Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 10:49, контрольная работа
Цель исследования: изучить взгляды Платона на государство.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по данной теме;
2. Выявить особенности представления Платона на общество;
2. Исследовать структуру государства Платона;
3. Изучить особенности конституции платоновского «Государства»
Введение………………………………………………………………………….3
1. Представления Платона об обществе………………………………………...5
2. Структура платоновского государства…….………………………...……....10
3. Конституция платоновского «Государства»………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………...17
Список литературы…………………………………………………………….18
______________
7 Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. – М.: Академия, 2004. Стр.125
8 Там же
Центральная проблема справедливости, являющаяся осью, вокруг которой вращаются все прочие, получает свое адекватное решение при наблюдении того, как рождается (либо как гибнет) совершенный Город.
Государство возникает тогда, когда любой из нас не «автархичен», то есть не самодостаточен, и нуждается в помощи многих других, ближних и дальних9.
1) Во-первых, нужды в материальных факторах, - от пищи, одежды и жилья, до тех, кто это все поставляет;
2) во-вторых, услуги тех людей, кто призван охранять и защищать Город;
3) в-третьих, необходимость в тех немногих людях, кто умеет и может практически управлять.
Город, таким образом, должен состоять из трех классов: 1) крестьян, ремесленников и купцов; 2) стражей; 3) правителей.
1) Первый класс образован
из людей, в коих преобладает
вожделеющая часть души, т.е. наиболее
элементарная; если в них преобладает
добродетель умеренности,
2) Второй класс образован из людей, в коих преобладает волевая часть души (они похожи на собак хорошей породы, наделенных послушанием и отвагой). Долг стражников - бдительность, как относительно внутренней опасности, так и внешней. К примеру, следует избегать как чрезмерной роскоши в первом классе (это приводит к праздности, лени, изнеженности и нескончаемым требованиям новизны), так и чрезмерной нищеты, которая рождает пороки противоположного характера. Государство не должно ни расширяться, ни уменьшаться сверх меры, а гражданам надлежит заниматься тем, что соответствует их натуре и воспитанию.
______________
9 История менеджмента. /Под ред. А.И. Черкасова. – М.: Инфра-М, 1999. Стр.78
3) Правителями же должны
быть те, кто умеет любить свой
Город более других, кто способен
исполнить свой долг с
Итак, совершенное государство – это такое государство, где в первом социальном классе преобладает умеренность, во втором – мужество и сила, в третьем – мудрость. Справедливость же – это ничто иное, как гармония, которая воцаряется меж этими тремя добродетелями. Реализует эту гармонию совершенного социального целого каждый гражданин и любой из классов, понимая собственное место и исполняя свое дело наилучшим образом по природе и по закону, в силу которых они избраны и призваны к этому делу.
Мы говорили о Государстве как о гигантографии души. Но и в душе всякого человека есть три способности (им соответствуют три класса в Государстве). Перед лицом объектов в нас есть10:
а) некая сила, что толкает нас к ним (это - желание);
б) другая, напротив, отстраняет нас от них и доминирует над желаниями, и это – разум; есть также третья – страсть, когда мы увлекаемся и воспламеняемся, она не есть ни разум, ни желание (ни разум, т.к. это страсть, ни желание, так как часто контрастирует с ним). Итак, три части души: апетитородящая, вожделеющая (epithymetikon), страстная (thymoeides), рациональная (logistikon). Страстная, воспламеняющаяся часть души по своей природе должна припадать к разумной ее части, однако бывает наоборот, - и она страстается с нижней низменной частью по причине дурного воспитания. Получается великолепное по своей наглядности соответствие между добродетелями Государства и индивида. Индивид «темперирован», уравновешен, когда его нижние этажи гармонизированы с ______________
10Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. – М.:Академия, 2004. Стр.125
верхним ярусом. Он мужественен и несокрушим, когда в любой опасности страсти прочно удерживаются диктатом разума, действующим по законам Блага.
Такова, следовательно, концепция справедливости «по природе»: каждый делает то, что ему надлежит делать: граждане и классы граждан в Городе и части души в душе. Справедливость во внешнем проявляется только тогда, когда она есть внутри, в корневой системе, в душе.
Платон выводит в таком духе систему ценностей, которые впоследствии станут кардинальными. Часто забывают, что она тесным образом связана с психологией Платона, с его идеей тринитарной структуры души.
Не забудем также, что в совершенном Городе должно быть совершенное образование и воспитание. Низший класс не нуждается в особенном образовании, ибо искусствам и ремеслам научаются в практическом освоении. Для сословия охранников Платон считает необходимым быть образованными в гимнастике и музыке для укрепления в их душе того элемента, который питает выносливость и мужество. Для этого сословия Платон предлагает общность имущества. Общность мужей и жен, а значит и детей, дополнялась запретом на любую форму собственности. Задача низшего класса – умножать богатство, заботиться о материальных нуждах общества. Мужчины и женщины сословия стражников подлежали одинаковому образованию и им предназначались одинаковые жилища. Дети должны были воспитываться в подходящих для этого местах и заведениях, вдали от родителей. Такая дерзкая концепция воспитания имела единственной целью построить город-семью, где все любили бы друг друга, как матери, отцы, дети, братья, сестры, родственники. Так Платон мыслил избавить общество от эгоизма и навсегда победить «мое» и «твое». Все обязаны были говорить «наше». Частная собственность должна была уступить место общественной.
Цель образования - максимальное познание Блага, затем - лепка себя самого по образцу Блага, чтобы потом внедрять и прививать Благо исторической реальности.
Итак, Благо – это первопринцип, благодаря которому образован весь идеальный мир; Демиург – генератор физического космоса как блага; наконец, Благо - фундамент Города и гарант политического действия.
В финале IX книги «Государства» можно прочесть, что, в конце концов, «не так важно, как должно или как может быть» в идеальном государстве. Достаточно уже, если кто-то один живет по законам этого Города, то есть по закону Блага, Добра и Справедливости. Ведь прежде, чем возникнуть в реальности внешней, то есть в истории, платоновский Город родится внутри человека, по крайней мере, здесь его позиция неоспорима.
После «Государства» Платон вернулся вновь к политической тематике. Теперь его интересует не проект идеального Города, но он пытается найти форму конструкции некоторого «Второго Государства», то есть государства как такового, состоящего из людей, какие они есть, а не только таких, какими они должны быть.
В идеальном городе нет дилеммы, должны ли быть суверенными человек и закон, поскольку закон – ничто иное, как способ, посредством которого человек реализует в Государстве познанное Благо. Однако в реальности сложно найти тех, кто управлял бы «по добродетели и науке», поэтому сувереном должен быть закон, а потому необходимо разработать конституцию.
Исторических конституций, имитирующих идеальную (или портящих последнюю) может быть три11:
1) Если один управляет
и имитирует идеального
2) Если роль идеального
политика играет группа
3) Если идеального политика имитирует весь народ, - демократия. Когда эти формы конституции разлагаются, если правители преследуют лишь собственный барыш, а не народный интерес, тогда рождаются: 1) тирания, 2) олигархия, 3) демагогия. Если государства здоровы и хорошо управляются, предпочтительна первая форма правления, но когда они коррумпируются, лучше третья: как утешение гарантирована свобода.
В «Законах» Платон предлагает два базовых понятия: «смешанной конституции» и «пропорционального равенства». Чрезмерная власть порождает абсолютизм тирании, а чрезмерная свобода вырождается в ______________
11 История менеджмента. /Под ред. А.И. Черкасова. – М.: Инфра-М, 1999. Стр.97
демагогию. Наилучшее – «темперированная» свобода власти и «точность меры». Истинное равенство не есть абстрактный эгалитаризм любой ценой, но «пропорционально» дозированное. Надо сказать, что выражение «точная мера» не сходит со страниц «Законов». Более того, Платон делает из него фундамент, утверждая, что для нас, людей, «мера всех вещей – Бог».
Заключение:
Вывод основных положений:
1. За образец общества, построенного на разделении труда, Платон взял индийское кастовое общество.
2. В своих воззрениях на государство Платон исходил из того, что существует идеальное государство, идеальный образец и его многократные повторения - искажения в реальном мире вещей. Целью государства, которое Платон считал идеальным, является обеспечение для максимального числа их граждан условий для добродетельной жизни.
3. Платон высказал гениальную догадку, что в основе происхождения государства лежит такой фактор, как разделение труда, то есть, прежде всего, производственная деятельность человека.
4. Город, у Платона состоит из трех классов: 1) крестьян, ремесленников и купцов; 2) стражей; 3) правителей.
5. Платон предлагает два базовых понятия: «смешанной конституции» и «пропорционального равенства».
Список литературы
1. Антонов В.Ф. История политологии. – М.: Высш. шк, 2003
Кравченко А.И. История менеджмента. – М.: Логос, 2001
2. Лосев А.Ф. Платон. Аристотель. – М.: Мол. Гвардия, 2000
3. История менеджмента. /Под ред. А.И. Черкасова. – М.: Инфра-М, 1999
4. Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. – М.: Академия, 2004