Предпосылки возникновения ТФПГ и их роль в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 17:45, контрольная работа

Описание работы

Наличие бюджетного дефицита в условиях циклического спада, не дает оснований для ожидания положительных изменений экономической динамики в ближайшее время. Другой составляющей финансового кризиса является неблагоприятная ситуация в банковской системе, которая нанесла серьезный удар не только российской экономике в целом и хозяйствующим субъектам, но и каждому жителю России, значительно снизив уровень их жизни.

Содержание

1. Предпосылки создания ТФПГ. 2

1.2 Транснациональные Финансово-промышленные Группы (фпг) 4

2. Формы существования ТФПГ Содружества 6

3. Нормативно-правовая база деятельности ТФПГ СНГ. 11

4. Меры государственного содействия и пути создания ТФПГ Содружества 13

Список литературы: 16

Работа содержит 1 файл

контрольная ФПГ Николаева БЕ-ЗММ-601.docx

— 34.86 Кб (Скачать)

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ        МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

     БЕЛГОРОДСКИЙ  ФИЛИАЛ МЭСИ

     Контрольная работа

     по  дисциплине  «Менеджмент ФПГ» 

     Тема: «Предпосылки возникновения ТФПГ и их роль в мировой экономике» 
 

     Выполнила:

       студентка 5 курса

     группы  БЕ-ЗММ-601

     Николаева А.Ю. 

     Проверил:  Гриненко Г.П. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Белгород 2010

Оглавление

1. Предпосылки создания ТФПГ. 2

1.2 Транснациональные Финансово-промышленные Группы (фпг) 4

2. Формы существования ТФПГ Содружества 6

3. Нормативно-правовая база деятельности ТФПГ СНГ. 11

4. Меры государственного содействия и пути создания ТФПГ Содружества 13

Список литературы: 16 
 

 

  1. Предпосылки создания ТФПГ.

В нынешних социально  – экономических условиях учеными  и практиками предлагается множество  моделей активизации хозяйственной  деятельности. Но все они блокируются  одними и теми, же обстоятельствами, проявляющимися в беспрецедентном финансовом кризисе, поразившем нашу экономику от макроуровня до первичных хозяйствующих субъектов.

Наличие бюджетного дефицита в условиях циклического спада, не дает оснований для ожидания положительных  изменений экономической динамики в ближайшее время. Другой составляющей финансового кризиса является неблагоприятная  ситуация в банковской системе, которая  нанесла серьезный удар не только российской экономике в целом  и хозяйствующим субъектам, но и  каждому жителю России, значительно  снизив уровень их жизни. Балансы  многих коммерческих банков отменены безнадежными долгами они оторваны от реального сектора экономики  и занят в основном обслуживанием международных торговых и финансовых потоков, валютного рынка, движения бюджетных средств и т.п. Их стремление инвестировать капитал в приобретении акций в большинстве случаев, носит спекулятивны характер и не сопровождается последующим вложением средств в производство.

И, наконец, важнейшим  элементом кризиса всей финансовой системы является беспрецедентная неликвидность реального сектора экономики. По последним данным, 70% всех сделок производится без участия денег (бартер, неплатежи, денежные суррогаты). В этих условиях колоссальных масштабов достигают транзакционные издержки, цены неизбежно теряют свою регулирующую роль (важны лишь пропорции обмена), не говоря  уже о том, что резко снижается надежность всем стоимостной статистики».

Фактически в  стране сформировались две экономики: небольшая по размерам «денежная  экономика», связанна с внешним рынком, обслуживанием федерального бюджета и государственного долга, валютного и финансовых рынков, и огромное натуральное хозяйство, охватывающее основную часть реального сектора экономики. 

 

1.2 Транснациональные Финансово-промышленные Группы (фпг)

     Проблема  создания новой системы функционирования предприятий базовых отраслей промышленности и их взаимодействия на экономическом пространстве Содружества вышла на первый план. Представляется, что одно из центральных мест в такой системе должны занять транснациональные финансово-промышленные группы (ТФПГ), функционирующие в производственной, инвестиционной, коммерческой и финансово-кредитной областях.

     ТФПГ  – одна из перспективных форм экономических  структур, придавших мощнейший импульс  интеграционным процессам в Западной Европе, что в конечном счете привело к образованию Европейского союза.

     Наибольшее  распространение и влияние на экономику национальные и транснациональные  финансово-промышленные группы получили в индустриально развитых странах  – США, Японии, Южной Корее, Германии и др.

     В США основу промышленности составляют примерно 100 многоотраслевых корпораций, являющихся, по сути, высокоинтегрированными финансово-промышленными группами. На их долю приходится от 55 до 60% ВНП США, 45% рабочей силы и до 60% инвестиций. В Японии на долю шести крупнейших сюданов (финансово-промышленных групп), согласно официальным данным, приходится 14-15% ВНП. Практически все крупные и средние промышленные предприятия Южной Кореи входят в чеболи (те же финансово-промышленные группы), которых насчитывается несколько десятков.

     В России формирование этих групп также  получило в последние годы существенное развитие. Так, по состоянию на сентябрь 1998 г. официальным статусом наделено 75 групп. В их состав вошло более 1 150 промышленных предприятий, свыше 160 финансово-кредитных институтов. Годовой  оборот выпускаемой ими продукции  превысил 10% ВВП. Из 200 крупнейших российских компаний 130 стали участниками официально зарегистрированных финансово-промышленных групп, в частности в химической и нефтехимической промышленности 6, черной и цветной металлургии 5, автомобилестроении 6, общем машиностроении 5, приборостроении и радиоэлектронике 5, пищевой и легкой промышленности 6, строительстве 5, производстве сельхозпродукции 8 и т.д.

     В мире явно прослеживается тенденция  увеличения в общем количестве финансово-промышленных групп доли транснациональных. В  современных условиях ТФПГ характеризуются  множеством путей возникновения  и форм существования, классифицируемых по организационному строению, схеме  взаимодействия входящих в них хозяйствующих  субъектов, характеру их финансовых взаимоотношений и другим признакам. 

 

  1. Формы существования ТФПГ Содружества
 

     В зависимости от типа организационного строения ТФПГ могут быть:

    • вертикально интегрированными – с предприятиями, функционирующими по принципу замкнутой технологической цепочки;
    • горизонтально интегрированными, объединяющими предприятия с полным технологическим циклом в нескольких отраслях и охватывающими сопутствующие сферы деятельности;
    • конгломеративными – различными технологически не связанными между собой предприятиями при финансовом контроле со стороны управляющей или головной компании.

     В зависимости от центра формирования и вида доминирующей компании выделяются ТФПГ банковские, промышленные, торговые, созданные на основе существующих транснациональных  корпораций и др.

     Характер  финансовых взаимоотношений предполагает такие формы ТФПГ, как холдинг (компания владеет контрольным пакетом акций участников группы и в силу этого определяет стратегию деятельности), траст (отдел соответствующей финансовой структуры, часто банка, распоряжается как доверительное лицо акциями входящих в группу хозяйствующих субъектов и выступает в качестве координатора деятельности). Возможно перекрестное владение акциями, при котором участники обладают в сумме контрольным пакетом одного из них. Руководящим органом в данном случае выступает совещание руководителей предприятий-участников, одновременно являющееся и совещанием ведущих акционеров.

     На  мой взгляд, наибольшие перспективы  в СНГ имеют вертикально интегрированные  ТФПГ, организованные по принципу холдинга или перекрестного владения акциями. Такие группы в наибольшей степени  учитывают специфику организации высокоинтегрированных промышленных комплексов стран СНГ и относительную неразвитость финансовых и торговых структур.

     В дальнейшем в целях повышения  устойчивости и расширения сфер деятельности, ТФПГ Содружества могут преобразовываться  в горизонтально интегрированные  группы, способные взять под контроль высокотехнологичные секторы промышленности смежных отраслей и обеспечить сопутствующие  услуги – маркетинг, рекламу, сбыт, сервисное обслуживание, поддержку и т.д. При этом повышение роли банковских, торговых и иных структур в ТФПГ будут определяться общим ходом экономических реформ и развитием соответствующих сфер на территории СНГ.

     В числе основных задач, которые ТФПГ призваны решить на экономическом пространстве Содружества, следует отметить совместные производства, финансирование крупных  инвестиционных проектов и НИОКР, техническое  содействие, взаимные лицензирование и кредитование, общий маркетинг  продукции и услуг и др.

     Необходимо  подчеркнуть, что развитие ТФПГ отвечает как интересам промышленных, финансовых и иных хозяйственных структур стран  СНГ, так и интересам отдельных  государств и Содружества в целом.

     Исходя  из мирового опыта и с учетом специфики  экономического пространства СНГ формирование и функционирование ТФПГ в рамках Содружества должны обеспечить следующие преимущества:

     для промышленных структур

    • повышение эффективности и конкурентоспособности производства в силу интеграции в единую структуру снабженческих, производственных, научно-исследовательских и сбытовых предприятий с соответствующей экономией на издержках, присущих рыночным трансакциям;
  • уменьшение затрат и увеличение прибыльности за счет расширения производства и сбыта, использования преимуществ международного разделения труда, получения благоприятных условий доступа к сырью, имеющемуся в различных государствах СНГ;
  • снижение рисков за счет уменьшения доли инвестиций каждого из участников;
  • ускорение движения оборотных средств и их экономия за счет системы взаимозачетов платежей внутри ТФПГ;
  • возможность выхода на емкие рынки стран СНГ;
  • получение инвестиций от “собственных” финансовых структур;
  • повышение конкурентоспособности продукции за счет совместного проведения целевых НИОКР, внедрения новых технологий, общего маркетинга продукции и услуг и т.д.;

       для финансовых структур

  • повышение надежности капиталовложений путем интеграции банковского, промышленного и торгового капиталов различных государств СНГ;
  • рационализация состава интегрального капитала и мобильное перераспределение ресурсов;
  • совершенствование расчетов и уменьшение взаимозадолженности между участниками ТФПГ;
  • расширение кредитно-инвестиционных возможностей;

       для государств – участников СНГ – 

  • усиление регулируемости национальных экономик через ТФПГ, представляющие среднее звено управления и отвечающие за деятельность крупных промышленных комплексов стран СНГ;
  • ослабление неплатежей на экономическом пространстве СНГ ввиду облегчения взаиморасчетов предприятий – участников ТФПГ;
  • стимулирование инвестиционного процесса;
  • остановка спада производства и постепенный переход к росту;
 

       для Содружества в  целом – 

    • восстановление на новой основе оправдавших себя традиционных взаимосвязей хозяйствующих субъектов;
    • возможность целенаправленного проведения совместной инвестиционной политики и ее координации;
    • ускорение процессов экономической интеграции в рамках СНГ;
    • придание в конечном итоге импульса процессам политического сближения стран СНГ ввиду высокого взаимопроникновения национальных экономик и формируемой на этой основе общности интересов.

       Особую  актуальность объединение усилий российских хозяйствующих субъектов и субъектов  других государств – участников СНГ  в рамках ТФПГ приобретает в связи  с консолидацией крупных зарубежных компаний в экономической экспансии  на традиционные рынки стран Содружества. Национальным производителям приходится конкурировать с мощными интегрированными структурами, корпорациями, концернами, консорциумами.

       Растут  объем и удельный вес продаж крупных  западных транснациональных корпораций на рынках государств Содружества, а  страны СНГ в результате быстро теряют традиционные рынки сбыта продукции  национального происхождения. Особенно эта тенденция заметна в областях, относящихся к высокотехнологичным  и наукоемким производствам (авиационной, радиотехнической, электронной и  химической промышленности). Так, за последние  годы американскими авиационными компаниями “Боинг” и “Макдональд Дуглас”  продано в страны СНГ более 40 широкофюзеляжных машин, в то время как концерн  Туполева сумел реализовать только 8.

       Аналогичная ситуация во многих других отраслях промышленности – электротехнической, полиграфической, машиностроительной, автомобильной. Простаивают  созданные в государствах СНГ  производственные мощности, не находит  сбыта выпущенная продукция.

Информация о работе Предпосылки возникновения ТФПГ и их роль в мировой экономике