольку биржевого рынка акций в Республике Беларусь как такового не существует, но его, тем не менее, можно рассматривать как фактор более достоверной оценки стоимости компании для инвесторов);
выход на зарубежные рынки капитала и снижение цены привлекаемого капитала;
возможность более эффективного использования информации для принятия управленческих решений.
Среди основных макроэкономических стимулов можно выделить следующие:
приток иностранных инвестиций в экономику;
большая прозрачность отечественных компаний и, как следствие, улучшение имиджа бизнеса за рубежом;
более
глубокая интеграция экономики страны
в мировую хозяйственную
улучшение качества статистической информации и возможность ее сопоставления.
Основное преимущество от внедрения МСФО для белорусского бизнеса – выход на зарубежные рынки капитала и снижение цены привлекаемого капитала.
На зарубежных рынках капитала компания сталкивается с требованиями кредиторов по предоставлению качественной финансовой информации. Западные финансовые институты не в состоянии оценить финансовое положение заемщиков и результаты их деятельности исходя из информации, подготовленной согласно белорусскому законодательству. Кроме того, составление финансовой отчетности в соответствии с МСФО дает более достоверную и объективную картину состояния организации, тем самым снижая для кредитора риски, связанные с непрозрачностью финансовой отчетности.
Для адаптации текущего белорусского бухгалтерского учета к МСФО потребуется серьезная перестройка всей системы формирования бухгалтерской отчетности, нацеленная на обеспечение следующих концептуальных изменений:
-
отражение происходит в
- результаты операций признаются по факту их возникновения;
-
широко используются
-
для оценки стоимости часто
применяется дисконтирование
-
используются подробные
Существует два метода формирования отчетности по международным стандартам:
- трансформация существующей отчетности;
-
параллельное ведение
Схема 1. Формирование отчетности по
методу трансформации.
Схема 2. Формирование отчетности путем ведения параллельного учета.
Каждый из методов имеет свои плюсы и минусы. Преимущества трансформации – минимальные изменения во внутренних технологиях и участие в процессе лишь узкого круга специалистов, которых можно привлечь со стороны. К плюсам второго метода относятся максимальная точность и высокая оперативность.
Параллельный учет (конверсия) обычно более трудоемок, но зато не требует значительного времени на подготовку отчетности по МСФО после представления отчетов по местным стандартам (иногда этот процесс может занимать несколько месяцев, что ставит под вопрос один из главных принципов финансовой информации – своевременность).
В любом случае, какой бы подход ни использовали компании, при переходе на МСФО их ожидают одинаковые риски. Остановимся на тех рисках, которые сопутствуют этому решению.
Системные риски.
Принимая на себя ответственность относительно введения в кратчайшие сроки норм МСФО в качестве обязательных к практическому применению, наша страна неизбежно сталкивается с серьезной проблемой. Суть ее заключается в том, что представители Республики Беларусь не принимают участия в процессе нормотворчества и развития этих стандартов. Находясь вне процесса разработки новых и корректировки старых стандартов, вне процедур интерпретации их содержания и обобщения существующих проблем, возникающих в связи с их использованием, мы неизбежно оказываемся в положении вечно отстающею и догоняющего пользователя чужих законодательных инициатив. Не зная изнутри, что и как происходит при совершенствовании стандартов, мы никогда не сможем оперативно вносить изменения в наше отечественное законодательство, касающееся учёта и отчетности, налогообложения и ценообразования, и это реально поставит под угрозу все те преимущества, которые якобы сулят МСФО па практике.
Серьезными проблемами будут своевременность получения официальных текстов стандартов, которые в оригинале пишутся и признаются только на английском языке, качество перевода на русский и белорусский языки, обучение персонала бухгалтерий. Очевидно, что прежде чем приступать к действительному внедрению стандартов, необходимо добиться того, чтобы представители общественных объединений профессиональных бухгалтеров и аудиторов и министерства финансов пашей страны, отвечающие за учет, получили бы для начала хотя бы минимально допустимую в существующих условиях возможность представлять интересы страны при разработке МСФО. В сегодняшнем положении риск принимать на себя ответственность жить по законам, к написанию которых страна не имеет никакого отношения, можно считать одним из наиболее серьезных. Его можно квалифицировать как системный риск, устранить который с помощью неких спорадических консультаций у представителей иностранных компаний или обращения к специальной иностранной литературе вряд ли удастся. Либо это будет весьма дорого. Кстати сказать, по имеющимся, вполне достоверным данным, в ближайшие 2-3 года международный Комитет по разработке МСФО намерен пересмотреть и существенно изменить содержание ряда стандартов, на которые мы сегодня собираемся переходить. По различным экспертным оценкам, масштаб изменений может доходить до 30- 40%, что косвенно свидетельствует о несовершенстве нынешних МСФО.
Риск множественности методик трансформаций отчетности.
Как известно, одним из вариантов внедрения МСФО является путь параллельного сочетания последовательного внесения изменений в существующую нормативную базу Республики Беларусь, регулирующую учет и отчетность, с разработкой методики трансформации отчетности, подготовленной по белорусским стандартам, которая бы соответствовала требованиям МСФО. Такой подход принят в нашей стране. Его можно считать достаточно консервативным, нацеленным на долгосрочную стратегию перехода на МСФО, однако наиболее реалистичным. При том, что в МСФО ряд вопросов отдается на откуп так называемому «профессиональному суждению пользователей» (практикующих бухгалтеров предприятий), осуществляемая трансформация неизбежно приведет к возникновению множества методик, отражающих субъективное восприятие и понимание сути международных стандартов каждым отдельно взятым главным бухгалтером (группой отраслевых бухгалтеров, аудиторов, прочих людей, считающих себя специалистами, и т. д.). Очевидно, что ценность таких отчетов вряд ли будет соответствовать государственным целям перехода на МСФО. В этих условиях встает довольно непростая комплексная теоретическая, методологическая, методическая, организационно-правовая и финансовая проблема создания единой общепринятой методики (в привычном нам понимании некой инструкции) по трансформации нашей отчетности в международную. Решение проблемы видится в создании специальной группы экспертов, которые бы смогли разработать понятную для практиков, удобно алгоритмируемую при использовании и легко автоматизируемую через программные продукты методику трансформации. Альтернативным вариантом может быть заказ на разработку такой методики у зарубежных специалистов, знающих как международные стандарты, так и белорусский бухгалтерский учет и отчетность. Хотя и этот выход может не дать идеального результата. Имеющийся опыт трансформации отчетов одних и тех же белорусских предприятий различными иностранными компаниями свидетельствует о том, что у разных фирм трансформированные под МСФО отчетные данные почему-то не совпадают. Разница может достигать 5-8%.
Информация о работе Применение МСФО на белорусских предприятиях: проблемы и перспективы