Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:22, доклад
Наиболее распространенные определения понятия «управление»:
1) определение цели и результата ее достижения с помощью необходимых и достаточных способов, средств и воздействий;
2) функция организованных систем разнообразной природы (биологических, социальных, технических), которая обеспечивает сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей деятельности;
Групповая работа преследует следующие цели:
1.
Улучшение информированности
2. Разработку новых идей, решений, повышение активности членов группы и стимулирование их к нахождению новых вариантов.
3.
Создание коллектива
4. Осуществление многоаспектной экспертизы любой идеи - путем коллективного поиска аргументации ее защиты, критическому анализу, реальному осмыслению и прогнозированию потенциальных проблем.
Для повышения эффективности групповой работы необходимо соблюсти следующие условия:
- члены группы должны познакомиться, чтобы общаться;
-
целесообразно объединить в
-
проблемы, предлагаемые для обсуждения,
должны быть актуальны и
-
лидер должен брать на себя
в основном координационную,
Эффективно работающую
группу отличают:
-
естественность внешнего и
- откровенность друг с другом;
-
нацеленность на решение
-
подвижность ролей и
-
реалистическое отношение к
-
максимальное использование
-
готовность к
-
равная ответственность за
Знакомство друг с другом . Каждый член группы сообщает имя, фамилию, место работы, должность, личные качества, которые будут помогать или мешать работе с ним, что-то интересное о себе. Для ускорения знакомства можно написать на табличке свое имя и поставить перед собой на стол.
Визитная карточка группы . Предложить группе придумать знаки и символы группового отличия: название, девиз, под которым группа собирается работать, визуальный символ.
Деление на микрогруппы. Группа делится на подгруппы, в подгруппе обсуждают проблему, находят ее решение, а на совещании всей группы докладывают о результатах. Группа анализирует полученные результаты, обсуждает их и находит причины возникновения проблем.
Конфликт в группе. Для урегулирования конфликтных ситуаций можно рекомендовать некоторые приемы. Например, поменять членов группы, поставить перед находящимися в конфликте единую цель, достичь которую можно лишь совместными усилиями, расширить групповое общение и пр.
При
появлении недоразумений группа
может пригласить представителей других
групп или использовать так называемые
советы третьих лиц (эксперты, консультант,
преподаватель).
Общие рекомендации
по формулировке и представлению
аргументов. Необходимо оперировать
простыми, ясными, точными и убедительными
понятиями. Употреблять понятную терминологию.
Избегать неделовых выражений и формулировок,
затрудняющих понимание.
*
Способ и темы аргументации
должны соответствовать
. * Аргументирование не должно быть ни декларативным, ни монологом. Точно расставленные паузы оказывают большое воздействие.
* Необходимо избегать пустых, ничего не значащих фраз, суждений и оценок.
*
Следует избегать простого
*
Избегать обострения отношений
- для этого целесообразно
Групповая консультация.
При обучении в дистанционной форме очень
велика роль групповых консультаций -
особой формы проведения занятий, основным
содержанием которых является разъяснение
слушателям отдельных, часто наиболее
сложных или практически значимых вопросов
изучаемой программы. Их проведение позволяет
обеспечить максимальное приближение
обучения к практическим интересам и запросам
каждого слушателя с учетом имеющегося
у него опыта и степени индивидуального
восприятия изучаемого материала. Вместе
с тем, обеспечивая активизацию познавательной
деятельности слушателей, групповые консультации
являются одним из наиболее результативных
методов закрепления полученных знаний.
Команда – это группа из двух или более индивидов, которые для достижения определенной цели координируют свои действия и трудовые усилия.
Типы команд
В одной и той же организации, по мнению Ричарда Л. Дафта, могут существовать команды самых разных типов. Самый простой способ классификации команд на его взгляд – разделение их на те, что создаются как часть формальной структуры организации, и те, цель которых состоит в расширении участия их членов в управлении.
Формальные команды
Формальные
команды создаются как часть
организационной структуры
Вертикальная команда
Вертикальная команда включает менеджера и его формальных подчиненных. Такую команду иногда еще называют Функциональной. Как правило, в вертикальную команду входит отдел в целом. Команды, управляемые менеджером, могут идеально подходить для простых задач, когда определена главная цель
Горизонтальная команда
Горизонтальная команда состоит из работников примерно одного и того же уровня, но из разных отделов. Они собираются вместе, получают задачу, а после ее выполнения могут возвратиться к исполнению своих постоянных трудовых обязанностей. Обычно горизонтальные команды формируются в виде специальных групп или комитетов.
Другое название специальных групп – межфункциональные команды. Такие команды могут работать над созданием нового продукта.
Специализированная (проектная) команда
Специализированные команды не входят в формальную структуру организации и работают над наиболее важными или требующими уникальных творческих навыков проектами. Такие команды создаются ради определенной цели и по ее достижении расформировываются.
Самоуправляемые команды
Объединение работников низших уровней в команды преследует цель привлечения их к процессу принятия решений. Конечная цель-повышение производительности. В Японских фирмах успешно используются самоуправляемые команды.
Самоуправляемые команды обычно состоят из 5-20 обладающих различными навыками работников, которые отвечают за весь цикл производства товара или услуги. Идея состоит в том, что команда сама, без прямого участия менеджеров и контролеров, несет ответственность за свою работу, принимает решения, контролирует эффективность и пр.
Виртуальные команды
Виртуальная команда состоит из людей из разных географических регионов или организаций, объединяемых при помощи современных информационных и телекоммуникационных технологий. Виртуальные команды отличаются высокой гибкостью и динамизмом. Это могут быть как временные межфункциональные команды, так и долговременные и даже постоянные самоуправляемые команды.
Глобальные команды
Это команды, объединяющие людей из разных стран, разных национальностей, чья деятельность может охватывать несколько государств. С точки зрения руководства создают большой комплекс проблем.
Д. Макинтош-Флетчер выделяет два вида команд в зависимости от планируемых сроков их функционирования и количества решаемых задач:
- кросс-функциональная команда формируется для достижения одной цели, выполнения определённого объёма работ или реализации конкретного проекта.
- интактными командами Д. Макинтош-Флетчер называет продолжительное время существующие рабочие группы, сформированные для решения значительного количества достаточно схожих задач.
Современные тренеры по командообразованию выделяют дополнительные типы команд с точки зрения распределения полномочий и управления процессами групповой деятельности.
Целенаправленные или самопроектирумые команды
Целенаправленные или самопроектируемые команды сами определяют свои задачи или методы и методы их достижения. Целенаправленные команды предлагают максимальный потенциал для новаторства, усиливают приверженность целям и мотивацию, предоставляют возможности для организационного обучения и изменений.
К основным элементам эффективной работы команды относят:
-
удовлетворение личных
-
успешное взаимодействие в
-
решение поставленных перед
Эффективность команды зависит также от следующего шага - от того, что произойдет после достижения поставленных целей. Наблюдения за работой команд в организациях показывают, что большая часть энергии, если не вся, направляется на решение внешней задачи (на то, что необходимо получить, когда, с какими средствами и ресурсами).
Естественно, это важно, но нельзя забывать о процессе (каким образом команда будет работать) и о том, что не исключены конфликты. Например, даже команда, достигшая своих целей, едва ли может считаться эффективной, если ее члены имеют противоречивые взгляды и разочарованы в своей организации настолько, что намерены искать другую работу.
Поэтому
в качестве дополнительных показателей
эффективности команды можно
рассматривать степень