Практика применения системно- ситуационного подхода в управлении (на примере ГОУ СПО Кемеровский педагогический колледж)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 08:37, контрольная работа

Описание работы

Менеджмент можно представить, как умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Иначе, менеджмент - целенаправленное воздействие на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу.
Термин «менеджмент» означает управление социально-экономическими процессами; на уровне организации – управление хозяйственной деятельностью и личностью, персоналом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава1. Литературный обзор…………………………………………………………5
1.1 Понятие «системно-ситуационного подхода в управлении», характеристики………………………………………………………………………..5
1.2 Факторы, влияющие на эффективность применения системно-ситуационного подхода в управлении…………………………………………………………………………....11
Глава 2. Описание объекта исследования……………………………………….….15
2.1 Основные характеристики организации………………………………………..15
2.2 Динамика финансово-экономических (технико-экономических) показателей деятельности организации………………………………………………………......16
2.3 Организационная структура управления……………………………………….17
Глава 3. Аналитическая часть……………………………………………………….21
3.1 Оценка применения системно-ситуационного подхода в управлении в работе организации…………………………………………………………………………..21
3.2 Анализ опыта применения системно-ситуационного подхода в управлении на территории РФ и за рубежом………………………………………………………..22
3.3 Краткие выводы по аналитической части……………………………………...25
Глава 4. Проектная часть……………………………………………………………27
4.1 Разработка системы мероприятий по повышению эффективности управления в организации……………………………………………………………………….…27
Заключение…………………………………………………………………………..29
Список использованной литературы…………………………………………….…31

Работа содержит 1 файл

контрольная моя.docx

— 68.62 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РФ

ФГОУ ВПО «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

Экономический факультет

Кафедра «Экономики и управления на предприятии»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Управление социально-экономическим объектом»

Тема:

Практика применения системно-

ситуационного подхода в  управлении

(на примере ГОУ СПО  Кемеровский педагогический колледж)

 
 
 
 

 

Выполнил:

студент 5 курса гр. ЭЭ 08-2

Понамарева Е.В.

Проверил:

Ходченков С.В.

 

 

 

 

Кемерово 2013

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………….3

Глава1. Литературный обзор…………………………………………………………5

1.1 Понятие «системно-ситуационного  подхода в управлении», характеристики………………………………………………………………………..5

1.2 Факторы, влияющие на  эффективность применения системно-ситуационного  подхода в управлении…………………………………………………………………………....11

Глава 2. Описание объекта исследования……………………………………….….15

2.1 Основные характеристики  организации………………………………………..15

2.2 Динамика финансово-экономических (технико-экономических) показателей деятельности организации………………………………………………………......16

2.3 Организационная структура  управления……………………………………….17

Глава 3. Аналитическая часть……………………………………………………….21

3.1 Оценка применения системно-ситуационного  подхода в управлении в работе  организации…………………………………………………………………………..21

3.2 Анализ опыта применения  системно-ситуационного подхода  в управлении на территории  РФ и за рубежом………………………………………………………..22

3.3 Краткие выводы по  аналитической части……………………………………...25

Глава 4. Проектная часть……………………………………………………………27

4.1 Разработка системы  мероприятий по повышению эффективности  управления в организации……………………………………………………………………….…27

Заключение…………………………………………………………………………..29

Список использованной литературы…………………………………………….…31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Менеджмент можно представить, как умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Иначе, менеджмент - целенаправленное воздействие на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу.

  Термин «менеджмент» означает управление социально-экономическими процессами; на уровне организации – управление хозяйственной деятельностью и личностью, персоналом.

  Рыночные отношения нашего времени разительно отличаются от недавнего прошлого. На любой стадии развития организации мы имеем дело с менеджментом разного типа, в каких-то организациях– это корпоративный, в каких-то технологический. Появилось много людей, овладевающих менеджментом, в связи с тем, что появилось множество организаций и предприятий различных форм собственности, которыми необходимо управлять и при этом делать это экономически выгодно.

  Но невозможно эффективно управлять организацией, не зная ключевых понятий и представлений об организациях различного типа и направлений лучшего управления им.

  Понятие «системно-ситуационный подход» занимает очень важное место в курсе менеджмента. Без понятия сущности разнообразных подходов невозможно достаточно эффективно управлять предприятием, чтобы оно было рентабельным, давало прибыль.

  В принципе эта тема достаточно изучена в литературе по менеджменту, о ней уже много написано и раскрыто ее содержание, на мой взгляд, достаточно полно и образно. Особенно хорошо все же эта тема изучена в зарубежной литературе, в отечественной литературе она изучена меньше, еще и за счет того, что переход к рыночной экономике у нас произошел не так давно. Хотя конечно, нет ни одной науки, которая ответила бы полностью на все вопросы и менеджмент не исключение.

  Менеджмент нужен в основном руководителям и самим менеджерам, но даже для простого специалиста знать основы менеджмента не лишнее.

  Объектом исследования будет являться организация – государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Кемеровский педагогический колледж.

  Предметом исследования – совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе деятельности организации, регулируемая уставом организации, коллективным договором, трудовым кодексом и т.д. или по-другому – мотивы и обстоятельства применения системно-ситуационного подхода в управлении.

  Основными методами исследования являлись: метод анализа и обобщения опыта работы передовых организаций, основным методологическим инструментом является системно-ситуационный подход.

  Цель написания данной контрольной работы – это дать представление о практике применения системно-ситуационного подхода в управлении на примере ГОУ СПО Кемеровский педагогический колледж.

  Задачи:

1. Дать представление  о системно-ситуационном подходе  в управлении.

2. Охарактеризовать факторы, влияющие на эффективность применения системно-ситуационного подхода в управлении.

3. Описать объект исследования.

4. Дать оценку применения  системно-ситуационного подхода  в управлении на примере конкретной  организации.

5. Произвести анализ опыта  применения системно-ситуационного  подхода в управлении в России  и за рубежом.

6. Разработать систему  мероприятий по повышению эффективности  управления в организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Литературный обзор

1.1 Понятие «системно-ситуационного подхода в управлении», характеристики

 

  В настоящее время к менеджменту применяют только некоторые научные подходы и принципы.

  Анализ теории и практики экономического управления различными объектами позволил установить необходимость применения к менеджменту 13 научных подходов: системного, комплексного, интеграционного, маркетингового, функционального, динамического, воспроизводственного, процессного, нормативного, количественного (математического), административного, поведенческого, ситуационного. Каждый из перечисленных подходов отражает или характеризует один из аспектов менеджмента. Они не являются похожими и не дублируют друг друга.

  Системно-ситуационный подход – это комбинация двух подходов системного и ситуационного, каждый из которых описывается отдельно, но рассматривается совокупностью.

  Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Так называемый системный подход в менеджменте был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач, Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких ник люди, структура, задачи, технология, ресурсы.

  Главная идея системной теории состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой.

  На базе системного подхода разрабатывались задачи управления в нескольких направлениях. Так возникла теория непредвиденных ситуаций. Суть ее состоит в том, что каждая ситуация, в которой оказывается менеджер; может быть сходной с другими ситуациями. Однако ей будут присущи уникальные свойства. Задача менеджера в этой ситуации, состоит в том, чтобы проанализировать все факторы в отдельности и выявить наиболее сильные зависимости (корреляции).

  С точки зрения экономики организаций наиболее существенные в научно-методическом плане результаты были получены в рамках ситуационного подхода.     Суть ситуационного подхода состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно

варьироваться в зависимости  от сложившейся ситуации, т.е. центральное  место должна занимать ситуация. Это  конкретный набор обстоятельств, которые  сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Другими словами, суть рекомендаций по теории системного подхода состоит в требовании решать текущую, конкретную организационно-управленческую проблему в зависимости от целей организации и сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута. Пригодность различных методов управления определяется ситуацией.

  Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научных положений к практике управления в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней и внутренней среды организации. Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

  Системно-ситуационный подход в управлении это сочетание двух подходов: системного и ситуационного.

  При системном подходе любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратную связь. В системе «вход" перерабатывается в "выход".

  Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой фирме, так и во внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней.

  Системный подход предполагает рассмотрение организации руководителями как совокупности взаимозависимых элементов, ориентированных на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

  Теория систем в управлении впервые применили в конце 1950-х годов.   Системный подход в управлении следует рассматривать не как набор строгих предписаний, инструкций, а как особый способ мышления руководителей.

Вообще, система представляет собой совокупность связанных между  собой объектов, которые являются сложным единством, целым составляющих частей, расположенных упорядоченно в соответствии с законом, схемой, планом.

  Любая организация – есть система, которая функционирует в более сложной системе – некотором социально-экономическом пространстве(районе, городе, регионе, государстве и т.д.). Далее организации стали рассматривать как социотехнические системы. Позже организации стали рассматриваться как социально-экономические системы (СЭС).

  Социально-экономическая система – это любое социально-экономическое образование, обладающее определенной свободой выбора форм деятельности и представляющее собой единую организационную структуру, элементы которой взаимосвязаны и совместно функционируют для достижения общих целей. Это искусственные системы, созданные и управляемые людьми.

  Из общей теории систем наиболее важны следующие положения:

- целое не является  простой суммой составных частей, поскольку систему можно рассматривать  как единство;

- системы рассматриваются  как закрытые, или как открытые  в зависимости от возможности  обмена и взаимодействия с  внешней средой;

- системы имеют границы  (жесткие и нежесткие), благодаря  которым систему и выделяют  как единство и целостность;

- закрытые системы подвержены  энтропии (вырождению), открытые, как  правило, не подвержены, поскольку  имеются входы из внешней среды  (вход = выход + внутреннее потребление);

- система стремится к  равновесию (покою). Устойчивое состояние (динамический гомеостаз) всегда предусматривает движение;

- обязательное условие  существования системы – наличие  обратной связи, т.е. поступление  информации о выходе и внутреннем  состоянии системы. Обратная связь  – инструмент управленческого  контроля;

-любая система является  подсистемой более крупных систем  и имеет свои подсистемы. Причем  процесс иерархической структуризации  бесконечен;

- все открытые системы  стремятся к нарастанию усложненности  и дифференциации;

- открытым системам присуще  свойство эквифинальности, т.е.  возможность системы приходить  в некоторое состояние, определяемое лишь ее структурой, независимо от начального состояния и изменения среды. Изменения внутри системы обеспечиваются изменением входов, соответствующих структуре системы.

  Кроме того, с практической точки зрения важно знание и понимание следующих основных свойств СЭС:

  1) Целостность системы порождает при членении элементы системы. Целостность проявляется в результате взаимодействия отдельных элементов системы.   Характеристикой целостной системы являются: относительная независимость от окружающей среды, т.е. способность сохранять качественную определенность и свойства; структура как совокупность элементов и связей, определяющих внутреннее строение и организацию объекта как целостной системы. Причем структура образуется в результате декомпозиции системы, определяемой свойствами системы, а не волей исследователя.

  2) Бесконечность – невозможность полного познания и всестороннего представления конечным числом качественных и количественных характеристик. СЭС может быть представлена бесконечным множеством структурных и функциональных инвариантов, отражающих политические, социальные, экономические, культурные, научно-технические, экологические, демографические, психологические и др. стороны жизни.

Информация о работе Практика применения системно- ситуационного подхода в управлении (на примере ГОУ СПО Кемеровский педагогический колледж)