Практика применения системно- ситуационного подхода в управлении (на примере ГОУ СПО Кемеровский педагогический колледж)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 08:37, контрольная работа

Описание работы

Менеджмент можно представить, как умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Иначе, менеджмент - целенаправленное воздействие на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу.
Термин «менеджмент» означает управление социально-экономическими процессами; на уровне организации – управление хозяйственной деятельностью и личностью, персоналом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава1. Литературный обзор…………………………………………………………5
1.1 Понятие «системно-ситуационного подхода в управлении», характеристики………………………………………………………………………..5
1.2 Факторы, влияющие на эффективность применения системно-ситуационного подхода в управлении…………………………………………………………………………....11
Глава 2. Описание объекта исследования……………………………………….….15
2.1 Основные характеристики организации………………………………………..15
2.2 Динамика финансово-экономических (технико-экономических) показателей деятельности организации………………………………………………………......16
2.3 Организационная структура управления……………………………………….17
Глава 3. Аналитическая часть……………………………………………………….21
3.1 Оценка применения системно-ситуационного подхода в управлении в работе организации…………………………………………………………………………..21
3.2 Анализ опыта применения системно-ситуационного подхода в управлении на территории РФ и за рубежом………………………………………………………..22
3.3 Краткие выводы по аналитической части……………………………………...25
Глава 4. Проектная часть……………………………………………………………27
4.1 Разработка системы мероприятий по повышению эффективности управления в организации……………………………………………………………………….…27
Заключение…………………………………………………………………………..29
Список использованной литературы…………………………………………….…31

Работа содержит 1 файл

контрольная моя.docx

— 68.62 Кб (Скачать)

  Финансы подразумевают собой не только денежные средства, но и другие ресурсы. У них существует три функции: распределительная, стимулирующая и контрольная.

  Управление или система управления – это способ принятия решений в организации. Обращается внимание на решение каких задач она направлена и какие методы при этом используются.

  Персонал – совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация, т.е. сотрудники, а также партнеры, эксперты и др. В зависимости от поставленных целей и задач организации, соответствующим образом должен быть подобран и персонал, на плечи которого они лягут.

  Дополнительными факторами можно добавить также как внутреннюю, так и внешнюю (в том числе, экономическую)ситуации, как внутри организации, так и в стране. Эти факторы не смотря ни на что, могут сильно влиять на практику применения системно-ситуационного подхода в управлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Описание объекта исследования

2.1 Основные характеристики  организации

  В данной контрольной работе я рассматриваю следующую организацию:   Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Кемеровский педагогический колледж (ГОУ СПО КПК).

  Данная организация прошла четыре этапа своего развития: создание в 1975 году и 3 переименования.

  Первоначальное название данной организации – Кемеровское педагогическое училище, затем переименовано в Кемеровское педагогическое училище №1 при создании другого педагогического училища, преобразовано в Кемеровский педагогический колледж в 1995 году приказом Департамента образования и науки    Администрации Кемеровской области от29.03.1995г. №213 (см. Приложение 1) и в конце концов переименовано в государственное образовательное учреждение среднего профессионального уровня Кемеровский педагогический колледж в 2004 году, в связи со сменой Департамента.

  Юридический адрес: 650023, г.Кемерово, пр.Ленина, 126-а.

  ГОУ СПО КПК является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета оно находится в ведении   Департамента науки и профессионального образования Кемеровской области (Департамент).

  Финансирование ГОУ СПО КПК осуществляется Департаментом, имущество закреплено на праве оперативного управления, является федеральной собственностью.

  Основными задачами являются: создание благоприятных условий для разностороннего развития личности; удовлетворение потребности личности в получении образования; удовлетворение потребностей общества в специалистах; формирование у обучающихся гражданской позиции; подготовка и др. специалистов среднего звена; распространение знаний среди населения, в том числе путем оказания платных образовательных услуг.

ГОУ СПО КПК – учреждение, реализующее образовательные программы среднего педагогического образования повышенного уровня по специальностям: 0303 – иностранный язык; 0311 –изобразительное искусство и черчение; 0312 – преподавание в начальных классах;0317 – педагогика дополнительного образования.

  Учреждение в своей деятельности руководствуется Законом РФ «Об образовании», другими законодательными и нормативными актами, Типовым положением об образовательном учреждении.

  Учредителем ГОУ СПО КПК от имени РФ выступает Территориальное управление Минимущества РФ по Кемеровской области.

  Деятельность ГОУ СПО КПК регламентируется следующими основными актами: Коллективным трудовым договором; Правилами внутреннего распорядка для студентов КПК; Положением об охране труда; Положением о кафедрах и ПЦК; Положением о научно-методическом совете КПК; Положением об итоговой государственной аттестации выпускников КПК; Положением о платных дополнительных услугах; Правилами внутреннего трудового распорядка; Приказами и распоряжениями директора КПК; Правилами приема в КПК и др.

 

2.2 Динамика финансово-экономических  (технико-экономических) показателей  деятельности организации

 

    Если рассматривать динамику показателей деятельности ГОУ СПО КПК, то, конечно, в первую очередь, надо сказать о количественном составе, как преподавателей, так и студентов.

  В 2006-2007 учебном году в данной организации работает около 100 преподавателей, в том числе совместители, из обслуживающего персонала можно назвать: лаборанты, их фактически приблизительно по одному человеку на кафедру, т.е. 8 человек, но некоторые ставки распределены не между лаборантами; технички, вахтеры, гардеробщики, столовая и т.д. – около 30 человек.

  Больше всего увольняются, меняя место работы, преподаватели, так как их больше в процентном соотношении, но обслуживающий персонал тоже часто уходит из данной организации.

  Это связано с тем, что у обслуживающего персонала очень низкий оклад. Так на УВП (5 разряд) оклад составляет – 1548 руб., у 6-го разряда – 1780 руб., у МОП (младшего обслуживающего персонала) – 1460 руб.

  А преподаватели уходят по различным другим причинам, но более доходное место работы не последняя причина. У них заработная плата варьируется в зависимости от разряда. Чем выше разряд, тем выше почасовая оплата труда.   Дополнительно оплачиваются часы кураторам и замещающим преподавателям.

  Рабочее время у обслуживающего персонала 40-часовая рабочая неделя, у преподавателей – ненормированный рабочий день при 6-дневной рабочей неделе.

  Студентов на 02 февраля2007 года – 434 человека, из них 30 находятся в академическом отпуске, 42человека учатся на базе 9 классов, остальные на базе 11 классов.

  Каждый год выпуск студентов колеблется (в основном уменьшается): в 2005-2006 учебном году выпускалось 113 студентов, а в 2006-2007 учебном году – ожидается 100 человек. Также каждый год сокращается набор студентов: если в 2005-2006 учебном году приняли на новый набор 250 студентов, то в 2006-2007 учебном году поступило 199человек.

  Как у любой организации у ГОУ СПО КПК есть основные фонды, на 01.01.07г. их стоимость составила19036736,34 руб.; степень износа основных фондов – 7369911,68 руб., т.е.остаточная стоимость основных средств равна 11666824,66 руб. (см. Приложение 6)

  Организацию возглавляет директор, у него есть администрация и заместители: по учебной работе, по воспитательной работе, по научно-методической работе. Основной штат составляют преподаватели, также вспомогательный персонал: отдел кадров, столовая, лаборанты, технички, вахтеры, завхоз, водители, дворники.

  Устав организации, в соответствии с новым названием, как уже было указано выше, принят в 2004 году.

  Должностные инструкции руководителей и специалистов организации, регламент работы, правила внутреннего распорядка описаны в Уставе колледжа и Положениях.

 

2.3 Организационная  структура управления

 

  В данной организации – ГОУ СПО КПК на основании анализа Устава КПК и прочего анализа, в том числе непосредственного наблюдения можно сделать вывод, что во-первых данная организация линейно-штабная ОСУ и во-вторых вид данной ОСУ - бюрократия.

  Линейно-штабная ОСУ – это более усовершенствованная разновидность линейно-функциональной ОСУ. Для нее характерно наличие штабов в организации – элементов, которые способствуют максимально эффективному осуществлению линейных функций и неотделимы от них (штабы не могут существовать независимо от линейных структурных подразделений).

  В ГОУ СПО КПК применяются следующие разновидности штабов, как:

  1) консультативный аппарат, обеспечивающий консультирование линейного руководства в различных областях знаний (право, технология психодиагностика и т.д.). Специалисты привлекаются на постоянной или временной основе;

  2) обслуживающий аппарат оказывает линейному руководству различные услуги: исследования (например, маркетинговые, финансово-экономические и т.д.), работа с персоналом по определенным вопросам, подготовка юридических заключений, осуществление связей с общественностью и т.д. В ГОУ СПО КПК очень развито финансово-экономическое исследование;

  3) личный аппарат (секретарь, секретарь-референт, помощник, советник, консультант) исполняет то, что требует руководитель. Сотрудники личного аппарата не имеют в организации никаких полномочий, но могут обладать большой властью, фильтруя и ограничивая доступ к руководителю информации и посетителей. Власть усиливается, если руководитель искренне прислушивается к советам своего личного аппарата или зависит от него. Как в практически любой организации в ГОУ СПО КПК есть секретарь.

  Вид ОСУ в ГОУ СПО КПК – бюрократия.

  Основные положения концепции бюрократии особенно актуальны и в настоящее время в этой организации:

  а) четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности;

  б) иерархичность уровней управления с четкими связями типа “вышестоящий – нижестоящий”;

  в) наличие взаимосвязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач;

  г) дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои должностные обязанности;

  д) найм на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями. Защищенность служащих от произвольных увольнений.

  Первопричиной негативных явлений бюрократии (например, волокита, трудоемкие и продолжительные согласования, справки, формы и т.п.) является не бюрократия как таковая, а недостатки в реализации правил работы и целей организации, обычные трудности, связанные с размером организации, поведением сотрудников, несоответствующим правилам и задачам организации.

  Из недостатков бюрократии можно отметить следующие:

- преувеличение значимости  стандартизированных правил, процедур  и норм, в результате чего возможна  утрата гибкости организации,  сокращение поиска альтернатив  при решении проблем.

- отсутствие способности  спонтанно и по-новому реагировать  на окружающие условия, что  существенно необходимо для эффективного  функционирования организации или  по-другому, исключительный упор  на строгое соблюдение правил  ведет к негибкости ОСУ, сокращению  нововведений в своей деятельности

  В бюрократии существенным аспектом является отличие полномочий от власти:

  1) полномочия означают наличие права действовать;

  2) власть – наличие реальной возможности действовать.

  Можно иметь власть, не имея полномочий.

  Существует два типа полномочий в организации:

  1. Линейные полномочия – это полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее другим подчиненным. Руководитель, обладающий линейными полномочиями, имеет право принимать решения в отведенных ему пределах. Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации. Результатом является цепь команд.

  2. Штабные (аппаратные) полномочия –полномочия административного аппарата, которые могут быть следующими:

  а) рекомендательные полномочия – предлагаемые консультации, рекомендации штабного аппарата могут быть не приняты к реализации. Иначе, имеют право рекомендовать что-либо, но не требовать выполнения;

  б) обязательные согласования – линейное руководство должно согласовывать (обсуждать) определенные вопросы (например, рыночная ситуация) до принятия решений, но не обязано следовать рекомендациям аппарата;

  в) параллельные полномочия – наличие у штабного структурного подразделения права вето, отклонять решения линейного руководства. Цель заключается в установлении системы контроля для уравновешивания власти и недопущения грубых ошибок;

  г) функциональные полномочия, при которых различия между штабными и линейными полномочиями устраняются, т.к. аппарат может как предложить, так и запретить какие-либо действия в области своей компетенции. Цель наделения такими полномочиями состоит в сокращении времени прохождения команды по линейным каналам;

  д) личные полномочия внутри аппарата возникают, если собственно аппарат имеет свою структуру, иерархию, цепь команд.

  В ГОУ СПО КПК руководство, практически в полном объеме, имеет полномочия, а не власть, причем имеет как линейные, так и штабные полномочия. Из вторых имеются как обязательные, так и рекомендательные, и параллельные, и функциональные. Личные полномочия тоже имеются, но не в полном объеме.

  Полномочия реализуются через выполнение конкретных функций структурными подразделениями и работниками.

  Из принципов распределения функций, максимально распространенных в организациях, в данной организации можно указать следующие:

  Проблемный принцип. На подразделение и/или его сотрудников возлагается решение конкретных проблем (например, организация системы оплаты труда) без относительно объекта.

  Объектный принцип. Предусматривается ответственность подразделения и/или его сотрудников за развитие и решение комплекса проблем, относящихся к данному объекту (например, цеху, производству и т.д.).

  Проблемно-объектный принцип. Каждый сотрудник отвечает не за решение проблемы вообще, а за решение конкретной проблемы конкретного объекта.

  Причем эти принципы в данной организации распространяются не сразу все на одного конкретного работника, но так как численность работников в организации большая, то можно найти таких людей, на которых распространяется проблемный принцип, на других – объектный, на третьих – проблемно-объектный принцип. Это зависит от того, какую ступеньку в иерархии занимает работник и какие у него существуют полномочия и возможность решения вопросов.

  Любую ОСУ можно охарактеризовать с точки зрения степени централизации по следующим параметрам:

- количество решений,  принимаемых на нижестоящих уровнях  управления, и их относительная  важность;

- последствия решений,  принятых на нижестоящих уровнях;

- степень контроля за  работой подчинённых.

Информация о работе Практика применения системно- ситуационного подхода в управлении (на примере ГОУ СПО Кемеровский педагогический колледж)