Представления Платона об обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 10:49, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить взгляды Платона на государство.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по данной теме;
2. Выявить особенности представления Платона на общество;
2. Исследовать структуру государства Платона;
3. Изучить особенности конституции платоновского «Государства»

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Представления Платона об обществе………………………………………...5
2. Структура платоновского государства…….………………………...……....10
3. Конституция платоновского «Государства»………………………………...15
Заключение……………………………………………………………………...17
Список литературы…………………………………………………………….18

Работа содержит 1 файл

Платон.doc

— 86.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Представления Платона об обществе………………………………………...5

2. Структура платоновского государства…….………………………...……....10

3. Конституция платоновского «Государства»………………………………...15

Заключение……………………………………………………………………...17

Список литературы…………………………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

К зачинателям учения о государстве можно отнести философа древнего мира Платона. Эпоха, когда жил Платон, была, переломной: «в предсмертных судорогах погибал греческий полис», по всем параметрам углублялся кризис полисной организации, прогрессирует упадок центра греческой цивилизации – Афин, разлагается «великая афинская демократия», воцаряется и мысленный разброд. Будущее Греции становится для современников непредсказуемым – грядет эллинизм, тысячелетнее господство военно-монархических режимов, духовный и нравственный упадок общества, наступает закат греческой цивилизации. Но закат этот величественен, в сумерках античной цивилизации рождается великая философская система Платона.

На протяжении веков  Платон обрел множество ликов, и  именно в этой многоликости секрет обаяния платонизма, пронизывающего духовную историю Запада. В Письме VII Платон определенно заявляет, что  его истинной глубинной страстью была политика. Сама жизнь, его сицилийские эксперименты подтверждают это. Наконец, в последние десятилетия ученые вновь вернулись к ландшафту устной диалектики в том смысле, что так называемые «последние истины», по убеждению Платона, не могут быть выражены письменно. Думается, что подлинный Платон не схватывается ни одной из этих перспектив, взятых по отдельности как единственно значимая точка зрения, а, лишь, в совокупности этих направлений в динамике.

«Государство, — сказал я, — возникает, как я полагаю, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждается. Или ты приписываешь начало общества чему-либо иному? — Нет, ничему иному.

Таким образом, каждый человек  привлекает то одного, то другого для  удовлетворения той или иной потребности»1. Оказывается, что общество, _____________

1 Кравченко А.И. История менеджмента. – М.: Логос, 2001. Стр.7

которому Платон приписывает добродетельный характер, ибо «справедливость состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял тоже свое», обладает самым худшим видом неравенства сословным, которое фактически отрицает всякую социальную справедливость. Вот и вся платоновская справедливость.

Цель исследования: изучить взгляды Платона на государство.

Задачи:

1. Проанализировать литературу по данной теме;

2. Выявить особенности представления Платона на общество;

2. Исследовать структуру государства Платона;

3. Изучить особенности конституции платоновского «Государства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Представления Платона об обществе

 

Платон дуалистичен: «миру идей» противостоит «мир вещей», подчиненный, порожденный и управляемый «идеями», но, тем не менее, самостоятельный, обладающий своей структурой, свойствами, требующими своих методов изучения. «Мир идей» никак не релятивен – он всегда один и тот же, является благом, то есть таким принципом, который всегда является высшим идеалом, к которому мир вещей (и, прежде всего, земной человек) может и должен «приобщиться»2. Что и достигается (хотя и не полностью) посредством практической деятельности человека, ибо мир вещей может только подражать и следовать за миром идей, но он всегда находится в процессе становления, текучести, несовершенства.

Развивая антропологическую  тенденцию Сократа, Платон подробно описал качества добродетельного человека: мудрость, мужество, благоразумие, сдержанность, причем общей добродетелью является справедливость, которая обеспечивает гармонию четырех «частных» добродетелей.

Человек у Платона - существо  нравственное в мыслях и поступках: «Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее, если оно еще может стать совершеннее». Человек не имеет права быть несправедливым, так как «кто не совершит несправедливости – почтенен: но более достоин почета тот, кто и другим не позволяет се совершить»3.

Новым у Платона является цель, стоящая перед каждым человеком. Социальная философия Платона «заземлена», она прагматична, то есть философ должен решить вопрос, как человек живет па земле. Это одна из важнейших задач «согласования» мира идей и мира вещей. В частности, необходимо показать, как и почему добродетели индивидуума реализуются в ________________

2 Лосев А.Ф. Платон. Аристотель. – М.: Мол. Гвардия, 2000. Стр.42

3 Там же

обществе, ибо игнорировать тот факт, что «человек-животное общественное» (социальное) Платон не мог. Иначе говоря, перед Платоном встала проблема «человек и общество», «человек и государство». Важность этой проблемы в период кризиса полисной системы не требует доказательств. Ведь всегда в такие периоды общество обращается к мыслителям: философам, писателям, ученым, вопрошая их: «Почему так живем?» и аристотелевское «Что делать?». Ответ на эти вопросы (особенно на второй) дают политики (часто они являются и соавторами социальных проектов): они реализуют (или не реализуют) «установки» мыслителей и характер, методы и результаты этой реализации определяют их место в истории. Платон как социальный мыслитель не избежал этой судьбы. Вначале он попробовал осуществить свои принципы, так сказать, на микроуровне «поработав» с тиранами, затем в зрелые и преклонные годы он попытался создать теперь на макроуровне    грандиозную теоретическую схему преобразования общества, и потомкам выпала большая удача – стать читателями «Государства», «Законов», «Послезакония».

Итак, Платон «общественник» и «государственник»: его человек живет в обществе себе подобных и является гражданином полиса – развитой формы государственности, долгое время считавшейся наилучшей в тогдашнем цивилизованном мире. Но пришли другие времена, и стало ясно, что полис –отнюдь не лучшая организация жизни общества, раз она оказалась в состоянии упадка.

Платон высказал ряд  глубоких соображений о происхождении государства. По мере развития человека расширяется и усложняется круг его потребностей и получается таким образом, что, действуя изолированно от других людей, человек не может удовлетворить свои потребности: «Каждый из нас для себя бывает, недостаточен и имеет нужду во многих», иначе говоря, возникает потребность в кооперации труда членов общества, и в основе этой кооперации лежит общественное разделение труда. Благодаря разделению и кооперации труда производительная деятельность людей принимает четко выраженный общественный характер и эффективность его повышается: «Когда один человек, делая лишь одно, делает (это) сообразно со своей природой, в благоприятное время, оставив все другие занятия»4.

Развитие государства, появившегося на свет благодаря разделению труда, вызвало антагонизмы, очевидные современникам Платона: «Каково бы ни было государство, в нем всегда есть два государства, враждебных друг другу – одно – государство богатых, другое бедных». «Развертывая» эту мысль Платона, можно сказать, что разделение труда, породившее (частную) собственность, экономически привело к созданию политического института государства, а именно непреложная необходимость организации общественного труда и регулирование всех конфликтов, вытекающих из этого разделения, привели к образованию «города», «совместного поселения».

Таковы главные причины  и источники образования «государства вообще», по Платону. Как видим, мы можем отнести Платона к зачинателям учения о государстве.

Во времена Платона  государство уже приняло развитые и дифференцированные формы, и Платон, прежде чем приступить к созданию «своего» идеального государства, тщательно проанализировал известные ему формы государственной организации.

Первой формой правления  была тимократия, или власть честолюбцев. Конечно, честолюбцев нельзя отнести к добродетельным людям, но это – воины, проводящие свою жизнь в военных упражнениях и совместных трапезах. Однако они защищают граждан от внешних врагов и поэтому пользуются уважением. Такое общество напоминает спартанское, а известно, что Спарте Платон симпатизировал.

Следующий тип правления  – олигархический, или правление немногих. Здесь уже господствуют не воины, а те, кто, собрав богатства, превращаются  ________________

4 Лосев А.Ф. Платон. Аристотель. – М.: Мол. Гвардия, 2000. Стр.53

в бездельников-трутней, к ним же примыкают «мастера всяческих  злых дел», которых бы мы назвали  уголовниками. Вот тут и складываются фактически два государства, два города, граждане которых (богатые и бедные) злоумышляют друг против друга.

Но далее следует  та форма правления, которая еще  хуже предыдущих, - демократия. Казалось бы, должна восторжествовать справедливость, ибо в таком «городе» все вопросы решаются по воле большинства, но в такой демократии Платон не видит ничего хорошего. Более того: недостатки предыдущих форм правления гипертрофируются и появляются новые. Бедные становятся еще беднее, а богатым тоже несладко, ибо многие из них превращаются в бедняков (мы бы сказали благодаря развитию товарно-денежных отношений), и теперь не только бедные, так сказать, традиционно «злоумышляют» против богатых, но «бывшие богатые» (или «новые бедные») интригуют против государства, по их мнению, не гарантировавшего неизменность их статуса как «первых людей» общества5.

При демократии, прежде всего, правит большинство, в котором очень силен элемент «толповости», то есть важнейшие решения принимаются голосованием простого большинства, а ведь большинство людей, считают философы, по природе своей неразумны, то есть не способны самостоятельно выработать квалифицированного решения, адекватного сложившейся обстановке, и принимает решение спонтанно, под влиянием демагогов – хитроумных и беспринципных политиков - ораторов (сейчас они используют так называемые СМИ), преследующих свои честолюбиво-корыстные цели.

Вот поэтому в таком  «государстве» все плохо: господствует раздор вместо гармонии, насилие во всех формах (от «государственного» до, сказали бы мы, криминального), алчность, погоня за богатством, пренебрежение всеми моральными нормами и так далее. Более того, Платон говорит (в порядке «прогноза»), что, если люди, «стоящие на страже закона и государства», ________________

5 Лосев А.Ф. Платон. Аристотель. – М.: Мол. Гвардия, 2000. Стр.54

вдруг станут стремиться к только личному благосостоянию, то «... они разрушат до основания все государство, и только у них одних будет случай хорошо устроиться и процветать»6.

За демократией шествует наихудшая форма государственного устройства – тирания. И следует она за демократией неизбежно, как ее (демократии) неизбежное следствие.

Вообще, как это уже поняли древние, во всем нужна мера, путь золотой середины, умеренности во всем – и в индивидуальной жизни, и в жизни государства: «... истинная мера - величайшее из благ».

Итак, все формы правления страдают такими недостатками, что ни одна из них не может быть принята Платоном и поэтому «нет счастья на земле», ибо государство не может его обеспечить.

Основа платоновского государства  – нравственная, то есть это сообщество, построенное на основах добродетели, для добродетельных людей и, естественно, его «кирпичиками» являются люди высоконравственные, добродетельные настоящие граждане полиса, а не те, которые как правящие и управляемые были современниками Платона и никак не могли создать такое государство и жить по его законам.

Платон «снял» проблему частной собственности в своем  «Государстве» - распределение произведенного продукта подчинено «месту» человека в обществе, а не вкладу труда или капитала.

 

 

 

 

 

 

 

________________

6 Антонов В.Ф. История политологии. – М.: Высш. шк, 2003. Стр.31

2. Структура платоновского государства

 

Устами Сократа Платон говорит в диалоге «Горгий»: «Я полагаю, что лишь немногие из афинян, чтобы не сказать единственный, владеют истинным искусством политика, и лишь одного из современников можно считать практиком»7. Истинное политическое искусство есть искусство спасения и попечения души, требующее виртуозности, какую только можно себе представить. Этот тезис, начиная с «Горгия», вызревал до выраженной в «Государстве» мысли о совпадении истинной философии с истинной политикой. Только если политик становится философом (и наоборот), можно построить подлинное государство, основанное на высшей ценности Правды и Блага. Чтобы осознать эти тезисы и чтобы избежать ошибки мы должны оживить их исторический контекст, а также некоторые понятия греческой ментальности8:

а) античный смысл понятия как «знания о целом», любовь к согласному звучанию частей, сливающихся в дивную гармонию, знание о высших причинах всего;

б) сведение сущности человека к его душе;

в) совпадение индивида и  гражданина;

г) представление о  Городе-Государстве как горизонте всех моральных ценностей и единственно возможной форме общежития.

Только поняв это, можно увидеть структуру «Государства», шедевр Платона и почти «сумму», итог размышлений философа. Построить Город-Государство означает познать до конца человека и его место в универсуме. В самом деле, - говорит Платон, - Государство есть ни что иное, как увеличенная фотография нашей души; эта гигантография в широких измерениях воспроизводит все то, что есть в нашей душе, психэ.

Информация о работе Представления Платона об обществе