Понятие управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:22, доклад

Описание работы

Наиболее распространенные определения понятия «управление»:

1) определение цели и результата ее достижения с помощью необходимых и достаточных способов, средств и воздействий;

2) функция организованных систем разнообразной природы (биологических, социальных, технических), которая обеспечивает сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей деятельности;

Работа содержит 1 файл

М 1 .docx

— 28.73 Кб (Скачать)

       Групповая работа  преследует следующие  цели:

     1. Улучшение информированности членов  группы, при этом развиваются  горизонтальные коммуникации и  взаимопонимание. 

     2. Разработку новых идей, решений,  повышение активности членов  группы и стимулирование их  к нахождению новых вариантов. 

     3. Создание коллектива единомышленников, способных к сотрудничеству и  взаимопомощи.

     4. Осуществление многоаспектной экспертизы любой идеи - путем коллективного поиска аргументации ее защиты, критическому анализу, реальному осмыслению и прогнозированию потенциальных проблем.

     Для повышения эффективности  групповой работы необходимо соблюсти следующие условия:

       - члены группы должны познакомиться, чтобы общаться;

     - целесообразно объединить в группу  людей с разными профессиональными знаниями;

     - проблемы, предлагаемые для обсуждения, должны быть актуальны и понятны,  вызывать практический интерес; 

     - лидер должен брать на себя  в основном координационную, направляющую  роль.

      
           Эффективно работающую группу отличают:

     - естественность внешнего и внутреннего  общения; 

     - откровенность друг с другом;

     - нацеленность на решение поставленных  целей и задач путем сотрудничества  и общения; 

     - подвижность ролей и регламентов  работы;

     - реалистическое отношение к проблеме;

     - максимальное использование способностей  всех членов группы;

     - готовность к самосовершенствованию,  к проявлению инициативы, стремление к новому;

     - равная ответственность за проделанную  работу. Чтобы группа соответствовала  перечисленным требованиям, преподаватель  должен опосредованно обучать  групповой работе. С этой целью  можно использовать ряд приемов. 

       Знакомство  друг  с другом . Каждый член группы сообщает имя, фамилию, место работы, должность, личные качества, которые будут помогать или мешать работе с ним, что-то интересное о себе. Для ускорения знакомства можно написать на табличке свое имя и поставить перед собой на стол.

       Визитная карточка  группы . Предложить группе придумать знаки и символы группового отличия: название, девиз, под которым группа собирается работать, визуальный символ.

     Деление на микрогруппы. Группа делится на подгруппы, в подгруппе обсуждают проблему, находят ее решение, а на совещании всей группы докладывают о результатах. Группа анализирует полученные результаты, обсуждает их и находит причины возникновения проблем.

     Конфликт в группе. Для урегулирования конфликтных ситуаций можно рекомендовать некоторые приемы. Например, поменять членов группы, поставить перед находящимися в конфликте единую цель, достичь которую можно лишь совместными усилиями, расширить групповое общение и пр.

     При появлении недоразумений группа может пригласить представителей других групп или использовать так называемые советы третьих лиц (эксперты, консультант, преподаватель).  
            Общие рекомендации по формулировке и представлению аргументов. Необходимо оперировать простыми, ясными, точными и убедительными понятиями. Употреблять понятную терминологию. Избегать неделовых выражений и формулировок, затрудняющих понимание.

     * Способ и темы аргументации  должны соответствовать особенностям  темперамента, характера членов  группы.

     . * Аргументирование не должно быть ни декларативным, ни монологом. Точно расставленные паузы оказывают большое воздействие.

     * Необходимо избегать пустых, ничего  не значащих фраз, суждений и оценок.

     * Следует избегать простого перечисления  фактов. Вначале лучше излагать  преимущества или последствия,  вытекающие из них, а затем  недостатки.

     * Избегать обострения отношений  - для этого целесообразно принять  вину на себя  
             Групповая консультация.  При обучении в дистанционной форме очень велика роль групповых консультаций - особой формы проведения занятий, основным содержанием которых является разъяснение слушателям отдельных, часто наиболее сложных или практически значимых вопросов изучаемой программы. Их проведение позволяет обеспечить максимальное приближение обучения к практическим интересам и запросам каждого слушателя с учетом имеющегося у него опыта и степени индивидуального восприятия изучаемого материала. Вместе с тем, обеспечивая активизацию познавательной деятельности слушателей, групповые консультации являются одним из наиболее результативных методов закрепления полученных знаний.

      

     Команда – это группа из двух или более индивидов, которые для достижения определенной цели координируют свои действия и трудовые усилия.

     Типы  команд

     В одной и той же организации, по мнению Ричарда Л. Дафта, могут существовать команды самых разных типов. Самый простой способ классификации команд на его взгляд – разделение их на те, что создаются как часть формальной структуры организации, и те, цель которых состоит в расширении участия их членов в управлении.

     Формальные  команды

     Формальные  команды создаются как часть  организационной структуры компании. Выделяют три разновидности формальных команд: с горизонтальными и вертикальными  структурными взаимосвязями, а также  специализированные команды.

     Вертикальная  команда

     Вертикальная  команда включает менеджера и  его формальных подчиненных. Такую  команду иногда еще называют Функциональной. Как правило, в вертикальную команду  входит отдел в целом. Команды, управляемые  менеджером, могут идеально подходить  для простых задач, когда определена главная цель

     Горизонтальная  команда

     Горизонтальная  команда состоит из работников примерно одного и того же уровня, но из разных отделов. Они собираются вместе, получают задачу, а после ее выполнения могут  возвратиться к исполнению своих  постоянных трудовых обязанностей. Обычно горизонтальные команды формируются  в виде специальных групп или  комитетов.

     Другое  название специальных групп –  межфункциональные команды. Такие команды могут работать над созданием нового продукта.

     Специализированная (проектная) команда

     Специализированные  команды не входят в формальную структуру  организации и работают над наиболее важными или требующими уникальных творческих навыков проектами. Такие  команды создаются ради определенной цели и по ее достижении расформировываются.

     Самоуправляемые команды

     Объединение работников низших уровней в команды  преследует цель привлечения их к  процессу принятия решений. Конечная цель-повышение  производительности. В Японских фирмах успешно используются самоуправляемые  команды.

     Самоуправляемые команды обычно состоят из 5-20 обладающих различными навыками работников, которые  отвечают за весь цикл производства товара или услуги. Идея состоит в том, что команда сама, без прямого  участия менеджеров и контролеров, несет ответственность за свою работу, принимает решения, контролирует эффективность  и пр.

     Виртуальные команды

     Виртуальная команда состоит из людей из разных географических регионов или организаций, объединяемых при помощи современных  информационных и телекоммуникационных технологий. Виртуальные команды  отличаются высокой гибкостью и  динамизмом. Это могут быть как  временные межфункциональные команды, так и долговременные и даже постоянные самоуправляемые команды.

     Глобальные  команды

     Это команды, объединяющие людей из разных стран, разных национальностей, чья  деятельность может охватывать несколько  государств. С точки зрения руководства  создают большой комплекс проблем.

     Д. Макинтош-Флетчер выделяет два вида команд в зависимости от планируемых сроков их функционирования и количества решаемых задач:

     - кросс-функциональная команда формируется для достижения одной цели, выполнения определённого объёма работ или реализации конкретного проекта.

     - интактными командами Д. Макинтош-Флетчер называет продолжительное время существующие рабочие группы, сформированные для решения значительного количества достаточно схожих задач.

     Современные тренеры по командообразованию выделяют дополнительные типы команд с точки зрения распределения полномочий и управления процессами групповой деятельности.

     Целенаправленные  или самопроектирумые команды

     Целенаправленные  или самопроектируемые команды сами определяют свои задачи или методы и методы их достижения. Целенаправленные команды предлагают максимальный потенциал для новаторства, усиливают приверженность целям и мотивацию, предоставляют возможности для организационного обучения и изменений.

     К основным элементам  эффективной работы команды относят:

     - удовлетворение личных интересов  членов команды;

     - успешное взаимодействие в команде;

     - решение поставленных перед командой  задач.

     Эффективность команды зависит также от следующего шага - от того, что произойдет после достижения поставленных целей. Наблюдения за работой команд в организациях показывают, что большая часть энергии, если не вся, направляется на решение внешней задачи (на то, что необходимо получить, когда, с какими средствами и ресурсами).

     Естественно, это важно, но нельзя забывать о процессе (каким образом команда будет  работать) и о том, что не исключены  конфликты. Например, даже команда, достигшая  своих целей, едва ли может считаться  эффективной, если ее члены имеют  противоречивые взгляды и разочарованы в своей организации настолько, что намерены искать другую работу.

     Поэтому в качестве дополнительных показателей  эффективности команды можно  рассматривать степень готовности ее членов к выполнению новых задач  и наличие у них желания  продолжать совместную работу.

      
 

Информация о работе Понятие управления