Причины возникновения кризисов в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 06:26, контрольная работа

Описание работы

Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления заключается в реформировании российской экономики и постепенном вхождении России в зону кризисного развития. Не многие ожидали, что результатом реформ станет кризис, но многие сегодня понимают, что из кризиса экономику способен вывести только новый тип управления.
Такое управление и получило название «антикризисного». Кризис, явление временное, и каким бы глубоким он ни был, все-таки когда-нибудь пройдет. История экономического развития многих стран это подтверждает.
И надобность в антикризисном управлении отпадет? Значит ли это, что такой тип управления имеет временный характер или сугубо прагматическое значение? Зачем же тогда изучать его, создавать научную концепцию и готовить специалистов в системе высшего образования?
Конечно, обострение кризиса в России вызвало потребность в эффективном антикризисном управлении. Это заказ практики. Но и тенденции развития науки управления ведут нас к необходимости разработки концепции антикризисного управления.

Содержание

Введение 2
1. Основные причины возникновения кризисных ситуаций 4
2. Антикризисное управление и регулирование 7
3. Причины и последствия возникновения кризисов. Разновидность кризисов 9
Заключение 13
Список использованной литературы 16

Работа содержит 1 файл

Антикризисное управление.docx

— 36.93 Кб (Скачать)

     - разработка бизнес-плана финансового оздоровления предприятия;

     - регулирование процесса финансового оздоровления; оценка глубины финансового и экономического кризиса предприятия и эффективности мер по финансовому оздоровлению;

     - выбор и реализация антикризисных процедур. 
 

3. Причины и последствия возникновения кризисов. Разновидность кризисов

     Причины кризиса могут подразделяться на объективные, связанные с циклическими потребностями реструктуризации, модернизации, и субъективные, обусловленные ошибками в управлении, природные (климат, недра, водная среда и др.) Причины кризиса  могут подразделяться на внешние  и внутренние. Первые связаны с  действием макро- или внешнеэкономических  факторов, вторые - с внутренними  факторами, с рискованной стратегией маркетинга, несовершенством производства и управления, ограниченной инновационной  и инвестиционной политикой, неэффективным  управлением персоналом.

     Если  согласиться с тем, что кризис может возникнуть вследствие действия всего многообразия внешних и  внутренних факторов, можно сделать  вывод, что опасность кризиса  существует постоянно, его необходимо предвидеть и прогнозировать.

     Для эффективного управления кризисом необходимо исследовать не только его причины, но и последствия. Например, в результате кризиса возможно обновление организации  или ее ликвидация, оздоровление или  усугубление ситуации. Кризис может  иметь как позитивные, так и  крайне негативные последствия. Они  могут развиваться и согласно «принципу домино». Возможна консервация  кризисных ситуаций на довольно длительное время (например, политического). Последствия  кризиса могут сводиться к  резким изменениям или мягкому выходу. И послекризисные последствия в  компании бывают длительными и непродолжительными, обратимыми и необратимыми, количественными  и качественными.

     Последствия кризиса определяются не только его  природой и параметрами, но и эффективностью антикризисного управления. Последнее  же зависит от профессионализма, системы  мотивации, прогнозирования причин и последствий, искусства управления, эффективной методологии.

     Если  есть классификация и знание типа кризиса, есть возможности снижения его воздействия, обеспечения безболезненности его протекания. Согласно классификации, возникают общие и локальные  кризисы. Общие кризисы охватывают всю социально-экономическую систему, локальные - одну или несколько подсистем.

     По  проблематике кризиса следует указать  макро- и микрокризисы. Макрокризис  охватывает всю народнохозяйственную систему. Микрокризис распространяется на отдельную проблему или группу проблем. Но кризис, будучи минимальным, по принципу «домино» может вовлечь  в противоречия всю систему или  весь процесс развития, так как  все элементы взаимосвязаны и  взаимодействуют в системе, проблемы решаются комплексно. Кризис охватывает все элементы, когда нет управления кризисными ситуациями, нет мер локализации  и снижения его остроты, или наоборот, когда осуществляется намеренная мотивация  развития кризиса. По структуре отношений  в народнохозяйственной системе, по различной проблематике развития установлены  следующие виды экономических, психологических, организационных, социальных, технологических кризисов. Экономические кризисы вызваны резкими противоречиями в экономике страны или отдельного хозяйствующего субъекта. К ним относятся кризисы производства и реализации товара, отношений экономических агентов, кризисы неплатежей, конкурентных пре-имуществ, банкротства и пр. Среди экономических кризисов существуют финансовые кризисы в состоянии финансовой системы и финансовых возможностей. Социальные кризисы возникают при развитии противоречий различных социальных групп. Часто социальные кризисы являются продолжением кризисов экономических, но иногда возникают и отдельно.

     В совокупности социальных кризисов следует  указать политический кризис - противоречия в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис противоречий в  интересах различных социальных групп, классов, в управлении обществом.

     Организационные кризисы возникают вследствие противоречий в процессах обособления и  интеграции, распределения функций, проектирования организационной структуры, как отделение административных единиц. Организационный кризис проявляется  обострением противоречий в процессе организации производства и управления, например в виде излишней бюрократизации.

     Психологические кризисы - это кризисы психологического состояния человека, например стресс, чувство неуверенности, неудовлетворенности  работой, страха, правовой защищенности. Технологический кризис - это кризис новых технологических идей в  условиях наличия потребности в  новых технологиях. По причинам возникновения  кризисы разделяются на природные, экологические, общественные. Первые вызваны  воздействием человека на окружающую среду, землетрясениями, ураганами, пожарами, климатическими изменениями, наводнениями. В настоящее время стало особенно актуально прогнозирование, а также  распознавание кризисов взаимоотношения  человека с природой - экологических, возникающих при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека; истощении ресурсов, загрязнении окружающей среды, возникновении опасных технологий, пренебрежении требованиями законов природного равновесия.

     Классификация кризисов

     Кризисы также могут быть предсказуемыми (закономерными) и неожиданными (случайными).

     Предсказуемые кризисы могут предсказываться и возникают под воздействием объективных факторов развития - необходимости модернизации производства, бизнеспроцессов под воздействием макроэкономических факторов.

     Неожиданные кризисы возникают вследствие ошибок в управлении, действия сил природы, активизации социальноэкономических процессов. Разновидностью предсказуемых кризисов является циклический кризис, возникающий периодически и имеющий известные фазы своего наступления и протекания, существуют также кризисы явные и латентные (скрытые). Первые протекают заметно и просто распознаются. Вторые - скрытые, развиваются незаметно и крайне опасны. Также кризисы подразделяются на легкие и глубокие.

     Глубокие  кризисы могут дестабилизировать  части или всю социально-экономическую  систему. Легкие, мягкие кризисы протекают  более последовательно и безболезненно. Совокупность возможных кризисов также  делится на кратковременные и  затяжные.

     Фактор  времени чрезвычайно важен в  кризисной ситуации, чем длительнее кризис, тем он проходит болезненнее. Затяжные проходят болезненно и сложно. Они, как правило, связаны с отсутствием  навыков управления критическими ситуациями, непониманием сути и параметров кризиса, его причин и возможных последствий. 
 

Заключение

     В последнее время в России появилось  много книг, статей, посвященных  антикризисному управлению. Практически  все авторы сходятся во мнении, что  антикризисное управление должно занять свою «нишу» в рамках общей теории управления. Однако само же антикризисное  управление они трактуют по разному. Наиболее верным является системный  подход к этому понятию, когда  антикризисное управление трактуется как целый комплекс взаимосвязанных  мероприятий от диагностики кризиса  до применения особых мероприятий для  его избежания и преодоления. Исходя из этого определения деятельность антикризисного управляющего должна базироваться на основе глубокого анализа финансового  состояния, деятельности и положения  на рынке предприятия. Только после  такого анализа антикризисный управляющий  должен составить детально проработанный  план антикризисного управления.

     Исходя  из литературных источников, рассматривающих  проблемы организации и управления, общепризнанным является тот факт, что кризисная ситуация серьезно угрожает функционированию всей системы  и проистекает из внешних условий. То есть, если меры по выходу из кризиса  оказываются недостаточными для  устранения проблемы, кризисная ситуация продолжается. Для организаций кризис - это дезинтеграция, которая затрагивает  систему не только как единое целое, но также оказывает фатальное  воздействие на ее первоосновы, ее суть. Таким образом, кризис - это "разрушитель  системы", затрагивающий эмоциональный, познавательный и поведенческий  аспекты. Хотя эмпирическое понимание  кризиса как непредвиденной скрытой  угрозы не выдерживает научной критики, все выше приведенные определения  и трактовки кризиса сводятся к понятию "угрозы". В этом отношении  следует согласиться с утверждением о том, что "угроза, возможно, является движущей силой большинства событий, которые обозначают термином "кризис". Под "угрозой" мы понимаем внешние  изменения, неминуемо сказывающиеся  негативно на всей системе.

     Утверждение о том, что результатом угрозы всегда является неконструктивность, мешает осуществлению конкретных изменений, необходимость которых может  выявить только сам кризис. Таким  образом, защитная реакция вынуждает  организации "устранять любой  ценой устойчивые предпосылки к  обновлению. В дополнение к вышесказанному "защитная реакция" на кризис не вооружает  нас средствами экстренного решения  проблемы.

     В целом, кризисы обычно сокрушают  организации, а также влияют на эмоциональные, когнитивные и поведенческие  возможности ее членов.

     Антикризисное управление - сравнительно новый вид  деятельности, востребованный в условиях современной России. В нашей стране класс профессиональных управленцев  только формируется, и антикризисное  управление, которое по утверждению  экспертов является «чистым видом  управления», находится на переднем плане этого зарождения.

     Знать законодательство, ориентироваться  в политической и экономической  ситуации, эффективно организовывать совместную работу, вести успешные переговоры, проводить содержательные совещания, владеть навыками убеждения, уметь разрешать конфликты и  при этом обладать высокой стрессоустойчивостью - это самые необходимые качества профессионала в антикризисном  управлении, которые и позволяют  ему приобретать успешную репутацию. Все эти качества достигаются  только в повседневном опыте, а современные  обучающие технологии - тренинги, стратегические игры, специальные упражнения - помогают достичь желаемого. Экономия времени  и предупреждение будущих ошибок - это лишь некоторые выгоды от обучения.

     Антикризисный управляющий  не может позволить себе сказать, подобно Сократу, «Я знаю, что я  ничего не знаю». Он должен четко представлять собственные возможности, иметь  картину собственных знаний и  их развивать и дополнять. Что  и приводит в результате к достижению новых профессиональных вершин в  антикризисном управлении. От каждого  антикризисного управляющего в той или иной степени зависит будущее России. И единственное, что может ускорить общий успех - это личный профессионализм. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы

  1. Антикризисное управление. Под ред. Уткин Г.П. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2008.
  2. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. - М.: Юрист, 2010.
  3. Карась Л.Ю. Принятие управленческих решений с учётом риска. «Проблемы теории и практики управления», №3, 2007.
  4. Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2007.
  5. Саймон Г.А., Смитбург Д.У., Томпсон В.А. Менеджмент в организациях. Пер. с англ. - М.: Экономика, 2008.
  6. Современный менеджмент: принципы и правила. Под ред. Данилова Данильяна В.И. - Нижний Новгород, НКУП, 2009.

Информация о работе Причины возникновения кризисов в организации