Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 08:37, контрольная работа
Менеджмент можно представить, как умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Иначе, менеджмент - целенаправленное воздействие на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу.
Термин «менеджмент» означает управление социально-экономическими процессами; на уровне организации – управление хозяйственной деятельностью и личностью, персоналом.
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава1. Литературный обзор…………………………………………………………5
1.1 Понятие «системно-ситуационного подхода в управлении», характеристики………………………………………………………………………..5
1.2 Факторы, влияющие на эффективность применения системно-ситуационного подхода в управлении…………………………………………………………………………....11
Глава 2. Описание объекта исследования……………………………………….….15
2.1 Основные характеристики организации………………………………………..15
2.2 Динамика финансово-экономических (технико-экономических) показателей деятельности организации………………………………………………………......16
2.3 Организационная структура управления……………………………………….17
Глава 3. Аналитическая часть……………………………………………………….21
3.1 Оценка применения системно-ситуационного подхода в управлении в работе организации…………………………………………………………………………..21
3.2 Анализ опыта применения системно-ситуационного подхода в управлении на территории РФ и за рубежом………………………………………………………..22
3.3 Краткие выводы по аналитической части……………………………………...25
Глава 4. Проектная часть……………………………………………………………27
4.1 Разработка системы мероприятий по повышению эффективности управления в организации……………………………………………………………………….…27
Заключение…………………………………………………………………………..29
Список использованной литературы…………………………………………….…31
Финансы подразумевают собой не только денежные средства, но и другие ресурсы. У них существует три функции: распределительная, стимулирующая и контрольная.
Управление или система управления – это способ принятия решений в организации. Обращается внимание на решение каких задач она направлена и какие методы при этом используются.
Персонал – совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация, т.е. сотрудники, а также партнеры, эксперты и др. В зависимости от поставленных целей и задач организации, соответствующим образом должен быть подобран и персонал, на плечи которого они лягут.
Дополнительными факторами можно добавить также как внутреннюю, так и внешнюю (в том числе, экономическую)ситуации, как внутри организации, так и в стране. Эти факторы не смотря ни на что, могут сильно влиять на практику применения системно-ситуационного подхода в управлении.
Глава 2. Описание объекта исследования
2.1 Основные характеристики организации
В данной контрольной работе я рассматриваю следующую организацию: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Кемеровский педагогический колледж (ГОУ СПО КПК).
Данная организация прошла четыре этапа своего развития: создание в 1975 году и 3 переименования.
Первоначальное название данной организации – Кемеровское педагогическое училище, затем переименовано в Кемеровское педагогическое училище №1 при создании другого педагогического училища, преобразовано в Кемеровский педагогический колледж в 1995 году приказом Департамента образования и науки Администрации Кемеровской области от29.03.1995г. №213 (см. Приложение 1) и в конце концов переименовано в государственное образовательное учреждение среднего профессионального уровня Кемеровский педагогический колледж в 2004 году, в связи со сменой Департамента.
Юридический адрес: 650023, г.Кемерово, пр.Ленина, 126-а.
ГОУ СПО КПК является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета оно находится в ведении Департамента науки и профессионального образования Кемеровской области (Департамент).
Финансирование ГОУ СПО КПК осуществляется Департаментом, имущество закреплено на праве оперативного управления, является федеральной собственностью.
Основными задачами являются: создание благоприятных условий для разностороннего развития личности; удовлетворение потребности личности в получении образования; удовлетворение потребностей общества в специалистах; формирование у обучающихся гражданской позиции; подготовка и др. специалистов среднего звена; распространение знаний среди населения, в том числе путем оказания платных образовательных услуг.
ГОУ СПО КПК – учреждение, реализующее образовательные программы среднего педагогического образования повышенного уровня по специальностям: 0303 – иностранный язык; 0311 –изобразительное искусство и черчение; 0312 – преподавание в начальных классах;0317 – педагогика дополнительного образования.
Учреждение в своей деятельности руководствуется Законом РФ «Об образовании», другими законодательными и нормативными актами, Типовым положением об образовательном учреждении.
Учредителем ГОУ СПО КПК от имени РФ выступает Территориальное управление Минимущества РФ по Кемеровской области.
Деятельность ГОУ СПО КПК регламентируется следующими основными актами: Коллективным трудовым договором; Правилами внутреннего распорядка для студентов КПК; Положением об охране труда; Положением о кафедрах и ПЦК; Положением о научно-методическом совете КПК; Положением об итоговой государственной аттестации выпускников КПК; Положением о платных дополнительных услугах; Правилами внутреннего трудового распорядка; Приказами и распоряжениями директора КПК; Правилами приема в КПК и др.
2.2 Динамика финансово-
Если рассматривать динамику показателей деятельности ГОУ СПО КПК, то, конечно, в первую очередь, надо сказать о количественном составе, как преподавателей, так и студентов.
В 2006-2007 учебном году в данной организации работает около 100 преподавателей, в том числе совместители, из обслуживающего персонала можно назвать: лаборанты, их фактически приблизительно по одному человеку на кафедру, т.е. 8 человек, но некоторые ставки распределены не между лаборантами; технички, вахтеры, гардеробщики, столовая и т.д. – около 30 человек.
Больше всего увольняются, меняя место работы, преподаватели, так как их больше в процентном соотношении, но обслуживающий персонал тоже часто уходит из данной организации.
Это связано с тем, что у обслуживающего персонала очень низкий оклад. Так на УВП (5 разряд) оклад составляет – 1548 руб., у 6-го разряда – 1780 руб., у МОП (младшего обслуживающего персонала) – 1460 руб.
А преподаватели уходят по различным другим причинам, но более доходное место работы не последняя причина. У них заработная плата варьируется в зависимости от разряда. Чем выше разряд, тем выше почасовая оплата труда. Дополнительно оплачиваются часы кураторам и замещающим преподавателям.
Рабочее время у обслуживающего персонала 40-часовая рабочая неделя, у преподавателей – ненормированный рабочий день при 6-дневной рабочей неделе.
Студентов на 02 февраля2007 года – 434 человека, из них 30 находятся в академическом отпуске, 42человека учатся на базе 9 классов, остальные на базе 11 классов.
Каждый год выпуск студентов колеблется (в основном уменьшается): в 2005-2006 учебном году выпускалось 113 студентов, а в 2006-2007 учебном году – ожидается 100 человек. Также каждый год сокращается набор студентов: если в 2005-2006 учебном году приняли на новый набор 250 студентов, то в 2006-2007 учебном году поступило 199человек.
Как у любой организации у ГОУ СПО КПК есть основные фонды, на 01.01.07г. их стоимость составила19036736,34 руб.; степень износа основных фондов – 7369911,68 руб., т.е.остаточная стоимость основных средств равна 11666824,66 руб. (см. Приложение 6)
Организацию возглавляет директор, у него есть администрация и заместители: по учебной работе, по воспитательной работе, по научно-методической работе. Основной штат составляют преподаватели, также вспомогательный персонал: отдел кадров, столовая, лаборанты, технички, вахтеры, завхоз, водители, дворники.
Устав организации, в соответствии с новым названием, как уже было указано выше, принят в 2004 году.
Должностные инструкции руководителей и специалистов организации, регламент работы, правила внутреннего распорядка описаны в Уставе колледжа и Положениях.
2.3 Организационная структура управления
В данной организации – ГОУ СПО КПК на основании анализа Устава КПК и прочего анализа, в том числе непосредственного наблюдения можно сделать вывод, что во-первых данная организация линейно-штабная ОСУ и во-вторых вид данной ОСУ - бюрократия.
Линейно-штабная ОСУ – это более усовершенствованная разновидность линейно-функциональной ОСУ. Для нее характерно наличие штабов в организации – элементов, которые способствуют максимально эффективному осуществлению линейных функций и неотделимы от них (штабы не могут существовать независимо от линейных структурных подразделений).
В ГОУ СПО КПК применяются следующие разновидности штабов, как:
1) консультативный аппарат, обеспечивающий консультирование линейного руководства в различных областях знаний (право, технология психодиагностика и т.д.). Специалисты привлекаются на постоянной или временной основе;
2) обслуживающий аппарат оказывает линейному руководству различные услуги: исследования (например, маркетинговые, финансово-экономические и т.д.), работа с персоналом по определенным вопросам, подготовка юридических заключений, осуществление связей с общественностью и т.д. В ГОУ СПО КПК очень развито финансово-экономическое исследование;
3) личный аппарат (секретарь, секретарь-референт, помощник, советник, консультант) исполняет то, что требует руководитель. Сотрудники личного аппарата не имеют в организации никаких полномочий, но могут обладать большой властью, фильтруя и ограничивая доступ к руководителю информации и посетителей. Власть усиливается, если руководитель искренне прислушивается к советам своего личного аппарата или зависит от него. Как в практически любой организации в ГОУ СПО КПК есть секретарь.
Вид ОСУ в ГОУ СПО КПК – бюрократия.
Основные положения концепции бюрократии особенно актуальны и в настоящее время в этой организации:
а) четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности;
б) иерархичность уровней управления с четкими связями типа “вышестоящий – нижестоящий”;
в) наличие взаимосвязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач;
г) дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои должностные обязанности;
д) найм на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями. Защищенность служащих от произвольных увольнений.
Первопричиной негативных явлений бюрократии (например, волокита, трудоемкие и продолжительные согласования, справки, формы и т.п.) является не бюрократия как таковая, а недостатки в реализации правил работы и целей организации, обычные трудности, связанные с размером организации, поведением сотрудников, несоответствующим правилам и задачам организации.
Из недостатков бюрократии можно отметить следующие:
- преувеличение значимости стандартизированных правил, процедур и норм, в результате чего возможна утрата гибкости организации, сокращение поиска альтернатив при решении проблем.
- отсутствие способности
спонтанно и по-новому
В бюрократии существенным аспектом является отличие полномочий от власти:
1) полномочия означают наличие права действовать;
2) власть – наличие реальной возможности действовать.
Можно иметь власть, не имея полномочий.
Существует два типа полномочий в организации:
1. Линейные полномочия – это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее другим подчиненным. Руководитель, обладающий линейными полномочиями, имеет право принимать решения в отведенных ему пределах. Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации. Результатом является цепь команд.
2. Штабные (аппаратные) полномочия –полномочия административного аппарата, которые могут быть следующими:
а) рекомендательные полномочия – предлагаемые консультации, рекомендации штабного аппарата могут быть не приняты к реализации. Иначе, имеют право рекомендовать что-либо, но не требовать выполнения;
б) обязательные согласования – линейное руководство должно согласовывать (обсуждать) определенные вопросы (например, рыночная ситуация) до принятия решений, но не обязано следовать рекомендациям аппарата;
в) параллельные полномочия – наличие у штабного структурного подразделения права вето, отклонять решения линейного руководства. Цель заключается в установлении системы контроля для уравновешивания власти и недопущения грубых ошибок;
г) функциональные полномочия, при которых различия между штабными и линейными полномочиями устраняются, т.к. аппарат может как предложить, так и запретить какие-либо действия в области своей компетенции. Цель наделения такими полномочиями состоит в сокращении времени прохождения команды по линейным каналам;
д) личные полномочия внутри аппарата возникают, если собственно аппарат имеет свою структуру, иерархию, цепь команд.
В ГОУ СПО КПК руководство, практически в полном объеме, имеет полномочия, а не власть, причем имеет как линейные, так и штабные полномочия. Из вторых имеются как обязательные, так и рекомендательные, и параллельные, и функциональные. Личные полномочия тоже имеются, но не в полном объеме.
Полномочия реализуются через выполнение конкретных функций структурными подразделениями и работниками.
Из принципов распределения функций, максимально распространенных в организациях, в данной организации можно указать следующие:
Проблемный принцип. На подразделение и/или его сотрудников возлагается решение конкретных проблем (например, организация системы оплаты труда) без относительно объекта.
Объектный принцип. Предусматривается ответственность подразделения и/или его сотрудников за развитие и решение комплекса проблем, относящихся к данному объекту (например, цеху, производству и т.д.).
Проблемно-объектный принцип. Каждый сотрудник отвечает не за решение проблемы вообще, а за решение конкретной проблемы конкретного объекта.
Причем эти принципы в данной организации распространяются не сразу все на одного конкретного работника, но так как численность работников в организации большая, то можно найти таких людей, на которых распространяется проблемный принцип, на других – объектный, на третьих – проблемно-объектный принцип. Это зависит от того, какую ступеньку в иерархии занимает работник и какие у него существуют полномочия и возможность решения вопросов.
Любую ОСУ можно охарактеризовать с точки зрения степени централизации по следующим параметрам:
- количество решений,
принимаемых на нижестоящих
- последствия решений,
принятых на нижестоящих
- степень контроля за работой подчинённых.