Предпосылки и мотивы создания стратегических альянсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2011 в 00:00, реферат

Описание работы

На современном этапе экономического развития образования стратегических альянсов появляются постоянно, при этом в качестве партнеров выступают как известнейшие транснациональные корпорации, так и компании, масштаб деятельности которых не столь велик.

Работа содержит 1 файл

Предпосылки и мотивы создания стратегических альянсов.docx

— 146.70 Кб (Скачать)
    1. Предпосылки и мотивы создания стратегических альянсов
 

       На  современном этапе экономического развития образования стратегических альянсов появляются постоянно, при  этом в качестве партнеров выступают  как известнейшие транснациональные  корпорации, так и компании, масштаб  деятельности которых не столь велик.

       Стратегические  альянсы заключаются как между  компаниями, работающими в одной  отрасли и даже являющимися конкурентами, так и между компаниями, основная деятельность которых сосредоточена  на  различных, на первый взгляд, рынках. 

       В современной экономической литературе предлагаются различные подходы  к определению стратегических альянсов, основанные на определении: места стратегических альянсов в спектре межфирменных отношений; особенностей альянсов со стратегическими  целями участников; особенностей стратегических альянсов в доступе партнеров  к ресурсам с учетом компетенций  друг друга в вопросах корпоративного контроля и управления.

       Первый  подход предполагает определение стратегических альянсов как интегрированной структуры  с сохранением хозяйственной  и юридической самостоятельности. Например, ученый М. Портер называет стратегические альянсы коалициями, «идущими дальше обычных торговых операций, но не доводящих до слияния фирм». Близкую позицию занимают П. Дюссож и Б. Гаррет, которые определяют стратегические альянсы как «взаимодействие двух или нескольких фирм для выполнения проекта или проведения деловых операций в определенной области путем координации необходимых знаний и ресурсов совместно, в отличие от самостоятельных действий или от слияний между ними».

         В рамках второго подхода особенности  альянсов зависят от специфики  целей и интересов их участников. При этом цели вхождения в  партнерство носят для каждого  участника стратегический характер. Профессор уортонской школы бизнеса Дж. Даейр считает, что стратегические альянсы – это «партнерство двух или более организаций, созданное для достижении разделяемой совместно стратегической цели». Т. Дас и Б. Тенг определяют альянсы как «добровольное соглашение о партнерстве, направленное на создание конкурентного преимущества участников».

       Третий  подход к определению альянсов связывается  с особенностями объединения  ресурсов, с доступом к ресурсам партнера для создания конкурентного  преимущества. По определению К. Эйзенхардта и С. Шонховена, стратегические альянсы – это «отношения сотрудничества, основанные на логике стратегических потребностей в ресурсах и социальных возможностях их использования».

       В отечественной литературе предлагались определения международных стратегических альянсов как относительно продолжительных  по времени межорганизационных соглашений по сотрудничеству, которые предусматривают совместное использование ресурсов и/или структур управления двух или более самостоятельных организации, расположенных в двух или более странах, для совместного выполнения задач, связанных с корпоративной миссией каждого из них.

       Ключевым  элементом в определении альянса  является независимость участвующих  фирм, несмотря на связывающие их соглашения. В альянсе компании-партнеры объединяют усилия в преследовании общих  целей без потери своей стратегической автономии и без отрицания  своих собственных интересов.

         Компании, участницы альянсов, не  ограничены формальной регламентацией  прав и обязанностей сторон, сохраняют  свои собственные стратегические  цели и существенные черты  корпорационной культуры. Поэтому  альянсы могут заключать даже  конкуренты, не говоря уже о  поставщиках и их клиентах, не  теряя при этом индивидуальность  самой компании.

       Теоретические предпосылки возникновения  стратегических альянсов можно выявить, комплексно применяя теории трансакционных издержек и международного производства, а также концепцию максимизации использования ресурсов в рамках партнерств.

       Теория  трансакционных издержек предлагает теоретическое обоснование ситуаций, когда сотрудничество является выгоднее, чем слияния и поглощения, с одной стороны, и простые прямые сделки, с другой стороны. Теория трансакционных издержек доказывает, что в определенных ситуациях создание стратегического альянса оптимально с экономической точки зрения. А именно, когда ни рынок, ни организация внутреннего обмена внутри одной фирмы не могут минимизировать сумму производственных и трансакционных издержек, альянсы выступают в качестве альтернативы.

       Теория  международного производства Даннинга расширяет теорию трансакционных издержек и утверждает, что фирма может расширять свои операции до международного уровня, только если она аккумулирует три типа преимуществ: преимущество владения особыми активами, преимущество внутреннего развития и преимущество локализации (так называемые, преимущества О-, И- и Л-типов). Изменения в деловой среде благодаря научно-техническому прогрессу и глобализации экономики радикально модифицировали условия, в которых компании создают преимущества О-, И- и Л-типов. Это объясняет растущее число стратегических альянсов, которые все более заменяют более традиционные формы мультинациональной экспансии.

       Можно утверждать, что конкурентное преимущество возникает из ресурсов, которые имеет  и использует фирма. С этой точки  зрения альянсы можно также интерпретировать как средство развития новых способностей и приобретения знаний у другого  партнера. Если с точки зрения трансакционных издержек альянсы в основном рассматриваются как способ оптимизации использования имеющихся ресурсов, то в свете теории международного производства они являются источником конкурентного преимущества.

       Выводы  сторонников теории трансакционных издержек дополняют последователи концепции максимизации использования ресурсов в рамках партнерств. В отличие от минимизации трансакционных издержек, эти теоретики ориентируются на максимизацию ресурсов через оптимальное их объединение и освоение всеми участниками альянса. В этом случае при определении границы фирмы учитывается ее способность получить доступ к ресурсам партнеров и соответственно укрепить свое конкурентное преимущество. Логика вступления в альянсы диктуется тем, как фирма может агрегировать, разделять и обменивать ценные ресурсы с другими фирмами в тех случаях, когда эти ресурсы нельзя получить посредством рыночных трансакций или в результате поглощений и слияний. Важное значение в развитии этой концепции сыграли работы Б. Когута, в которых показано, что фирмы вступают в альянсы либо для получения новых знаний, либо для сохранения собственных ресурсов путем комбинирования их с ресурсами партнеров.

       Для заключения альянса и его эффективной работы необходимы некоторые предпосылки и условия, а именно:

       -долгосрочное планирование, в том числе и совместное;

       -координация при принятии политических решений;

       -взаимное доверие участников альянса;

       -готовность к разделению рисков.

       Факторы, определяющие потребность компаний вступать в альянсы, зачастую крайне просты:

       -сокращение издержек;

       -получение новых технологий;

       -доступ на новый рынок;

       -снижение рисков при инновационных проектах;

       -взаимное обучение.

       Альянсы облегчают создание новых изделий  и единых стандартов для них, обеспечивают совместную рекламу при пониженных затратах на нее каждой из фирм. Некоторые  виды деятельности становятся более  эффективными, если проводятся в больших  масштабах. Одним из путей совершенствования  деятельности благодаря созданию альянса  является распределение операций между  партнерами. Поскольку каждая фирма  получает возможность сконцентрироваться на том, что она делает лучше, альянс обладает более высоким качественным потенциалом.

       Сотрудничество  в рамках альянса способно сделать  возможным проведение исследований и разработок, которые были бы невозможны силами одной корпорации в силу ресурсоемкости либо отсутствия всех необходимых компетенций. Альянсы также могут способствовать уменьшению степени риска при  помощи распределения ответственности  за инвестиции между партнерами при  новых разработках.

       Работая в условиях жестокой конкуренции, многие компании, включая прямых конкурентов, объединяют свои ресурсы и ресурсы  финансовых институтов для  достижения  своих экономических целей.

       Поскольку истинная структура и взаимосвязи  внутри компаний часто носят скрытую  форму, и все время меняются необычным  образом, необходимость создания альянсов и управления ими ставит руководителей  перед трудной задачей - разобраться  в существе такой нетрадиционной формы интеграции.

       Стратегические  альянсы формируют новую деловую  стратегию, так как объединение  ресурсов с целью удержать и расширить  позиции на определенных рынках охватывает группу фирм, действующих совместно. Для руководства фирм, входящих в  альянс, открываются новые пути выхода за пределы обычных интересов  и возможностей.

       Чтобы оценить плодотворность создания альянсов, можно сравнить их с другими способами  укрепления позиции фирмы, как работу внутри фирмы, приобретение другой фирмы, разовые сделки с другими фирмами.

       Все вышесказанное характеризует  лишь положительные моменты для создания альянса, но существуют и отрицательные  стороны, тогда союз становится рушимым. Определить срок действия альянса бывает зачастую сложно.

       Можно сформулировать основные причины разрушения альянса:

       -Ошибки в расчетах совместного проекта.

       -Несовместимость стратегий компаний партнеров.

       -Неспособность управленческих команд и их лидеров работать вместе (слишком высокие амбиции каждого из партнеров).

       -Окончание конкретного проекта, под который заключался альянс.

       -Слияние или поглощение компаний в результате альянса.

       Мировая практика показывает, что альянсы  не могут развиваться до бесконечности. Процесс укрупнения и роста переходит  в процесс деления.

       Этот  процесс уже можно наблюдать  на примере российской экономики. Если на первом этапе альянсы концентрировали  усилия участников в конкурентной борьбе, то сейчас происходит деление на более  мелкие компании.

       Используя синергию альянса, предприятия быстро развиваются благодаря эффективному слиянию знаний, навыков, финансовых средств, технологий, инфраструктуры, средств производства и т. д. В рамках стратегических альянсов возникает возможность мобилизации преимуществ мощной корпоративной структуры при сохранении национальной обособленности ее членов.

       Важный  мотив создания стратегических альянсов - борьба с неопределенностью. В то же время эти организации скорее "средство защиты" от неопределенности внешней среды и несовершенства рынка, чем метод манипулирования  и влияния на внешнюю среду. Выделяют два основных источника неопределенности внешней среды: неопределенность спроса и неопределенность конкурентной среды.

       При образовании стратегических альянсов предприятия придерживаются либо наступательной, либо оборонительной политики. То есть альянсы могут использоваться или  как выгодный путь для расширения стратегического потенциала, или  как средство контроля рынка за счет сокращения конкуренции.

       Если  проанализировать два критерия стратегического  позиционирования - стратегическую важность альянса для предприятия и  его позицию на рынке, можно выделить четыре основных мотива образования  стратегических альянсов (рис. 1).

                                      Позиция предприятия на рынке

                                     Лидер                                      Не лидер

         
 

 
 
 
 
 

       Рис. 1.-Мотивы образования стратегических альянсов предприятий

       Вступая в партнерство, предприятие может  выбрать одну из четырех возможных  стратегий функционирования:

       - стратегию защиты (с целью получить доступ на рынки и/или к технологиям и ресурсам);

       - стратегию подражания (с целью усилить свою конкурентную позицию, делая ее жизнеспособной);

Информация о работе Предпосылки и мотивы создания стратегических альянсов