Предприятие в рыночных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Описываются методы управления, формы и механизм функционирования предприятия, цена и качество на рынке и т.д.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………

1. Формы и механизм функционирования предприятия…………………………………….

2. Регулирующая роль цены и качества продукции………………………………………….

3. Характерные черты предпринимателя и кто становится предпринимателем……………

Список используемой литературы…………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

Механизм  функционирования предприятия

Социально-экономическая  роль предприятия в условиях рынка  существенно меняется. Это изменение  идёт по целому ряду направлений:

1. Основное требование, которое рынок выдвигает предприятию - работать так, чтобы результатом деятельности был не только выпуск продукции или услуг, но и получение прибыли, т.е. всегда должно быть превышение доходов над расходами, и чем выше это превышение, тем прибыльнее работает предприятие.

2. На смену  требованию выпуска как можно  большего количества продукции,  поскольку социальная экономика  перманентно находится в условиях  дефицита по тому или иному  ассортименту продукции, приходит  требование - не только произвести продукцию, но и сбыть её, реализовать. Дальнейшее наращивание объёмов целесообразно только в условиях гарантированного сбыта последней.

3. На смену  существовавшим ограничениям со  стороны вышестоящих организаций  приходит самостоятельность предприятий по многим направлениям его деятельности, но как плата за эту самостоятельность – опасность несостоятельности и банкротства, т.е. предприятие, может быть выведено за рамки экономической сферы, поскольку оно не смогло работать в условиях рынка и вынуждено покинуть его. 
Следовательно, поведение предприятия в рыночных условиях хозяйствования видоизменяется, и это изменение касается многих аспектов деятельности предприятия. 
Любое предприятие независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, отраслевой принадлежности, выпускаемой продукции или оказываемых услуг является открытой экономической системой.

1 блок - предприятие, основная задача которого-преобразование ресурсов. 
2 блок - ресурсы на входе - трудовые, материальные, финансовые 
3 блок - ресурсы на выходе, т.е. преобразованные ресурсы - готовая продукция, отходы производства, прибыль, денежные средства

4 блок - социальная среда, с которой взаимодействует предприятие- государство, муниципальные органы, законодательство.

5 блок - природная среда-потребление природных ресурсов, полезных ископаемых, воздуха, воды. 
6 блок - взаимосвязь с рынком, маркетинг, причём этот блок взаимодействует как на входе ресурсов, так и на выходе. 
7 блок - соотношение ресурсов на входе с ресурсами на выходе образовывает экономическую работу на предприятии, экономику предприятия.

Как уже отмечалось выше, в условиях рынка предприятие  решает две задачи – произвести и реализовать продукцию. В зависимости  от решения этих задач предприятие  будет процветать или станет несостоятельным. Для того чтобы знать, что необходимо производить – какой ассортимент, в каком количестве, предприятие должно изучить рынок, т.е. заняться маркетингом, прежде чем оно начнёт расходовать ресурсы для изготовления конкретной продукции. Причём, маркетингом

необходимо заниматься постоянно – как до запуска  продукции в производство, так  и после в процессе реализации продукции. Поэтому на схеме рынок  дан до начала производства и его  окончания. 
Для принятия решений необходимо собрать и проанализировать достоверность информации, которая включает: 
*Характеристику товаров: являются ли они товарами конечного потребления или промежуточными, готовыми изделиями или полуфабрикатами, необходима служба сервиса или нет, приемлема ли цена потребителем, как цены у конкурентов. 
*Каналы распространения товаров: наличие посредников между производителем и потребителем, их количество. 
*Конкретное состояние рынка: существует ли законодательные ограничения, которые могут помешать маркетинговой деятельности. 
*Общую характеристику рынка: большое или малое число потребителей, способы покупки товаров, отношение покупателей к товарам, условиям и срокам поставки, условия продажи у конкурентов. 
*Законодательные ограничения: существуют ли законодательные ограничения, которые могут препятствовать маркетинговой деятельности 
*Уровни управленческой деятельности в области маркетинга: долговременные цели фирмы (на 10-15 лет), Учитывающие ситуацию на внутреннем и внешнем рынках и тенденции её развития. 
*Финансовые материалы и иные ресурсы, необходимые для достижения этих целей. 
*Перспективные(до 5 лет)цели фирмы, возникающие при этом и обеспеченность их необходимыми ресурсами. 
*Оперативные, текущие цели и задачи, выдвигаемые конъюнктурой рынка, не противоречащие долговременным стратегическим целям. 
В производстве продукта и осуществлении маркетинговой политики необходимо учитывать жизненный цикл продукта на рынке, который состоит из ряда стадий: 
*Внедрение, требующее больших затрат, поэтому торговля товаром на этой стадии, как правило, убыточна. 
*Рост как результат признания покупателем товара и быстрого увеличения спроса на него. При росте объёма продаж и соответственно прибыли стабилизируются расходы на рекламу. 
*Зрелость характерна тем, что большинство покупателей товар уже приобрели, поэтому темпы роста продаж, достигнув максимума, начинают падать, прибыль также начинает снижаться в связи с увеличением расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятия. 
*Насыщение: в этом периоде, несмотря на принятые меры, рост продаж больше не наблюдается. Прибыль от торговли продолжает увеличиваться из-за снижения расходов на производство. 
*Спад представляет собой период резкого снижения продаж, а затем и прибыли. 
Предприятие на входе потребляет ресурсы определённого вида, чтобы потом в результате производственного процесса на выходе получить трансформированные ресурсы, ресурсы иной потребительской стоимости. 
Соотношение ресурсов на входе и на выходе составляет содержание такого понятия, как экономика предприятия. Для экономики предприятия безразличны в известной мере производимый продукт, избранная технология производства, состав и квалификационный уровень кадров. Единственное, что её интересует,- это соотношение в использовании ресурсов, которое предполагает превышение доходной части над расходной(рентабельная работа предприятия), превышение расходной части над доходной(убыточная работа предприятия)и, наконец, равенство доходной и расходной частей(работа предприятия в условиях самоокупаемости).

|Предприятие  потребляет: сырьё, материалы, земельные ресурсы, приборы, инструменты, оснастку, комплектующие детали, оборудование, хозяйственный инвентарь, топливо, энергию, транспортные средства, денежные средства, вычислительные средства.

|На выходе  предприятие выпускает ресурсы в виде: готовой продукции в конкретной номенклатуре, ассортименте, количестве, ценовой форме, отходов производства, прибыли, 
издержек производства, платежей разного вида, денежных средств.

|

2.  Регулирующая роль цены и качества.

2.1.Регулирующая  роль цены

В условиях планового ведения хозяйства предприятию планировался уровень цен, издержек и норматив рентабельности. В рыночных условиях эти величины свободно устанавливаются предприятием, но от этого ему не становится легче.

В рыночных условиях цена служит существенным регулятором производства и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на величину формируемой прибыли, на характер и результаты конкурентной борьбы.

Цена на выпускаемую  продукцию для предприятия есть договорная цена между ним и потребителем. Существует несколько вариантов договорных цен (Дц):

1-й вариант  2-й вариант 3-й вариант

Дц — себестоимость + прибыль;

Дц = спрос —  предложение;

цена конкурента i> Дц < цена конкурента

Первый вариант  установления договорной цены полностью  определяется условиями производства и сосредоточивается в рамках предприятия. Однако в условиях рынка это скорее исключение, чем правило, поскольку на рынке обычно не один производитель, и предприятие не вправе жить в экономическом вакууме, если оно хочет выжить и работать рентабельно. Маркетинговые службы как раз и дают достаточно информацион-ноемкую картину состояния рынка при условии, что они работают хорошо. Второй и третий варианты приближены к реальной действительности.

При расчете  пены по первому, наиболее простому, варианту необходимо иметь в виду, что составляющая основу цены себестоимость — это объективный показатель, но на нем одном при принятии управленческих решений базироваться нельзя. Успех на рынке зависит не от величины себестоимости продукции изготовителя, а от того, сколько, кем, когда, где и как будет произведено и предложено потребителю товаров. Этот вариант применим в том случае, когда фирма-

. изготовитель  товара является ведущей на  данном рынке и когда результаты  финансовой деятельности удовлетворяют  руководство. Этот вариант позволяет достаточно справедливо распределить прибыль между производителем, который не предлагает дефицитный товар, и потребителем, для которого цена не является решающим фактором при покупке.

При втором варианте установления цены за основу принимаются прогнозируемый спрос и себестоимость товара. Задача для предприятия ставится так: цена за единицу

ч товара предварительно определена и необходимо установить, при каком количестве проданных  товаров предприятие начнет получать реальную прибыль. Возможна и обратная задача; известно приблизительное количество изделий, которое можно реализовать на рынке, необходимо определить, при какой цене этот объем продажи не приведет к убыткам.

Третий вариант  формирования цены учитывает уровень  конкуренции на рынке и часто дает хорошие результаты. Производитель изучает динамику цен конкурентов и определяет, какова будет цена конкурента на аналогичный товар. Основное внимание при этом направлено на уменьшение расходов и увеличение прибыли.

Рассмотрение  трех вариантов установления цен показывает, что в условиях рыночной экономики цена — фактор обеспечения конкурентоспособности продукции. Другим не. менее важным, а, может быть, более важным фактором является качество выпускаемой продукции.

2.2.Регулирующая  роль качества.

Качество —  это совокупность свойств продукции, призванных удовлетворять потребность  в соответствии с назначением  продукции. Любой продукт представляет собой совокупность свойств, куда входят надежность, эргономичность, эстетические свойства, безопасность и экологичность продукции. Современное производство— это производство высококачественной продукции. Потребитель зачастую предпочитает качество в ущерб цене, поскольку понимает, что высокое качество снизит расходы по эксплуатации, ремонту и более полно удовлетворит его потребности. Если анализировать причины процветания фирм типа "Адидас", "Тойота", "Грундиг", "Фольксваген" и др., то увидим, что имидж этих фирм базируется на качестве продукции, а не на цене. А качество в свою очередь обеспечивает рост продаж, снижение издержек, увеличение прибыли.

Качество выпускаемой  продукции — это своеобразный символ сегодняшней экономики предприятия. Как отмечают зарубежные менеджеры, качество — это не лозунг, это  целая философия, в которой снижение издержек, рост производительности труда потеснены качеством продукции, вышедшим на передний план. Фирмы различных стран и континентов самого разнообразного ассортимента выпускаемой продукции активно работают над ее качеством. Затраты на работы по повышению качества продукции имеют значительный удельный вес, который постоянно растет. Повышение качества ~ это трудоемкая работа для предприятия, поскольку затрагивает практически все направления деятельности предприятия и в конечном итоге выходит на такой макроэкономический показатель, как качество жизни.

Качество продукции  является результатом качества: труда, предметов труда, средств труда, технологии, управления, производственной среды в целом.

Если мы получаем качество промежуточного продукта, то он в свою очередь формирует качество конечного продукта, а последний непосредственно выходит на качество жизни, где наряду с такой составляющей, как качество продукта и услуг, участвует качество: обороноспособности, природной среды, инфраструктуры, национального богатства.

3.1. Характерные черты предпринимателя.

Ключевой фигурой  рыночной экономики является предприниматель, генерирующий и реализующий в  хозяйственной практике новые идеи, способствующие приумножению национального  богатства. Это неординарная и многогранная фигура, способная хорошо ориентироваться в динамичной рыночной среде и принимать наиболее приемлемые решения.

Фактически, не существует двух одинаковых предпринимателей, поэтому определить типичного предпринимателя  довольно сложно. По словам профессора Питера Ф. Дракера, известного писателя, лектора, консультанта, "некоторые из них эксцентрики, другие — ужасно корректные конформисты; некоторые мнительны, другие раскованны; некоторые довольно сильно пьют, другие — трезвенники; некоторые полны огромного обаяния и теплоты, а в других не больше индивидуальности, чем в мороженой макрели".

Почему из всех мужчин и женщин, которые действительно  становятся предпринимателями, только немногие добиваются успеха? Многие новые предприятия "умирают" в самом начале своей деятельности, половина из них прекращает свое существование в течение 18 месяцев с момента создания. Что же тогда позволяет предприятию добиваться успеха? Можем ли мы выделить основные черты удачливых предпринимателей? Если мы сможем это сделать, то тогда сможем и предсказать, какого типа мужчины и женщины, скорее всего, добьются успеха в качестве предпринимателей.

Начнем с того, что удачливые предприниматели, вероятнее всего, стремятся к очень большим достижениям. Предпринимателю присущи определенные черты в характере и образе жизни. Установлено, что личностными характеристиками человека, добивающегося успеха в деле, являются:

  • поиск возможностей и инициативность (использует новые и необычные деловые возможности,  любит  опережать события);
  • упорство и настойчивость (готов к преодолению препятствий на пути к достижению намеченной цели);
  • готовность к риску (согласен принять «вызов», однако при этом стремится уменьшить риск);
  • стремление к эффективности и качеству (работает по принципу: лучше, быстрее и дешевле);
  • личная ответственность (согласен принять на себя ответственность и пойти на личные жертвы в интересах дела);
  • стремление быть информированным (владеет информацией о ситуации на фирме, о клиентах, поставщиках и пр.);
  • коммуникабельность и обладание авторитетом (умение устанавливать связи и влиять на других людей);
  • склонность к планированию (разрабатывает программу действий и контролирует ее выполнение);
  • независимость и уверенность в себе (полагается лишь на себя, умеет «плыть против течения»).

Информация о работе Предприятие в рыночных условиях