Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 12:32, курсовая работа
Целью является обоснование методов развития лизинговых операций в жилищно-коммунальной сфере.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Лизинг, виды лизинга.
2. Основные фонды предприятия ЖКХ типичные проблемы.
3. Особенности лизинговых операций в сфере ЖКХ
4. Характеристика, техника МУП Коммунальное хозяйство
5. Нормативно правовое регулирование (расположение, акты)
ВВЕДЕНИЕ…………………………...………………………..………………..…3
ГЛАВА I ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЗИНГА.
1.1 Лизинг, виды лизинга …………………………………………………5
1.2 Характеристика производственной деятельности ЖКХ……………9
1.3 Основные фонды предприятия ЖКХ типичные проблемы ……….10
1.4 Особенности лизинговых операций в сфере ЖКХ ............................12
ГЛАВА I I. АНАЛИЗ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ
МУП КОМУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО.
Характеристика, техника МУП Коммунальное хозяйство ………...16
Нормативно правовое регулирование (расположение, акты)………17
Оценка эффективности лизинга………………………………………19
Рекомендации по развитию лизинга в организации…………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...………21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………
(см. Приложение 4).
5. Прямой лизинг (см. Приложение 5). При прямом лизинге арендатор заключает с лизинговой фирмой соглашение о покупке требуемого оборудования и последующей сдачей ему в аренду. Часто соглашение об аренде может быть заключено непосредственно с фирмой-производителем (т.е. на прямую). Крупнейшими производителями, предоставляющими свою продукцию на условиях лизинга, являются такие известные фирмы, как IBM, Xerox, GATX, а также многие авиационные, судостроительные и автомобильные компании. Например, лидеры мирового автомобильного рынка – концерны «Даймлер-Крайслер» и BMW состоят учредителями ряда ведущих лизинговых компаний, через которые осуществляют сбыт своей продукции во многих странах мира.
6. Сублизинг - особый вид отношений, возникающих в связи с переуступкой прав пользования предметом лизинга третьему лицу, что оформляется договором сублизинга (см.Приложение 6). Лицо, осуществляющее сублизинг, принимает предмет лизинга у лизингодателя по договору лизинга и передает его во временное пользование лизингополучателю по договору сублизинга. Согласно Федеральному закону “О лизинге” переуступка лизингополучателем третьему лицу своих обязательств по выплате лизинговых платежей третьему лицу не допускается.
При передаче предмета лизинга в сублизинг обязательным должно быть согласие лизингодателя в письменной форме.
Международный сублизинг, также регулируется этим Федеральным законом. Отличительной особенностью международного сублизинга является перемещение предмета лизинга через таможенную границу Российской Федерации только на срок действия договора сублизинга.
При сублизинге основной арендодатель получает преимущественное право на получение арендных платежей. В договоре обычно обуславливается, что в случае банкротства третьего звена арендная плата поступает основному арендодателю.
Таким образом, рассмотрев наиболее распространенные виды лизинга можно отметить, что все существующие виды подобных соглашений являются разновидностями двух базовых форм лизинга – оперативного либо финансового.
1.2 Характеристика или особенности производственной деятели ЖКХ.
Жилищно-коммунальное хозяйство –это комплекс под отраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.
ЖКХ подразумевает многое, в частности:
Водопровод - прокладка и ремонт водопроводных труб, водозабор очистка и доставка воды в многоквартирные дома и на промышленные объекты, в т.ч. Для последующего подогрева для нужд горячего водоснабжения и отопления. Канализация - отведение сточных вод.
Теплоснабжение
- обеспечение поставки жителям горячей
воды и тепла, обеспечение работы
котельных и ТЭЦ. Нарушение работы
может вызвать топливно-
Капитальный ремонт зданий, текущий ремонт внутренних обще домовых инженерных коммуникаций и систем (здания).
Сбор, вывоз и утилизация мусора и другое.
Сегодня
система жилищно-коммунального
Принципиальным
моментом в подходе к организации
управления ЖКХ является создание Управляющей
компании. Управляющая компания при этом
должна быть субъектом рыночных отношений.
На этапе формирующихся экономических
отношений в сфере ЖКХ, с целью разрушения
монополизма и развития договорных отношений
в этой сфере, и в соответствии с действующим
законодательством наиболее эффективной
организационно-правовой формой для Управляющей
компании является Муниципальное учреждение.
1.3 Основные фонды предприятия ЖКХ типичные проблемы.
Основные фонды сферы жилищно-коммунального хозяйства целесообразно подразделять на три группы:
жилищный фонд;
технологические фонды;
производственные фонды;
Жилищный фонд включает в себя недвижимое имущество с установленными правами владения, пользования и распоряжения в границах имущества, включающее: земельные участки и прочно связанные с ними жилые дома с жилыми и нежилыми помещениями, хозяйственные приусадебные постройки, зеленые насаждения с многолетним циклом развития; жилые дома, квартиры, иные жилые помещения в жилых домах и других строениях, пригодные для постоянного и временного проживания; сооружения и элементы инженерной инфраструктуры жилищной сферы.
Технологические фонды включают в себя инженерную инфраструктуру (сети, котельные, насосные станции, очистные сооружения, водозаборы и тому подобное).
Производственные фонды состоят из объектов, обеспечивающих обслуживание фондов первой и второй группы. Сюда входят гаражи, мастерские, административные и производственные здания и тому подобное.
Собственник объектов коммунального назначения может передавать эти фонды в хозяйственное ведение или оперативное управление жилищно-коммунальным организациям. Сферы жилищно-коммунального комплекса существенно различаются по подходам к формированию эффективных экономических методов хозяйствования и механизмам снижения издержек. Их можно условно разделить по признаку возможности создания конкурентной среды на две группы:
жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство.
За несколько лет экономических реформ государственная и муниципальная собственность на средства производства, по существу, перестала быть объектом отраслевого управления. В ЖКХ особенно интенсивно эти процессы начали происходить в рамках реализации постановления Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности на федеральную, государственную субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность". В настоящее время практически вся недвижимость ЖКХ является муниципальной собственностью. Поэтому огромная роль в реформировании этой сферы отводится органам местного самоуправления. Органы местного самоуправления, как собственники объектов ЖКХ, обязаны сформировать на территории муниципального образования единую социальную и финансовую политику в сфере ЖКХ.
В основу системы управления жилищно-коммунальным
хозяйством должны быть положены рациональное
разделение функций и организация взаимоотношений
между собственником-домовладельцем,
управляющей организацией, подрядными
организациями различных форм собственности,
осуществляющими обслуживание жилищного
фонда и объектов инженерной инфраструктуры,
и органом, уполномоченным осуществлять
государственный контроль за предоставлением
населению жилищно-коммунальных услуг
необходимого качества, за использованием
и сохранностью жилищного фонда независимо
от его принадлежности. При выборе варианта
управления целесообразно руководствоваться
принципом предоставления собственнику
- домовладельцу права решать, кто будет
обслуживать принадлежащую ему недвижимость,
и управлять ею.
1.4 Особенности лизинговых операций в сфере ЖКХ.
Состояние
коммунальной системы, обусловленное
высоким уровнем
затратности этой отрасли, отсутствием
экономических стимулов и простых, доступных
для муниципалитетов вариантов решения
проблемы снижения издержек на производство
тепловой энергии. Высокая степень износа
основных фондов (средний возраст машин
и оборудования в данной отрасли к концу
2009года составлял 21 год) низкий уровень
эксплуатации, неэффективная работа предприятий
коммунальной сферы - все эти факторы вызывают
разбалансированность экономики отрасли.
Изменение ситуации в сторону повышения
экономической и энергетической эффективности
требует значительных капитальных вложений,
и инвестирование должно носить плановый
и системный характер.
Современное финансовое состояние предприятий
коммунальной теплоэнергетики фактически
полностью исключает системный подход
к решению проблемы обеспечения качественного
теплоснабжения потребителей за счет
собственных средств и средств местных
бюджетов. Жилищно-коммунальное хозяйство
должна быть направлено на реконструкцию
и техническое перевооружение полностью
выработавших свой ресурс, экономически
неэффективных систем теплоснабжения
городов и населенных пунктов. Основной
целью реализации этих мероприятий заключается
в переводе коммунальной теплоэнергетики
из технически отсталой и экономически
убыточной "остаточной" сферы народного
хозяйства в современную высокотехнологичную
отрасль со сбалансированной экономикой.
Коммунальная энергетика должна приобрести
качественно новые свойства:
устойчивость функционирования системы
теплоснабжения населения в режиме самоокупаемости;
исключение возможности возникновения
значительных техногенных аварий;
способность к саморазвитию и самосовершенствованию;
У способность эффективно и рационально
использовать собственные ресурсы области
с применением энерго - ресурсосберегающих
технологий;
способность самостоятельно адаптироваться
к изменяющимся внешним условиям;
стать инвестиционно -привлекательной
отраслью.
Решение задач требует проведения комплекса
экономических мероприятий, вытекающих
из анализа положения дел в коммунальной
теплоэнергетике. Эти мероприятия должны
быть направлены на:
реконструкцию и модернизацию объектов
коммунальной теплоэнергетики;
реализацию единой ценовой, технической,
кадровой политики в коммунальной теплоэнергетике.
Все эти мероприятия невозможно осуществить
без привлечения инновационных форм инвестирования,
в частности лизинга.
Анализ существующей ситуации показывает,
что дисбаланс между затратами на теплоснабжение
и объемами возмещения этих затрат существует
как вследствие низких доходов населения
и ограниченных дотационных возможностей
местных бюджетов, так и в вследствие недопустимо
высоких непроизводительных расходов
в муниципальном теплоснабжении.
Ликвидация непроизводительных затрат
путем проведения мероприятий по реконструкции
систем теплоснабжения городов и населенных
пунктов области приведет к ликвидации
дисбаланса и станет основным способом
достижения поставленных программой целей
и задач. Внедрение в коммунальную теплоэнергетику
высокоэффективного, современного котельного
и котельно-вспомогательного оборудования
делает целесообразным выделение объектов
для реализации «пилотных» проектов. Реализация
«пилотных» проектов позволит сформировать
демонстрационно-испытательные полигоны,
дающие возможность в реальных условиях
апробировать оборудование, а также выявить
наиболее перспективные для эксплуатации
в условиях нашей экономики и природных
условиях технические и технологические
решения. Недостаток средств, необходимых
для внедрения высокоэффективного котельного,
котельно-вспомогательного оборудования
и специализированной техники, который
отмечается в бюджетах муниципальных
образований, делает актуальным внедрение
системы лизинга с применением различных
методик привлечения финансовых потоков.
Лизинговые операции должны предусматривать
следующие направления:
лизинг высокоэффективного
оборудования (ТЭЦ, котельное оборудование,
электростанции и т.д.);
лизинг специализированной
техники и механизмов;
лизинг автоматизированных систем управления.
Внедрение
системы лизинга позволит:
внедрить в необходимом количестве
средства контроля качественных и количественных
технологических параметров, непосредственно
влияющих на расход топливных ресурсов;
внедрить современные информационные
технологии, необходимые для оперативной
обработки получаемой информации и принятия
адекватных управленческих решений на
основе оперативного анализа технологических
процессов;
обеспечить предприятия ЖКХ
современной специализированной техникой;
внедрить современные высокоэффективные
технологии и оборудование, приспособленные
для использования наиболее дешевых для
каждой территории топливно-энергетических
ресурсов в сфере ЖКХ .
Взаимодействие федеральной власти, администраций
областей и администраций муниципальных
образований должно строится в рамках
сохранения существующей системы распределения
административной ответственности между
уровнями власти за состояние муниципальной
теплоэнергетики и заключатся в формировании
единой ценовой, технической и кадровой
политики в коммунальной теплоэнергетике.
Целью этого взаимодействия должно быть
оказание содействия органам местного
самоуправления в решении задач, связанных
с обеспечением надежного и качественного
теплоснабжения населения и повышением
при этом экономической эффективности
производства и распределения тепловой
энергии. В рамках достижения целей государственная
поддержка коммунальной теплоэнергетики
может осуществляться следующими способами:
оказание финансовой помощи на ссудно-возвратной
основе для проведения реконструкции
и технического перевооружения предприятий
муниципальной теплоэнергетики;
использование
системы финансового лизинга оборудования;
оказание технической помощи в подготовке
и реализации проектов реконструкции;
организация процесса обучения и повышения
квалификации персонала муниципальных
теплоэнергетических предприятий для
формирования кадрового состава, способного
грамотно эксплуатировать современное
высокотехнологичное оборудование;
оказание
консультативной помощи теплоснабжающим
предприятиям; обеспечение их технической,
нормативной и правовой литературой;
научно-техническое и организационное
сопровождение «пилотных» проектов и
их тиражирование с учетом накопленного
опыта; назначение экспертиз тарифов
на теплоснабжение, учитываемых в оплате
коммунальных услуг,