Понятие, виды, структура издержек

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Конкурентное преимущество компании лежит в основе ее успешной деятельности на рынке. Однако после десятилетий процветания и активного продвижения многие фирмы в своих стремлениях к росту и диверсификации забыли о значении конкурентных преимуществ. Вряд ли конкурентные преимущества когда-либо имели такое решающее значение, какое они имеют сейчас, когда рост компаний во всем мире замедлился, а поведение конкурентов на рынке говорит о том, что пирога на всех не хватит, даже несмотря на его постоянный рост.

Содержание

Введение. 2
1.Понятие, виды, структура издержек. 3
2.Анализ конкурентных стратегий. 8
2.1. Стратегия лидерства по издержкам. 8
2.2. Дифференциация. 10
2.3. Фокусирование. 12
3. Риски стратегии лидерства по издержкам. 15
4. Вывод. 17
Список литературы. 19

Работа содержит 1 файл

Стратегия лидерства по издержкам.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Конкурентное  преимущество компании лежит в основе ее успешной деятельности на рынке. Однако после десятилетий процветания  и активного продвижения многие фирмы в своих стремлениях к росту и диверсификации забыли о значении конкурентных преимуществ. Вряд ли конкурентные преимущества когда-либо имели такое решающее значение, какое они имеют сейчас, когда рост компаний во всем мире замедлился, а поведение конкурентов на рынке говорит о том, что пирога на всех не хватит, даже несмотря на его постоянный рост.

В основе конкурентных преимуществ лежит стоимость, которую  компания создает для своих покупателей. Эта стоимость может принимать  форму более низких цен по сравнению с теми, которые будут за аналогичные продукты предлагаться конкурентами; или это будут уникальные предложения, которые вполне достойны более высокой цены.

В своей работе я рассмотрю лидерство по издержкам, как инструмент конкурентных преимуществ на рынке. Для этого, я раскрою понятие издержек и их виды. Так же, для сравнения, проанализирую три основные конкурентные стратегии:

    • лидерство по издержкам,
    • дифференциация,
    • фокусирование.

Это позволит выделить преимущества и недостатки лидерства по издержкам как стратегии организации.

В завершении необходимо будет оценить риски выбранной  стратегии.

 

 

 

1.Понятие, виды, структура издержек.

В каждой сфере  бизнеса и предпринимательства  у предприятий разного профиля  существуют издержки обращения, которые общие для всех, но для разных отраслей сумма издержек по своему составу различна.

 В торговле  есть свои особенности - главное  отличие издержек обращения от  себестоимости заключается в  том, что в затратах торгового  предприятия отсутствует стоимость закупаемых товаров. Торговое предприятие закупает уже произведенные товары, затрачивая средства лишь на доведение их до потребителей. Расходы, не включаемые в издержки торгового предприятия, оплачиваются из его прибыли.

Итак, издержки – это выраженные в денежной форме затраты производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей уставной деятельности1.

Основным видом  деятельности торгового предприятия  является организация и обслуживание процесса товарного обращения, поэтому  его издержки выступают в виде издержек обращения.

Издержки обращения  являются важной составной частью текущих  затрат предприятия.  Затраты предприятия  – это понятие более широкое, чем издержки. В их состав включаются затраты предприятия на закупку  товаров, текущие издержки по организации процессов товарного обращения и финансовые затраты и расходы, осуществляемые за счет финансовых результатов деятельности предприятия и его чистой прибыли.

При этом издержки обращения и финансовые затраты  и расходы являются затратами в чистом виде, а средства предприятия, израсходованные на закупку товаров, не затрачиваются окончательно, а лишь авансируются за счет собственного оборотного капитала и краткосрочных кредитов, поэтому постоянно находятся в обороте.

Помимо затрат на осуществление текущей хозяйственной деятельности предприятия производят и капитальные вложения в развитие основных фондов, функционирующих в течение длительного времени, что позволяет отнести эти затраты к долговременным. Их следует включать в состав совокупных затрат.

Затраты, включаемые в состав издержек обращения, классифицируются по различным признакам.

Классификация издержек позволяет вскрывать резервы  экономии материальных, трудовых и  финансовых затрат предприятия, снижать  себестоимость продукции, увеличивать рентабельность. Кроме того, она имеет важное значение для предприятий, так как позволяет определить эффект производственного рычага и на его основе осуществить максимизацию прибыли. Классификация издержек например на постоянные и переменные, дает возможность рассчитать порог рентабельности предприятия, запас финансовой прочности, экономическую прибыль предприятия.

Издержки производства и обращения классифицируются по различным признакам: явные и  неявные издержки; предельные; альтернативные; в зависимости от функций, выполняемых предприятием; по видам затрат; материальные и нематериальные; постоянные и переменные; по товарным группам; прямые и косвенные; по статьям и др.

Существуют  два подхода к оценке затрат: бухгалтерский  и экономический. В отчетах предприятия отражаются явные (бухгалтерские) издержки. Однако экономисты, кроме явных, учитываю и неявные издержки, а также затраты упущенных возможностей. Под издержками упущенных возможностей понимают издержки и потери дохода, которые возникают при выборе одного из вариантов деятельности, что означает отказ от других возможных вариантов.

Например2,  предприниматель инвестировал 14 млрд. руб. на реконструкцию ресторана с китайской кухней и получил прибыль 544 млн. руб. Но если бы эти 14 млрд. руб. были инвестированы на реконструкцию предприятий быстрого питания, то прибыль составила бы 1500 млн. руб. С точки зрения бухгалтера прибыль равна 544 млн. руб., а с точки зрения экономиста очевиден убыток – 956 млн. руб.  (1500 – 544). Следовательно, затраты утраченных возможностей можно рассматривать как сумму доходов, которые могли бы быть получены, если бы был использован более выгодный альтернативный вариант.

По участию  в образовании стоимости  все  издержки делятся на чистые и дополнительные.

Чистые издержки обращения – это затраты торгового предприятия по обслуживанию акта купли-продажи товара и смены форм собственности.    

Дополнительные  издержки обращения  - это затраты  торговых предприятий по выполнению операций, связанных с продолжением процесса производства в сфере обращения.  К ним относятся затраты на транспортировку, хранение, доработку, фасовку, упаковку товаров и т.п.

По способу  отнесения на отдельные товары и  товарные группы издержки обращения  делятся на прямые и косвенные.

Прямые издержки обращения  - это затраты, которые на основании первичных документов напрямую могут быть отнесены на ту или иную товарную группу.

Косвенные издержки обращения -  невозможно напрямую без  предварительных расчетов распределить между товарными группами.

Под постоянными  понимаются такие издержки, сумма которых непосредственно не зависит от объема и структуры товарооборота, но их уровень изменяется в обратном по отношению к товарообороту направлении: с увеличением объема товарооборота уровень постоянных издержек обращения, исчисленный в процентах к товарообороту, снижается и наоборот.

Переменные  издержки – это затраты, которые  изменяются (пропорционально, дегрессивно  или прогрессивно) в связи с  колебаниями объема товарооборота. К переменным расходам относят:

    • проценты за пользование кредитом и займами;
    • расходы на транспортировку сырья и товаров;
    • расходы на хранение, подработку и упаковку товаров;
    • расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд;
    • потери товаров и продуктов при перевозке, хранении и реализации;
    • расходы на тару;
    • часть отчислений на социальные нужды;
    • часть прочих расходов (сбор на инкассацию торговой выручки, расходы на ведение кассового хозяйства, стоимость одноразовой посуды и др.).

Деление  издержек обращения на переменные и постоянные носит условный характер, поэтому их чаще называют условно-переменными и  условно-постоянными.

По характеру  выполняемых задач издержки подразделяются на операционные (прямые) и административно-управленческие. Операционные издержки обращения –  это расходы, связанные с выполнением основных функций  торгового предприятия. К ним относят транспортные расходы, амортизацию и аренду основных фондов, расходы на заработную плату персонала, расходы на хранение и подготовку товаров к продаже и др.

Административно-управленческие издержки – это расходы торговых предприятий, обусловленные организацией их хозяйственной деятельности и деятельности аппарата управления. К ним относятся расходы по заработной плате управленческих работников, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности, служебные командировки, представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью предприятий и др.

В рыночных условиях хозяйствования, когда коммерческие предприятия осуществляют свою деятельность в целях получения прибыли, возникает необходимость управления ею. Поэтому встает задача определения не только явных бухгалтерских издержек обращения, но и неявных затрат, а также предстоящих издержек и издержек упущенной возможности.

На предприятиях торговли, где велика доля частной собственности и собственники принимают участие в производственном процессе, наряду с явными издержками, полностью отражаемых в бухгалтерском учете и принимающими форму денежных платежей, некоторые издержки носят и неявный характер.

Неявные (имплицитные) издержки – это альтернативные издержки использования ресурсов (об них я уже упоминала), принадлежащие владельцам предприятия. Такие издержки не отражаются в бухгалтерском учете, но от этого они не становятся менее реальными. Например, предприятие может использовать помещение, принадлежащее владельцу предприятия, без оплаты за аренду. Следовательно, неявные издержки будут равны возможности получения денежных платежей за сдачу этого помещения кому-либо в аренду.

И наконец, при  принятии управленческих решений о расширении предприятий, изменении товарного профиля и т.п. необходимо учитывать так называемые вмененные затраты и инкрементные (приростные) затраты и доходы.

Вмененные издержки возникают в условиях ограниченности ресурсов, когда во имя реализации альтернативного решения А приходится ограничивать или полностью отказаться от решения Б. Например, в условиях ограниченности торговых площадей для расширения продажи товара А необходимо сократить площадь, занятую под товаром Б, в результате чего сократятся его реализация и прибыль.

2.Анализ конкурентных стратегий.

2.1. Стратегия лидерства по издержкам.

Пожалуй, из трех наиболее общих стратегий минимизация  издержек является самой очевидной  и понятной. В рамках этой стратегии  компания ставит своей целью наладить мало-затратное производство товаров отрасли. Обычно у такой компании широкая сфера деятельности: компания обслуживает несколько сегментов индустрии, при этом захватывая по возможности и смежные отрасли, — зачастую именно такая широкая сфера деятельности и позволяет компании добиться лидерства в минимизации издержек. Источники преимуществ в области издержек могут быть весьма разнообразны, они варьируют в зависимости от типа отрасли. Это могут быть повышение эффективности за счет экономии на масштабе, собственных патентованных технологий, особых прав доступа к источникам сырья, а также многие другие факторы. Например, в производстве телевизоров лидерство в сокращении затрат предполагает производство кинескопов оптимального размера, недорогой дизайн, автоматическую сборку и глобальный масштаб производства, за счет которых финансируются исследования и разработки. Если компания предоставляет охранные услуги, преимущества в издержках создаются за счет низких накладных расходов, избытка дешевой рабочей силы, а также эффективных программ обучения, необходимых в силу высокой текучести кадров в этой сфере. Статус производителя мало-затратного продукта предполагает не просто извлечение выгоды на основе «кривой обучения». Такие производители должны постоянно искать новые источники преимуществ в области затрат и извлекать из них максимальную выгоду.

Если компании удалось добиться безусловного лидерства  в отношении сокращения издержек и удерживать это преимущество в  течение долгого времени, эффективность  работы такой компании намного превысит среднерыночный уровень — но при условии, что компания сможет удерживать цены на свои продукты на среднем для данной индустрии уровне или на уровне, незначительно его превышающем. Компания — лидер в области снижения затрат благодаря этому преимуществу будет получать высокие прибыли даже при ценах, сопоставимых с ценами конкурентов, или при более низких, чем у конкурентов, ценах. Однако такая компания не должна забывать об основах дифференциации. Продукт компании должен оцениваться покупателями как сопоставимый с продуктами конкурентов или хотя бы вполне приемлемый, в противном случае компания, даже будучи лидером в минимизации издержек, будет вынуждена значительно снизить цены на товары, чтобы продажи достигли необходимых показателей. А это может свести на нет все выгоды, получаемые за счет благоприятной для сокращения издержек позиции. К примеру, в эту ловушку попали компании Texas Instruments (производство часов) и Northwest Airlines (воздушные перевозки): обеим компаниям удалось существенно минимизировать свои издержки. Но затем компания Texas Instruments не смогла решить проблем, связанных с дифференциацией продуктов, и ей пришлось покинуть рынок.

Фирма Northwest Airlines вовремя обнаружила проблему, и руководство  приложило определенные усилия, направленные на улучшение маркетинга, обслуживания пассажиров и услуг по продаже билетов, чтобы продукты компании ничем не уступали продуктам конкурентов.

Таким образом, как бы компания ни полагалась на конкурентные преимущества в виде сокращения издержек, она все равно должна добиваться равенства или хотя бы приближенного равенства в основах дифференциации своих продуктов по отношению к продуктам конкурентов — только в этом случае компания сможет выйти на показатели эффективности, превышающие среднерыночный уровень. Равенство в основах дифференциации позволяет компании — лидеру в минимизации издержек непосредственно переводить свое преимущество в низких затратах в высокие прибыли — причем более высокие, чем у конкурентов. Но даже при приближенном равенстве базисов дифференциации низкие цены, необходимые для получения контроля над нужной долей рынка, никак не затрагивают преимуществ лидера в минимизации издержек, в силу чего лидер получает более высокие доходы, чем в среднем по рынку.

Логика стратегии лидерства в минимизации издержек обычно требует, чтобы компания стала единственным лидером, а не просто вошла бы в группу тех, кто стремится занять эту позицию. Многие компании, отказавшиеся признать этот факт, допустили тем самым серьезную стратегическую ошибку. Когда на позицию лидера в минимизации издержек имеется несколько кандидатов, соперничество между ними становится особенно ожесточенным — ведь каждый, даже самый небольшой, фрагмент рынка начинает иметь решающее значение. И пока одна из компаний не займет позицию лидера, «убедив» тем самым остальных конкурентов сменить стратегию, последствия этой борьбы для прибыльности (а также и для структуры индустрии в долгосрочной перспективе) могут стать весьма пагубными, и именно так обстояло дело с несколькими предприятиями нефтехимической промышленности. Таким образом, стратегия лидерства в минимизации издержек в основном базируется на приоритетном праве обладания определенным преимуществом — и компания вынуждена отказаться от этого права, если только в какой то момент она не получит возможности радикально изменить свое положение в отношении издержек благодаря крупным технологическим достижениям.

Информация о работе Понятие, виды, структура издержек