Предпосылки возникновения ТФПГ и их роль в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 17:45, контрольная работа

Описание работы

Наличие бюджетного дефицита в условиях циклического спада, не дает оснований для ожидания положительных изменений экономической динамики в ближайшее время. Другой составляющей финансового кризиса является неблагоприятная ситуация в банковской системе, которая нанесла серьезный удар не только российской экономике в целом и хозяйствующим субъектам, но и каждому жителю России, значительно снизив уровень их жизни.

Содержание

1. Предпосылки создания ТФПГ. 2

1.2 Транснациональные Финансово-промышленные Группы (фпг) 4

2. Формы существования ТФПГ Содружества 6

3. Нормативно-правовая база деятельности ТФПГ СНГ. 11

4. Меры государственного содействия и пути создания ТФПГ Содружества 13

Список литературы: 16

Работа содержит 1 файл

контрольная ФПГ Николаева БЕ-ЗММ-601.docx

— 34.86 Кб (Скачать)

     Все это говорит об экстренной необходимости  консолидировать ресурсы государств Содружества и совместными усилиями с использованием такой перспективной  формы взаимодействия, как ТФПГ, защитить свои национальные рынки, общий  товарный рынок СНГ и создать  условия для выхода базовых отраслей промышленности из кризисного состояния.

 

  1. Нормативно-правовая база деятельности ТФПГ СНГ.

     В настоящее время на национальных и межгосударственном уровнях уже предприняты шаги, направленные на обеспечение благоприятных условий формирования и деятельности ТФПГ. Постепенно создается необходимая нормативно-правовая база. В рамках национальных законодательств наиболее полно она разработана в Российской Федерации, где в числе ключевых законодательных актов следует отметить закон “О финансово-промышленных группах” № 190-ФЗ от 30.11.95, Указ Президента РФ “О мерах по стимулированию создания и деятельности ФПГ” № 443 от 01.04.96, постановления Правительства РФ “О порядке ведения государственного реестра ФПГ в РФ” № 621 от 22.05.96, “О порядке ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса ФПГ” № 24 от 09.01.97, а также ряд документов, регулирующих деятельность конкретных ФПГ.

     Представляется, что российские наработки с успехом  могут быть использованы при подготовке аналогичных актов другими государствами  Содружества. Такие процессы уже  идут. В Белоруссии, Украине, Киргизии, Узбекистане стали появляться документы, в значительной мере ориентированные  на российский опыт. Ряд документов принят на межгосударственном уровне.

     На 7-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ 17 февраля 1996 г. принят унифицированный  с российским законом рекомендательный акт “О финансово-промышленных группах”.

     Подписано 15 апреля 1994 г. многостороннее Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных  объединений. По сути, положено начало формированию международно-правовой базы учреждения и функционирования таких  структур в рамках СНГ. После его  заключения заметно оживилась практическая работа заинтересованных хозяйствующих субъектов стран в этом направлении.

     В развитие достигнутого 6 марта 1998 г. государства  СНГ заключили Конвенцию о  транснациональных корпорациях. Ранее, 9 октября 1997 г. подписано многостороннее Соглашение о регулировании социально-трудовых отношений в транснациональных  корпорациях, действующих на территории государств – участников СНГ, в котором  закреплены основы взаимоотношений  работников и работодателей.

     Реализация  упомянутых документов осуществляется путем заключения межправительственных двусторонних соглашений и оформления на их базе договоров между непосредственными  участниками ТФПГ. При этом уточняется ряд положений применительно  к особенностям национальных законодательств  и с учетом форм создаваемых ТФПГ. Так, в 1994-1995 гг. заключен ряд двусторонних соглашений об основных принципах создания финансово-промышленных групп с  Казахстаном, Белоруссией, Узбекистаном, Украиной и Таджикистаном.

     Если  речь идет о конкретных ТФПГ учитываются интересы государств-участников, различных хозяйствующих субъектов, а также специфика объектов сотрудничества. В 1998-1999 гг. наибольшее количество соглашений о создании конкретных ТФПГ заключено между Российской Федерацией и Республикой Беларусь.

     В целях дальнейшего развития нормативно-правовой базы функционирования ТФПГ в рамках Содружества представляется необходимым  принять на межгосударственном уровне ряд документов, уточняющих отдельные  аспекты деятельности таких групп, в частности о принципах страхования  коммерческих рисков, взимания косвенных  налогов при экспорте и импорте  товаров, заключения международных  залоговых сделок, о межгосударственном лизинге и др.

     Кроме того, необходимо устранить несоответствия между национальными законодательствами государств Содружества в вопросах создания и функционирования финансово-промышленных групп, выражающиеся в следующем:

     отсутствуют единые формулировки основных понятий, связанных с формированием и  деятельностью групп;

     нет единого механизма и условий  вхождения участника-нерезидента  в состав ТФПГ с центральной компанией, зарегистрированной в данной стране;

     различия  в формах и системе ведения  бухгалтерского учета не позволяют  на практике вести консолидированный  баланс ТФПГ и т.д.

  1. Меры  государственного содействия и пути создания ТФПГ Содружества
 

     Практически все промышленно развитые мировые  державы проводили активную политику поддержки финансово-промышленного  кооперирования. Анализ проблем, возникающих  при формировании и деятельности ТФПГ Содружества, позволяет предложить следующие меры государственного содействия в этой области:

    • передать в доверительное управление центральной компании ТФПГ закрепленные за государством пакеты акций участников группы;
    • предоставить инвестиционные кредиты и иные финансовые средства для реализации проектов ТФПГ;
  • обеспечить государственные гарантии для привлечения в ТФПГ инвестиционных ресурсов;
  • предусмотреть для банков – участников ТФПГ, осуществляющих инвестиционную деятельность, налоговые льготы, дать им право снижать нормы обязательного резервирования и изменять другие обязательные нормативы;
  • предоставить участникам ТФПГ возможность ускоренной амортизации оборудования с направлением накопленных средств на деятельность ТФПГ;
  • создать условия для внедрения системы консолидированного учета в ТФПГ Содружества, включая подготовку на межгосударственном уровне рекомендательных законодательных актов по методологии ведения консолидированного учета, отчетности и баланса;
  • зачесть убытки, понесенные участниками при определении налогооблагаемой прибыли центральной компании;
  • обеспечить нормативно-правовую базу для формирования при центральных компаниях ТФПГ целевых фондов, предназначенных для реализации приоритетных программ и проектов Содружества;
  • предусмотреть учреждение в ТФПГ фондов медицинского и социального страхования и занятости с обязательными отчислениями, производимыми предприятиями-участниками;
  • предоставить центральной компании при приобретении на инвестиционных конкурсах акций участника ТФПГ возможность зачета задолженности в объем предусмотренных условиями конкурса инвестиций;
  • установить упрощенный порядок открытия счетов и предоставления кредитов банками – участниками ТФПГ предприятиям-нерезидентам;
  • подготовить на межгосударственном уровне рекомендательные законодательные акты об инвестиционных, страховых, лизинговых, трастовых, факторинговых и других фирмах.

       Многие  из перечисленных мер государственной  поддержки продекларированы на различных  уровнях, но на практике, к сожалению, не применяются.

       В практической работе можно идти двумя  путями в зависимости от специфики  ТФПГ, состава участников и необходимых  мер содействия:

       во-первых, подготовка межправительственного соглашения по вопросам создания и деятельности конкретной ТФПГ, в котором урегулированы законодательные, организационные и иные препятствия, оговариваются предоставляемые льготы и иные согласованные меры содействия на государственном и межгосударственном уровнях. Такие ТФПГ можно назвать межгосударственными ;

       во-вторых, подготовка и подписание учредительных документов, минуя стадию заключения межправительственного соглашения. В этом случае либо используются типовые, предусмотренные национальным законодательством льготы и меры государственного содействия, либо на национальных уровнях выпускаются дополнительные нормативно-правовые акты.

     В нынешних условиях ввиду нестыковки национальных законодательств, пробелов в межгосударственной нормативно-правовой базе и иных аспектов, требующих  согласования, наиболее реальным и  перспективным представляется первый путь.

 

Список  литературы:

  1. А.В. Александров. Информационное обеспечение корпоративного управления. Автореферат диссертации  на соискание ученой степени кандидата  экономических наук, Екатеринбург, 2000.
  2. "Финансист", -2008. - № 11.
  3. "Эксперт", - 2008. - № 38.
  4. "Эксперт", -2008. - № 39, сс. 10-25.
  5. "Российский экспортер", № 12, 2000, сс. 44-48.
  6. Финансовые известия. - №11, - 1998.
  7. В.Д. Андрианов. Россия в мировой экономике: Учеб. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 296 с.
  8. Винслав Ю., Дементьев В., Мелентьев А., Якубин Ю. Развитие интегрированных корпоративных структур в России. Российский экономический журнал, 1998 г., № 11-12.
  9. З.М. Окрут, Р.В. Окрут, Н.И. Шевченко. Современные стратегии ТНК в мировом хозяйстве: вопросы теории и практики транснационализации стран переходной экономики. Москва, 2008.
  10. В.И. Крылов. Пути восстановления положительного рейтинга России в инвестиционной сфере. "Внешнеэкономический бюллетень" 1/2000.
  11. "Известия", - 1998, 21 марта.

Информация о работе Предпосылки возникновения ТФПГ и их роль в мировой экономике