Автор: Анна Мартынова, 30 Августа 2010 в 22:21, контрольная работа
В современных условиях руководству любой организации следует признать - существование экономически эффективной компании попросту невозможно без продуманной системы повышения квалификации кадров… причем, это касается как рядовых работников, так и менеджеров высшего звена. Само собой разумеется, что такая система должна быть прекрасно организована (особенно, в плане соответствия программ обучения текущим и будущим потребностям компании… увы, несоответствие большинства российских корпоративных программ современным реалиям давно стало притчей во языцех и серьезно тормозит развитие многих отечественных компаний), оснащена на высоком техническом уровне (это тем более важно, что освоение большинства современных специальностей попросту немыслимо без специального технического и программного обеспечения) и - разумеется! - являться частью цельной стратегии компании. Если можно так выразиться, то программы повышения квалификации должны составлять неотъемлемую часть политики компании - как внутренней (большинство программ повышения квалификации), так и внешней (памятуя о примере компании Intel, которая заботится не только о текущих кадрах, но и проводит ряд стратегических программ, обучая кадры еще до того, как они вольются в команду).
ВВЕДЕНИЕ
1.Проблемы трудовых ресурсов. Подготовка. Переподготовка. Повышение уровня квалификации. Конкурентоспособность.
Виды и цель обучающей деятельности предприятия
Подготовка кадров рабочих
Переподготовка рабочих кадров
Повышение квалификации кадров
Повышение квалификации рабочих
Повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих
Основные направления повышения квалификации и качества деятельности руководителей
2.Дорожные центы подготовки
3.Договорные отношения «Вуз-предприятие». Инвестиции в трудовые ресурсы.
4.Совершенствование обучения работников ведущих профессий
5.Профессиональная подготовка и обучение кадров на станции
6.Мобильность кадров
7.Профессиональная ориентация и адаптация в коллективе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
Неоценимую помощь в совершенствовании учебного оборудования и полигонов оказывают отраслевые службы и предприятия дороги. По заказам ДЦО изготавливают различные наглядные пособия, в первую очередь, приборы безопасности и современные дефектоскопы.
Чтобы иметь дополнительные
средства на финансирование развития
базы, ДЦО готовит машинистов тепловозов,
их помощников, монтеров и бригадиров
пути, составителей поездов, деффектоскопистов,
мастеров погрузки для промышленных предприятий.
На рассмотрение Департамента локомотивного
хозяйства МПС готовится проект двухгодичного
многоступенчатого обучения машинистов
локомотивов (слесарь -- помощник машиниста
- машинист).
ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ «ВУЗ - ПРЕДПРИЯТИЕ».
ИНВЕСТИЦИИ
В ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ.
К настоящему времени в зарубежной экономической теории и хозяйственной практике утвердилась кадрово-образовательная концепция инновационного процесса, согласно которой трудовые ресурсы, или человеческий капитал, рассматриваются как единственный источник всех перспективных качественных сдвигов в науке, технике, производстве в целом. Этим объясняется повышенный интерес к развитию системы высшего и продолженного образования. Причем на первый план сегодня выходит проблема эффективности инвестиций в подготовку и переподготовку высококвалифицированных специалистов, повышения адаптивных возможностей образовательной системы.
Сам факт возникновения этой проблемы и сложность ее решения объясняются двойственностью положения вуза. С одной стороны, он является одним из элементов рыночной экономики, образующим и поддерживающим рыночные отношения. Так, формируя рынок высококвалифицированной рабочей силы, он выступает товаропроизводителем. Затем он является субъектом рынка научной продукции, представляя собой одновременно товаропроизводителя и потребителя. Кроме того, вуз обеспечивает функционирование других товаропроизводителей различными услугами, являясь при этом элементом инфраструктуры рынка. В современных условиях и отечественные вузы, финансовые потребности которых из госбюджета удовлетворяются лишь на 30-40 %, вынуждены проводить обширные маркетинговые исследования, оценивая текущее состояние и перспективы рынков труда и научной продукции. Подобная работа позволяет выявить наиболее очевидные пробелы в кадровом потенциале предприятий, обусловленные принципиальными изменениями в условиях хозяйствования, и начать подготовку специалистов, дефицит которых наиболее болезненно сказывается на производственной деятельности. Кроме того, появляется возможность определить тематику исследовательских программ, представляющих взаимный интерес для вузов и предприятий. Тем самым усиливается рыночная ориентация вуза.
В подобной ситуации в лучших условиях находятся те учебные заведения, которые накопили достаточный опыт успешного сотрудничества с предприятиями на основе договорных отношений. К их числу относится и Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДвГУПС). В сложной социально-экономической обстановке университету удалось не только сохранить складывающиеся десятилетиями связи с предприятиями железнодорожного транспорта, но и обогатить и углубить их.
Договорные отношения «вуз - предприятие» предполагают взаимовыгодное сотрудничество по трем направлениям деятельности: подготовка специалистов с высшим образованием, переподготовка и повышение квалификации, проведение прикладных исследований. Когда в университете началась реализация системы целевой индивидуальной подготовки студентов (ЦИПС), наступил новый этап во взаимоотношениях «вуз - предприятие». Учитывая конкретные потребности заказчиков, ЦИПС позволяет студентам - усилить и расширить отдельные элементы подготовки по осваиваемой ими специальности либо дополнительно приобрести вторую специальность. Предприятия же получают необходимое количество специалистов с заданными качественными характеристиками и привлекают научный потенциал вуза к решению конкретных технических, экономических, управленческих задач. У вуза при этом появляются дополнительный источник финансовых поступлений и возможность поддерживать качество обучения на высоком уровне за счет более тесных и разнообразных контактов с предприятиями. Эти контакты включают совместное проведение профориентационной работы, определение целей и содержания подготовки, организацию практики и стажировки, оснащение учебных и научных лабораторий, контроль качества обучения.
Интересно, что если на начальном этапе, вступая в договорные отношения в рамках программ ЦИПС, предприятия стремились прежде всего преодолеть неопределенность в изучении качества подготовки молодых специалистов, то теперь их заботит и проблема количества. Ведь, по имеющимся оценкам, за последние 8 лет доля юношей и девушек от 18 до 30 лет снизилась на предприятиях железнодорожного транспорта с 22 до 18 %, а обеспеченность отрасли специалистами с высшим образованием упала за последние годы на 5%.
В соответствии с указанием МПС России введена совместная с железными дорогами работа по потребности в подготовке и переподготовке специалистов в области управления с учетом изменений во внешне хозяйственной среде деятельности предприятия отрасли.
Работа во время практики после первого и второго курсов позволяют руководителям практики и заинтересованным работникам предприятия-заказчика составить общее представление о способностях студента, его творческом потенциале, поведенческих характеристиках и в результате определить, в каких должностях возможна его наиболее полная реализация как специалиста. С учетом этого составляется программа прохождения студентами дальнейшей практики непосредственно на их будущих рабочих местах.
При условии успешного освоения студентом основной и дополнительной учебной программы и качественного выполнения заданий практики в договоре ЦИПС предусмотрена доплата к стипендии в размере, устанавливаемом заказчиком.
Помимо прямого финансирования отдельных элементов подготовки конкретных студентов (дополнительных учебных программ, практики, стажировки) предприятия в рамках договорных отношений с вузом направляют средства на закупку учебного и научного оборудования, что позволяет удерживать обучение на современном уровне.
Многолетний опыт плодотворного сотрудничества вузов с предприятиями железнодорожного транспорта позволил провести совместное исследование по оценке соответствия качественных характеристик работников кадровых и экономических служб требованиям, предъявляемым к персоналу предприятий, работающему в современной рыночной среде. В результате был сделан вывод, что многие работники не имеют достаточного образовательного уровня, а у части профиль подготовки не соответствует характеру выполняемых функций. Если все это не сказывалось на качестве их работы в прежних условиях, то сегодня может обернуться существенными экономическими, потерями, прямыми или косвенными. При этом переподготовка или повышение квалификации работников в ряде случаев не дадут результатов, так как им не хватает базовых знаний в области общетехнических, экономических, гуманитарных дисциплин. И сами работники осознают необходимость не просто получения временных знаний по ряду направлений их деятельности, а повышения своего образовательного уровня в целом. Поэтому вузы и руководство дороги признали целесообразным организацию заочного обучения работников кадровых служб по специализации «Управление персоналом» специальности «Менеджмент».
Непрерывность образования наряду с получением заочного образования, прохождением курсов переподготовки и повышения квалификации, предусматривает экономическую учебу, организуемую на предприятиях. Осталась в прошлом практика проведения экономической учебы «для галочки»; сегодня и рядовые, и руководящие работники проявляют вполне понятную заинтересованность в изучении основ рыночного хозяйства, ознакомлении с современными методами внутрипроизводственной организации и управления.
Очевидно,
что с подобной работой предприятия не
могут справиться самостоятельно. В свою
очередь, вузы способны выполнить ее лишь
частично, так как не знакомы со структурой
кадрово-образовательного потенциала
конкретного предприятия, особенностями
методов управления и стиля руководства,
наработанным коллективом опытом перестройки
хозяйственной деятельности и др. Поэтому
понятно, что организация и успешное проведение
экономической учебы возможны лишь при
тесном сотрудничестве предприятий с
вузами в рамках договорных отношений.
В этом случае предприятия могут контролировать
качество оплачиваемой ими услуги (курса
занятий) на всех этапах, начиная с разработки
ее качественных характеристик и заканчивая
оценкой эффективности. Вполне очевидны
и те преимущества, которые дает такая
форма организации экономической учебы
преподавателям вуза и, конечно же, самим
слушателям.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ ВЕДУЩИХ ПРОФЕССИЙ.
Совершенствование
профессиональных знаний и навыков основных
участников перевозочного процесса - машинистов
локомотивов, дежурных по станциям и поездных
диспетчеров - является важнейшим направлением
профилактической работы по обеспечению
безопасности движения поездов. Это - основа
действующей на железнодорожном транспорте
системы подготовки и повышения квалификации
работников. Ведь наряду с новичками, которые
еще не в полной мере овладели своей специальностью,
и опытные специалисты в ряде случаев
допускают ошибки, приводящие к серьезным
последствиям.
Участники перевозочного процесса должны обладать профессиональной компетентностью, уметь предвидеть возникновение и развитие чрезвычайных ситуаций, своевременно выявлять предпосылки к нарушению безопасности
поездов, полностью исключать их или быть готовыми к лиголизации последствий. Опыт проведения специализации занятий с машинистами-инструкторами дорогах подтверждает эффективность предъявляемых требований в процессе обучения.
Обучающие должны иметь полное представление о важнейших моментах формирования личности участника перевозочного процесса и его социальной зрелости.
К сожалению, таких специалистов до настоящего времени в отрасли не готовили. Некоторые сдвиги в решении этой проблемы наметились с созданием в вузах МПС специальных кафедр, которые призваны обеспечить знание будущими инженерами путей сообщения основ работы железных дорог и правил их технической эксплуатации, особенностей функционирования человеко-машинных систем, динамики взаимодействия подвижного состава и пути и, наконец, способов ликвидации последствий чрезвычайных происшествий.
В процессе обучения, как и при проведении профилактической работы по обеспечению безопасности движения, непосредственные участники перевозочного процесса должны получать наглядное представление о том, как влияют на их работу состояние организма, психофизиологические возможности, погода и другие факторы. Так, внезапные проверки готовности машинистов к поездке показали, что лишь у половины из них состояние организма при явке на работу полностью соответствует норме, у 20 % находится в пределах допустимых отклонений, а у 30 % ниже нормы. После отдыха в пункте оборота - в норме у 65 %, в пределы допустимых отклонений - у 30, ниже нормы - у 5%.
Таким образом, около четверти машинистов после домашнего отдыха по своему психофизиологическому состоянию фактически к работе не подготовлены.
Проверка уровня профессиональных знаний в условиях ограниченного времени важна для предупреждения сбоев в перевозочном процессе, но снижает надежность работы машиниста в целом, так как это несколько сдерживает его мыслительный процесс.
По вопросам обучения операторов на тренажерах сегодня существуют разные точки зрения. Безусловно, тренажеры - это эффективные средства обучения. Они различаются по стоимости и характеру воздействия на обучаемого. Наибольший эффект дают тренажерные комплексы, но можно использовать и простые абстрактные модели, формирующие навыки управляющей деятельности и процесс принятия решения. Но обязательным во всех случаях является наличие реального пульта управления.
Опыт работы на тренажерах показывает, что только подготовка в условиях, близко имитирующих реальные, стимулирует максимальную заинтересованность обучаемых, необходимую для эффективной их тренировки и усвоения навыков и умений. И только в этом случае удается легко перейти с тренажера на реальный поезд или пульт диспетчера при минимальном времени стажировки и безусловном обеспечении безопасности движения.
Относительно дешевым и высокоэффективным, например для подготовки машинистов, может быть тренажер в виде вагона, включаемого в реальный поезд, где смонтированы пульты управления обучаемых и инструктора, а моделирования аудиовизуальной обстановки может быть выполнена в виде передающих телекамер, установленных в кабине машиниста локомотива, и микрофонов, связанных с аппаратурой аудио - видео воспроизведения на рабочих местах. Инфформационно-вычислителыми системасдатчнками, фиксирующими любые управляющие действия обучаемых, и система автоматического контроля и регистрации этих действий монтируются также на рабочих местах в вагоне. Такой тренажер полностью отражает реальное движение поезда и продолжительность рабочей смены в условиях монотонии, почти полного отсутствия физической нагрузки, но значительного умственного и психического напряжения.
Для повышения эффективности управляющей деятельности основных участников перевозочного процесса необходимо использовать пособия, разрабатываемые с учетом требовании закона опережающего поведения, важности основных действий, обеспечивающих выход из аварийной ситуации (изучение обучаемыми примерно 20 % общего числа факторов позволяет им в 80 % случаев обеспечить безошибочную деятельность), усвоения и переработки информации памятью, формирования психологических структур деятельности и наличия лидерства в обучаемых группах. Лучшей результативности обучения способствует формирование учебных групп из работников с равными профессиональными знаниями и умениями. При работе с индивидуальными средствами отображения информации в подгруппе должно быть не более пяти, а с коллективными - девяти человек. Кроме того, необходимо учитывать снижение у обучаемых мотивации к приобретению новых знаний при получении ими явно заниженной или завышенной оценки.